Реализация внеурочной деятельности по адаптированной основной общеобразовательной программе (АОП/АООП) для детей с умственной отсталостью.
статья по теме

Реализация  внеурочной деятельности по адаптированной основной общеобразовательной программе (АОП/АООП) для детей с умственной отсталостью.

      

        В 2016-2017 учебном году ГБОУ РМЭ «Школа №2 г. Йошкар-Олы», как и все другие школы РМЭ, в соответствии с требованиями Министерства образования и науки РФ, перешли на новые стандарты обучения  воспитания. В связи с этим нами, педагогами школы, были разработаны Адаптированные основные общеобразовательные программы (далее ― АООП). АООП обучающихся с умственной отсталостью ― это общеобразовательная программа, адаптированная для этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.  АООП составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) обучающихся с умственной отсталостью, предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения программы.

          В настоящее время наша школа, занимается обучением и воспитанием детей с легкой (F.70) и выраженной (F.71) умственной отсталостью.  Для обучения в условиях нашей школы в этом учебном году были набраны два 1 класса по 12 человек. В нашем классе обучаются 13 детей из них  один ребенок обучается на дому.

          В нашей школе имеются дети  социально неадаптированные: многие из них не умеют говорить, играть со своими сверстниками, не владеют навыками самообслуживания. Недоразвитие познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер обучающихся с умственной отсталостью проявляется не только в качественных и количественных отклонениях от нормы, но и в глубоком своеобразии их социализации

            Главной нашей задачей является социальная адаптация детей и интеграция их в общество. Для ее решения в школе проводятся мероприятия, направленные на:

      1.Обучение ребенка навыкам самообслуживания.

      2.Выработка у ребенка мотивации к обучению в школе.

      3.Выработка у ребенка положительного отношения к труду.

                   

В коррекционной школе большое внимание уделяется внеурочной деятельности, которая не является дополнительным образованием обучающихся и может происходить не только во второй половине учебного дня, но и в другое время, включая каникулярные, выходные и праздничные дни.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для формирования и развития нравственного сознания и самосознания обучающихся, их социальной адаптации и реабилитации с учётом индивидуальных особенностей и интересов, способствование проявлению и формированию ребенком своих интересов на основе свободного выбора.

Для успешной реализации  цели, мы ставим перед собой следующие  задачи:

- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

- формировать основы нравственного самосознания личности, умение правильно оценивать окружающее и самих себя;

- выявлять интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности;

- улучшить условия для развития детей;

- учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся;

- обеспечить целенаправленное личностное развитие воспитанников для их подготовки к самостоятельной жизни;

- создавать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

- стимулировать творческую активность и самореализацию обучающихся в различных видах внеурочной деятельности;

- создавать условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формируя у них устойчивое стремления к здоровому образу жизни.

          Принципы организации внеурочной деятельности:

1.     Учет потребностей обучающихся и их родителей;

2.     Соответствие возрастным особенностям обучающихся;

3.     Разнообразие направлений внеурочной деятельности;

4.     Преемственность с технологиями учебной деятельности;

5.     Опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;

6.     Опора на ценности школы;

7.     Свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка;

8.     Учет региональных разработок для организации внеурочной деятельности.

         Нами разработаны программы внеурочной деятельности по ФГОС НОО ОВЗ по следующим направлениям:

- коррекционно-развивающее,

- здоровьесберегающее;

- эстетическое;

- гражданско-патриотическое;

- правовое;

- нравственно-духовное;

- творческое;

- трудовое;

- спортивно-оздоровительное.

           Говоря о каждом направлении, необходимо учитывать, что виды внеурочной деятельности в рамках основных направлений, кроме коррекционно-развивающей, не закреплены в требованиях ФГОС.

