Искусство как арт-терапия с детьми отстающими в развитии
материал на тему

Ерминская Надежда Викторовна

Значение арт-терапии в социализации детей. Современная арт -терапия включает в себя следующие направления: изотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, кинезитерапия, танцевально-двигательная терапия, игровая терапия. Все вышеупомянутые арт-терапевтические методики в психокоррекции способствуют гармонизации личности детей с проблемами через развите способностей самовыражения и самопознания, обеспечивают коррекцию психоэмоционального состояния ребенка, психофизиологических процессов посредством соприкосновением с искусством.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iskusstvo_kak_art.docx24.97 КБ

Предварительный просмотр:

 « Искусство как арт-терапия с детьми отстающими в развитии »

Реальность настоящего времени такова, что сейчас существует большое количество детей с проблемами в развитии. Одной из самых многочисленных групп детей с проблемами в развитии являются дети с задержкой психического развития . Вопросом коррекции таких детей занимаются специально обученные педагоги, психологи, психотерапевты, дефектологи, которые позволяют детям максимально преодолеть имеющиеся у них проблемы. Одним из самых интересных и творческих разделов работы с детьми с задержкой психического развития можно назвать арт-терапию.

Арт-терапия в учреждениях образования — это метод коррекции и развития посредством художественного творчества. Ее привлекательность для психологов можно объяснить тем, что, в отличие от основных коррекционно-развивающих направлений, в которых используются в основном вербальные каналы коммуникации, Арт-терапия использует «язык» визуальной и пластической экспрессии. Это особенно актуально при работе с детьми и делает ее незаменимым инструментом для исследования, развития и гармонизации в тех случаях, когда ребенок не может выразить словами свое эмоциональное состояние.

Во многих случаях «арт-терапевтическими» называют оздоровительные занятия с использованием физических упражнений, танцев,  чтением сказок и т. д., поскольку считают, что такое определение охватывает все многообразие форм творческой деятельности и может использоваться для описания воздействия тех или иных видов искусства на человека. Методологическую основу арт-терапевтического направления в психологии заложили такие известие психологи и психотерапевты, как О. Постальчук, М. Мауро, К. Тисдейла, К. Кейз, Т. Боронска, М. Либманн, К. Дрюкер, С. Льюис, Д. Байере, П. Луззатто, Д. Калманович, Б. Ллойд, Д. Мерфи, Э. Крамер, К. Кейз и Т. Дэлли, Д. Вудз, Д. Энли.
Основываясь на гуманистическом подходе, Арт-терапия преследует единую цель — гармоническое развитие ребенка с проблемами, расширение возможностей его социальной адаптации посредством искусства.
Особую ценность арт-терапевтическая работа может иметь для детей, испытывающих определенные затруднения в вербализации своих переживаний, например из-за речевых нарушений, аутизма или малоконтактности. Дети в большинстве случаев затрудняются в вербализации своих проблем и переживаний. Невербальная экспрессия для них более естественна. Особенно это значимо для детей с речевыми нарушениями, т. к. их поведение более спонтанно и они менее способны к рефлексии своих действий и поступков. Их переживания «выходят» через художественное изображение более непосредственно. Такой «продукт» прост для восприятия и анализа.


Современная арт-терапия включает в себя следующие направления:

  • изотерапия — лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т. д.;
  • музыкотерапия — воздействие через восприятие музыки;
  • сказкотерапия — воздействие посредством сказки, притчи, легенды;
  • кинезитерапия — воздействие через танцевально-двигательную;
  • коррекционную ритмику (воздействие движениями), хореотерапию;
  • игровая терапия и т. д.

Сущность Арт-терапии состоит в терапевтическом и коррекционном воздействии искусства на субъекта, которое проявляется в:

  • реконструировании психотравмирующей ситуации с помощью художественно - творческой деятельности;
  • актуализации переживаний и выведении их во внешнюю форму через продукт художественной деятельности;
  • создании новых, эмоционально позитивных переживаний, их накоплении;
  • актуализации креативных потребностей и их творческом самовыражении.

