Автоматизация звука [с] в тексте цепной организации с использованием графических моделей
план-конспект на тему

Лесная Татьяна Юрьевна

При проектировании приведённого ниже урока использована  система развития связной речи с использованием графических моделей (методика В. К. Воробьевой), то есть обучение детей пересказу текстов цепного содержания  осуществляется с опорой на картинно-графический план. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автоматизация звука [с] в тексте цепной организации с использованием графических моделей

Лесная Татьяна Юрьевна,

учитель-логопед,  ЧОУ СОШ «Ломоносовская»

В системе образовательной деятельности, в связи с выполнением требований ФГОС НОО, большое значение приобретает формирование и развитие связной  речи как важнейшего условия полноценного усвоения знаний, развитие логического мышления, творческих способностей и других сторон психической деятельности.

Существуют различные методики развития связной речи.  При проектировании приведённого ниже урока использована  система развития связной речи с использованием графических моделей (методика В. К. Воробьевой), то есть обучение детей пересказу текстов цепного содержания  осуществляется с опорой на картинно-графический план.

Общеизвестно, что в основе цепного типа текста лежит структурно-семантическая организация предложений, которая обеспечивает их последовательную передачу линейно, по цепочке.

Согласно методике В. К. Воробьёвой при составлении рассказа ребёнок использует графическую схему, которая состоит из квадратов и стрелок. Квадратами обозначены предметные компоненты мысли: субъект и объект (предметные картинки; слова, записанные на карточках); стрелкой - предикат, выраженный глагольным словом.  После того, как ребёнок составил  рассказ с использованием предметно-графического плана проводится работа по обогащению словарного запаса: учитель-логопед вводит «знак запрета», который указывает на то, что слово с этим знаком называть нельзя, следует подобрать другое, новое слово (синоним).

В целом, методика В. К. Воробьевой способствует развитию словарного запаса, связной речи и одновременно обучающиеся следят за произношением звуков в словах, предложениях и тексте.


Тема урока

Автоматизация звука [с] в тексте цепной организации с использованием графических моделей.

Класс

1

Цель урока

Продолжать автоматизировать  звук [с] в тексте цепной организации.

Тип урока

Урок комплексного применения знаний и умений.

Планируемый результат

Предметные: научить произносить звук [с] в тексте с помощью картинно–графического плана.

Метапредметные: познавательные: научиться произносить звук [с];  регулятивные: учиться принимать и удерживать учебную задачу, планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей, контролировать свои действия, коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, уметь строить понятные для  высказывания предложения.

Личностные: оценивать собственные успехи в освоении автоматизации звуков, сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой  учителя-логопеда; уметь применять правила поведения при сотрудничестве. 

Межпредметные связи

Окружающий мир, обучение грамоте.

Форма организации

Индивидуальное занятие

Технологии

Технология коррекции звукопроизношения

Развитие связной речи (по В. К. Воробьевой)

Игровая технология

Здоровьесберегающая (Фонетическая ритмика А. Я. Мухиной)

Продолжительность

20 минут

Этап урока.

Цель данного

 этапа

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность обучающегося

Задания для обучающегося, выполнение которых приведёт к достижению планируемых результатов

I. Самоопределение  к деятельности.

Цель  -

включение обучающегося  в деятельность на личностно-значимом уровне.

Настрой на занятие, активизация внимания.
Создает  атмосферу дружелюбия и условий для осознанного вхождения обучающегося в пространство деятельности на уроке.

Контролирует и оценивает свою готовность к уроку.

Активное участие в диалоге.

 - Добрый день.

 - Оцени готовность к занятию.

 - Рабочее место готово?

 - Настроение в порядке?

II.  Постановка учебной цели.

Цель –

Подведение обучающегося  к формулированию темы и цели занятия.

Ставит перед обучающимся проблему.
Подводит в ходе решения данной проблемы к теме урока.

Организует самостоятельное или с помощью учителя-логопеда формулирование  цели. 

Воспринимает инструкцию на слух. Вступает в диалог с учителем-логопедом, высказывает свои предположения.

 - Сейчас я прочитаю рассказ. Слушай внимательно и запоминай.

 - Около дома был сад.

   В саду росла высокая сосна.

   Под сосной стояла скамейка.

   На скамейке сидела Соня.

   Соня увидела собаку.

   Собаку Соня накормила колбасой.

   Колбаса была очень вкусная.

(Учитель-логопед читает текст. На доске картинки: сад, парк, сосна, береза, скамейка, Соня, собака, кошка, колбаса).

