АООП для обучающихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» 1 (подготовительный) класс
рабочая программа на тему

Шипелёва Оксана Николаевна

Рабочая программа разработана на основе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» является основной частью предметной области «Язык и речевая практика».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Адаптированная  основная общеобразовательная   программа

для обучающихся с умеренной  и тяжёлой умственной отсталостью

по  предмету « Речь  и альтернативная коммуникация»

                                                                1 (подготовительный) класс

Пояснительная записка

       Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

     Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» является основной частью предметной области «Язык и речевая практика».

      Обоснованием цели и содержания учебного предмета служат следующие положения отечественной психологии:

- психические функции формируются «в раннем онтогенезе при интериоризации процессов общения» (Л.С.Выготский),

 - интериоризация выступает социальным механизмом психики человека (Л.С.Выготский),

- формирование основных социальных структур сознания человека происходит в процессе общения (Л.С.Выготский),

- о планомерно- поэтапном формировании психических функций, включая общение (П.Я.Гальперин),

- о  закономерностях развития общения как особой деятельности на каждом возрастном этапе (А.В.Запорожец, М.И.Лисина),

       Цель - формирование опыта социального взаимодействия на основе разнообразных, доступных ребенку, средств коммуникации (вербальных и невербальных).

      Общая характеристика учебного предмета:

Учебный предмет, охватывающий область развития речи и альтернативной коммуникации, является условием активизации познания и овладения жизненными компетенциями в опыте социального взаимодействия.

    Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевают основными средствами социального взаимодействия только с помощью взрослого.  

   Процесс развития речи, активизация и расширение коммуникативных возможностей в доступных обучающемуся пределах выстраиваются взрослым путем использования специальных методов и приемов, дидактических средств в практически значимых для ребенка ситуациях.

      Учебный предмет позволяет сосредоточить внимание учителя на создании специальных условий для активизации и формирования у обучающихся разных средств коммуникации с учетом актуальных возможностей: от невербальных, альтернативных до вербальных. Опыт социального взаимодействия детей будет обогащаться за счет формирования импрессивной и экспрессивной сторон речевых возможностей, моделированием в процессе обучения практико-ориентированных ситуаций общения.

      Реализация содержания учебного предмета в дополнительном первом классе позволит подготовить обучающихся к продуктивному взаимодействию в ситуациях работы с учителем,  в классе с другими обучающимися,  в ситуациях взаимодействия с близкими взрослыми.

     Учебный предмет осваивают обучающиеся (с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью,  с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии) в соответствии с их возможностями к обучению и темпа усвоения программного материала.

   Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью (1 группа),   понимают, обращенную  к ним речь взрослого,  в конкретной ситуации взаимодействия. Ответные коммуникативные проявления могут быть как невербальными (взгляд, улыбка, контакт глаза в глаза, жест, рука-в-руке, предметные действия и т.д.), так и вербальными  в виде отдельных звуков, слов и элементарной фразы.

    Обучающиеся с тяжелой умственной отсталостью и некоторые дети с множественными нарушениями в развитии (2 группа) ограниченно понимают обращенную к ним речь взрослого даже в конкретной ситуации,  а невербальные средства общения используют фрагментарно, лишь в знакомой ситуации взаимодействия со взрослым.

     Обучающиеся с глубокой умственной отсталостью и большинство детей с множественными нарушениями в развитии (3 группа), реагируют непроизвольно, или эмоциональными, или двигательными проявлениями на голос взрослого без понимания обращенной  к ним речи в конкретной ситуации взаимодействия.

Показателем усвоения обучающимися программы учебного материала является динамика развития понимания обращенной к ребенку речи взрослого от непроизвольных невербальных проявлений до вербальных и альтернативных средств коммуникации в разнообразных ситуациях взаимодействия.

Учебный предмет включает 3 раздела:

 - коммуникация,

 - развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации,

 - чтение и письмо.

Задачи предмета:

В разделе "Коммуникация":

 - формирование у обучающегося  интереса и потребности к деловому взаимодействию с учителем, а затем со сверстниками, умений  продуктивного установления, поддержания и завершения контакта,

 знакомство с альтернативными средствами коммуникации.

