Адаптированные рабочие программы коррекционно-развивающих занятий для детей с ЗПР для 9 класса
рабочая программа (9 класс) на тему

Адаптированные рабочие программы коррекционно-развивающих занятий для детей с ЗПР для 9 класса для учителей-дефектологов коррекционных школ и реабилитационных образовательных центров.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Адаптированная рабочая программа

коррекционно-развивающих занятий

для детей с ЗПР

для 9  класса

Пояснительная записка.

  Содержание работы учителя-дефектолога (специального педагога) в коррекционной  школе исходит из цели деятельности специалиста, которая заключается в обеспечении своевременной специализированной помощи учащимся классов коррекционно-развивающего обучения в освоении ими обязательного минимума содержания образования в условиях школы.  Коррекционно-педагогическая работа дефектолога, основываясь на принципах коррекционной педагогики, строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, в соответствии со структурой и характером нарушений, их влиянием на учебную деятельность и общее развитие ребенка.  

 Основная деятельность учителя-дефектолога в школе направлена на детей с задержкой психического развития (ЗПР), которые продолжают испытывать трудности в овладении учебными знаниями, умениями, навыками и в условиях обучения в коррекционных классах.

 Содержание деятельности специального педагога направлено на решение следующих задач:

 — выявление неблагоприятных вариантов развития и определение учебных трудностей ребенка;

— составление индивидуальных комплексных программ развития ребенка в условиях взаимодействия специалистов ПМПк;

 — выявление детей с ЗПР церебрально-органического генеза для осуществления специального коррекционного воздействия специалистов: — дефектолога (учебная и познавательная деятельность);

—  логопеда (речевая деятельность);

— психолога (познавательная деятельность и эмоциональноличностное развитие); — выявление детей, не подлежащих обучению в системе КРО;

— динамическое изучение уровня умственного развития детей и результатов коррекционного воздействия;

 — отслеживание соответствия выбранной программы, форм, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка;

- проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий, обеспечивающих   усвоение   программного материала и осуществление переноса сформированных на занятиях умений и навыков в учебную деятельность учащихся;

— консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, выбору оптимальных форм, методов, приемов обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.

  Решение поставленных задач реализуется в следующих направлениях работы учителя-дефектолога, обеспечивающих комплексный подход к ее организации.

  1. Диагностическая работа.

Диагностическая работа специального педагога является составной частью комплексного изучения ребенка специалистами школьного ПМПк.

Основная задача этого направления — прогноз возможных трудностей обучения на его начальном этапе, определение причин и механизмов уже возникших учебных проблем.  Цель педагогического обследования состоит в выявлении трудностей формирования знаний, умений и навыков, в определении этапа, на котором эти трудности возникли, и условий их преодоления.  Диагностическая деятельность специалиста может решать разные задачи. В связи с этим выделяются: Первичная диагностика учащихся классов КРО. По его результатам происходит: распределение детей на группы по ведущему нарушению, определение оптимальных условий индивидуального развития,   зачисление учащихся на индивидуальные или групповые занятия.  Динамическое изучение учащихся. Проводится с целью отслеживания динамики развития ребенка, определения соответствия выбранных форм, приемов, методов обучения уровню развития учащегося.  

Этапная диагностика. Данная диагностика необходима для констатации результативности и определения эффективности коррекционного воздействия на развитие учебно-познавательной деятельности детей, посещающих занятия дефектолога.

 Текущая диагностика. Направлена на обследование учащихся массовых классов школы по запросу родителей, педагогов, специалистов школьного консилиума. Временных рамок этот этап не имеет, обследование проводится на протяжении учебного года по мере необходимости.

2. Коррекционное направление.

Коррекционное направление работы учителя-дефектолога представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность ребенка с задержкой психического развития в динамике образовательного процесса. В зависимости от структуры дефекта и степени его выраженности строится содержательная направленность коррекционной работы. Основной формой организации дефектологической работы являются групповые и индивидуальные занятия. В группы зачисляются дети с однородной структурой нарушения. Количество детей в группах варьируется в зависимости от степени выраженности нарушения (от 2 до 6 человек). Групповые занятия проводятся в часы, свободные от уроков, с учетом режима работы школы.  Занятия носят коррекционно-развивающую и предметную направленность. Следует выделить следующие основные направления коррекционно-развивающей работы:   сенсорное и сенсомоторное развитие;   формирование пространственно-временных отношений;

  умственное развитие (мотивационный, операционный и регуляционный компоненты);   формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений, развитие наглядных и словесных форм мышления;   нормализация ведущей деятельности возраста;   формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;  готовность к восприятию учебного материала;

формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков.

