Песочная терапия как средство коррекции и развития психомоторики и сенсорных процессов у детей с ОВЗ.
материал по психологии на тему

воронова людмила владимировна

Психомоторика непременно присутствует в самых различных проявлениях человеком активности: речи (сокращения мышц гортани и полости рта, жестикуляция), письма, эмоциональной экспрессии (мимика, поза, экспрессивные движения), локомоции (ходьба, бег), инструментальных двигательных действий. В психомоторике находят отражение состояния человека, его типические особенности (экстраверсия-интроверсия, свойства нервной системы), поэтому двигательные методики широко используются в психодиагностике. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_psihomotoriki_i_sensornyh_protsessov.docx22.17 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ « Агинская средняя общеобразовательная школа №4»

Песочная терапия как средство коррекции и развития психомоторики и сенсорных процессов у детей с ОВЗ.

 Одним из требований ФГОС к современной образовательной деятельности является организация психологического комфорта и условий здоровьесбережения, направленная на сохранение психического и физического здоровья детей. Психомоторика непременно присутствует в самых различных проявлениях человеком активности: речи (сокращения мышц гортани и полости рта, жестикуляция), письма, эмоциональной экспрессии (мимика, поза, экспрессивные движения), локомоции (ходьба, бег), инструментальных двигательных действий. В психомоторике находят отражение состояния человека, его типические особенности (экстраверсия-интроверсия, свойства нервной системы), поэтому двигательные методики широко используются в психодиагностике. Из важной роли, которую играет двигательная функциональная система в повседневной жизнедеятельности ребенка, в психическом развитии и формировании личности, вытекает необходимость создания таких условий, организации такого образа жизни, которые обеспечивали бы ребенку на всех возрастных этапах оптимальную двигательную активность, содействующую эффективному развитию моторики и взаимосвязанной с ней психической сферы. Необходимость направленной работы по развитию двигательной сферы детей требует от участников образовательной деятельности обширных знаний и сформированности представлений о двигательной функциональной системе, психофизиологических механизмах ее становления и функционирования, о закономерностях развития психомоторики, средствах коррекции и мерах профилактики двигательных нарушений.

По данным Министра образования и науки Российской Федерации за последние 3 года количество детей с ОВЗ и инвалидностью, обучающихся инклюзивно, увеличилось почти на 16%. Рост численности нуждающихся в специальном образовании растет каждый год. Проблема роста количества детей с ОВЗ коснулась и нашей школы. В настоящее время насчитывается 72 обучающихся с ОВЗ.

Возникает вопрос как сделать занятия более эффективными, какие методы и приемы работают лучше?

У детей с проблемами в интеллектуальной сфере встречается нарушение речи или полное её отсутствие, недостаточное развитие координации движений, мелкой моторики рук, отсутствие чувства ритма, нарушение речевой памяти, внимания, восприятия и т. д.

Поэтому наши учащиеся  нуждаются в особых методах коррекции психоэмоционального здоровья. Одним из наиболее продуктивных и действенных методов обучения, развития и организации коррекционной работы с детьми, имеющих подобные проблемы, является –песочная игротерапия.

 Техника активного воображения, разработанная К.Юнгом,  рассматривается как теоретическая основа песочной терапии. Автор метода "Песочной терапии", швейцарский юнгианский аналитик Дора Кальфф (Dora Kalff), считает что «Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым». 

Песочная терапия позволяет работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с детьми, испытывающие проблемы стыда, вины, лжи, трудности принятия своих чувств. Кроме того, песочная терапия объединяет массу упражнений, направленных на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и судорожных движений. В процессе песочной игры ребёнок имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов, и пережитое не развивается в психическую травму. Задачи песочной терапии согласуются с внутренним стремлением ребёнка к самоактуализации. Свойства песка улучшают микроциркуляцию крови, оказывают массажное воздействие, на подсознательном уровне помогают ощутить себя в пространстве, проникнуть в свой внутренний мир и привести эмоции в некое равновесие. В своей системе эти упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, они стабилизируют эмоциональное состояние детей. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде.

Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка с ОВЗ. Важно, что проективные игры на песке открывают потенциальные возможности ребенка с ОВЗ, развивая его творческий потенциал и фантазию.

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева предлагает различные виды игр на песке:

Познавательные игры: игры на знакомство с окружающим миром, географические игры; фантастические и исторические, игры-экскурсии по городу.

Проективные игры: проективные можно проводить индивидуально и в группе, с их помощью осуществляется психологическая диагностика, коррекция и развитие ребёнка. Ребёнок выбирает игрушки и строит свой мир, свою сказку.

Игры с песком в группе в основном на развитие коммуникативных навыков: умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать.

Песочная терапия в контексте арт-терапии представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка.

Эти образы проявляются в символической форме в процессе создания творческого продукта – композиции из фигурок, построений на подносе с песком.

Метод базируется на сочетании невербальной (процесс построения композиции) и вербальной экспрессии клиентов (рассказ о готовой композиции, сочинение истории или сказки, раскрывающий смысл композиции.
Юнгианская песочная психотерапия предполагает использование подноса с песком стандартного размера и большого количества миниатюрных предметов.

Возможности песочной терапии

Данный метод позволяет:

- Проработать психотравмирующую ситуацию на символическом уровне.

- Отреагировать негативный эмоциональный опыт в процессе творческого самовыражения.

- Изменения отношения к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему, к значимым другим, в целом к своей судьбе.