В разделе "Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации":

 - активизация коммуникативных (невербальных и вербальных, альтернативных) средств,  для развития понимания и выражения ответа на обращенную речь взрослого любым доступным способом в разных ситуациях социального взаимодействия;

 - формирование доступных (включая альтернативные) средства коммуникации взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

В разделе "Чтение и письмо":

- развитие ручной и мелкой моторики;

-обучение умению выполнять целенаправленное действие с пишущим предметом по словесной  инструкции в конкретной ситуации;

- формирование элементарных графо моторных умений;

-развитие слухового внимания и слухового восприятия,

 - формирование интереса к чтению взрослым коротких текстов с иллюстрациями.

   Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

   В Федеральном компоненте государственного стандарта «Речь и альтернативная коммуникация» обозначен как самостоятельный предмет. На его изучение в 1 дополнительном классе отведено 99 часов, 3 часа в неделю, 33 учебные недели.

   Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета обучающимися с умеренной умственной отсталостью 

 (1 группа): адекватные коммуникативные проявления (невербальные и вербальные) на обращенную речь взрослого в разнообразных ситуациях взаимодействия, устойчивый интерес   к взаимодействию со знакомым взрослым, потребность в  общении со знакомым взрослым и включение в коммуникативную ситуацию  при использовании невербальных и вербальных, альтернативных средств общения.

  Предметные:

- выполнение конкретного действия по инструкции взрослого;

- использование пишущего предмета по назначению;

- проявление  интереса к чтению взрослым коротких текстов,  рассматривание иллюстраций.  

Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета обучающимися с тяжелой умственной отсталостью и некоторыми детьми с  множественными нарушениями в развитии

(2 группа): 

-  эмоциональные, голосовые и двигательные проявления на обращенную речь знакомого взрослого в конкретной ситуации взаимодействия, зрительный контакт «глаза в глаза», фиксация и прослеживание за действиями взрослого  в конкретной коммуникативной ситуации, интерес   к взаимодействию со знакомым взрослым.

Предметные:

 - использование невербальных и альтернативных средств коммуникации в знакомых ситуациях социального взаимодействия, проявление интереса к пальчиковым играм, к графическим заданиям.

Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета обучающимися с глубокой умственной отсталостью и большинством детей с множественными нарушениями в развитии

(3 группа):

 - эмоциональные (голосовые) проявления на обращенную речь знакомого взрослого в конкретной ситуации взаимодействия;

-двигательные  и мимические проявления,  выраженный комплекс «оживления»   в разных проявлениях (двигательные, голосовые и пр.) как мотивация для удовлетворения потребности взаимодействия со знакомым взрослым;

зрительный контакт «глаза в глаза», прослеживание за действиями взрослого.

Предметные:

- проявление сенсомоторной активности в ответ на альтернативные и вербальные средства коммуникации, на  ситуацию с пальчиковыми играми.

 Базовые учебные действия.

Готовность обучающегося контактировать со взрослыми и сверстниками  в знакомой ситуации взаимодействия:

-выражать общепринятые нормы коммуникативного поведения невербальными и вербальными средствами;

-поддерживать положительные формы взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

-использовать доступные средства коммуникации для выражения собственных потребностей  и  желаний в разных ситуациях взаимодействия;

-выполнять инструкцию взрослого в знакомой ситуации.

 Основное содержание учебного предмета

           Основное содержание учебного предмета "Речь и альтерантивная коммуникация" представлено тремя направлениями,  в каждом из которых содержатся тематические блоки.

   Блоки включают задачи формирования у обучающихся в 1 дополнительном классе специфических умений, связанных с овладением доступных обучающемуся средств коммуникации.   В аспекте  развития импрессивной и экспрессивной речи, интереса к чтению коротких произведений с рассматриванием иллюстраций, использования пишущих предметов по назначению. Сформированные умения могут рассматриваться как коммуникативная готовность обучающихся  к усвоению программного материала.

  Обучение может проходить в разных формах: на уроках, на индивидуальных занятиях. Для обучающихся 3 группы реализации программы показана в индивидуальной (надомной) форме обучения.

    Структура каждого занятия состоит из 3 основных разделов:

- коммуникация,

 - развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации,

 - чтение и письмо.

Задачи предмета:

В разделе "Коммуникация":

- закрепление средств общения обучающегося с учителем и со сверстниками  в ситуации делового взаимодействия, умений  продуктивного установления, поддержания и завершения контакта,

 овладение в доступной форме альтернативными средствами коммуникации,

создавать практику диалогической речи в разных ситуациях игрового и учебного взаимодействия обучающихся.

