УРОК - СКАЗКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В 7 КЛАССЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО ТЕМЕ «СОСТАВ СЛОВА»
план-конспект урока (7 класс) на тему

Кондратюк Татьяна Георгиевна

Цель урока:

ü проверить основные знания учащегося о составе слова.

Задачи урока:

Образовательные:

ü повторить знания об однокоренных словах и значимых частях слова;

ü совершенствовать умение разбирать слова по составу;

ü учить точности формулирования вопроса;

ü отрабатывать навык постановки вопросов к словам и порядок действий при списывании;

 

Коррекционные:

ü научить практическому применению знаний, полученных на уроке;

ü развивать орфографическую зоркость;

ü развивать мышление, внимание, память, интерес к результату работы;

ü развивать познавательный интерес, наглядно-образного и ассоциативного мышления;

 

Воспитательные:

ü прививать интерес к внеклассному чтению, к русскому языку.

ü развивать умения слушать и слышать других, уважение к мнению старших.


Задачи урока: создать условия для развития:

1. Предметных компетенций посредством проверки основных знания учащегося о составе слова.

2. Общепредметных компетенций: владение логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение)

3. Ключевых компетенций:

ü - информационных посредством развития умения использовать разные источники информации для решения поставленной цели;

ü - коммуникативных посредством развития умений диалогической речи через организацию работы с учителем;

ü - социально-трудовых посредством развития умения самостоятельно организовывать рабочее место;

ü - личностного самосовершенствования через проведение личностной рефлексии.

Тип урока: повторение и применение изученного материала

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, мультимедийная презентация по теме урока, учебник «Русский язык», тетрадь, карточки с заданиями.

Педагогические технологии, применяемые на уроке: игровые технологии обучения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

Краснодарского края специальная (коррекционная)

школа-интернат ст-цы Калининской

УРОК - СКАЗКА

С ПРИМЕНЕНИЕМ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

В 7 КЛАССЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ПО ТЕМЕ «СОСТАВ СЛОВА»

                                                  

Подготовила учитель  надомного обучения:

ГКОУ школы-интерната ст-цы Калининской

Кондратюк Татьяна Георгиевна

2017 год

Конспект урока в 7 классе  по русскому языку

по теме «Состав слова»

Цель урока:

  • проверить основные знания учащегося о составе слова.

Задачи урока:

Образовательные:

  • повторить знания об однокоренных словах и значимых частях слова;
  • совершенствовать умение разбирать слова по составу;
  • учить точности формулирования вопроса;
  • отрабатывать навык постановки вопросов к словам и порядок действий при списывании;

Коррекционные:

  • научить практическому применению знаний, полученных на уроке;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • развивать мышление, внимание, память, интерес к результату работы;
  • развивать познавательный интерес, наглядно-образного и ассоциативного мышления;

Воспитательные:

  • прививать интерес к внеклассному чтению, к русскому языку.
  • развивать умения слушать и слышать других, уважение к мнению старших.


Задачи урока: создать условия для развития:

1. Предметных компетенций посредством проверки основных знания учащегося о составе слова.

2. Общепредметных компетенций: владение логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение)

3. Ключевых компетенций:

  • - информационных посредством развития умения использовать разные источники информации для решения поставленной цели;
  • - коммуникативных посредством развития умений диалогической речи через организацию работы с учителем;
  • - социально-трудовых посредством развития умения самостоятельно организовывать рабочее место;
  • - личностного самосовершенствования через проведение личностной рефлексии.

Тип урока: повторение и применение изученного материала

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, мультимедийная презентация по теме урока, учебник «Русский язык», тетрадь, карточки с заданиями.

Педагогические технологии, применяемые на уроке: игровые технологии обучения.

Ход урока

I. Организация класса к уроку. Сообщение темы и постановка учебной задачи.

Сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в сказку, где нам понадобятся наши знания о составе слова. Мы  должны будем помочь добру победить зло.

