Деятельность учителя по формированию БУД в условиях реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
материал по технологии (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Кияткина Галина Александровна

Как мы знаем, система обучения умственно отсталых детей в нашей стране не предусматривает освоение ими цензового образования, сопоставимого по уровню с нормально развивающимися сверстниками. Система общего образования этой категории детей ориентирована на подготовку ребенка к самостоятельной и, насколько возможно, независимой жизни. Приоритетом образования умственно отсталых детей является социальная и трудовая подготовка, осуществляемая по специальным программам и специальными методами обучения.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kiyatkina_g._a._bud.docx35.59 КБ

Предварительный просмотр:

Деятельность учителя по формированию БУД в условиях реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Современные подходы к повышению эффективности обучения предполагают формирование у обучающихся положительной мотивации к учению, умению учиться, получать и использовать знания в процессе жизни и деятельности.

Как мы знаем, система обучения умственно отсталых детей в нашей стране не предусматривает освоение ими цензового образования, сопоставимого по уровню с нормально развивающимися сверстниками. Система общего образования этой категории детей ориентирована на подготовку ребенка к самостоятельной и, насколько возможно, независимой жизни. Приоритетом образования умственно отсталых детей является социальная и трудовая подготовка, осуществляемая по специальным программам и специальными методами обучения.  Так как у обучающихся с  умственной отсталостью имеются эмоционально-волевые и когнитивные нарушения, которые обусловливают значительные трудности формирования структуры учебной деятельности и ее компонентов (учебная мотивация, общеучебные и общетрудовые умения).

В соответствии с деятельностным подходом требованиями Стандартов предусмотрено включение в содержательный раздел для нецензовых вариантов (предусмотренных для обучающихся с разной степенью выраженности умственной отсталости) - программы формирования базовых учебных действий.

Реализация программы формирования базовых учебных действий, направлена на достижение личностных и предметных результатов.

Под базовыми учебными действиями (далее – БУД) в АООП понимаются элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающимися с умственной отсталостью. В отличие от универсальных учебных действий БУД не обладают той степенью обобщенности, которая обеспечивает самостоятельность учебной деятельности и ее реализацию в изменяющихся учебных и внеучебных условиях. Кроме того, они формируются и реализуются только в совместной деятельности педагога и обучающегося.

Формирование БУД у обучающихся с умственной отсталостью направлено на становление его как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе и овладения доступными видами профильного труда.

К функциям базовых учебных действий относится:

  • обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;  
  • реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;
  • формирование готовности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к дальнейшей трудовой деятельности;
  • обеспечение целостности развития личности обучающегося.

С учетом этих функций базовые учебные действия могут рассматриваться как условие и как предпосылка формирования различных жизненных компетенций, конкретных способов поведения, обеспечивающих социальную (в т. ч. социально-бытовую) ориентировку и социальную адаптацию. Следовательно, от степени их сформированности у выпускника коррекционной школы зависит успешность овладения в дальнейшем новыми видами деятельности и необходимыми для социальной адаптации компетенциями.  

Структура базовых учебных действий включает:

  • мотивационный компонент учебной деятельности;
  • операционный компонент учебной деятельности, состоящий из комплекса БУД, обеспечивающих реализацию различных видов учебной деятельности;
  • регулятивный компонент учебной деятельности, включающий умения принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.

Следует отметить, что проблема формирования учебной деятельности, особенно ее операционного и регулятивного компонентов, составляющих ядро общеучебных и общетрудовых умений, достаточно давно находится в центре внимания в олигофренопедагогике. В исследованиях Е.Г. Еременко и его сотрудников было показано, что в условиях специально организованного

обучения познавательные и регулятивные способности обучающихся с легкой умственной отсталостью развиваются. Уже на пятом и шестом годах обучения дети могут дифференцировать сходные по внешнему виду предметы; выполнять действия сравнения, анализа, классификации и обобщения в пределах своих возможностей; понимать содержание картин и литературных текстов.  

Следовательно, учитывая потенциал возможностей детей с  умственной отсталостью, на протяжении всего обучения должна проводиться целенаправленная работа по формированию учебной деятельности, в которой

особое внимание уделяется развитию и коррекции мотивационного и операционного компонентов учебной деятельности, т.к. они во многом определяют уровень ее сформированности и успешность обучения школьника. Таким образом, программа БУД позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования обучающихся с умственной отсталостью.

