Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности по развитию фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза
план-конспект на тему

Фролова Ирина Николаевна

Конспек на тему Звуки З-Ж. Цель занятия-закрепить правильное произношение звуков З-Ж в слогах, словах, фразах, учить дифференцировать эти звуки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_na_attestatsiyu_zvuki_zh-z.odt21.64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности по развитию фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза

Тема. Звуки Ж-З

Цели:

коррекционно-образовательная:

-учить различать звуки Ж и З по акустико-артикуляционным признакам;

-закреплять правильное произношение звуков Ж и З изолированно, в слогах, словах и чистоговорках;

коррекционно-развивающие:

-развивать фонематическое восприятие;

-упражнять в звуковом анализе слов из трёх-четырёх звуков;

-совершенствовать мелкую, общую и артикуляционную моторику детей, ВПФ;

коррекционно-воспитательная:

-учить самостоятельно контролировать правильное произношение вновь поставленных звуков;

-воспитывать интерес к занятиям, к природе.

Оборудование: мультимедийная установка, экран, проектор, магнитная доска, индивидуальные зеркала, сухой бассейн с песком, шарики су-джок.

Раздаточный материал: картонные круги с изображением змеи и жирафа, плоскостные изображения солнышка и снежинки, картинки с изображением предметов на изучаемые звуки, коробки с цветными фишками для звукового анализа слов.

Форма работы: подгрупповая.

Демонстрационный материал: звуковые профили, игрушки «Змея» и «Жираф», два самолёта с прорезями в иллюминаторах, кубик синий твёрдый, колокольчик звенящий, видеопрезентация «Звуки З и Ж».

Методические приёмы:

Словесные-беседа, вопросы, объяснение.

Наглядные- демонстрация картинок, предметов, презентация.

Игровые-дидактические игры «Жираф-змея», «Подари картинку», «Закончи предложение», «Он и я», «Добавь слог», «Кто полетит в Африку?», сюрпризный момент-гости жираф Жора и змея Зоя.

Практические: выкладывание схемы слов с помощью цветных фишек, нахождение картинок в сухом бассейне, упражнения для развития моторики, дыхания, артикуляции, ответы на вопросы педагога, отгадывание загадок.

Предварительная работа: беседа о животных, птицах, насекомых, чьи названия начинаются на звуки З и Ж, просмотр учебного фильма для детей об обитателях Африки: змеях, жирафах. Заучивание маленьких стихотворений со словами на звуки З, Ж: В. Берестова «Завтра», «Жонглёра пожалел обжора».

Используемые технологии:

-здоровьесберегающие (физкультминутка, гимнастика с использованием су-джока, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, использование сухого бассейна.

-информационные (презентация «Звуки З и Ж»).

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Игра «Что лишнее?»

Логопед (в дальнейшем Л.)-Посмотрите на картинки и скажите, что лишнее?

(Зонт, зубы, зайка, жираф, змея).

Дети (в далльнейшем Д.) -Лишний жираф.

Л.- Почему?

-Теперь второй ряд картинок. Что здесь лишнее?

(Жёлуди, жук, замок, жираф, жаба).

Д. -Лишний замок.

Л.-Почему?

-Вы молодцы, хорошо справились с заданием!

2.Сообщение темы занятия.

(Логопед включает фонограмму топота копыт, затем свист змеи и незаметно достаёт игрушки: змея и жираф).

Л.-Ребята, что за звуки? Кто это к нам пожаловал? А чтобы вы быстрей догадались, отгадайте загадки и узнаете, кто наши гости.

Л.-Он высокий и пятнистый, с длинной длинной шеей,

     И питается он листьями-листьями деревьев! Кто это?

Д.-Жираф!

Л.-Да, а зовут его Жорик.

-Лежит верёвка, свистит, плутовка,

  Брать её опасно-укусит. Ясно? Кто это?

Д.-Змея!

Л.-Да, а зовут её Зоя. Откуда они приехали?

Д.-Из Африки!