В разделе "Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации":

- совершенствование коммуникативных возможностей для выражения ответа на обращенную речь взрослого и сверстника в разных ситуациях социального взаимодействия,

 - расширение возможностей использования речевых средств коммуникации (включая альтернативные) во взаимодействии с новыми взрослыми и сверстниками.

В разделе "Чтение и письмо":

-         совершенствование ручной и мелкой моторики,

закрепление умения выполнять целенаправленное действие с пишущим предметом по словесной инструкции и по образцу в конкретной ситуации,

расширение возможностей элементарных графо моторных умений,

совершенствование слухового внимания и слухового восприятия,

 -    закрепление интереса и формирование потребности к прослушиванию коротких текстов, читаемых взрослым.

Раздел: «Чтение»:

Неречевые звуки.

- Экскурсия по теме: «Звуки вокруг нас».

- Определение источника звука с опорой на практические действия (не более трёх источников).

- Упражнение в определении источника звука с опорой на практические действия (четыре источника).

- Упражнение в определении источника звука, воспроизводимого с изменением силы звучания (источники те же).

- Упражнение в определении направления звука, исходящего из одного источника.

- Упражнение в определении направления звука, исходящего из разных источников.

Речевые звуки.

- Обучение имитации звуков окружающей среды речевыми звуками. Укрепление мышц артикуляционного аппарата.

- Упражнение в имитации неречевых звуков речевыми (например, ш – шипит гусь, з –звенит комар, у – воет волк и т. п.).

- Упражнение в произнесении имитационных речевых звуков с изменением силы звучания. Элементарная артикуляционная гимнастика.

- Упражнение в определении направления имитационных речевых звуков.

- Элементарная артикуляционная гимнастика.

- Упражнение в определении принадлежности имитационных речевых звуков конкретному человеку.

- Упражнение в различении речевых и неречевых звуков.

- Упражнение в различении речевых и неречевых звуков.

Буквы и звуки. Уметь различать буквы Аа, Уу, Оо, Мм, Сс, Хх, Нн

Слово. (Выделение слова как единицы речи)

- Ознакомление с понятием «слово». Называние предметов.

- Называние предмета. Практическое ознакомление с понятием «слово» и его условно-графическим изображением.

- Упражнения в условно – графической фиксации слова с последующим его «чтением».

- Кодирование 3-4 слов, предложенных учителем к сюжетной картинке (к стихотворению «Мишка»), их чтение.

- Упражнение в условно – графической фиксации слов (2-3) с последующим «чтением» их по порядку (пропедевтика предложений).

- Упражнение в условно – графической фиксации 2-3слов с последующим «чтением» их в разбивку.

- Упражнение в «подписи» картинки словами (схемы слов) с их последующим «чтением» по порядку и в разбивку.

- Подбор слов к картинке на сюжет сказки «Репка» в точном соответствии с количеством предложенных условно-графических изображений.

- «Подпись» сюжетной картинки к сказке «Репка» словами с их последующим « чтением» по порядку и в разбивку.

- Подбор слов по теме «Овощи», их условно-графическое кодирование и последующее «чтение».

- Упражнение в условно – графической фиксации 2-3слов по памяти с их последующим «чтением» по порядку и в разбивку.

Предложение. (Выделение предложения как единицы речи; составление предложений).

- Ознакомление с понятием «предложение» и его условно-графическим изображением.

- Условно – графическая фиксация заданных предложений с их последующим «чтением».

- Условно – графическая фиксация заданных предложений с их последующим «чтением».

- Составление предложений с опорой на ситуативную картинку, его кодирование и последующее «чтение».

- Подбор одной из двух картинок к заданному предложению, фиксация предложения условно-графическим изображением и последующее «чтение». Составление, кодирование, «чтение» предложения по сказке «Колобок» с опорой на наглядность.

- Составление простых предложений по предметной картинке, их кодирование и «чтение».

Деление предложений на слова.

- Ознакомление с делением предложения, состоящего из двух слов, на слова с опорой на тактильно-двигательные ощущения (хлопок, отстукивание и т. п.) и условно-графическое изображение предложения.

