ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ,КАК ОСНОВА ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СУМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ, ВСООТВЕТСТВИЕ С ФГОС ОБРАЗОВАНИЯОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИНАРУШЕНИЯМИ).
статья на тему

ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ,КАК ОСНОВА ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СУМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ, ВСООТВЕТСТВИЕ С ФГОС ОБРАЗОВАНИЯОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИНАРУШЕНИЯМИ).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_pedsovet.docx19.75 КБ

Предварительный просмотр:

ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ, КАК ОСНОВА ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ, В СООТВЕТСТВИЕ С ФГОС ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ).

В соответствие с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) содержательный раздел АООП (адаптированной основной образовательной программы), который определяет общее содержание образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) содержит программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Программа  духовно  –  нравственного  развития  призвана направлять  образовательный  процесс  на  воспитание обучающихся  с  умственной  отсталостью (интеллектуальными   нарушениями)  в  духе  любви  к  Родине, уважения  к  культурно-историческому  наследию  своего народа  и  своей  страны,  на  формирование  основ  социально ответственного поведения.

 Целью  духовно-нравственного  развития  и  воспитания обучающихся  является  социально-педагогическая  поддержка и  приобщение  обучающихся  к  базовым  национальным ценностям  российского  общества,  общечеловеческим ценностям  в  контексте  формирования  у  них  нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.

Задачи духовно-нравственного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в области формирования личностной культуры:

1 класс- 4 классы: формирование  мотивации  универсальной  нравственной  компетенции  — «становиться  лучше»,  активности  в  учебно-игровой,  предметно  -  продуктивной, социально  ориентированной  деятельности  на  основе  нравственных  установок  и моральных норм;

формирование  нравственных  представлений  о  том,  что  такое  «хорошо»  и  что  такое «плохо»,  а  также  внутренней  установки  в  сознании  воспитанника поступать «хорошо»;

формирование  первоначальных  представлений  о  некоторых общечеловеческих (базовых)  ценностях;  развитие  трудолюбия,  способности  к  преодолению трудностей, настойчивости в достижении результата.

Задачи духовно-нравственного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в области формирования личностной культуры:

5 – 9 классы: формирование  способности  формулировать  собственные  нравственные обязательства,  давать  элементарную  нравственную  оценку  своим  и чужим поступкам;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

формирование  критичности  к  собственным  намерениям,  мыслям  и

поступкам;

формирование  способности  к  самостоятельным  поступкам  и действиям,  совершаемым  на  основе  морального  выбора,  к  принятию ответственности за их результаты.

Задачи духовно-нравственного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в области формирования социальной культуры:

1 класс-  4 классы: воспитание  положительного  отношения  к  своему  национальному языку  и культуре;

формирование  чувства  причастности  к  коллективным  делам; развитие  навыков  осуществления  сотрудничества  с  педагогами, сверстниками,  родителями,  старшими  детьми  в  решении  общих проблем;

укрепление  доверия  к  другим  людям;  развитие доброжелательности  и  эмоциональной  отзывчивости,  понимания других  людей  и сопереживания  им.

Задачи духовно-нравственного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в области формирования социальной культуры:

5-9 классы: пробуждение  чувства  патриотизма  и веры  в Россию  и свой  народ;

формирование  ценностного  отношения  к  своему  национальному языку  и культуре;

формирование  чувства  личной  ответственности  за  свои  дела  и поступки;  проявление  интереса  к  общественным  явлениям  и событиям;  формирование  начальных  представлений  о  народах России,  их единстве  многообразии.

Задачи духовно-нравственного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в области формирования семейной культуры:

1 класс- 4 классы: формирование  уважительного  отношения  к  родителям,  осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

формирование  положительного  отношения  к  семейным  традициям  и устоям.

5 – 9 классы: формирование  представления  о  семейных  ценностях,  гендерных семейных  ролях  и  уважения  к  ним;  активное  участие  в  сохранении  и укреплении положительных семейных традиций.