- Посмотри на картинки и выбери те, которые подходят к тексту.

- Назови картинки, которые ты выбрал. (сад, сосна, скамейка, соня, собака, колбаса).

Доска. Приём кластер.

 

- Как ты думаешь, что общего в этих словах? ([С])

 – Какую цель мы поставим сегодня на уроке?  (правильно произносить звук [С]  в словах и тексте)

 - Правильно.

 - Тема нашего занятия: Правильное произношение звука [С] в словах и тексте.

III. Работа над темой занятия.

Самостоятельное составление предметно– графического плана.

Цель -

 обобщение ранее полученных знаний и актуализация этих знаний.

Организует работу по составлению плана текста.

Работает по составлению плана текста.

  - А теперь давай «запишем» этот рассказ картинками. С чего начинается рассказ?

 - Что было дальше?

(Обучающийся, подбирая картинки, составляет предметно–графическую тему рассказа)

  Расскажи текст, используя план.

IV. Развитие слогового анализа. 

Цель -

 Уметь определять количество слогов, ударный слог в слове

Организует работу обучающегося, развивает слоговой анализ. Выслушивает ответы.

Выполняет задания. Отвечает на вопросы учителя-логопеда.

 - Посмотри на картинки, назови слово, в котором 3 слога; 2–ой слог – ударный.

V. Динамическая пауза.

Цель - создание условий для психоэмоциональной разгрузки обучающегося и восстановления физических сил.

Организует работу.

Выполняет задания учителя-логопеда.

- Покажи это слово с помощью движений.

 - Покажи еще слова, в которых есть звук [С] движениями.

Речедвигательная  ритмика  (по А. Я. Мухиной).

VI . Развитие линейной вербальной памяти.

Цель –

вспомнить слова-действия.

Организует работу.

Выполняет задания учителя-логопеда.

  - Внимательно посмотри на наш план. Вспомни и назови по порядку только слова–действия., т. е. слова–стрелки (был, росла, стояла, сидела, увидела).

VII . Словарная работа.

Цель –

Развитие глагольной синонимии.

Организует работу.

Выполняет задания учителя-логопеда.

Маркировка слов–действий знаками запрета.

- Посмотри, какие слова–действия я обозначу фишками запрета  (была, стояла).

- Замени эти слова–действия новыми, похожими по смыслу.

 - Перескажи текст с новыми словами.

VII. Рефлексия.

Цель   -

соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, самооценка результатов деятельности.

Обеспечивает обучающемуся условия для анализа успешности деятельности.

Анализирует и оценивает свою деятельность.

- Какую мы ставили перед собой цель? Давай вспомним. (Контролировать произношение звука [С]  в тексте.)

 - Получилось или не получилось следить за произношением звука [С]?

Подводит итог.

- Что тебе было трудно на уроке?

Оцени свою работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия по звукопроизношению. Тема: «Автоматизация звука [р] в словосочетаниях, предложениях, тексте». «Это варится варенье!»

Конспект индивидуального логопедического занятия по звукопроизношению. Тема: «Автоматизация звука [р] в словосочетаниях, предложениях, тексте». «Это варится варенье!» Помимо заданий на автоматизацию з...

Конспект занятия по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны речи по теме "Автоматизация звуков рь, ль. Работа над текстом "Как казаки на Кубань переселялись".

Конспект занятия по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны речи по теме "Автоматизация звуков рь, ль. Работа над текстом "Как казаки на Кубань переселялись"....

презентация к уроку РСВ по теме "Автоматизация звука Р, восприятие текста "Друзья птиц".

на  занятии показаны методы работы над текстрм с учащимся 2 класса после КИ....

Конспект занятия по обучению пересказу текста цепной организации по теме: «Зима»

Занятие проведено в логопедической подготовительной к школе группе, где воспитанники учатся пересказывать  текст с помощью картинно - графического плана....

Открытое индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения Тема: Автоматизация звука «в». Дифференциация звуков «л-р». Постановка звука «ц». Текст «Осень».

Открытое индивидуальное занятиепо развитию  слухового восприятия и формированиюпроизношенияТема: Автоматизация звука «в».Дифференциация звуков «л-р».Постановка звука &laqu...

Открытое индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения Тема: Автоматизация звука «н» Дифференциация звуков «с-з» Постановка звука «х» Текст «День рождения»

Открытое индивидуальное занятиепо развитию слухового восприятия и формированиюпроизношенияТема: Автоматизация звука «н»Дифференциация звуков «с-з»Постановка звука «х&raqu...