- Упражнение в делении предложения, состоящего из двух слов. Условно-графическая фиксация и «чтение» предложения.

- Составление предложения по схеме – Кто? Что делает? – по сюжетным картинкам.

- Упражнение в составлении предложения по схеме – Кто? Что делает? – по предметной картинке и условно-графическому изображению с подстановкой различных слов- действий.

- Упражнение в составлении предложения из двух слов на заданную тему: «Обязанности в семье» по условно-графическому изображению с последующим «чтением».

- Деление данного предложения, состоящего из трёх слов, на слова. Условно-графическая фиксация, «чтение» предложения бегло и отдельными словами.

- Составление предложений из трёх слов по сюжетным картинкам и условно-

графическому изображению с последующим «чтением» бегло и отдельными словами.

- Упражнение в составлении предложения из трёх слов по сюжетным картинкам и условно-графическому изображению с последующим «чтением» бегло и отдельными словами.

- Упражнение в составлении предложений из трёх слов по двум предметным картинкам и условно-графическому изображению с подстановкой различных слов- действий. Последующее «чтение» предложения бегло и отдельными словами.

Слог (деление слов на слоги).

- Ознакомление с понятием «слог» и его условно-графическим изображением (полоски, более короткие, чем слова или квадраты).

- Упражнение в делении слов, состоящих из двух слогов, на слоги с опорой на тактильно-двигательные ощущения и условно-графическое изображение слога.

- Упражнение в делении слов(2 слога) на слоги. Условно-графическая фиксация и «чтение» слова в различном темпе (бегло и по слогам).

- Упражнение в делении слов (2 слога) на слоги. Условно-графическая фиксация и «чтение» слова в различном темпе (бегло и по слогам).

Раздел: «Письмо»:

Рисование фигуры по шаблону с последующим раскрашиванием.

- Выявление моторных возможностей обучающихся.

- Ознакомление с правилами поведения на уроке.

- Кодировка звуков окружающей среды (цветными мелками в виде палочек, кружочков,

точек и т. п.).

- Упражнение для кистей и пальцев рук на основе подражания действиям с игрушками.

- Рисование мелом на доске произвольных линий.

- Ознакомление с шаблоном. Обводка пальцем по шаблону круга (яблока) в воздухе, на доске, на парте.

- Обводка по шаблону квадрата пальцем в воздухе, на доске, на парте.

- Ознакомление с правильной посадкой при письме, с правильным расположением альбома. Ориентирование на листе бумаги (альбомном).

- Упражнение в ориентировании на листе бумаги.

- Закрепление умения ориентироваться на листе бумаги.

- Разучивание пальчиковых упражнений. Обучение умению держать карандаш и проводить произвольные линии на листе бумаги.

- Навыки учебной деятельности: правильное расположение письменныхпринадлежностей. Рисование в альбоме круга по шаблону.

- Обучение умению раскрашивать круг.

- Рисование в альбоме композиции из двух кругов (различных по цвету) по шаблонам с помощью учителя. Раскрашивание фигур.

- Раскрашивание фигур (для детей с достаточным уровнем – дорисовывание до мяча, шарика).

- Рисование в альбоме композиции из двух кругов по шаблонам самостоятельно.

- Разучивание пальчиковых упражнений. Рисование в альбоме квадрата по шаблону. Раскрашивание фигур.

- Рисование в альбоме композиции из двух квадратов (различных по цвету) по шаблону с помощью учителя. Раскрашивание фигур.

- Рисование в альбоме композиции из двух фигур по шаблонам с опорой на рисунок. Для детей с достаточным уровнем – дорисовывание до окна, часов и т. п.

- Разучивание пальчиковых упражнений. Рисование в альбоме треугольника по шаблону.

- Раскрашивание фигур.

- Рисование в альбоме композиции из двух треугольников (различных по цвету) по шаблону с помощью учителя. Раскрашивание фигур.

- Рисование в альбоме композиции из двух фигур по шаблонам с опорой на рисунок. Для детей с достаточным уровнем – дорисовывание до окна, часов и т. п.

- Рисование в альбоме композиции из трёх фигур по шаблонам с помощью учителя.

Рисование фигуры по трафарету, контуру с последующим раскрашиванием.

- Ознакомление с трафаретами простых фигур и соотнесение их с предметами окружающей действительности. Обводка круга по трафарету в воздухе, на доске, в альбоме.