Л.-Правильно. По дороге они поспорили, кто из них лучше, кто ребятам больше понравится. А мы им предложим посоревноваться. Давайте разделимся. Кто-то будет в команде змейки, а кто-то жирафа.

(Л. делит детей на команды по рядам).

-С какого звука начинается имя жирафа? (Ж). А с какого имя змейки? (З). Верно. Сегодня мы с вами поговорим об этих звуках: чем они отличаются, чем похожи, научимся давать им характеристику, закрепим произношение этих трудных звуков. А чтобы  правильно произносить звуки, что необходимо делать нам каждый день?

Д.-Гимнастику для язычка и губ!

3.Артикуляционная гимнастика.

(Л. раздаёт зеркала. Сначала делаются упражнения для звука З, затем для Ж).

Для звука З

Для звука Ж

Улыбка

Маляр

Заборчик

Вкусное варенье

Желобок

Чашечка

Красим нижний заборчик

Фокус

Непослушный язычок

Саночки.

Л.-Жирафу Жоре так понравилась гимнастика для язычка и губ, что он просит вас приехать в Африку и научить его родственников выполнять эти упражнения.

4.Развитие мелкой моторики.

Пальчиковая гимнастика.

Л.-Специально для змейки Зои в знак дружбы мы покажем ей гимнастику для пальцев «Змея».

А она без ног ползёт,
И по спинке дрожь идёт,

Сцепите ладони в «замок», соединяя руки, избразите, как ползёт змея».

Тело в кольца завивает,
Спит зимой,забот не знает,

Выполняем «колечки» при помощи пальцев, поочерёдно соединяя все пальцы с большим.

Не язык у ней,а жало,
Не пчела и больно жалит.

Соединяем кисти рук в щепоть, двигаем их вперёд-назад.

Я боюсь её,друзья,
По земле ползёт
змея

Опять сцепите ладони в «замок», имитируя ползущую змейку.

Л.-Змейке очень понравилась ваша гимнастика.

5.Упражнение для развития сильной воздушной струи.

Л.-Дети, возьмите каждый солнышко со стола, положите на ладошку и подуйте. Как нужно сдувать предметы?

Д.-Рот открыть. Язык положить на нижнюю губу. Сильно подуть на середину языка.

Л.-Сдуйте солнышко. Положите обратно. Теперь протяните звук Ж, поднеся ладонь с солнышком близко ко рту. Какой воздух?

Д.-Горячий!

Л.-Положите снежинку на ладонь. Поднесите ближе ко рту и произнесите звук З. Какая воздушная струя по ощущениям?

Д.-Холодная.

Л.-Чем отличается произношение звука Ж от звука З?

Д.-Когда произносишь Ж-воздух горячий, а когда З-холодный.

6.Различение звуков Ж-З по акустико-артикуляционным признакам.

Л.-Давайте расскажем змейке про её главный звук. Какой он? Возьмите зеркала, давайте позвеним. Что происходит во рту? Как расположены губы, зубы и язык?

Д.-Губы в улыбке, зубы сомкнуты, похожи на заборчик, язык лежит внизу, упирается в нижние зубы.

Л.-Давайте повесим змейке на шею знак, что язык внизу-стрелку.

(Л. выставляет звуковой профиль З) -Воздуху что-нибудь мешает проходить через рот, или он выходит свободно?

Д.-Мешают зубы.

Л.-Значит, этот звук какой?

Д.-Согласный.

Л.-А какой фишкой будем его обозначать?

Д.-Синей.

Л.-Почему?

Д.-Он твёрдый, как синий кубик. (Л. показывает синий кубик, дети его ощупывают).

Л.-Положите руку на горлышко и ещё раз протяните звук З. Горлышко звенит?

Д.-Звенит. Звук З-звонкий. (За правильные ответы дети кладут жетоны в коробку змейке.)

Л.-Давайте повесим на змейку значки с синим кубиком и колокольчиком, чтобы она не забыла, какой её главный звук. Теперь расскажем жирафу про звук Ж. Посмотрите в зеркала, пожужжите. Что происходит во рту? (Л. Вывешивает профиль звука Ж).