А для того, чтобы попасть в сказку мы должны закрыть глаза и произнести волшебные слова.

По щучьему велению,

По нашему хотению

Пусть мы окажемся в сказке.

(Открывается доска с иллюстрациями к сказке)

II. Работа по теме урока.

Итак, начинается сказка.

1. В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-царевич со своей женой Марьей Моревной. Жили они в мире и согласии. Однажды собралась Марья в соседнее государство навестить свою сестру, а все свое хозяйство мужу оставила (жили-то они в царстве, которое Елене по наследству от отца осталось) и приказывает:

   – Везде ходи, за всем присматривай, только в чулан в подвале не заглядывай.

Царевич не вытерпел: как только Марья Моревна уехала, тотчас бросился в подвал. Подошел Иван к двери, а открыть ее не может. А на двери слова написаны: корень, суффикс, приставка, окончание, основа. А Иван-царевич знать не знает, ведать не ведает, что значат эти слова.

Задание 1.

     – Дай определение корня слова.

     – Дай определение приставки.

     – Дай определение суффикса.

     – Дай определение окончания.

     – Дай определение основы слова.

2. Дверь со скрипом отворилась. Глянул Иван-царевич, а там висит дряхлый старичок, на двенадцати цепях прикован.

– Сжалься надо мной, – просит старик царевича.  – Дай мне напиться! Десять лет я здесь мучаюсь, не ел, не пил совсем в горле пересохло.

Иван подал ему целое ведро воды; Старик выпил и еще запросил. После третьего ведра воды встряхнул он цепями и сразу все двенадцать порвал.

 – Спасибо, – говорит – что меня Коша Бессмертного из плена вызволил. Теперь тебе никогда не видать Марьи Моревны, как своих ушей.

И страшным вихрем вылетел в окно, нагнал на дороге Марью Моревну, прекрасную королевну, подхватил ее и унес к себе.

А царевич горько заплакал. А куда идти, где искать царство Коша? И тут вспомнил он, что в горнице в золотой шкатулке у Марьи хранится волшебный клубочек. Нашел Иван шкатулку, а открыть ее не может.

Задание2.

Грамматическая сказка «Чужак»

Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам  на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут.

Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти, в свою семью. Пошёл чужак пригорюнился. Где ему родственников искать?

Кто же оказался чужаком среди родственников воды?

Почему гости не сразу приметили чужака?

Не поможешь ли ты найти своих родственников слову «водитель»?

Составь список родственников Воды и допиши тех из ее родни, кто не пришел в гости в этот раз.

3. Открылась шкатулочка. Бросил царевич клубочек на пол и пошел за ним следом. Долго ли шел, коротко ли, долго дело делается, да недолго сказка сказывается. Добрался Иван-царевич до царства Коша. Увидала Марья своего милого, бросилась к нему на шею, залилась слезами и промолвила:

 – Ах, Иван-царевич, зачем ты меня не послушался, посмотрел в чулан и выпустил Коша Бессмертного?

 – Прости меня, Марья Моревна, не поминай старого. Лучше поедем со мной, пока не видать Коша Бессмертного. Авось не догонит?

Собрались, а выехать за ворота не могут. Впустить впустили ворота, а обратно не выпускают. Чтобы они открылись надо выполнить задание.

Задание 3 «Лишнее слово»

Найди среди данных слов «лишнее». Объясни свой выбор.

ОБОГАТИТЬ          МОРСКОЙ                    ЦЕПОЧКА              ОСИНА

ОБОДРИТЬ             МОРИТЬ                        КАРТОЧКА            БЕРЁЗА

ОБНОВИТЬ             МОРЯК                         НОЧКА                    ОБЛАКО

ОБЕЛИТЬ                ПРИМОРЬЕ                  ЗВЕЗДОЧКА            КЛЁН    

(Лишнее слова: обновить – приставка об-, обогатить – 4 слога…

                            морить – корень имеет другое значение, приморье – 3 слога…

                            ночка – суффикс -к-, ночка – 2 слога…

                            клён – нулевой корень, облако – не обозначает дерево…)

  Словарная работа  со словом «морить»                                          

               4. Открылись ворота. Иван царевич и Марья Моревна уехали. А Кош на охоте был. К вечеру он домой ворочается, под ним добрый конь спотыкается.