Программа формирования БУД включает четыре  группы:

  1. личностные БУД;
  2. коммуникативные БУД;
  3. регулятивные БУД;
  4. познавательные БУД.

С учетом возрастных особенностей обучающихся с умственной отсталостью базовые учебные действия целесообразно рассматривать на различных этапах обучения.

Базовые учебные действия, формируемые в старших классах, содействуют дальнейшему становлению обучающегося как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.

Характеристика базовых учебных действий обучающихся V-IX классов:

Личностные учебные действия:

  • испытывать чувство гордости за свою страну;
  • гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
  • адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;
  • уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
  • активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
  • бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.

Коммуникативные учебные действия:

  • вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
  • слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;
  • использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные учебные действия:

  • принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
  • осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;
  • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
  • обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;
  • адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Познавательные учебные действия:

  • дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;
  • использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
  • использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

В программе базовых учебных действий достаточным является отражение их связи с содержанием учебных предметов в виде схемы, таблиц и т.п. В связи с различиями в содержании и перечнем конкретных учебных действий для разных ступеней образования (классов) необходимо отдельно отразить эти связи. При этом следует учитывать, что практически все БУД формируются в той или иной степени при изучении каждого предмета, поэтому в таблице можно указать те учебные предметы, которые в наибольшей мере способствуют формированию конкретного действия.

Покажу связь базовых учебных действий с содержанием на примере учебного предмета профильный труд.

Таблица может иметь следующий вид.

Перечень учебных действий

Образовательная область

Учебный предмет

Личностные учебные действия

гордиться  школьными  успехами  и достижениями  как  собственными,  так  и своих товарищей

Технологии

Профильный труд

уважительно  и  бережно  относиться  к  людям  труда  и  результатам  их  деятельности

Технологии

Профильный труд

активно включаться в общеполезную социальную деятельность

Технологии

Профильный труд

осознанно относиться к выбору профессии

Технологии

Профильный труд

соблюдать правила безопасного и бережного поведения в природе и обществе

Технологии

Профильный труд

Коммуникативные учебные действия

вступать  и  поддерживать  коммуникацию  в  разных  ситуациях  социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.)

Технологии

Профильный труд

Регулятивные учебные действия

принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления

Технологии

Профильный труд

Познавательные учебные действия

использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию и т. д.) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями

Технологии

Профильный труд

применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач

Технологии

Профильный труд

Изучение данного учебного предмета в V-IX-х классах способствует получению обучающимися первоначальной профильной трудовой подготовки, предусматривающей формирование в процессе учебы и общественно полезной работы трудовых умений и навыков; развитие мотивов, знаний и умений правильного выбора профиля и профессии с учетом личных интересов, склонностей, физических возможностей и состояния здоровья. Ведь учебный предмет «Профильный труд»  решает следующие задачи: 

- развитие социально-ценных качеств личности (потребности в труде, трудолюбия, уважения к людям труда, общественной активности и т.д.); 

- обучение обязательному общественно полезному, производительному труду;

- ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование устойчивых интересов к определенным видам труда, побуждение к сознательному выбору профессии и получение первоначальной профильной трудовой подготовки; 

- совершенствование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности; 

- коррекция и развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение); 

- развитие регулятивной функции деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью); 

- формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации; 

- формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности. 

При проектировании каждого урока учителем должны определяться конкретные БУД, формирующиеся на разных этапах учебного занятия.  Учителем должны продумываться учебные ситуации, включающие учебный материал, методы и приемы организации деятельности обучающихся, обеспечивающие формирование этих БУД.