Д.-Губы округлены, похожи на бублик, язык сложен чашечкой, поднят вверх, зубы разомкнуты.Звук нельзя пропеть, воздуху мешает язык, значит звук Ж-согласный. Он твёрдый, будем обозначать синей фишкой. Звук Ж-звонкий, так как горлышко дрожит, звенит. (За правильные ответы дети кладут жетоны в коробку жирафа)

Л.-Давайте на жирафа повесим значки, обозначающие, что заук Ж-твёрдый (синий кубик), что он звонкий (колокольчик), что язык вверху-стрелка вверх. Ребята! Похожи звуки З и Ж?

Д.-Да!

Л.-Поэтому их часто путают. Они оба согласные, твёрдые, звонкие. Чем же они отличаются?

Д.-Когда произносим З-язык внизу, когда произносим Ж-язык вверху.

7.Задания на развитие фонематического восприятия.

Игра «Жираф-змея»

Л.-Я произношу слоги со звуками З и Ж. Если услышите звук Ж- поднимите круг с изображением жирафа те, кто в его команде. Если услышите звук З-поднимите круг со змеёй те, кто в команде змейки.

Слоги: ЗА, ЖА, ЗО, ЗУ, ЖИ, ЖЕ, ЖО, ЗЫ, ЗЭ, ЖУ.

Л.-Правильно поднимали все. Молодцы! Кладу по жетону в обе коробки.

Игра «Подари картинку» (с использованием сухого бассейна).

Л.-Перед вами сухой бассейн с песком. В нём карточки. Ищите их. Если на карточке предмет, который начинается на З-отдаёте змее Зое в коробку, будет считаться за жетон, если предмет начинается на Ж-Жоре в коробку.

Картинки: зуб, желе, заноза, жаба, жених, желток, замок, заколка).

8.Физкультминутка.

Плачет змейка у скамейки -

Руки на голову, наклоны в стороны.

Длинная у змейки шейка,

Вытягиваем шею вперёд-назад, руки на поясе.

Спали бусы, туг браслет,
И серёжкам места нет.

Кладём ладошки на шею, запястья и трогаем уши.

Ей ведь тоже хочется
Быть красивой модницей.

Прыжки на месте с поворотами вправо-влево.

9.Звуковой анализ слов ЗОНТ и ЖУК.

Л.-У вас столе коробки с цветными фишками. Выкладываете схему слова.

-Слово ЗОНТ: какой звук первый? Он гласный или согласный? Он твёрдый или мягкий? Какой фишкой обозначим? Ручку положим на горлышко-звенит? Значит-звонкий. Какой второй звук? Сколько звуков всего?

(Аналогично слово ЖУК).

Л.-За правильные схему жирафу и змее-жетоны.

10.Автоматизация звуков Ж-З в словах.

(Видеопрезентация «Звуки Ж-З»-дети хором называют картинки на слайдах 1-14 на заданные звуки и повторяют чистоговорки за учителем-логопедом).

Чистоговорки:

Л.-Жа-жа-жа-потерялись два ножа.

    -Же-же-же-знаем звуки мы уже.

    -Жу-жу-жу-рыбу в речке я ужу!

    -Зо-зо-зо-покупаем Зое зонт!

    -Зу-зу-зу-моем мишку мы в тазу!

    -За-за-за-наш зайчишка-егоза.

(Далее продолжение видеопрезентации «Звуки Ж-З». Дети смотрят на слайды и комментируют то, что видят. За каждый правильный ответ-жетон, смотря из чьей команды ответили ребята.)

Слайд 15: Жираф и змея.

Слайд 16.Возле жирафа стрелка вверх, возле змеи стрелка вниз.

Слайд 17.Возле жирафа солнце, возле змеи изображена снежинка.

Слайд 18.Игра «Добавь слог ЗА или ЖА. ЗЫ или ЖИ».

(Л. читает детям начало слова, ребята отвечают по очереди).

-Ко...(жа)                  ва...(за)

-Лу...(жа)                  мимо   (за)

-Лы...(жи)                меду...(зы)

Слайд 19. Игра «Закончи предложение» (Начало читает Л.)