 – Что ты, несытая кляча, спотыкаешься? Али чуешь, какую невзгоду?

Отвечает конь:

 – Иван-царевич приезжал, Марью Моревну увез.

 – А можно ли их догнать?

 – Можно пшеницы насеять, дождаться пока она вырастет, сжать ее, смолотить, в муку обратить, пять печей хлеба наготовить, тот хлеб поесть да тогда вдогон ехать – и то поспеем.

Кош поскакал, догнал Ивана-царевича.

 – Ну, - говорит, - первый раз тебя прощу за доброту твою, что водой напоил меня; а в другой раз на куски изрублю.

Отнял у него Марью Моревну и увез. Поплакал-поплакал Иван-царевич и опять воротился назад за Марьей Моревной. А ворота на этот раз его и не впускают, Кощей на них шифр поставил. Помогите царевичу разгадать слова.

Задание 4. Отгадай слова.

Его корень в слове цена, приставка в слове осмотр, суффикс в слове тетрадка, окончание в слове книга (оценка).

Его корень в слове подкладка, приставка в слове записать, суффикс в слове дымка, окончание в слове лисица (закладка).

Его корень в слове пришкольный, приставка в слове одуванчик, суффикс в слове задачник, окончание в слове лебедь (школьник).

Его приставка в слове вьюнок, корень в слове подсолнух, суффикс в слове стёклышки, окончание в слове яблоко (солнышко).

Его корень в слове смертельно, приставка в слове бессильный, суффикс в слове посильная, окончание в слове зелёный (бессмертный).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

 - Давай немного отдохнем и наберемся сил  для помощи Ивану- царевичу.

6. Входит царевич во дворец и просит Марью:

 – Разузнай у Коша Бессмертного, где он достал себе такого доброго коня.

А сам спрятался.

Вот Марья Моревна улучила добрую минуту и стала Коша выспрашивать.

Кош сказал:

– За тридевять земель, в тридесятом царстве, за огненной рекою живет Баба Яга. Много у нее славных кобылиц. Баба Яга дала мне одного Жеребеночка.

– Как же ты  через огненную реку переправился?

–  А у меня есть такой платок – как махну  им три раза, сделается высокий- высокий мост, и огонь его не достанет.

Марья Моревна выслушала и пересказала все Ивану-царевичу. И платок ему передала.

Дошел Иван царевич к огненной реке вслед за клубочком, машет-машет платочком – мост не появляется. А на платочке то вышивка. Помогите царевичу еще раз.

Задание 5.

Вспомни, на какие правила записаны слова в каждом столбике и подбери ещё три слова.

ВЛЕТЕТЬ В ОКНО                           ПОДЪЁМ            СДАВАТЬ              МЕШОЧЕК             ЛЕДОК

ДОЙТИ ДО ЛЕСА                             РАЗЪЕЗД           СБРОСИТЬ              КЛЮЧИК              ПРЯМОЙ

 ОТПЛЫТЬ ОТ БЕРЕГА                   ОБЪЁМ              СДВИНУТЬ             ЗАМОЧЕК             СОВЯТА

ОБЪЁМСБЕЖАТЬ С ГОРЫ            СЪЁЖИЛСЯ      СБЕЖАТЬ                 САДИК                 КОЛЬЦО

(1 столбик – правописание предлогов и приставок, 2 столбик – правописание разделительного ъ, 3 столбик – правописание приставки с-, 4 столбик – правописание суффиксов -ек,-ик, 5 столбик – правописание в корне слова безударных гласных проверяемых ударением).