- Обводка по трафарету в воздухе, на доске, в альбоме квадрата.

- Обводка по трафарету в воздухе, на доске, в альбоме изученных фигур.

- Ознакомление с контурным изображением фигур. Обводка по контуру квадратов различной величины с последующим раскрашиванием.

- Обводка по контуру кругов различной величины с последующим раскрашиванием.

- Обводка по контуру цветными карандашами композиции из геометрических фигур с помощью учителя с последующим раскрашиванием.

- Ознакомление с контурным изображением фигур. Обводка по контуру треугольников различной величины с последующим раскрашиванием.

- Обводка по контуру треугольников различной величины с последующим раскрашиванием.

- Обводка по контуру цветными карандашами композиции из геометрических фигур с помощью учителя с последующим раскрашиванием.

- Закрепление умений обводить фигуры по шаблону, трафарету, с последующим раскрашиванием.

Рисование вертикальных линий.

- Ознакомление с рабочей строкой (в альбоме: ширина – 3 см). Ориентировка на строке (верхняя линия, нижняя линия).

- Упражнения в ориентировке на строке (начало, середина, конец).

- Закрепление представлений о строке, умения ориентироваться на ней.

- Ознакомление с вертикальными линиями. Нахождение их на предметах, картинках.

- Произвольное рисование вертикальных линий.

- Рисование на доске, в альбоме (не в строке) вертикальных линий по начальной точке.

- Рисование на доске, в альбоме (не в строке) вертикальных линий по двум заданным точкам.

- Рисование бордюра из вертикальных линий по заданным точкам (в альбоме, в строке цветными карандашами).

- Разучивание пальчиковых упражнений.

- Рисование бордюра из вертикальных линий без точек (в альбоме, в строке простым карандашом).

- Рисование бордюра из вертикальных линий без точек (в альбоме, в строке простым карандашом)

Рисование горизонтальных линий.

- Ознакомление с горизонтальными линиями на предметах, картинках. Рисование произвольных горизонтальных линий в воздухе, на доске.

- Упражнение в рисовании на доске, в альбоме (не в строке) горизонтальных линий по начальной точке.

- Упражнение в рисовании на доске, в альбоме (не в строке) горизонтальных линий по двум заданным точкам.

- Рисование горизонтальных линий по двум заданным точкам, без точек на доске, в альбоме (в строке).

- Ознакомление с прямыми наклонными линиями на предметах, картинках. Рисование их в воздухе, на доске.

- Упражнение в рисовании прямых наклонных линий по начальной точке сверху вниз в воздухе, на доске, в альбоме (не в строке).

- Рисование бордюра из наклонных линий разных направлений.

- Упражнение в рисовании прямых наклонных линий в разных направлениях по двум точкам, сверху вниз.

- Ознакомление с понятием «длинная» и «короткая» наклонная линии. Обучение рисованию коротких наклонных линий в альбоме, в строке по двум заданным точкам.

- Упражнение в рисовании коротких наклонных линий в альбоме, в строке по одной заданной точке.

- Упражнение в рисовании бордюра из наклонных линий разной длины.

- Рисование комбинаций из вертикальных, горизонтальных и наклонных линий на доске, в альбоме (вне строки).

- Рисование комбинаций из вертикальных, горизонтальных и наклонных линий на доске, в альбоме (в строке).

- Рисование комбинаций из вертикальных, горизонтальных и наклонных линий на доске, в альбоме (в строке).

Буквы и звуки. Уметь различать буквы Аа, Уу, Оо, Мм, Сс, Хх, Нн

 В дополнительном классе  в  разделе  "чтение и письмо" формируются предпосылки к чтению и письму. Методы обучения основаны на игровых приемах с использованием пальчиковых игр для развития ручной и мелкой моторики, игр на развитие слухового внимания и фонематического  слуха, интереса к прослушиванию коротких текстов, рассматриванию иллюстраций.  

Направление: Учитель и ученик

Блок: Приветствие взрослого.

Эмоционально-положительная реакция на игровую ситуацию  приветствия, зрительный контакт «глаза в глаза», фиксация внимания на лицо взрослого, прослеживание за его движениями и действиями; использование руки для  приветствия.

