Личностно- ориентированный подход в работе с детьми индивидуального обучения на дому
материал по теме

Ерминская Надежда Викторовна

личностно- ориентированный подход - это система взаимосвязанных понятий, идей, способов действий, обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительсва и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимй индивидуальности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Личностно - ориентированный подход

в работе с детьми индивидуального обучения на дому.

    Личностно ориентированный подход – это система взаимосвязанных понятий, идей, способов действий, обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности.

   А правильно построенная система обучения помогает обучающемуся  преодолеть пассивную позицию в учебном процессе и открывать себя как носителя активного преобразующего начала.

    Наиболее значимые принципы личностно- ориентированного обучения являются:

-  использование субъектного опыта ребенка

-предоставления свободы выбора при выполнении заданий, решений задач, стимулирование к самостоятельному выбору

-реализация детского творчества

-информационная база занятия - развивающая, роль педагога заключается в создании условий, чтобы дать  ребенку проявить себя.

    На занятии  учитель выступает не столько как транслятор знаний, сколько как организатор и координатор учебной деятельности, учитель, как собеседник, исследователь, учитель- эксперт, консультант.

 Основные принципы личностно - ориентированного подхода:

- самоактуализации

-индивидуальности

-субъектности

-выбора творчества и успеха

- доверия и поддержки.

Используемые методы:

-Диалога

-Игровые

-Рефлексивные

-Педагогической поддержки

-Диагностические

-Создания ситуации выбора и успеха

    Успешность учебного процесса зависит от того, насколько учитель сможет профессионально оказать компетентную помощь обучающимся  в формировании  основных компонентов учебной деятельности с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.

Реализуя условия для гуманизации и личностно-ориентированного подхода, специалист должен уважительно относиться к своим воспитанникам. С первых дней обращаться к детям надо по имени.
Дети не любят, когда их воспринимают как маленьких и неразумных. В любом возрасте они хотят казаться старше. Данный факт необходимо учитывать во взаимодействии с детьми.

Специалисту при обращении к ребенку следует обратить внимание на интонацию. Тон панибратства с детьми недопустим. Взрослому  стоит с самого начала правильно подбирать нужный тон, жесты и слова, а также следить за культурой речи.
Важным моментом является отчетливое произношение слов, правильная интонация (пауза, логическое ударение).
Ответственность за межличностные отношения, складывающиеся  со взрослым, возлагается на последнего. Необходимо учитывать следующие условия для того, чтобы добиться благоприятного психологического климата в обучении и воспитании ребенка на дому:
-взрослый должен задавать позитивный тон во взаимоотношениях;
-необходимо следить за своим внешним видом и поведением;
-повышенный тон и крик – крайне неэффективные средства воздействия.

Остановлюсь на некоторых формах, методах и приемах организации личностно-ориентированного занятия, освоенных мною, позволяющих добиться выполнения целей и задач занятия, его результативности.

Важным моментом в проведении успешного занятия  является мотивация ученической деятельности. Обучающийся должен четко понимать, для чего он изучает тот или иной материал. По возможности при помощи наводящих вопросов, путем выполнения специальных заданий подвожу его к самостоятельной формулировке целей и задач занятия. Так, например, после определения темы занятия спрашиваю:

  • О чем, пойдет речь на сегодняшнем занятии?

- Где могут пригодиться нам знания, полученные на сегодняшнем занятии?

С целью повышения познавательной активности, развития интереса к изучаемому предмету на занятии  использую  информационно-коммуникативные технологии. Многие занятия провожу с  использованием компьютерных презентаций, особенно те, которые требуют наглядного представления материала. Использование компьютерных программ, анимации позволяет увидеть то, что на обычном занятии невозможно. Дети  при этом ощущают себя активными участниками процесса обучения, получают новые знания, анализируют, сопоставляют, находятся в постоянном поиске. На своих занятиях я использую следующие  нестандартные формы работы с использованием ресурсов компьютера и мультимедиатехники: -презентация, -исследование, -путешествие, -игра. На таких занятиях обучающиеся  с ОВЗ ощущают себя активными участниками процесса обучения, не боятся отвечать, проявляют активность, творческие способности, чувствуют себя успешными. И как следствие, повышается качество знаний у обучающихся.

Обучающиеся  с ограниченными возможностями интеллекта почти всегда пользуются непреднамеренным (непроизвольным) запоминанием. Они запоминают то, что привлекает их внимание и кажется интересным. Располагая на слайде минимальное количество объектов, выделяем, при этом, центральный, проговаривая все, что видим, обсуждая все незнакомые объекты, я добиваюсь концентрации внимания и более успешного запоминания ребенком материала.