7. Переправился Царевич через мост. Шел, шел – стоит дом Бабы Яги,           кругом дома двенадцать шестов, на одиннадцати шестах по человечьей голове, только один не занятый.

 – Здравствуй, бабушка!

– Здравствуй, Иван-царевич. Почто пришел – по своей доброй воле аль по нужде?

– Пришел заслужить у тебя богатырского коня.

– Хорошо. Выполнишь  задание – дам тебе богатырского коня, а нет – то не гневайся: торчать твоей голове на последнем шесте.

Задание 6

Графический диктант.¬¬

1) ¬¬¬Разделительный Ъ пишется перед…

2) Ученик, ученика, ученику, об ученике – изменяем слово, чтобы найти

3) Из слова дом получили слово домик. Какую часть слова добавили к слову                                      

     дом?

4) В слове пришкольный часть пришкольн является…

5) В слове часики нет…

(Взаимопроверка по образцу)

           Делать нечего, отдала Баба Яга царевичу лучшего коня. Приезжает Иван к  Марье Моревне. Сели они на коня и поехали.

Кош домой возвращается, а под ним конь спотыкается.

 – Что ты несытая кляча спотыкаешься? Али чуешь какую невзгоду?

 – Иван-царевич приезжал, Марью Моревну увез.

 – А можно ли их догнать?

 – Не знаю. Теперь у Ивана-царевича конь богатырский лучше меня.

– нет, - не утерплю, - говорит Кош Бессмертный, - поеду в погоню!

Долго ли коротко ли – нагнал он Ивана-царевича, соскочил наземь и хотел, было сечь его острой саблею. Но тут конь ударил со всего размаху копытом Коша Бессмертного, а царевич добил его мечом.

После того накидал царевич груду дров, развел огонь, спалил Коша Бессмертного на костре и самый пепел его пустил по ветру.

 Приехали Иван-царевич и Марья Моревна в свое царство и стали себе жить поживать, да добра наживать.

8. А нам пора возвращаться домой.

По щучьему велению,

по нашему хотению

пусть мы окажемся дома.

III. Подведение итогов урока

"Сказка - ложь, да в ней намек, добру молодцу урок".

Чему учит нас эта сказка?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический раздаточный материал по русскому языку по теме "Состав слова" 5 класс С(к)ОУ VIII вида.

Данный дидактический (раздаточный) материал используется на уроках русского языка в 5 классе С(к)ОУ VIII вида. Данный материал возможно использовать на различных этапах урока....

УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В 6 КЛАССЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО ТЕМЕ «ПРОФЕССИИ. СЛОВА, ОТВЕЧАЮЩИЕ НА ВОПРОСЫ «ЧТО ДЕЛАТЬ?», «ЧТО ДЕЛАЕТ?», «ЧТО ДЕЛАЛ?»

Цель урока:ü расширять представления о профессиях, отрабатывать умения делить слова на слоги, определять место ударения в словах.Задачи урока:Образовательные:ü знакомить со словами, отвечающими на воп...

УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В 5 КЛАССЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО ТЕМЕ «РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА»

Цель урока:ü  познакомить с окончаниями существительных множественного числа в родительном падеже; развивать умения правильно образовывать и употреблять формы множественного числа имен существите...

УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В 5 КЛАССЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО ТЕМЕ «КОРЕНЬ СЛОВА. ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА»

Цель урока:ü создать условия для обобщения  знаний детей об однокоренных словах, о признаках однокоренных слов;Задачи урока:Образовательные:ü обобщить знания детей об однокоренных словах, о призн...

УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В 6 КЛАССЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО ТЕМЕ «ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛА»

Цель урока:ü познакомить учащегося с глаголами повелительного наклонения;Задачи урока:Образовательные:ü дать понятие о повелительном наклонении глагола, об образовании и изменении форм повелительного ...

Конспект урока по русскому языку на тему \'\'Состав слова\'\'(6 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему ''Состав слова''(6 класс)...