- Способствует регрессу клиента к прошлому опыту с целью повторного переживания и освобождения.

- Служит дополнением к другим методам психотерапевтической работы.

Психотерапевтическая работа  позволяют психологу решать следующие задачи:

- Диагностические:

- Коррекционные;

- Терапевтические;

- Творческого развития.

Модификации песочной терапии могут использоваться в работе педагогов, дефектологов, социальных работников, обученных этому методу.

Примеры некоторых упражнений

Игры с песком необходимы для детей с ОВЗ, они:

- развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;

-снимают мышечную напряжённость;

 -развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации);

 -стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию;

 -позволяют ребёнку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации;

-совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;

способствуют расширению словарного запаса;

-позволяют развивать фонематический слух и восприятие;

-способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;

Игры, которые используются на занятиях с учащимися с ОВЗ

Здравствуй, песок!

Цель: снижение психофизического напряжения.  Педагог просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка. Ребенок:  дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;  легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;  дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной;  перетирает песок между пальцами, ладонями.

Песочный дождик

 Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление. Педагог: в сказочной стране  может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит. Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь. Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.

2. Скользить по поверхности песка как змейка или как машина.

3. Пройтись ладошками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый зайчик.

4. Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней.

5. Создать узоры и рисунки — солнышко, бабочка, буква А или целое слово.

6. «Пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно.

7. Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку из контрастного по фактуре песка.

8. Разложить на песке в особой логической очерёдности разные по структуре и размеру камни и природные материалы.

9. Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам.

10. Посчитать камешки и решить на песке математическую задачку.

11. Выложить фишками геометрическую фигуру.

12. Песочная аппликация. Клеем нанесите на картон рисунок и посыпьте песком. Стряхните лишнее, и у вас получится замечательная картина. Песок можно покрасить красками и высушить.

13. «Археолог». Закопайте игрушку (ребёнок не знает, какую). В ходе раскопок, по открывающимся частям ребёнок должен догадаться, что спрятано. Закопайте 2 – 3 предмета. Пусть он раскопает один из них и на ощупь попробует определить, что это.

Использование песочной терапии дает положительные результаты:

у детей значительно возрастает интерес к занятиям;

ребёнок с ОВЗ чувствуют себя более успешными;

на занятиях нет места монотонности и скуке;

ребёнок расширяет круг предметно-игровых действий;

на занятиях повышается уровень социально-бытового ориентирования детей с ОВЗ.

Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребёнка с ОВЗ, специфическими задачами и её продолжительностью. Песочная терапия может применяться со следующими целями: с целью диагностики, с целью оказания первичной психологической помощи; в процессе краткосрочной психотерапии; в процессе долгосрочного психотерапевтического воздействия. Итак, песочная терапия зарекомендовала себя как один из результативных нетрадиционных методов в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.

Библиография

1. . Тинникова О. А., Хакимова М. Е. Использование песочной терапии в коррекционном образовании дошкольников // Молодой ученый. — 2016

2.Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь, 2006.

3.Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Руководство по детско-подростковой и семейной арт-терапии. – СПб.: Речь, 2010.

 4. Кузуб Н.В., Э.И. Осипук Э.И. В гостях у песочной феи. Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста. СПб.: Речь: М.: Сфера

5.Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. СПб.: Речь, 2009. - 176 с.

6.Эль Г.Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия. – СПб.: Речь, 2010.

7. Логинова О.И. Песочная терапия, 2010

8. Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие психомоторики и сенсорных процессов. Тема: Коррекция недостатков умственной деятельности. Занятие 1.

Цель  данного урока это обогощение словарного запаса, исправление недостатков моторики, формирование точности и целенаправленности движений и действий, формирование пространственно-временных орие...

Театрализованная игра как средство формирования социально-эмоционального опыта учащихся с ограниченными возможностями здоровья на занятиях коррекционного курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

Формирование коммуникативных и социальных навыков через создание  атмосферы  радости детского творчества, сотрудничества, доброжелательного  общения со сверстниками....

"Обобщение опыта работы по развитию психомоторики и сенсорных процессов у детей" воспитатель "Лухтоновская коррекционная (специальная) общеобразовательная школа-интернат" Смотряева Татьяна Анатольевна

Развитие  психомоторных и сенсорных процессов у детей с отклонениями в развитии.  Методика проведения занятий и подбор диагностического материала на развитие слухового внимания у детей, прос...

Коррекция высших психических функций у детей с нарушением интеллекта на уроках «Игра, игротерапия» и «Развития психомоторики и сенсорных процессов».

Коррекция высших психических функций у детей с нарушением интеллекта на уроках «Игра, игротерапия» и «Развития психомоторики и сенсорных процессов»....

Статья "Особенности формирования жизненных компетенций у детей с ОВЗ в рамках коррекционного курса: «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

 Наблюдения за контингентом воспитанников школы, имеющих ОВЗ, показывает, что неуклонно растет число сочетанных отклонений в развитии. Наряду со сложными аномалиями органического поражения...

Статья Особенности формирования жизненных компетенций у детей с ОВЗ в рамках коррекционного курса: «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

Статья Особенности формирования жизненных компетенций у детей с ОВЗ в рамках коррекционного курса: «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»...

Рабочая программа «Коррекция и развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся с умственной отсталостью, с задержкой психического развития.

Рабочая программа «Коррекция и развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся с умственной отсталостью, с задержкой психического развития....