Функциями Арт-терапии являются:
1. Катарсическая — очищающая, освобождающая от негативных состояний. 
2. Регулятивная — снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния.
 
3. Коммуникативно-рефлексивная — обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки. 
В Арт-терапии не делается акцент на целенаправленное обучение и овладение навыками и умениями в каком-либо виде художественной деятельности.

  • Изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей, своеобразным мостом между педагогом и ребенком. Это особенно ценно в ситуациях взаимного отчуждения, при затруднениях в налаживании контактов, в общении по поводу слишком сложного и деликатного предмета.
  • Продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей ребенка, что позволяет использовать их для ретроспективной, динамической оценки состояния, проведения соответствующих исследований и сопоставлений.
  • Арттерапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у детей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную деятельность.
  • Анализируя данные преимущества, можно сделать вывод о «мягкости» арттерапевтических методов. Важно отметить, что арт-терапия и является универсальным методом психотерапевтического и психокоррекционного воздействия на личность ребенка.

Музыкотерапия

Музыкотерапия — это вид арт-терапии, где музыка используется в лечебных или коррекционных целях. В настоящее время музыкотерапия является целым психокоррекционным направлением , имеющим в своей основе два аспекта воздействия: психосоматическое (в процессе которого осуществляется лечебное воздействие на функции организма) и психотерапевтическое (в процессе которого с помощью музыки осуществляется коррекция отклонений в личностном развитии, психоэмоциональном состоянии). Именно катарсистическое (очищающее) воздействие музыки позволяет использовать ее в таком качестве в коррекционной работе с детьми, имеющими проблемы в развитии.

Таким образом, музыкотерапия представляет собой совокупность приемов и методов, направленных на расширение и обогащение спектра переживаний и формирование такого мировоззрения, которое помогает ребенку быть здоровым и счастливым. Богатые чувства и высокие мысли являются главным составляющим этого вида психотерапии. Формирование богатой эмоциональной сферы ребенка достигается за счет вовлечения его в широкий круг музыкальных художественных переживаний.

Сказкотерапия

Наши предки использовали сказкотерапию для детей несознательно, через сказки передавая ребенку жизненный опыт, отношение к миру, моральные нормы и принципы, обычаи и традиции. Сказка в этом случае выполняла те же функции, что и колыбельные для детей. Современная же сказкотерапия для детей направлена не только на развитие ребенка, но и на направленную помощь в трудных жизненных ситуациях.
Использование сказки как метафоры. Текст и образы сказки вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной психической жизни человека, затем эти метафоры и ассоциации обсуждаются.

  • Рисование по мотивам сказки. Свободные ассоциации проявляются в рисунке, дальнейшая работа идет с графическим материалом.
  • «Почему герой так поступил?» - то есть более активная работа с текстом, где обсуждение поведения и мотивов персонажа служит поводом к обсуждению ценностей и поведения человека. Вводятся оценки и критерии «хорошо» — «плохо».
  • Проигрывание эпизодов сказки. Участие в этих эпизодах дает возможность ребенку или взрослому прочувствовать некоторые эмоционально-значимые ситуации и «сыграть» эмоции.
  • Использование сказки как притчи-нравоучения, подсказка с помощью метафоры варианта разрешения ситуации
  • Переделка или творческая работа по мотивам сказки.

Изотерапия

Изотерапия — терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием, используется в настоящее время для психологической коррекции клиентов с невротическими, психосоматическими нарушениями, детей и подростков с трудностями в обучении и социальной адаптации, при внутрисемейных конфликтах. 
Изобразительное творчество позволяет клиенту ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды, а также — освободиться от негативных переживаний прошлого. Это не только отражение в сознании клиентов окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. 
Рисование развивает чувственно-двигательную координацию, так как требует согласованного участия многих психических функций. По мнению специалистов, рисование участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования активизируется конкретно-образное мышление, связанное, в основном, с работой правого полушария, и абстрактнологическое, за которое ответственно левое полушарие. 

