Интегрированное занятие по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами в процессе восприятия репродукций картин И.К.Айвазовского
план-конспект по теме

В процессе занятия  дети расширяют знания о картинах И.К.Айвазовского, учатся пересказывать, понимать музыку, отображать характер моря в цвете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartiny_i.k.ayvazovskogo.docx23.43 КБ

Предварительный просмотр:

       Интегрированное занятие по развитию связной речи в процессе восприятия репродукций картин И.К.Айвазовского с детьми старшего дошкольного возраста с  минимальные дизартрические расстройствами.

    Тема занятия: Картины И.К.Айвазовского.

      Цель занятия: развитие связной речи в процессе рассматривания репродукций картин И.К. Айвазовского.

      Задачи:

      Образовательные:

-совершенствовать диалогическую и монологическую речь в процессе совместного

 рассматривания картин;формировать умение вести диалог, содержательно и

 выразительно пересказывать знакомую сказку (Сказка о волне и художнике);

- вводить в речь эмоционально оценочную и колоративную лексику;

- развивать фонематический слух в процессе прослушивания звуков моря;

- формировать способность  выделять  в картинах  несколько качеств (сравнивать по

  цвету, выделять красивые сочетания цветов и оттенков, определять характер волны –

  веселая, грустная, задумчивая, сердитая, холодная и т.д.);

- закреплять знания детей о хроматических и ахроматических цветах и цветах спектра;

      Коррекционно - развивающие:

- развивать высшие психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления,

  речи) с учетом зоны актуального и ближайшего уровня развития, индивидуально –

  типологических особенностей каждого ребенка;

- создавать специальные условия для продуктивной деятельности детей с учетом особых

  образовательных потребностей

- продолжать работу по коррекции минимальных дизартрических расстройств речи в

  процессе чтения стихотворений А.С.Пушкина и  О. Дриза.

      Воспитательные:

- развивать художественное восприятие, творческое воображение

- приобщать к элементарным знаниям в области искусства;

- формировать интерес к произведениям искусства;

- развивать творческие способности в продуктивных видах деятельности (рисование

   гуашью по мокрому листу бумаги),

- готовить детей к первому посещению художественного музея;

      Здоровьесберегающие:

- нормализация тонуса кистей рук

- стабилизация мелких мышц

      Оборудование: репродукции картин И.К.Айвазовского (Буря у берегов Ниццы. Бухта Золотой Рог. Суда на рейде. Коктебельская бухта. Закат солнца, одинокий парусник. Девятый вал ), диск «Моцарт и звуки океана», кораблики, цветовой круг, гуашь, кисти, палитра, подставки для кисточек, салфетки, альбомные листы.

       Ход занятия.

  Под звуки океана дети входят в зал.

 - Вам знакомы эти звуки? Правильно, это раздаются звуки моря. Вы, конечно, догадались,

   что мы сегодня будем говорить о море. А море с нами тоже будет разговаривать, но на

   своем языке - языке красок. Красоту моря воспевали поэты, музыканты и художники.

   О картинах одного из великих художников мы и поговорим сегодня. Вспомните, с какой

   сказкой мы совсем недавно с вами познакомились? ( Сказка о волне и художнике).

 - Где жила Волна? (Волна жила в огромном море).

 - Кого встретила Волна на берегу моря? ( Волна встретила кудрявого мальчика).

 - Как звали этого мальчика? ( Его звали Аванесом, по-армянски, а по-русски Ваней).

 - Вспомните, в каком городе родился Ваня? ( Ваня родился в городе Феодосия).

 - Чем любил заниматься Ваня? ( Ваня  любил наблюдать за Волной).

 - Как стали называть Ваню, когда он стал большим?

- Где учился Ваня на художника? ( Он учился в Петербурге).

 - И.К.Айвазовский написал очень много картин о море.

   Художников, рисовавших  море,  называли маринистами.

   У нас есть девочка Марина. А вы, знаете, как переводится имя Марина  на русский  

   язык?  Морская. Даже волосы Марины напоминают море, чем? Правильно, они у

   Марины волнистые.

   Предлагаю вам, ребята, посетить один из залов картинной галереи, посвященной

   известному всему миру художнику И.К.Айвазовскому. А вы постарайтесь увидеть,

   какой показал Волну художник в своих картинах.

1 картина. Буря у берегов Ниццы.

- Как вы думаете, что изобразил художник на этой картине? (Он изобразил бурю, шторм

   на море).

- Какая Волна в штормовые дни? (В штормовые дни Волна темно-серая, как и низкие

  тучи. А на голове Волны шапка белой, сердитой пены).

- Посмотрите внимательно, какие краски использовал художник при написании этой

  картины (Иван Айвазовский использовал разные оттенки серого  и черного  цвета.

  Картина написана в темных тонах).

- Как вы думаете, что хотел показать художник, используя именно эти  оттенки?

  (Ответы детей).

- Какие чувства вызывает у вас эта картина? (Ответы детей).

  Вспомните, как описывает А.С.Пушкин такое состояние моря?

                                    Море вздуется бурливо,

                                    Закипит, подымет вой.

                                    Хлынет на берег пустой.

2 картина. Бухта Золотой Рог. Турция.

 - Что любила делать    Волна в лунные ночи?    (В  лунные ночи Волна подставляла свою  

    спинку под холодные серебряные лучи.)

 - Какие цвета, краски  использовал художник  в этой картине?

 - Что вы можете    сказать о настроении  этой картины?
3 картина. Суда на рейде.

 - Какой становилась Волна на рассвете? (На рассвете Волна становилась розовой и    

    нежилась в теплых лучах солнца.)

 - Что любила Волна больше всего? (Больше всего ей нравилось летом плескаться  у

    самого берега. Ворошить разноцветные камешки,  играть с рыбками или щекотать за

    ножку маленького ребенка).