Исходя из особенностей ребенка, выделяется приоритетное направление (одно или несколько), которое служит основой для построения коррекционной программы. Особенностью проведения коррекционных занятий является использование дефектологом специальных приемов и методов, обеспечивающих специальные образовательные потребности детей с ЗПР, предоставления учащимся дозированной помощи, что позволяет индивидуализировать коррекционный процесс. Также важным является перенос формируемых на занятиях умений и навыков в учебную работу ребенка, связь коррекционных программ специалиста с программным материалом и его требованиями. Основное количество часов коррекционно-развивающих занятий дефектолога отводится на работу с учащимися начальных классов.

3.Аналитическое направление

 Аналитическое направление включает анализ процесса коррекционного воздействия на развитие учащегося и оценку его эффективности, обеспечение взаимодействия специалистов.

4. Консультативно-просветительское  и профилактическое направление Консультативно-просветительское и профилактическое направления работы учителя-дефектолога проводятся для оказания помощи родителям, учителям и администрации школы в вопросах обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями.

5. Организационно-методическое направление 

Это направление деятельности учителя-дефектолога включает подготовку и его участие в консилиумах, методических объединениях, педагогических советах, оформление документации, при необходимости организацию обследования учащихся на ПМПК округа (района, города) для выведения нуждающихся школьников в специальные (коррекционные) учреждения. Таким образом, в своей работе учитель-дефектолог активно включается во все сферы образовательного процесса.      

Реализация программы осуществляется на основе принципов:

1. Принцип гуманизма, который предполагает поиск позитивных ресурсов для преодоления возникших трудностей и проблем, сохранения веры в положительные качества и силы человека. Основа взаимоотношений с ребенком - вера в позитивные силы и возможности ребенка. Решение проблемы с максимальной пользой и в интересах ребѐнка.

 2. Принцип системного подхода, который предполагает понимание человека как целостной системы. В соответствии с принципом системности организация коррекционноразвивающей работы с детьми и подростками, имеющими трудности в развитии, должна опираться на компенсаторные силы и возможности ребенка.  Единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья. Всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребѐнка, а также участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.  

3. Принцип непрерывности, который гарантирует ребѐнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к еѐ решению.

 4. Принцип реальности, предполагающий учет реальных возможностей ребенка и ситуации. Коррекционно-развивающая работа должна опираться на комплексное, всестороннее и глубокое изучение личности ребенка.  

5. Принцип деятельностного подхода предполагает, прежде всего, опору коррекционноразвивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту, а также его целенаправленное формирование, так как только в деятельности происходит развитие и формирование ребенка.

 6. Принцип индивидуально-дифференцированного подхода предполагает изменения, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы, позиции и возможностей специалистов.  Даже при использовании групповых форм работы коррекционно-развивающие воздействия должны быть направлены на каждого отдельного ребенка, учитывать его состояние в каждый данный момент, проводится в соответствии с его индивидуальным темпом развития.  

7. Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).  

Особенности детей с задержкой психического развития.

Задержка психического развития (ЗПР) – это психолого-педагогическое определение для наиболее распространенного среди всех встречающихся у детей отклонений в психофзическом развитии. Задержка психического развития – комплекс негрубых нарушений развития моторной, познавательной, эмоционально-волевой сфер, речи, с тенденцией к их компенсации. Понятие ―задержка психического развития‖ употребляется по отношению к детям с минимальными органическими или  функциональными повреждениями центральной нервной системы. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений речи, они не являются умственно отсталыми. Для них характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности, что делает невозможным овладение  программой массовой школы. При этом в отдельных случаях у ребенка страдает работоспособность, в других случаях – произвольность в организации деятельности, в-третьих – мотивация к различным видам познавательной деятельности. Учебная деятельность детей с ЗПР отличается ослабленностью регуляции деятельности во всех звеньях процесса учения: отсутствием достаточно стойкого интереса к предложенному заданию; необдуманностью, импульсивностью и слабой ориентировкой в заданиях, приводящими к многочисленным ошибочным действиям; недостаточной целенаправленностью деятельности; малой активностью, безынициативностью, отсутствием стремления улучшить свои результаты, осмыслить работу в целом, понять причины ошибок. Недостаточная  выраженность познавательных  интересов у детей с ЗПР сочетается с незрелостью  высших психических функций, с нарушениями, памяти, с функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, с плохой  координацией движений.  Снижение познавательной активности проявляется в  ограниченности запаса знаний об  окружающем и практических навыков, соответствующих возрасту и необходимых ребенку при обучении в школе.

