Формирование регулятивных действий (самоконтроля и самооценки) у обучающихся старших классов с интеллектуальными нарушениями.
статья

Моржанаева Ирина Николаевна

Формирование самооценочной деятельности у обучающихся процесс непрерывный и трудоемкий.

Самооценка и самоконтроль  обеспечивают самостоятельную деятельность школьников, являются необходимыми условиями достижения результатов обучения,

обозначенных Федеральным образовательным стандартом для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Поэтому вопросы  формирования   самооценки и самоконтроля  являются актуальными и в настоящее время.  В статье представлен практический опыт    работы по

формированию самооценки у сташеклассников. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование регулятивных действий (самоконтроля и самооценки)  

у обучающихся старших классов с интеллектуальными нарушениями.

        Федеральный образовательный стандарт для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  ориентирован  на становление личностных характеристик  выпускника. Одним из обязательных результатов освоения стандарта является формирование базовых учебных действий (БУД). Среди регулятивных базовых учебных действий обучающихся особую значимость имеют самоконтроль и самооценка.        

        Поэтому одним  из   важных качеств   школьников, необходимых   для управления своей учебной деятельностью и развитием познавательных способностей, считаю способность к самоконтролю и  самооценке.

        Под самооценкой понимается содержательная и развернутая характеристика обучающегося результатов своей деятельности. Самооценка позволяет обучающимся контролировать себя в процессе учебной деятельности на основе заданных критериев и фиксировать предварительные результаты. Формирование   действия  оценивания  осуществляется  по  следующей  схеме:  самооценка  школьника,  оценивание  работы  другими  обучающимися   и  только  после  этого  следовала  оценка  учителя.

 В начале каждого урока обязательно обращаю внимание на критерии оценивания. Школьник должен понимать, за что и как он будет оцениваться. Время и место  самооценки отвожу на каждом уроке. Оптимальным вариантом  является организация одной - двух ситуаций формирования навыка самооценки. При этом стараюсь подобрать такие критерии, которые позволили бы   каждому из обучающихся хотя бы  по   одному из критериев оценить свою успешность.  

        Часто возникают ситуации несовпадения оценок, такие ситуации стараюсь обсудить на уроке:  почему твоя оценка не совпала с оценкой одноклассников и учителя? что ты сделал неверно? как ты  будешь выполнять задание в следующий раз? что тебе необходимо сделать (повторить) чтоб успешно выполнить задание? каким приемом нужно было воспользоваться? какое правило нужно знать?

Приведу некоторые примеры учебных ситуаций с элементами самооценки.

Урок письма и развития речи, 9 класс.

Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложении с однородными членами.

Критерии для самооценки:

  • знаю, что такое однородные члены предложения;
  • знаю правило постановки знаков препинания между однородными членами предложения;
  • умею находить однородные члены в предложении;
  • умею ставить знаки препинания в предложении с однородными членами.

Тема: Диалог.

Критерии для самооценки:

  • знаю, что такое диалог, реплика;
  • знаю, как записывается диалог;
  • умею записывать диалог.

Тема: Обращение.

Критерии для самооценки:

  • знаю, что такое обращение;
  • знаю, правило постановки знаков препинания при обращении;
  • умею, находить обращения в предложении:
  • умею, расставлять знаки препинания при обращении.

        Наиболее удобной в использовании считаю форму фиксации - оценочный лист (таблица)

Тема: «Преобразование десятичных дробей», 9 класс.

Выполняемые задания

Самооценка обучающегося

 1.

Чтение  десятичных дробей

2.

Запись десятичных дробей

3.

Запись  десятичных дробей в виде обыкновенных дробей

4.

Запись  десятичных дробей в виде смешанного числа

5.

Выражение десятичной дроби  в более крупных долях

6.

Выражение десятичной дроби в более мелких долях

7.

Сравнение дробей

Тема: «Умножение и деление десятичных дробей на единицу с нулями», 9 класс

Критерии оценивание

Самооценка обучающегося

 1.

Знаю правило умножения десятичной дроби на 10,100, 1000

2.

Умею применять правило умножения десятичной дроби на 10,100, 1000

3.

Знаю правило деления десятичной дроби на 10,100, 1000

4.

Умею применять правило умножения десятичной дроби на 10,100, 1000

В предложенных оценочных листах в качестве маркировки результатов   использую следующие знаки:

"+" - знаю, умею,

"- " - не знаю, не умею.

"?" - затрудняюсь.

Оценочный лист при изучении новой темы дается в начале изучения темы. По ходу изучения темы, его можно использовать для планирования работы, определения темы урока, задач урока. При проведении уроков повторения в начале или в конце учебной четверти, такой оценочный лист можно использовать в конце урока.

        Работа с оценочными листами позволяет повлиять и на развитие личностных качеств  обучающихся. Есть такие школьники, которые спешат поставить себе в большей части "- ", другие, наоборот, "+". Такая ситуация является    поводом для совместной коррекционной работы с педагогом -психологом.