-Морковку любит грызть...(заяц).

-Летом на улице бывает страшная...(жара).

-У маленькой Зои выпал молочный...(зуб).

-На цветочек сел большой зелёный майский ...(жук.).

-Во время грозы я вышел из дома с ...(зонтом).

-Свинья ест под дубом вкусный ...(жёлудь).

Слайд 20.Возле жирафа буква Ж, возле змеи буква З.

(Л. подсказывает-звук Ж какой буквой обозначается? А звук З?)

11.Гимнастика с использованием шарика су-джок.

Л.-Наши гости немного устали соревноваться. Давайте поиграем с шариком су-джок, повторим за мной стихотворение и назовём слова со звуком Ж, которые в стихотворении встретились?

Катится колючий ёжик, нет ни головы ни ножек.

Катаем шарик, зажав его между двумя ладонями.

Он сопит и пыхтит, по ладошке бежит.

Катаем шарик по правой ладони, затем по левой, выполняя круговые движения.

И по пальцам бежит, и кряхтит, и фырчит.

Катаем шариком вперёд-назад по каждому пальцу правой руки.

Бегает туда-сюда, мне щекотно? Да!

Катаем шарик по каждому пальцу левой руки.

Л.-Какие слова вы услышали со звуком Ж? (Ёжик, ножек, бежит).

12.Закрепление дифференцирования звуков Ж-З в словах и предложениях.

Игра «Он и я» (играем с мячом, дети бросают мяч Л., отвечая).

-Он заходит- и я...(захожу).

-Он заводит- и я ...(завожу).

-Он завяжет -и я..(завяжу).

-Он заслужит -и я ...(заслужу).

-Он зарядит- и я... (заряжу).

Игра «Кто полетит в Африку?»

Л.-Ребята, наши гости уже скоро улетят домой в Африку. Давайте поможем им посадить в самолёты пассажиров? Картинки со словами на звук З мы садим в самолёт к змейке Зое, а картинки на звук Ж-к жирафику Жоре.

Картинки: заяц, зубр, змея, зорро, зарянка, жук, жаба, журавль, жираф, жужелица.

(Дети называют картинки и прикрепляют к иллюминатору животных).

Л.-Справились с заданием. Ещё по жетону нашим гостям.

13.Итог занятия.

Л.-Посчитаем жетоны. Да у них поровну очков! Победила дружба! Давайте попрощаемся с гостями. Теперь они знают, что одинаково вам нравятся. Скажем им:

Д.-До свидания!

Л.-О каких звуках сегоня говорили на занятии?

Д.-О звуках Ж и З.

Л.-Чем они похожи?

Д.-Оба согласные, твёрдые, звонкие.

Л.-Чем отличаются?

Д.-Когда произносим Ж-язык вверху, чашечкой, когда произносим З-язык внизу, упирается в нижние зубы.

14.Оценивание работы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности « В гости к золотой осени»

Данный конспект будет интересен логопедам и воспитателям логопедических групп,использующих в своей работе здоровьесберегающие технологии....

Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности "Путешествие по сказкам"

Цель занятия: развивать речь детей через элементы театрализации с использованием русской народной сказки «Заюшкина избушка»...

Конспект интегрированного занятия на тему "Космос" в рамках раздела «Развитие познавательных способностей дошкольников» в старшей группе компенсирующей направленности.

Развитие познавательной и речевой активности детей, художественно-эстетических способностей в процессе коррекции речевых нарушений....

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР "Автоматизация звука [C] в слогах, словах, играх «Поможем фее Снежинке», с использованием ИКТ технологии

Материал предназначен для учителей-логопедов ДОУ, работающих с детьми с ОНР и ФФНР.В конспекте представлено подгрупповое занятие по автоматизации звука [с], с использованием средств ИКТ. Закрепляя ран...

Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности на тему: "Осенняя прогулка"

Цель деятельности: закрепить приметы осени. Детям предлагается "прогулка" по осеннему городу, огороду, лесу  с использованием соответствующих сюжетных картин. Решаются задачи: развивать...