           Одним из приоритетных направлений нашей работы является сохранение и укрепление здоровья обучающихся, то есть  - здоровьесберегающее и спортивно-оздоровительное направления внеурочной деятельности. Это, прежде всего соблюдение режимных моментов, соблюдение санитарно - гигиенических норм,  режима питания,  режима дня,  чередование труда и отдыха детей, проведение оздоровительных физкультминуток в ходе самоподготовок,  прогулки на свежем воздухе,  подвижные игры,  спортивные игры и соревнования. Большая роль в сохранении и укреплении здоровья воспитанников отводится прогулкам. На прогулках дети отдыхают от психологической нагрузки на учебных занятиях.  Прогулки  содержательные и разнообразные, с учетом физической нагрузки и рациональным чередованием видов деятельности, что обеспечивает интересное проведение времени и способствует сплочению детского коллектива. Ребятам нравятся тематические и творческие прогулки: «Правила поведения на прогулке», «Береги природу», «Листья желтые», «Красный, желтый, зеленый», «Перекресток», «Осень расписала», «Узоры Деда Мороза», «Звонкие ручьи»», «Что бы было, если бы…?». Во время прогулок обучающимся очень нравится играть в подвижные игры: «Хитрая лиса», «Лохматый пес», «Цепи кованные», «На одной ножке по дорожке», «Добеги до дерева», «Меткий стрелок», «Веселый хоровод», «Ручеек». В подвижных играх совершенствуются движения детей, развивается меткость, ловкость, настойчивость, одним словом – укрепляется здоровье детей.

           С целью профилактики травматизма систематически проводятся инструктажи по технике безопасности. Успешно реализуется в течение учебного года план  работы по курсу «Полезные привычки». Конечно, устойчивых знаний по данному курсу у наших учеников еще нет, но первичные представления уже имеются. Они негативно реагируют на проявления плохих поступков и одобряют положительное поведение. В школе и в классе в обязательном порядке проводятся санитарно-просветительские беседы с родителями, как фронтально, так и индивидуально, с целью пропаганды ЗОЖ:  по организации досуга детей,  по  соблюдению режима дня,  по  профилактике травматизма, по привитию обучающимся навыков личной гигиены и навыков самообслуживания.

            Гражданско-патриотическое и правовое воспитание- воспитание правовой культуры мы начали с воспитания дисциплинированности, так как сама теория, хоть и первичная, еще очень сложна для детей 1 класса. Мы стараемся  добиваться от них не бездумного послушания, а осознанного отношения к нашим требованиям. Считаю, что важнейшим фактором этого является личный пример, пример не только педагогов, но и родителей.

           Наиболее значимым и доступным для реализации считаю нравственно-духовное и эстетическое направление в своей работе. Нравственно-духовное  и эстетическое воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью - это настойчивый, повседневный и систематизированный процесс формирования у них моральных качеств, навыков и привычек поведения, развития эстетических взглядов, вкусов, понимания прекрасного во всех его проявлениях.

           Наблюдая за работой во внеурочное время можно заметить, что данные направления присутствуют во всех, без исключения, видах деятельности обучающихся. Содержание нравственно-духовного воспитания определяет формирование долга, ответственности, справедливости, честности и благородства в отношении к  человеку, окружающим людям и к самому себе. Эстетически же воспитанный человек - это человек, который умеет находить, чувствовать и создавать прекрасное, оценивать явления окружающего мира и красоты. Чем дисциплинированное, послушнее, опрятнее, аккуратнее, уважительнее, добрее, ответственнее, скромнее и честнее будут наши дети, чем больше у них будет любви к прекрасному, к природе, друг к другу и ко всему окружающему, тем охотнее их примут в обществе, тем легче им будет войти во взрослую жизнь.    

Во внеурочной деятельности школы, несомненно, отводится большое место трудовому воспитанию и творческому развитию обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, тем более что трудовое направление очень тесно переплетается с творческим. Занятия трудом способствуют развитию заложенных в детях творческих способностей. Художественно- творческая деятельность создает основу для полноценного содержательного общения детей между собой и взрослыми. Кроме того, художественно - творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию: снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Если в начале учебного года дети не умели правильно раскрашивать рисунок, многие дети не понимали даже цвета, на данный момент дети дифференцируют цвета и выполняют инструкцию педагога.