Ориентировка на взрослого и прислушивание к его голосу (слуховое внимание и слуховое восприятие) в процессе чтения сказок,  положительное реагирование (мимико-жестикуляторными средствами) на обращенную речь взрослого, на игровые движений рук и действий пальцев с речевым сопровождением.

Блок: Приветствие сказочных персонажей.

  Эмоционально-положительная реакция на игровую ситуацию  со сказочным персонажем, фиксация и прослеживание взором за движениями и действиями взрослого с персонажами, реагирование (мимико-жестикуляторными средствами и действиями) на игровое действие со сказочными персонажами; использование руки для приветствия сказочных персонажей.

   Интерес к речи взрослого и прислушивание к его голосу в процессе чтения текста, положительное реагирование (мимико-жестикуляторными и вербальными средствами) на обращенную речь взрослого от лица сказочного персонажа и предметно-игровые действия.

Блок: Я и мое имя, моя фотография.

   Положительная реакция на свое имя,  а также на уменьшительно-ласкательные его формы;  использование доступных вербальных или невербальных средств для называния своего имени, узнавания себя на фотографии.

Выделение своей фотографии среди других (или на общей фотографии) с использованием указательного жеста и речи. Выполнение игровых действий по подражанию действиям взрослого в процессе пальчиковых игр с речевым сопровождением.  

       Блок: Моя любимая игрушка.

   Эмоционально-положительное реагирование на игровую ситуацию, фиксировать и прослеживать взором за действиями взрослого с игрушкой, реагировать (мимико-жестикуляторными средствами и действиями) на игровое действие с игрушкой; выполнение предметно-игрового действия с игрушкой в сопровождении речевого высказывания.

  Выполнение предметно-игровых и отобразительных действий с сюжетными игрушками.

    Блок: Моя любимая сказка, драматизация сказки.

Прослушивание сказок, проявление интереса к обыгрыванию сказки с использованием вербальных и невербальных средств коммуникации в игровых ситуациях, передача с помощью специфических движений и эмоциональных проявлений характера персонажей; невербальное сопровождение или речевое высказывание в процессе театрализованных действий.

  Выражение положительного отношения к обыгрыванию сказки или ее драматизации; запоминание персонажей, их действий, фрагментов сюжета  с использованием доступных вербальных, невербальных средств (словом, звуком, жестом, действием).  Альтернативные средства (изображения графические, печатные, электронное устройство), передача сюжета сказки разными доступными обучающемуся способами (совместные действия, по показу и подражанию, самостоятельные действия).

   Блок: Моя любимая игра.

Проявление интереса к игровой ситуации, самостоятельный выбор игрушки или игры; соблюдение игровых правил при участии в игре и партнерских отношений; невербальное сопровождение или речевое высказывание в процессе игровых действий.

Выражение положительного отношения к выбору любимой игры; запоминание правил, порядок игровых действий с использованием доступных вербальных, невербальных средств (словом, звуком, жестом, действием), альтернативных средств (изображения графические, печатные, электронное устройство), передача сюжета игры разными доступными обучающемуся способами (совместными действиями, по показу и подражанию, самостоятельными действиями); оценка собственных игровых действий средствами коммуникации (вербальными , невербальными, альтернативными).

Блок: Мои желания.

Использование вербальных и невербальных средств коммуникации для выражения своих житейских желаний и потребностей: обращение за помощью, высказывание участия, благодарности, согласия, отказа и др.

Выражение положительного отношения к ситуации высказывания своих житейских желаний и потребностей:  в быту, в игре, в ситуации беседы о прослушанном произведении (о сказке), фильме и т.д.

Проявление интереса к пишущим предметам (цветным мелкам, фломастерам), выполнение элементарных графических заданий.

Блок: Мне нравится.

  Выбор предмета для удовлетворения своих потребностей к познанию окружающего мира (в игровой ситуации, в ситуации прослушивания сказок, просмотра видеофрагментов, мультфильмов и т.д.).

Проявление интереса к пишущим предметам (цветным мелкам, фломастерам, карандашам, ручке), выполнение элементарных графических заданий.

      Направление: Ученик - учитель - сверстник

Блок: Приветствие сверстника (узнавание). 

  Эмоционально-положительное отношение к ситуации  приветствия сверстника (другого ребенка), прослеживание за его движениями и действиями; использование жеста для  приветствия.