Особенности детей с задержкой психического развития, которые необходимо учитывать в учебном процессе: 

– незрелость эмоционально-волевой сферы, инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов;

 – преобладание игровых мотивов, дезадаптивность побуждений и интересов;

  –  низкий уровень активности во всех сферах психической деятельности;

  – ограниченный запас общих сведений и представлений об окружающем мире;

 –  снижение работоспособности;  

–  повышенная истощаемость;  

–  неустойчивость внимания;  

– ограниченность словарного запаса, особенно активного, замедление овладения грамматическим строем речи, трудности овладения письменной речью;

 – расстройства регуляции, программирования и контроля деятельности, низкий навык самоконтроля;  –  более низкий уровень развития восприятия;  

–  отставание в развитие всех форм мышления; – недостаточная продуктивность произвольной памяти, преобладание механической памяти над абстрактно-логической, снижение объемов кратковременной и долговременной памяти.  

Школьники с ЗПР нуждаются в удовлетворении особых образовательных потребностей:  

 - в побуждении познавательной активности как средство формирования устойчивой познавательной мотивации;  - в расширении кругозора, формирование разносторонних понятий и представлений об окружающем мире;  - в формировании общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);  - в совершенствовании предпосылок интеллектуальной деятельности (внимания, зрительного, слухового, тактильного восприятия, памяти и пр.),  - в формировании, развитии у детей целенаправленной деятельности, функции программирования и контроля собственной деятельности;  - в развитии личностной сферы: развитие и укрепление эмоций, воли, выработка навыков произвольного поведения, волевой регуляции своих действий, самостоятельности и ответственности за собственные поступки;  - в развитии и отработке средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), в формировании навыков социально одобряемого поведения, максимальном расширении социальных контактов;  - в усилении регулирующей функции слова, формировании способности к речевому обобщению, в частности, в сопровождении речью выполняемых действий;  

- в сохранении, укреплении соматического и психического здоровья, в поддержании работоспособности, предупреждении истощаемости, психофизических перегрузок, эмоциональных срывов.  

Условия освоения основной образовательной программы  

Важнейшими составляющими условий для любой категории обучающихся с особыми образовательным потребностями являются следующие: - наличие адаптированных к особым образовательным потребностям обучающихся образовательных программ (общеобразовательных и коррекционно-развивающих);  - учет особенностей развития каждого ребенка, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации коррекционно-педагогического процесса, в применении специальных методов и средств обучения компенсации и коррекции;  - создание адекватной среды жизнедеятельности как в условиях класса, школы, так и вне ее;  - необходимое участие в образовательном процессе педагога, имеющего специальную подготовку соответствующего профиля;  - должны быть условия для осуществления гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий для обучающихся; - предоставление психологических и социальных услуг.  

Специальные образовательные условия воспитания и обучения для школьников с задержкой психического развития:

 1. Соответствие темпа, объѐма и сложности учебной программы реальным познавательным возможностям ребѐнка, уровню развития его когнитивной сферы, уровню подготовленности, то есть уже усвоенным знаниям и навыкам.  2. Целенаправленное развитие общеинтеллектуальной деятельности (умение осознавать учебные задачи, ориентироваться в условиях, осмысливать информацию).  3. Сотрудничество со взрослыми, оказание педагогом необходимой помощи ребѐнку, с учѐтом его индивидуальных проблем.  4.Индивидуальная дозированная помощь ученику, решение диагностических задач.  5. Развитие у ребѐнка чувствительности к помощи, способности воспринимать и принимать помощь.  6. Малая наполняемость класса (до 15 человек).  7. Щадящий режим работы, соблюдение гигиенических и валеологических требований.  8. Специально подготовленный в области коррекционной педагогики (специальной педагогики и коррекционной психологии) специалист – учитель, способный создать в классе особую доброжелательную, доверительную атмосферу.  9. Создание у неуспевающего ученика чувства защищѐнности и эмоционального комфорта.  10. Безусловная личная поддержка ученика учителями школы.  11.Взаимодействие и взаимопомощь детей в процессе учебы  

Средства обучения, учитывая особенности восприятия и интеллектуального развития детей с задержкой психического развития, должны содержать самые важные признаки объекта и по возможности без дополнительных несущественных деталей, средства наглядности должны быть доступные для понимания, иметь достаточный размер, четкие подписи.