 - Какие оттенки использованы Иваном Константиновичем Айвазовским  в этой картине?

   (Ответы детей).

- Правильно, художник в своей картине изобразил море, облака и воздух  используя  

   различные  оттенки. Цвет в картинах художника – символ жизни, надежды и веры.

4 картина. Море. Коктебельская бухта.

 - Обратите внимание на эту картину  Айвазовского. Как вы считаете, какой выглядит  

   Волна на этой картине? (Зеленая, бегущая, изумрудная, прозрачная, живая и т.д.)

   Вспомните, как Пушкин воспевал именно такую Волну (Дети читают по желанию):

        Ты волна моя, волна!                           Ты морские камни точишь,

        Ты гульлива и вольна.                         Топишь берег ты земли,

        Плещешь ты куда захочешь,               Поднимаешь корабли.

- Как вы считаете, какую часть суток изобразил художник в этой картине? ( Утро).

- Каких оттенков здесь больше? (Ответы детей).

 5 картина. Закат солнца. Одинокий парусник. 

- Посмотрите, на этой картине море становиться  зеркалом, в которое глядится прекрасное  

   небо и говорит: « Как я красиво в лучах заходящего солнца!».

- Что мы видим, глядя на картину? (Движение Волны, ее прозрачность. Легкая  

  спадающая сеть пены на изгибах Волны. Айвазовский  восхитительно изобразил раскат  

  Волны на   песчаном берегу. Песок просвечивает через  прозрачную  пену.)

- Чем отличается эта картина от предыдущей картины, если вы внимательно посмотрите

  на цвет? (Ответы детей)

 6 картина. Девятый вал

 - Вспомните Сказку, о какой картине люди  говорили больше всего? (О картине «Девятый

    вал»).

 - О чем знала Волна? (Она знала о том, что во  время штормов  в разных морях люди

   считают  волны и думают, что девятая – самая страшная и сильная).                                                                                                  

- Почему Волна удивилась, когда увидела себя на этой картине? ( Потому, что она узнала  

   в ней себя.)

- Давайте расскажем Волне об этой картине!

  (Рассказы детей: В центре картины, в бушующем море, художник изобразил обломок  

  громадной мачты, за  который  цепляются  тонущие люди. Это все, что осталось от  

  корабля, казавшегося вчера  таким прочным).              

- Представьте, что происходило с людьми ночью в море? ( Наверно, их всю ночь носило

   посреди безбрежного моря).

- И вот наступил рассвет… Как описал это художник? (Встает солнце, его почти не видно

   сквозь водяную пыль).

- О чем подумали люди  с восходом солнца? (У людей появилась  надежда, что вскоре

  буря утихнет. Но это только надежда. Над  головами людей поднимается новый девятый

  вал, огромная Волна.

- Расскажите, ребята, какая здесь Волна. ( Могучая,  просвечивающая на солнце зелено -  

   голубым цветом, с капельками брызг и хлопьями пены, красивая, грозная, живая,

   изумрудная  и т.д.).

- Посмотрите и скажите, какие краски использовал К.И. Айвазовский?

- Все цвета радуги. (Поиск всех цветов спектра на картине).

- И так, ребята, мы с вами полюбовались красотой моря глазами художника - мариниста  

  Ивана Константиновича Айвазовского. Красотою, мощью, разнообразием   настроения

  Волны восторгались не  только художники и поэты, но и композиторы.

  Ребята, а вы хотите, хоть немного  побыть настоящей Волной? Закройте глаза и

  постарайтесь представить себя  Волной под музыку композиторы  Римского – Корсакова

  и передать ее характер в  своих движениях, слушая   музыку моря.  

                                         Психогимнастика.

- Молодцы,  ребята, это были фантастические Волны с разным   настроением, сильным и  

  слабым ветром.   А   хотите  стать настоящими    художниками – маринистами?   Тогда я  

  приглашаю вас  в   мастерскую художника.

     Дети под  звуки океана (диск  « Моцарт и звуки океана») рисуют море на мокром листе

  бумаги  гуашью. Берут кораблики и ставят каждый на свое «море». Рассказывают какие

  оттенки имеет его «море».

          Занятие  заканчивается  стихотворением О. Дриза:

                    Если возьмем всего понемножку:

                    Черного моря кружку,

                    Белого моря ложку,

                    Красного моря кадушку,

                    Синего моря ведро

                    И желтого моря ведро.

                    Выйдет у нас разноцветное море.

                                Ох, и красиво!

                                Ох, и пестро!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучению связной речи детей старшего дошкольного возраста

Здесь представлены конкретные рекомендации по формированию связной речи детей....

План кружковой работы "Ручеек" по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 2011-2013 уч. год

МБДОУ «Детский сад «Мастерок»План кружковой работыпо развитию связной речи детей с ОНР  IIIуровнястаршего дошкольного возраста «Ручеёк» (2й год обучения) Учитель-логопед: Рогалева Н.А....

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с мордовскими народными сказками

Статья посвящена проблемам формирования и совершенствования речевых умений детей посредством использования мордовских народных сказок, а так же приобщения детей к национальной культуре и традициям....

Опыта работы по теме "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами наглядного моделирования"

Непосредственно образовательная деятельность учителя -логопеда по теме "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами наглядного моделирования. (Лексическая тема: "Зима"...

Опыт работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность»

  В настоящее время в дошкольных учреждениях отмечается значительный рост количества детей, имеющих отклонения в речевом развитии. В связи с этим формируются логопедические группы с ...

Система работы дошкольного учреждения по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста

Представлено содержание и методические приемы коррекционной работы по формированию связной речи детей старшего дошкольного возраста...