Организация  духовно-нравственного  развития  обучающихся осуществляется  по следующим  направлениям:

-воспитание  гражданственности,   патриотизма,  уважения  к правам,  свободам  и  обязанностям  человека.  Воспитание нравственных  чувств,  этического  сознания  и  духовно-нравственного  поведения;

- воспитание  трудолюбия,  творческого  отношения  к  учению, труду, жизни;

-воспитание  ценностного  отношения  к  прекрасному, формирование  представлений  об  эстетических  идеалах  и ценностях  (эстетическое  воспитание).

Духовно-нравственное  развитие  обучающихся  с  умственной  отсталостью (интеллектуальными   нарушениями)  осуществляются  не  только  общеобразовательной организацией, но и семьёй, внешкольными организациями по месту жительства.

Взаимодействие  общеобразовательной  организации  и  семьи  имеет  решающее значение  для  осуществления  духовно-  нравственного  уклада  жизни  обучающегося.  В формировании  такого  уклада  свои  традиционные  позиции  сохраняют  организации дополнительного образования, культуры и спорта.

Таким  образом,  важным  условием  эффективной  реализации  задач  духовно-нравственного  развития  обучающихся  является  эффективность  педагогического взаимодействия  различных  социальных  субъектов  при  ведущей  роли педагогического коллектива общеобразовательной организации.

 Духовно-нравственное  воспитание  является  наиболее значимым  направлением  воспитательной  работы  в специальной  коррекционной  школе.  И  его  следует рассматривать  как  всестороннее  воздействие  на  духовное  и физическое  развитие  школьников  с  умственной  отсталостью, которое  способствует  формированию  нравственных взглядов,  убеждений,  мировоззрения,  навыков  и  привычек поведения, чувств, морально-волевых черт характера.

Воспитание  в  специальном  коррекционном  учреждении    осуществляется по  тем  же  признакам,  что  и  в  массовых  образовательных   учреждениях,  но  существуют  и специфичные  для  специальных  учреждений  принципы:

1. Единство  обучения  и  воспитания  в  процессе  исправления  недостатков психофизического  развития  обучающихся  с  интеллектуальными  нарушениями.

2. Доступность  воспитания  –  организация  воспитательного  процесса  на  уровне реальных  возможностей  детей  с  умственной  отсталостью.

3. Воспитание  в  труде.

4. Уважение  к  личности  обучающегося  с  интеллектуальными  нарушениями параллельно  с  разумной  требовательностью.

5. Индивидуальный  и  дифференцированный  подход  в  воспитании   –  всестороннее  изучение личности   обучающихся  с  умственной  отсталостью  и  определение  воспитательного воздействия  с  учетом  выявленных  индивидуально-типологических  особенностей  детей.

6. Решающая  роль  воспитателя  в  формировании  личности  обучающегося  с  умственной отсталостью.

Важным  источником  духовно  -  нравственного  опыта обучающихся воспитанников  с  умственной  отсталостью  является  разнообразная внеклассная  работа.  В  ней  удовлетворяются  их  насущные потребности  в  общении,  более  глубоком  взаимоузнавании, самовыражении  и  самоутверждении  в  коллективе  сверстников.   Во внеклассной  работе  создаются  особенно  благоприятные  условия для  включения  учащихся  в  систему  реальных  нравственных отношений  взаимопомощи,  ответственности,  принципиальной требовательности   и  т .д.   Индивидуальные  склонности,  творческие способности  в  более  полной  мере  развиваются  именно  в  этой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности обучающегося»

выступление на Республиканской научно-практической конференции "Просвещение и нравственность: забота государства, церкви и общества"Секция: Духовно-нравственное воспитание в процессе обученияНовая рос...

Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности.

Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности....

Педагогический совет «Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности учащегося в рамках ФГОС»

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания Во-первых, общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными черта...

Тема выступления» «Духовно-нравственное воспитание как основа развития гармоничной личности»

Тема духовно-нравственного воспитания подростающего поколения - одно из ведущих направлений  ФГОС....

«Духовно – нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности учащегося» статья

Статья на тему: Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности учащегося".       Основная цель духовно-нравственного воспитательного процесса в школ...