Танцевально- двигательная терапия

Работа танцевально-двигательных терапевтов успешно используется в программах учебных заведений различных уровней. Она хорошо подходит для работы с эмоциональными расстройствами детей, подростков и взрослых в больницах, клиниках и спец. школах. Среди клиентов также могут быть умственно-отсталые, геронтологические больные, лица с задержками психоэмоционального развития. Танцевальная терапия также может помочь людям с физическими недостатками улучшить свою самооценку, научиться балансу и координации.

Игровая терапия

Игровая терапия — метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром — игра. 
Игра — это произвольная, внутренне мотивированная деятельность, предусматривающая гибкость в решении вопроса о том, как использовать тот или иной предмет. Игра является для ребенка тем же, чем речь является для взрослого. Это средство для выражения чувств, исследования отношений и самореализации. Игра представляет собой попытку ребенка организовать свой опыт, свой личный мир. В процессе игры ребенок переживает чувства контроля над ситуацией, даже если реальные обстоятельства этому противоречат.
Основная цель игровой терапии — помочь ребенку выразить свои переживания наиболее приемлемым для него образом — через игру, а также проявить творческую активность в разрешении сложных жизненных ситуаций, «отыгрываемых» или моделируемых в игровом процессе.

Все вышеупомянутые арт-терапевтические методики в психокоррекции способствуют гармонизации личности детей с проблемами через развитие способностей самовыражения и самопознания, обеспечивают коррекцию психоэмоционального состояния ребенка, психофизиологических процессов посредством соприкосновения с искусством.

Список используемых источников:

Арт-терапия в практической психогии и социальной работе. СПб. – Речь, 2007 - 336с.Вачков И. В. Сказкатерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. – М.: Ось-89, 2007. - 144с.         Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб.: Речь, 2006. — 160 с.                                                                               Введение в музыкотерапию / Г. – Г. Декер-Фойгт, СПб.: Питер 2003. – 208с.                                              Игры в сказкотерапии. — СПб., Речь, 2006. 208 с.Кэдьюсон X., Шефер Ч.                                         Практикум по игровой психотерапии. — СПб.: Питер, 2001. — 416 с.                                                    

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мнемотехника (искусство запоминания) в работе с детьми с ФФН.

Опыт работы по использованию мнемотехники...

План игровой терапии с детьми «Коррекция страхов и тревожности у детей дошкольного возраста»

Определение страха и его разграничение. Страх принадлежит к категории фундаментальных эмоций человека (Гельгорн Э., ЛуфборроуДж., 1966). Можно представить, что эмоция страха возникает в ответ на ...

Песочная терапия как средство коррекции и развития психомоторики и сенсорных процессов у детей с ОВЗ.

Психомоторика непременно присутствует в самых различных проявлениях человеком активности: речи (сокращения мышц гортани и полости рта, жестикуляция), письма, эмоциональной экспрессии (мимика, поза, эк...

Арт-терапия как средство социально-эмоционального развития детей

Арт-терапия как средство социально-эмоционального развития детей Согласно резолюции Российской арт-терапевтической ассоциации «Арт-терапия — это система психологических и психофизичес...

Методическая разработка "Методика изучения современного искусства средствами арт-терапии"

В статье рассказывается об опыте преподавания и изучения вместе с детьми современного искусства с помощью элементов арт-терапии.Изучать современное искусство вместе с детьми - довольно непростое занят...

Программа "Коррекционно-развивающие игры для детей, отстающих в развитии"

Настоящая программа направлена на развитие и воспитание детей младшего школьного возраста, подготовке ребенка к обучению, в единстве с другими задачами обучения, что позволяет обеспечить целостное гар...