        В связи с неразвитостью волевых процессов наши ученики не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в ходе любой организованной деятельности, что не редко проявляется в негативных поведенческих реакциях. Интерес к какой-либо деятельности  не имеет мотивационных оснований и, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер. Исходя из практики, считаю, что трудовое воспитание и творческое развитие всецело исправляет вышеуказанные недостатки развития, т.к. нацелены, главным образом, на коррекцию и развитие у воспитанников дисциплинированности, собранности и целеустремленности, коррекцию воссоздающего воображения, произвольного восприятия и всех видов памяти.Подводя итоги уже проделанной работы, можно с уверенностью сказать, что дети нашего класса успешно адаптировались к классной и школьной жизни. Они хорошо ладят между собой, общаются, вместе играют в различные игры. Посещая школу, ученики нашего класса научились сидеть за партами, появилась усидчивость. Дети знают правила поведения в школе, в классе, на прогулке, в общественных местах. Это говорит о формировании у них азов дисциплинированности и культуры поведения. Правда, о самодисциплине и самоконтроле говорить еще рано, но способности к этим проявлениям у обучающихся с  диагнозами F.70 и  F.71 есть. У нас прошел первый опыт выступления на общешкольном мероприятии, где дети выступили с песней и музыкальными инструментами. Тем не менее, работая с детьми, имеющими разные отклонения в интеллектуальном развитии, систематически сталкиваемся с целым рядом трудностей. По мнению, главная проблема наших детей заключается в нарушении их связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении общения с природой, недоступности ряда культурных ценностей. Эти проблемы являются следствием их психо-физического состояния.     Работая с детьми нашего класса, нами замечено, что попадая в условия школьного обучения, дети с интеллектуальной недостаточностью разной степени тяжести одинаково испытывают ряд трудностей со стороны психической адаптации. В отличие от нормально развивающихся детей умственно-отсталые дети еще не готовы к переходу от игровой деятельности к учебной.В заключение хочется отметить, что не все наши воспитанники станут настолько самостоятельными, чтобы обходиться без помощи и поддержки взрослого человека. Важно научить их быть коммуникабельными, разумно активными, обращаться за помощью и принимать ее, воспитать хорошие привычки, культурное поведение, чтобы они не мешали, не были в тягость людям, с которыми они будут общаться.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_afanasevoy.docx24.06 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация  внеурочной деятельности по адаптированной основной общеобразовательной программе (АОП/АООП) для детей с умственной отсталостью.

     

 1 слайд.    

         В 2016-2017 учебном году ГБОУ РМЭ «Школа №2 г. Йошкар-Олы», как и все другие школы РМЭ, в соответствии с требованиями Министерства образования и науки РФ, перешли на новые стандарты обучения  воспитания. В связи с этим нами, педагогами школы, были разработаны Адаптированные основные общеобразовательные программы (далее ― АООП). АООП обучающихся с умственной отсталостью ― это общеобразовательная программа, адаптированная для этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.  АООП составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) обучающихся с умственной отсталостью, предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения программы.

         

2 слайд

 В настоящее время наша школа, занимается обучением и воспитанием детей с легкой (F.70) и выраженной (F.71) умственной отсталостью.  Для обучения в условиях нашей школы в этом учебном году были набраны два 1 класса по 12 человек. В нашем классе обучаются 13 детей из них  один ребенок обучается на дому.

          В нашей школе имеются дети  социально неадаптированные: многие из них не умеют говорить, играть со своими сверстниками, не владеют навыками самообслуживания. Недоразвитие познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер обучающихся с умственной отсталостью проявляется не только в качественных и количественных отклонениях от нормы, но и в глубоком своеобразии их социализации

     

          3 слайд

       Главной нашей задачей является социальная адаптация детей и интеграция их в общество. Для ее решения в школе проводятся мероприятия, направленные на:

      1.Обучение ребенка навыкам самообслуживания.

      2.Выработка у ребенка мотивации к обучению в школе.

      3.Выработка у ребенка положительного отношения к труду.

                  

В коррекционной школе большое внимание уделяется внеурочной деятельности, которая не является дополнительным образованием обучающихся и может происходить не только во второй половине учебного дня, но и в другое время, включая каникулярные, выходные и праздничные дни.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для формирования и развития нравственного сознания и самосознания обучающихся, их социальной адаптации и реабилитации с учётом индивидуальных особенностей и интересов, способствование проявлению и формированию ребенком своих интересов на основе свободного выбора.

4 слеайд

Для успешной реализации  цели, мы ставим перед собой следующие  задачи:

- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

- формировать основы нравственного самосознания личности, умение правильно оценивать окружающее и самих себя;

- выявлять интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности;

- улучшить условия для развития детей;

- учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся;

- обеспечить целенаправленное личностное развитие воспитанников для их подготовки к самостоятельной жизни;

- создавать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

- стимулировать творческую активность и самореализацию обучающихся в различных видах внеурочной деятельности;

- создавать условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формируя у них устойчивое стремления к здоровому образу жизни.