Здоровьесбережение является одним из подходов в личностно- ориентированном обучении. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, провожу физкультпаузы, эмоциональную разрядку, зарядку для глаз, минутки для шутки, рефлексию, строго слежу за соблюдением у ребенка правильной осанки. Использование здоровьесберегающих технологий обучения позволяет без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса.

Применение игровых  технологий на занятии позволяет сделать изучаемый материал более увлекательным и запоминающимся, снять напряжение и способствует эмоциональной разрядке, позволяя частично вывести мышление из рациональной сферы в сферу фантазии.  Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения.

Очень нравятся детям уроки с элементами театрализации, наиболее часто я применяю этот прием в ходе занятия по чтению.       

Через исполнение роли ребенок учится передавать свои чувства, эмоции, отношение к окружающей действительности. Играя роль, ребенок перевоплощается: слабый становится более сильным, неуверенный в своих силах – более уверенным, вживаясь в роль, дети познают мир с другой стороны, учатся видеть себя со стороны и во многом переоценивают свои поступки.            

Детям нравятся занятия, на которых они становятся участниками сказочного сюжета, помогают сказочным героям, сами сочиняют свою сказку.

В своей работе я часто использую  показ карточек воображения. Обучая приемам воображения, совершенствуются все психические процессы. Чем более развитым окажется воображение ребенка, тем легче ему будет решать задачи, требующие наглядно-образного и словесно логического мышления. Очень важно определить в какой момент включить эту работу в процесс коррекционно-развивающих занятий. Нельзя ее превращать в формальную тренировку. Она должна носить непринужденный характер возникая в связи с какой-либо ситуацией. Главное работа учителя должна быть систематической и целенаправленной. Важно помнить, что любое задание на воображение способствует совершенствованию функций, с которыми оно взаимосвязано формирует такие качества личности как адекватность самооценки и уровень притязаний умение работать и радоваться своим учебным успехам.

Заключение

Таким образом, личностно ориентированный подход в воспитании включает также тесное взаимодействие с семьей на основе партнерских, равноправных отношений при обучении ребенка на дому. Принцип партнерства в равной степени подразумевает партнерство учреждения и семьи. Именно потому, что для ребенка семья – наиболее значимое микросоциальное образование, мы старались научиться уважать право семьи на собственные позиции и приоритеты в отношении ребенка и воспитания.
В последнее время специалистами выделяется несколько направлений коррекционной работы средствами искусства: психофизиологическое – коррекция психосоматических нарушений; психотерапевтическое – воздействие на когнитивную и эмоциональную сферы; психологическое - коррекция регулятивной и формирование коммуникативной функций; социально-педагогическое – развитие эстетических потребностей, расширение общего и художественно-эстетического кругозора, активизация потенциальных возможностей ребенка в творчестве и учебе.

Список использованной литературы

Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М.: «Академия», 2013.- 144 с.
Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2014. – 400 с.
Маллер, А.Р., Цикото, Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью / А.Р. Маллер, Г.В. Цикото. – М.: Академия, 2003. – 208с.
Мустаева Л. Г. Коррекционно-педагогические и социально психологические аспекты сопровождения детей с задержкой психического развития. – М.: АРКТИ, 2011. – 52с.

МКОУ С(К)Ш

«Личностно - ориентированный подход

в работе с детьми индивидуального обучения на дому»

Выполнила:  учитель  Ерминская Н.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения на уроках русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС

Статья из опыта работы учителя русского языка и литературы. Рекомендована педагогам, активно использующим современные технологии в учебно-воспитательной деятельности, в частности, личностно-ориентиров...

Личностно – ориентированный подход в работе с одаренными детьми на уроках геометрии

В статье описана работа с одаренными детьми на уроках геометрии...

«Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения на уроках профессионально-трудового обучения».

Использование личностно-ориентированного обучения на уроках в коррекционной школе приемлем в коррекционной школе и способствует адаптации школьников с ограниченными возможностями здоровья в современно...

Личностно ориентированный подход при работе с одарёнными детьми

       Иностранный язык обладает большим образовательным, воспитательным и развивающим потенциалом. Основной упор в методике преподавания делается на развитие умений общатьс...

Реализация личностно ориентированного подхода на уроках английского языка при обучении детей с ОВЗ (ЗПР)

В статье раскрыты основные принципы личностно ориентированного подхода в обучении детей с ОВЗ (ЗПР), какие технологии обучения использует автор статьи при практической реализации этого подхода....

Использование личностно - ориентированного подхода при работе с детьми с ОВЗ.

Статья будет полезна педагогам, работающим с детьми с ОВЗ....