Общий алгоритм проектирования учебного занятия может быть следующим:

  1. Формулируются планируемые цель и задачи урока, связанные с формированием определенных БУД.
  2. Отбираются задания на основе программы и тематического плана, а также определяется примерное время, необходимое детям для выполнения заданий (с учетом тех или иных видов работы);
  3. Определяются основные учебные ситуации на уроке, обеспечивающие формирование БУД. Здесь должно быть продумано, что будут делать дети в каждой из этих учебных ситуаций (слушать, отвечать на вопросы, выполнять задание в рабочей тетради и т. д.), как часто будут меняться виды деятельности, какие формы работы будут использоваться (фронтальная работа, работа в группе, работа в паре, самостоятельная работа).
  4. Планируется, в какие моменты нужно организовать проверку, само – и взаимопроверку; наметить моменты оценки: когда, что, кого, кто, по каким критериям должны оценивать и пр.
  5. Предусматриваются рефлексивные моменты на уроке: подведение итогов работы, оценка настроения, постановка целей будущей работы, планирование хода выполнения задания и пр.

Проектирование уроков с направленностью на формирование БУД предполагает создание условий для постепенного перехода обучающихся к саморегуляции своей деятельности и самоконтролю, в том числе за счет развернутой алгоритмизации обучения, повторения общих алгоритмов действий в ориентировке, исполнении, контроле и оценивании в каждом учебном задании. В едином алгоритме на каждом занятии учителем должны организовываться работа с учебным материалом с четким определением операций: нахождение в учебнике ответа на заданный учителем вопрос; совместное с учителем составление простого плана по прочитанному тексту.

Для удобства подготовки урока с реализацией задач, связанных с формированием БУД, может использоваться технологическая карта урока. Форма записи урока в виде технологической карты позволяет детально продумать его еще на стадии подготовки, оценить разумность и потенциальную эффективность выбранных методических приемов, средств и подходов к организации деятельности обучающихся на каждом этапе урока. Это дает возможность учителю оценить рациональность отбора содержания учебного материала, соответствие применяемых форм и методов работы поставленным целям.

В соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) система работы по формированию БУД должна быть отражена как в соответствующем разделе

АООП (программе формирования базовых учебных действий), так и в каждой рабочей программе учебного предмета, курса.

В заключении следует отметить, что главным условием успешности реализации системного подхода к формированию БУД у обучающихся с умственной отсталостью является выстроенная работа по взаимодействию учителей, специалистов и родителей детей.

Список литературы:

  1. Еременко И.Г. Олигофренопедагогика / И.Г. Еременко – КИЕВ,Головное издательство Издательского объединения «Вища школа», 1985.
  2. Инклюзивное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных школах: учеб. пособие / .П. Кузма, Е.Н. Аллецкая, О.В. Лукашева. – Краснодар: ГБОУ ИРО Краснодарского края, 2016.
  3. Кузма Л.П., Клещева Л.А. Системный подход к формированию базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью //Кубанская школа. Научно-методический журнал. – 2016. – № 3. – С. 39-43.
  4. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В.В. Воронковой – М. : «Школа-Пресс», 1994.
  5. Пинский Б. И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников. М., Изд-во АПН РСФСР, 1962.
  6. Пинский Б. И. Психология трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы. М.: Педагогика, 1977.
  7. Специальная педагогика: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И.Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др. / под ред. Н.М. Назаровой. – 4-е изд. – М. : Издательский центр «Академия», 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективность урока – стимул к успеху учителя и ученика в условиях внедрения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Современный урок должен, прежде всего, научить ребенка учиться, общаться и помочь осознать себя. Для этого ученику на уроке необходимо быть полноправным действующим лицом. Современный урок - это...

Деятельность учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Как выразить свое отношение к ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью? В голове возникают следующие ассоциации: нововведения, стандарт, требования, трудности, условия, перспектива&helli...

«Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): проблемы и решения»

Профессиональная компетентность педагога – это единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм....

Особенности образовательной среды школы в условиях реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Особенности образовательной среды школы, содействуют формированию в ней социально-значимых умений детей. Под образовательной средой мы представляем сумму социально-значимых отношений, воздействий, вза...

«Эффективность урока – стимул к успеху учителя и ученика в условиях внедрения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Образование должно приносить радость познания,радость общения. Любой ребенок-личность, каждому нужно почувствовать радость успеха. А радость обязательно вызовет интерес в учению. Воспитание познавател...

Формирование учебной мотивации у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения и реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

      В современной школе одной из основных проблем является отсутствие мотивации к обучению у ребят, причём ребят разного школьного возраста и разного уровня подготовки. Даже в ...