           

5 слайд

Принципы организации внеурочной деятельности:

  1. Учет потребностей обучающихся и их родителей;
  2. Соответствие возрастным особенностям обучающихся;
  3. Разнообразие направлений внеурочной деятельности;
  4. Преемственность с технологиями учебной деятельности;
  5. Опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
  6. Опора на ценности школы;
  7. Свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка;
  8. Учет региональных разработок для организации внеурочной деятельности.

         

 6 слайд

Нами разработаны программы внеурочной деятельности по ФГОС НОО ОВЗ по следующим направлениям: 

- коррекционно-развивающее,

- здоровьесберегающее;

- эстетическое;

- гражданско-патриотическое;

- правовое;

- нравственно-духовное;

- творческое;

- трудовое;

- спортивно-оздоровительное.

           Говоря о каждом направлении, необходимо учитывать, что виды внеурочной деятельности в рамках основных направлений, кроме коррекционно-развивающей, не закреплены в требованиях ФГОС.

           

Слайд 7

Одним из приоритетных направлений нашей работы является сохранение и укрепление здоровья обучающихся, то есть  - здоровьесберегающее и спортивно-оздоровительное направления внеурочной деятельности. Это, прежде всего соблюдение режимных моментов, соблюдение санитарно - гигиенических норм,  режима питания,  режима дня,  чередование труда и отдыха детей, проведение оздоровительных физкультминуток в ходе самоподготовок,  прогулки на свежем воздухе,  подвижные игры,  спортивные игры и соревнования. Большая роль в сохранении и укреплении здоровья воспитанников отводится прогулкам. На прогулках дети отдыхают от психологической нагрузки на учебных занятиях.  Прогулки  содержательные и разнообразные, с учетом физической нагрузки и рациональным чередованием видов деятельности, что обеспечивает интересное проведение времени и способствует сплочению детского коллектива. Ребятам нравятся тематические и творческие прогулки: «Правила поведения на прогулке», «Береги природу», «Листья желтые», «Красный, желтый, зеленый», «Перекресток», «Осень расписала», «Узоры Деда Мороза», «Звонкие ручьи»», «Что бы было, если бы…?». Во время прогулок обучающимся очень нравится играть в подвижные игры: «Хитрая лиса», «Лохматый пес», «Цепи кованные», «На одной ножке по дорожке», «Добеги до дерева», «Меткий стрелок», «Веселый хоровод», «Ручеек». В подвижных играх совершенствуются движения детей, развивается меткость, ловкость, настойчивость, одним словом – укрепляется здоровье детей.

           

Слайд 8

С целью профилактики травматизма систематически проводятся инструктажи по технике безопасности. Успешно реализуется в течение учебного года план  работы по курсу «Полезные привычки». Конечно, устойчивых знаний по данному курсу у наших учеников еще нет, но первичные представления уже имеются. Они негативно реагируют на проявления плохих поступков и одобряют положительное поведение. В школе и в классе в обязательном порядке проводятся санитарно-просветительские беседы с родителями, как фронтально, так и индивидуально, с целью пропаганды ЗОЖ:  по организации досуга детей,  по  соблюдению режима дня,  по  профилактике травматизма, по привитию обучающимся навыков личной гигиены и навыков самообслуживания.

           

Слайд 9

Гражданско-патриотическое и правовое воспитание- воспитание правовой культуры мы начали с воспитания дисциплинированности, так как сама теория, хоть и первичная, еще очень сложна для детей 1 класса. Мы стараемся  добиваться от них не бездумного послушания, а осознанного отношения к нашим требованиям. Считаю, что важнейшим фактором этого является личный пример, пример не только педагогов, но и родителей.

           

Слайд 10

Наиболее значимым и доступным для реализации считаю нравственно-духовное и эстетическое направление в своей работе. Нравственно-духовное  и эстетическое воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью - это настойчивый, повседневный и систематизированный процесс формирования у них моральных качеств, навыков и привычек поведения, развития эстетических взглядов, вкусов, понимания прекрасного во всех его проявлениях.