Цель коррекционных занятий – повышение уровня общего развития учащихся; восполнение пробелов предшествующего развития и обучения; индивидуальная и групповая работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков; коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи; целенаправленная подготовка к восприятию нового учебного материала. Коррекционная работа требует целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. Поэтому индивидуальные и групповые занятия направлены на общее развитие, а не на тренировку отдельных психических процессов или способностей учащихся. Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления учителем предметником класса, классным руководителем, педагогом-психологом, учителем-дефектологом и учителем-логопедом индивидуальных пробелов в их развитии и обучении. Описанные выше условия освоения основной образовательной программы обеспечивают получение качественного образования детьми с задержкой психического развития в соответствии со своими возможностями и индивидуальными потребностями наравне с другими сверстниками.

 Программа занятий по коррекции и развитию познавательной и эмоционально-волевой сфер учащихся с ЗПР  

Данная программа – это курс специальных индивидуальных и групповых занятий, направленных на развитие и коррекцию психических процессов и эмоционально-волевой сферы учащихся с ЗПР. При организации коррекционно-развивающей работы значительное внимание уделяется психологическим особенностям возрастных групп, индивидуальности детей, своеобразию их поведенческих и эмоциональных реакций. Коррекционно – развивающая работа с детьми с ЗПР осуществляется по принципу дифференцированного и индивидуального подхода. Индивидуальные занятия направлены на исправление недостатков психического развития этих детей, ликвидацию пробелов в знаниях.  Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления индивидуальных пробелов в их развитии и обучении.  Учитываются возрастные черты мышления ученика. В разных классах могут быть использованы одни и те же методики и упражнения, но при этом меняется уровень их сложности. Универсальной формой коррекционных занятий является игра.  

 Цель программы: коррекция и развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы детей, направленная подготовка к усвоению ими учебного материала.  

 Задачи программы:

  1. Диагностика, формирование, развитие, совершенствование и коррекция познавательных процессов у детей (восприятия, внимания, памяти, мышления, моторной деятельности).

2. Стимулирование интереса к учебной и игровой деятельности.

3. Формирование позитивной мотивации к учебной деятельности.  

Содержание программы

9 класс (2 часа в неделю)

Правила ТБ на занятиях коррекции, выработка и принятие правил групповой работы, создание атмосферы эмоционального комфорта.

 1 Принятие ритуалов приветствия и прощания.

2. Подросток и его психосоциальная компетентность

Формирование навыков построения внутреннего плана действий. Развитие рефлексивной  деятельности. Развитие навыков поведения в конфликтных ситуациях.

3. Занятие на тренировку  познавательных процессов

Знакомство с методами тренировки внимания, эффективного запоминания, тренировки мышления. Развитие творческого мышления.

4. Профессиональное самоопределение Знакомство с миром профессий, их видами и типами; возможные ошибки в выборе профессии. Личностные особенности и выбор профессии. Особенности характера и темперамента.

5. Итоговое занятие Подведение итогов курса.  Рефлексия (лист достижений)

Итого: 34  

Методы работы: 

1.Интеллектуальные задания способствуют расширению лексического запаса обучающихся в области психологии, помогают им овладеть некоторыми понятиями.

2.Дискуссионные методы. Групповая дискуссия позволяет реализовать принцип субъект-субъектного взаимодействия, выявить различные точки зрения на какую-либо проблему.

 3.Метод направленной визуализации. Данный метод работы позволяет усилить резервы ребенка к достижению поставленных целей, способствует снятию эмоционального напряжения.

 4.Метод признания достоинств. Данный метод позволяет стабилизировать самооценку учащегося, почувствовать уверенность в себе и осознать потребность в достижениях и стремление к успеху.