   Интерес к сверстнику как партнеру в совместной игровой ситуации; выполнение целенаправленных действий  с использованием вербальных и невербальных средств коммуникации в играх с мячом.    Блок: Имена сверстников.

Запоминание имен сверстников, называние их уменьшительно-ласкательными формами;  называние имен детей в разных житейских и игровых ситуациях; узнавание  и называние имен сверстников по фотографиям.

  Выполнение элементарных графических заданий.

Блок: Игрушки нашего класса.

Интерес к игровой ситуации, обыгрывание (и называние) знакомых игрушек. Выполнение определенных игровых действий по речевой инструкции взрослого, высказывание доступными средствами коммуникации о своих игровых действиях.

   Выбор пишущего предмета (мелков) для раскрашивания предметного изображения.  

Блок: Вместе слушаем сказки.

Прослушивание сказок совместно с одноклассниками, проявление интереса к обыгрыванию сказки с использованием вербальных и невербальных средств коммуникации в игровых ситуациях, передача с помощью специфических движений и эмоциональных проявлений характера персонажей; невербальное сопровождение или речевое высказывание в процессе театрализованных действий.

Блок: Я и учитель играем со сверстником (игры с правилами).

Выбор настольно-печатной игры; выбор партнера для совместной игры; использование элементарной считалки для определения ведущего игры; невербальное сопровождение или речевое высказывание в процессе игровых действий.

Выполнение элементарных графических заданий разноцветными карандашами (раскрашивание предметного изображения).  

Блок: Наш класс (фотоальбом)

 Узнавание сверстников по их действиям  на фотографиях (Петя рисует. Коля поливает цветы и т.д.).

Участие в подвижных играх, направленных на различение сверстников по голосу ("Кто тебя позвал?"), использование в ответах различные средства коммуникации (фотографии, звуки, слова, фразы и др.).  

Блок: Мое отношение к сверстнику (выражение эмпатии).

     Высказывание положительного отношения к приобретенному социальному опыту взаимодействия со сверстником с помощью вербальных, невербальных средств коммуникации.

    Участие в дидактических играх (просушивание аудиозаписей), направленных на различение звуков и шумов окружающей действительности (морской шторм, шум дождя, шум ветра, звон колокола).  Использование в ответах различные средства коммуникации (картинки, игрушки, планшеты,  звуки, слова, фразы и др.).

Направление: Ученик - сверстник

Блок: Приглашение к взаимодействию

 Участие в дидактических играх, направленных на различение определенных слов (длинные, короткие слова)  с использованием для    ответов различные средства коммуникации (таблицы, планшеты, звуки, действия, звуки. слова, фразы).      

Блок: Лепим вместе

Положительное отношение к созданию совместной поделки со сверстником; передача друг другу материала для лепки по заданию учителя.  Обращение к сверстнику по имени; оказание помощи сверстнику в процессе лепки.   Участие в обыгрывании поделки в доступной обучающемуся вербальной или невербальной форме коммуникации.

Блок:  Строим вместе

Положительное отношение к созданию совместных построек со сверстником (наш дом, наша улица); передача друг другу материала для конструирования по заданию учителя. Обращение к сверстнику по имени.  Оказание помощи сверстнику в процессе постройки.

 Участие в дидактических играх, направленных на различение определенных слов (длинные, короткие слова)  с использованием в ответах различные средства коммуникации (таблицы, планшеты, звуки, действия, звуки. слова, фразы).      

Блок:  Рисуем вместе

Положительное отношение к созданию совместных рисунков со сверстником (по сюжетам  знакомых сказок "Репка", "Колобок" и др.). Передача изображенного сюжета (фрагмента) в доступной обучающемуся вербальной или невербальной форме коммуникации.  Умение участвовать в создании продукта коллективного труда.     Выражение просьбы о помощи в процессе продуктивных действий.

Блок:  Играем вместе (настольно-печатные, подвижные игры и др.)

Выбор настольно-печатной игры и партнеров для совместной игры; использование элементарной считалки для определения ведущего игры; обращение доступными средствами (мимико-жестикуляторными, речевыми) к партнерам по игре в процессе игровых действий; положительно реагировать на завершение игры, выражать слова благодарности сверстникам за совместную игру.