        Формы организации  самооценки  требуют разнообразия, однотипность  работы, приводит утомлению  обучающихся, к снижению их мотивации к обучению. Наряду с использование оценочных листов, для организации   самооценки, хорошим приемом является предварительная оценка (когда обучающийся прогнозирует свою оценку до показа образца, эталона, а затем анализирует ошибки ),  выполнение заданий определенного уровня. Выбирая нужный для себя уровень - обучающийся учиться адекватно оценивать свои знания и умения.

        Формирование самооценочной деятельности у обучающихся процесс непрерывный и трудоемкий. Самооценка и самоконтроль  обеспечивают самостоятельную деятельность школьников, являются необходимыми условиями достижения результатов обучения, обозначенных Федеральным образовательным стандартом для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Поэтому вопросы  формирования   самооценки и самоконтроля  являются актуальными и в настоящее время.

Литература

«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [Текст]: Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1599. / Справочная правовая система «Консультант Плюс».

Кокарева, З.А. "Оценочная деятельность в начальной школе" [Текст] /  Кокарева З.А. : учебно - методическое пособие. – Вологда: Издательский центр ВИРО, 2006.

Осипова, А. И. Формирование у учашихся навыков самоконтроля и самооценки на уроках математики  [Текст] / Осипова  А. И //  Методист.- 2016.- №6.- 60-63;

Вашкевич О.Д. Оценочный лист на уроках русского языка как средство контроля, самоконтроля и мотивации учащихся [Электронный ресурс]. 

http://nsportal.ru/shkola/materialy-k-attestatsii/library – статья в интернете.

Лаврух Н.А. Особенности формирования и коррекции самооценки младших школьников с ограниченными возможностями здоровья // Современная педагогика. 2012. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2012/12/815

  Огурцова М.Э., Томашевская О.А. формирование регулятивных универсальных учебных действий в начальной школе // Научное сообщество студентов XXI столетия. гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(30). URL: http://sibac.info/archive/guman/3(30).pdf  



Предварительный просмотр:

 

Ирина Николаевна Моржанаева,

учитель,

Казенное общеобразовательное учреждение

Ханты-Мансийского автономного округа- Югры

 «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся

 с ограниченными возможностями здоровья»,

г. Нефтеюганск

ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ

С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Аннотация: Представлен опыт работы по формированию самооценки  у обучающихся старших классов.

Ключевые слова: базовые учебные действия, самооценка, самоконтроль, оценочный лист.

        Федеральный образовательный стандарт для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - Стандарт)  ориентирован  на становление личностных характеристик  выпускника. Одним из обязательных результатов освоения Стандарта является формирование базовых учебных действий (БУД). Среди регулятивных базовых учебных действий обучающихся особую значимость имеют самоконтроль и самооценка. Поэтому одним  из   важных качеств школьников, необходимых   для управления своей учебной деятельностью и развития познавательных способностей, считаем способность к самоконтролю и  самооценке.

        Под самооценкой понимается содержательная и развернутая характеристика обучающегося результатов своей деятельности. Самооценка позволяет обучающимся контролировать себя в процессе учебной деятельности на основе заданных критериев и фиксировать предварительные результаты. В начале каждого урока обязательно обращаем внимание на критерии оценивания. Школьник должен понимать, за что и как он будет оцениваться. Время и место  самооценки отводим  на каждом уроке. Оптимальным вариантом  является организация одной - двух ситуаций формирования навыка самооценки. При этом стараемся подобрать такие критерии, которые позволили бы   каждому из обучающихся хотя бы  по   одному из критериев оценить свою успешность. Самооценка обучающегося при этом предшествует оценке учителя.

        Часто возникают ситуации несовпадения оценок, такие ситуации стараемся обсудить на уроке:  почему твоя оценка не совпала с оценкой учителя? что ты сделал неверно? как ты  будешь выполнять задание в следующий раз? что тебе необходимо сделать (повторить) чтоб успешно выполнить задание? каким приемом нужно было воспользоваться? какое правило нужно знать?

Приведем некоторые примеры учебных ситуаций с элементами самооценки.

Урок письма и развития речи, 9 класс.

Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложении с однородными членами.

Критерии для самооценки:

  • знаю, что такое однородные члены предложения;
  • знаю правило постановки знаков препинания между однородными членами предложения;
  • умею находить однородные члены в предложении;
  • умею ставить знаки препинания в предложении с однородными членами.

Тема: Диалог.

Критерии для самооценки:

  • знаю, что такое диалог, реплика;
  • знаю, как записывается диалог;
  • умею записывать диалог.

Тема: Обращение.

Критерии для самооценки:

  • знаю, что такое обращение;
  • знаю, правило постановки знаков препинания при обращении;
  • умею, находить обращения в предложении:
  • умею, расставлять знаки препинания при обращении.

        Наиболее удобной в использовании считаю форму фиксации - оценочный лист (таблица)

Урок математики, 9 класс.

Тема: Преобразование десятичных дробей

Выполняемые задания

Самооценка обучающегося

 1.

Чтение  десятичных дробей

2.

Запись десятичных дробей

3.

Запись  десятичных дробей в виде обыкновенных дробей

4.

Запись  десятичных дробей в виде смешанного числа

5.