5.Групповая и индивидуальная работа.

6.Мозговой штурм.

7.Беседы.

8.Психогимнастика.  

Материально-техническое оснащение и оборудование.  Занятия могут проходить как в специально оборудованном для тренингов классе, а также и в учебном классе после занятий. Кабинет должен быть оборудован стульями, какой-либо доской или стеной для возможности крепить продукты труда.

Методическое обеспечение:  

1. Л.Ю. Субботина «Игры для развития и обучения. Дети 5-10 лет», Ярославль: Академия развития, 2001 2. Л.Ф. Тихомирова «Познавательные способности. Дети 5 -7 лет», Ярославль,: Академия развития, 2006 3. Л.Ю. Субботина «Учимся играя: развивающие игры для детей 5-10 лет», Екатеринбург: У – Фактория, 2005 4. А.А. Осипова, Л.И. Малашинская «Диагностика и коррекция внимания: программа для детей 5 – 10 лет», М., ТЦ Сфера, 2002 5. И.Н. Шевлякова «Посмотри внимательно на мир: Программа коррекции и развития зрительного восприятия и пространственного мышления у детей младшего школьного возраста», М., Генезис, 2003 6. Л.Н. Копытова «Развитие пространственных представлений и образного мышления», Екатеринбург, «Форум - книга», 2007 7. Л. Тихомирова «Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка: младшие школьники», М., Айрис – Пресс, Рольф, 2000 8. Анашина Н.Ю. Энциклопедия интеллектуальных игр.- Ярославль: Академия развития, 2006. 9. Гиппиус С.В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. - СПб., 2001. 10. Истратова О.Н. Справочник по групповой психокоррекции.- Ростов н/Д : Феникс, 2006. 11. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. – М., 2002. 12. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М., 2002. 13. Шилова Т.А., Психодиагностика и коррекция детей с отклонениями в поведении. – М.: Айрис дидактика, 2005 14. Шмидт В.В. Диагностико-коррекционная работа с младшими школьниками.- М.: ТЦ Вильшанская А.Д. Дефектологическое сопровождение учащихся с задержкой психического развития в условия системы коррекционно-развивающего обучения // Дефектология. – 2007. - №2.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированные рабочие программы коррекционно-развивающих занятий для детей с умственной отсталостью для 7-9 классов

Адаптированные рабочие программы коррекционно-развивающих занятий для детей с умственной отсталостью для 7-9 классов для учителей- дефектологов коррекционных школ,реабилитационно-образовательных центр...

Адаптированная рабочая программа "Коррекционно- развивающие занятия" для детей с умственной отсталостью 2 "А" класс.

Рабочая программа для проведения коррекционно-развивающих занятий с детьми имеющими умственную отсталость....

Адаптированная рабочая программа «Коррекционно-развивающие занятия» для детей с умственной отсталостью 2 «Б» класс.

Рабочая программа для проведения коррекционно-развивающих занятий с детьми имеющими умственную отсталость. 2 класс...

Адаптированная рабочая программа коррекционно – развивающих занятий для обучающихся 5 -9 классов для детей с ОВЗ (с задержкой психического развития),

Адаптированная  комплексная рабочая программакоррекционно – развивающих занятий для обучающихся 5 -9 классов для детей с ОВЗ(с задержкой психического развития),Срок реализации программы: 20...

Адаптированная рабочая программа коррекционно – развивающих занятий для обучающихся 1-9 классов для детей с ОВЗ (с задержкой психического развития),

Адаптированная  комплексная рабочая программакоррекционно – развивающих занятий для обучающихся 1-9 классов для детей с ОВЗ(с задержкой психического развития),Срок реализации программы: 201...

Адаптированная рабочая программа коррекционно-развивающих занятий с учителем-дефектологом, для обучающихся 1-7 классов для детей с ОВЗ (задержкой психического развития)

Комплексная адаптированная рабочая программакоррекционно-развивающих занятий с учителем-дефектологом,для обучающихся 1-7 классов для детей с ОВЗ(задержкой психического развития) Срок реализации п...

Адаптированная рабочая программа коррекционно – развивающих занятий для обучающейся 1 дополнительного класса для детей с ОВЗ находящейся на индивидуальном обучении

Приложение к адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для обучающихся с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости)  (1-4 класс)...