    Совместное выполнение графических заданий на общем листе бумаги, задания "Дождливая погода", "Весенняя пора" "Весенняя лужайка".

Блок:   Помоги другу

     Выполнение совместных поручений учителя; сотрудничество детей в парах для выполнения поручений; готовность оказать помощь сверстнику для завершения определенного действия или поручения; выражение отношения к завершенному действию или поручению доступными средствами коммуникации; обращение к сверстнику  с просьбой и выражение слов благодарности за оказанную помощь.

Совместное прослушивание фрагментов аудиозаписей знакомых сказок, использование различных средств коммуникации (планшеты, иллюстрации, игрушки, рисунки, действия, звуки. слова и др.) для ответов.  

Блок: Готовимся к празднику. Участвуем в празднике.

Ориентировка на сверстника и продуктивное сотрудничество в подготовке праздника; выполнение определенных поделок или подготовка фрагментов оформления праздника, взаимодействие в паре со сверстником, в группе, действия по очереди, действия в определенной последовательности.

Выполнение заданий учителя; с помощью доступных средств коммуникации обозначать свою роль и участие в празднике, отвечая разными средствами коммуникации на конкретные вопросы взрослого (что ты делал на празднике? кем ты был?),  принятие помощи сверстника; выражение благодарности за оказанную помощь.

 Учебно – методическое и материально – техническое

«Речь и альтернативная коммуникация» включает:

- игрушки дидактические и сюжетные:

- магнитная доска;

- фланелеграф;

- куклы бибабо, рукавички и перчатки с изображением мордочек животных, настольный театр, наборы сказочных персонажей;

- набор для лепки (пластилин); конструкторы деревянные, конструктор ЛЕГО, мягкие крупные модули; набор для рисования (фломастеры, бумага, краски).  

 - графические средства для альтернативной коммуникации:

таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами;

 - наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения;

- сюжетные картинки различной тематики для развития речи;

- книги с иллюстрациями  сказок («Репка», «Колобок», «Теремок». В. Сутееева «Кто сказал мяу?» и др.);

  - настольно-печатные игры (серии игр «Детское лото», «Детское домино»);

   - технические средства для альтернативной коммуникации: записывающие устройства;

- компьютерные устройства, синтезирующие речь:

- информационно-программное обеспечение: компьютерные программы для создания пиктограмм;

 -компьютерные программы символов;

компьютерные программы для общения, синтезирующие речь (например, «Общение» и др.);

- обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений речи;

-  аудио и видеоматериалы.

Планируемые результаты изучения учебного материала

 Оценивается динамика достижений  в коммуникации общего характера: отклик на имя и положительное реагирование невербальными и вербальными средствами на обращение к ним знакомого взрослого; выполнение инструкции взрослого в знакомой ситуации, с использованием усвоенных средств общения.

 У обучающихся с умеренной умственной отсталостью (1 группа) отмечается готовность к продуктивному взаимодействию со знакомым взрослым, используя при этом доступные, вербальные, невербальные и альтернативные средства общения; возможность включения в знакомую ситуацию социального взаимодействия.

У обучающихся с тяжелой умственной отсталостью и у некоторых детей с  множественными нарушениями в развитии(2 группа) отмечается интерес   к взаимодействию со знакомым взрослым, при использовании зрительного контакта «глаза в глаза», прослеживание за действиями взрослого  в конкретной коммуникативной или игровой ситуации.

У обучающихся с глубокой умственной отсталостью и у большинства детей с множественными нарушениями в развитии(3 группа) отмечаются реакции на знакомого взрослого  в игровой ситуации  при использовании доступных средств коммуникации с возможностью зрительного контакта «глаза в глаза», прослеживания за действиями взрослого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по по предмету Речь и альтернативная коммуникация 2 класс для школы 8 типа

Рабочая программа по по предмету" Речь и альтернативная коммуникация" 2 класс для школы 8 типа надомное обучение...

Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация", 7 класс ( 2 вариант)

Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация", 7 класс ( 2 вариант)...

Рабочая программа коррекционно-логопедического сопровождения обучающихся с системным недоразвитием речи тяжелой степени при умственной отсталости по курсу «Речь и альтернативная коммуникация». 5-9 класс

Разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями...

Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" 9 класс для обучающихся с УО 8 вида.

Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" 9 класс для обучающихся с УО 8 вида....