Выражение десятичной дроби  в более крупных долях

6.

Выражение десятичной дроби в более мелких долях

7.

Сравнение дробей

Тема: Умножение и деление десятичных дробей на единицу с нулями

Критерии оценивание

Самооценка обучающегося

 1.

Знаю правило умножения десятичной дроби на 10,100, 1000

2.

Умею применять правило умножения десятичной дроби на 10,100, 1000

3.

Знаю правило деления десятичной дроби на 10,100, 1000

4.

Умею применять правило умножения десятичной дроби на 10,100, 1000

В предложенных оценочных листах в качестве маркировки результатов   использую следующие знаки:

"+" - знаю, умею,

"- " - не знаю, не умею.

"?" - затрудняюсь.

        Оценочный лист при изучении новой темы дается в начале изучения темы. По ходу изучения темы, его можно использовать для планирования работы, определения темы урока, задач урока. При проведении уроков повторения в начале или в конце учебной четверти, такой оценочный лист можно использовать в конце урока.

        Работа с оценочными листами позволяет повлиять и на развитие личностных качеств  обучающихся. Есть такие школьники, которые спешат поставить себе в большей части "- ", другие, наоборот, "+". Такая ситуация является    поводом для совместной коррекционной работы с педагогом-психологом.

        Формы организации  самооценки  требуют разнообразия, так как  однотипность  работы приводит к утомлению  обучающихся, снижению их мотивации к обучению. Наряду с использованием оценочных листов, хорошими приемами для организации  самооценки является предварительная оценка (когда обучающийся прогнозирует свою оценку до показа образца, эталона, а затем анализирует ошибки),  выполнение заданий определенного уровня (обучающийся учится адекватно оценивать свои знания и умения, выбирая нужный для себя уровень).

        Формирование самооценочной деятельности у обучающихся - процесс непрерывный и трудоемкий. Самооценка и самоконтроль,  обеспечивающие самостоятельную деятельность школьников, являются необходимыми условиями достижения результатов обучения, обозначенных Федеральным образовательным стандартом для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Поэтому вопросы  формирования   самооценки и самоконтроля  являются актуальными и в настоящее время.

Список литературы

  1. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [Текст]: Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1599. / Справочная правовая система «Консультант Плюс».
  2. Кокарева, З.А. "Оценочная деятельность в начальной школе" [Текст] /  Кокарева З.А. : учебно - методическое пособие. – Вологда: Издательский центр ВИРО, 2006.
  3. Осипова, А. И. Формирование у учашихся навыков самоконтроля и самооценки на уроках математики  [Текст] / Осипова  А. И. //  Методист.- 2016.- №6.- 60-63;
  4. Огурцова М.Э., Томашевская О.А. Формирование регулятивных универсальных учебных действий в начальной школе // Научное сообщество студентов XXI столетия. гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XXX междунар. студ. науч.-практ.конф.№3(30).[Электронный ресурс]  URL: http://sibac.info/ archive/guman/3(30) pdf (дата обращения: 20.03.2019)
  5. Вашкевич О.Д. Оценочный лист на уроках русского языка как средство контроля, самоконтроля и мотивации учащихся [Электронный ресурс]. 
  6. http://nsportal.ru/shkola/materialy-k-attestatsii/library – статья в интернете.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие и коррекция внимания у учащихся старших классов с интеллектуальными нарушениями

В статье ставилась задача изучить развитие внимания, выявить уровень и характеристики внимания детей с интеллектуальными нарушениями. Дети с интеллектуальными нарушениями - это дети, имеющие стойкое н...

Воспитательное мероприятие "День Земли", для обучающихся 3 класса с интеллектуальными нарушениями.

Воспитательное мероприятие "День Земли", для обучающихся 3 класса с интеллектуальными нарушениями....

фотоотчет по проекту "По страницам сказок К.И.Чуковского" с обучающимися 4 класса, имеющими интеллектуальные нарушения развития.

В фотоотчете представлены результаты различных направлений деятельности в рамках проекта, основой которого являлось использование различных видов метода сказкотерапии с детьми с интеллектуальными нару...

Деятельность педагога СКОУ по формированию здорового и безопасного образа жизни у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Эта статья представляет разработанную программу по формированию здорового и безопасного образа жизни, предназначенную для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Это напр...

Обобщение опыта «Тактильные книги как средство формирования познавательного интереса на уроках естествознания у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Изучение естествознания невозможно без широкого использования наглядного материала (рисунки, схематические изображения, натуральные пособия, макеты, муляжи, коллекции, кино - и видеоматериалы), опорны...

План урока для обучающихся 5 класса с интеллектуальными нарушениями по теме " Умножение и деление трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд"

Цель:Рассмотреть  случаи умножения  и деления трёхзначных чисел на однозначные числа без перехода через разряд.Задачи:закреплять знания, умения и навыки по теме; развивать устные вычислитель...

Деятельность учителя по формированию БУД в условиях реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Как мы знаем, система обучения умственно отсталых детей в нашей стране не предусматривает освоение ими цензового образования, сопоставимого по уровню с нормально развивающимися сверстниками. Система о...