           Наблюдая за работой во внеурочное время можно заметить, что данные направления присутствуют во всех, без исключения, видах деятельности обучающихся. Содержание нравственно-духовного воспитания определяет формирование долга, ответственности, справедливости, честности и благородства в отношении к  человеку, окружающим людям и к самому себе. Эстетически же воспитанный человек - это человек, который умеет находить, чувствовать и создавать прекрасное, оценивать явления окружающего мира и красоты. Чем дисциплинированное, послушнее, опрятнее, аккуратнее, уважительнее, добрее, ответственнее, скромнее и честнее будут наши дети, чем больше у них будет любви к прекрасному, к природе, друг к другу и ко всему окружающему, тем охотнее их примут в обществе, тем легче им будет войти во взрослую жизнь.

           

Слайд 11

Во внеурочной деятельности школы, несомненно, отводится большое место трудовому воспитанию и творческому развитию обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, тем более что трудовое направление очень тесно переплетается с творческим. Занятия трудом способствуют развитию заложенных в детях творческих способностей. Художественно- творческая деятельность создает основу для полноценного содержательного общения детей между собой и взрослыми. Кроме того, художественно - творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию: снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Если в начале учебного года дети не умели правильно раскрашивать рисунок, многие дети не понимали даже цвета, на данный момент дети дифференцируют цвета и выполняют инструкцию педагога.

           

Слайд 12

        В связи с неразвитостью волевых процессов наши ученики не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в ходе любой организованной деятельности, что не редко проявляется в негативных поведенческих реакциях. Интерес к какой-либо деятельности  не имеет мотивационных оснований и, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер. Исходя из практики, считаю, что трудовое воспитание и творческое развитие всецело исправляет вышеуказанные недостатки развития, т.к. нацелены, главным образом, на коррекцию и развитие у воспитанников дисциплинированности, собранности и целеустремленности, коррекцию воссоздающего воображения, произвольного восприятия и всех видов памяти.

Слайд 13.

Подводя итоги уже проделанной работы, можно с уверенностью сказать, что дети нашего класса успешно адаптировались к классной и школьной жизни. Они хорошо ладят между собой, общаются, вместе играют в различные игры. Посещая школу, ученики нашего класса научились сидеть за партами, появилась усидчивость. Дети знают правила поведения в школе, в классе, на прогулке, в общественных местах. Это говорит о формировании у них азов дисциплинированности и культуры поведения. Правда, о самодисциплине и самоконтроле говорить еще рано, но способности к этим проявлениям у обучающихся с  диагнозами F.70 и  F.71 есть. У нас прошел первый опыт выступления на общешкольном мероприятии, где дети выступили с песней и музыкальными инструментами. Тем не менее, работая с детьми, имеющими разные отклонения в интеллектуальном развитии, систематически сталкиваемся с целым рядом трудностей. По мнению, главная проблема наших детей заключается в нарушении их связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении общения с природой, недоступности ряда культурных ценностей. Эти проблемы являются следствием их психо-физического состояния.     Работая с детьми нашего класса, нами замечено, что попадая в условия школьного обучения, дети с интеллектуальной недостаточностью разной степени тяжести одинаково испытывают ряд трудностей со стороны психической адаптации. В отличие от нормально развивающихся детей умственно-отсталые дети еще не готовы к переходу от игровой деятельности к учебной.

Слайд 14

В заключение хочется отметить, что не все наши воспитанники станут настолько самостоятельными, чтобы обходиться без помощи и поддержки взрослого человека. Важно научить их быть коммуникабельными, разумно активными, обращаться за помощью и принимать ее, воспитать хорошие привычки, культурное поведение, чтобы они не мешали, не были в тягость людям, с которыми они будут общаться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по письму и развитию речи для 5 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

Рабочая программа по  письму и развитию речи  для  5  класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталы...

Рабочая программа по письму и развитию речи для 7 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

Рабочая программа по  письму и развитию речи  для  7  класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталы...

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 5 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

Рабочая программа по  чтению и развитию речи  для  5  класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталы...

СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченн

СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным...

Адаптированная основная общеобразовательная программа ФГОС ООО для детей с ЗПР

Адаптированная образовательная программа муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2» (далее - школа) представляет собой нормативно-уп...

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования по предметам составлена на основе рекомендаций Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталость

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования по предметам составлена на основе рекомендаций Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся...