Мнемотехника как прием развития памяти у детей дошкольного и младшего школьного возраста с ОВЗ
статья на тему

Гришко Марина Викторовна
Память является одной из центральных, основных психических функций, в зависимости от которых строятся все остальные функции. Именно память лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Цель статьи – показать эффективность использования приемов мнемотехники в процессе развития памяти детей дошкольного и младшего школьного возраста с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл мнемотехника23.47 КБ

Предварительный просмотр:

  Мнемотехника   как прием развития памяти у детей дошкольного и младшего школьного возраста с ОВЗ

Гришко Марина Викторовна, учитель-логопед 

     Как часто мы слышим: «Мой ребенок не может запомнить стихотворение у него плохая память!» Не надо жаловаться на плохую память детей. Дело в том, что у маленьких детей плохо развито произвольное внимание (поэтому приходится прикладывать усилия к запоминанию). Иначе говоря, информацию мы даем, но ребенок не ставит перед собой задачи ее запомнить. Как говорится, «в одно ухо влетело, в другое вылетело». Работает непроизвольная память: интересно – запомнится, неинтересно – нет. Резервы непроизвольного запоминания достаточно велики. В дошкольном возрасте его вполне хватает. Но в школе низкий уровень произвольности психических процессов мешает обучению.    

     То, что память и внимание детей необходимо развивать, не требует доказательств. Но как это сделать? В этом поможет мнемотехника.

     Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

      В настоящее время правильное понимание и запоминание больших объемов информации начинается уже с детского сада. Педагоги и родители могут помочь своим детям в этом вопросе, обучая их приемам мнемотехники, что будет являться несомненным плюсом в успешном развитии речи, памяти и логического мышления ребенка.

    Мнемотехника (от греч. mnēmē — память и téchnē — искусство, мастерство) — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Также мнемотехника подразумевает под собой замену абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или  кинестетическое представление; связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти различных типов для упрощения запоминания.

     Мнемотехника, как средство запоминания, возникла еще в  древности. Греки первые заметили, что память человека напрямую связана с его органами чувств. Чем больше впечатлений получает человек, тем ярче воспоминания. Следовательно, чтобы что-то запомнить, надо подключить разные ассоциации.  Иными словами, мы заменяем в уме сухие факты более яркими и впечатляющими образами.

     Существует множество приёмов запоминания, как для взрослых, так и для детей.

     Основные приемы:

  • Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации  ( Мы заучивали цвета радуги, используя знаменитое « Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Мы заучивали падежи через бессмысленное «Иван родил девчонку, велел тащить пеленку»);
  • Рифмизация («Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит их пополам», или « Пифагоровы штаны на все стороны равны»);
  • Мнемоквадраты,   мнемодорожки,  мнемотаблицы , мнемосхемы;
  • Нахождение ярких, необычных ассоциаций (картинки, карточки, фразы) которые соединяются с запоминаемой информацией;
  • Запоминание длинных терминов или иностранных слов с помощью созвучных.

Для чего нужна мнемотехника детям?

     Актуальность мнемотехники для дошкольников и младших школьников с ОВЗ обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. В обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы).  Суть мнемотаблиц заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию Мнемотехника помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы педагога приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи, дети получают навыки коммуникации и общения.

Таким образом мнемотехника помогает развивать: 

  • зрительную и слуховую память
  • ассоциативное мышление
  • зрительное и слуховое внимание
  • воображение
  • связную речь
  • словарный запас

Итак, где же можно использовать мнемотаблицы:

      -  для обогащения словарного запаса,

      - при обучении составлению описательных рассказов,

      - при обучении пересказу,

      - при отгадывании и загадывании загадок,

       - при заучивании стихотворений, скороговорок, чистоговорок.

    Мнемоническое запоминание состоит из четырех этапов:

  1. Кодирование в образы
  2. Запоминание (соединение двух образов)
  3. Запоминание последовательности
  4. Закрепление в памяти

    Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному.

     Для начала детей знакомят с мнемоквадратами – понятными изображениями, которые обозначают одно слово, словосочетание, или простое предложение. Затем педагог усложняет задание, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из трех-четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения. И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение.

Этапы работы над мнемотаблицами:

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.  

На начальном этапе взрослый предлагает готовую таблицу, а по мере обучения дети начинают активно включаться в процесс создания схемы.

 Сначала совместно с детьми дорисовываются лишь некоторые детали мнемосхемы, потом большая часть мнемосхемы, а далее вся мнемотаблица создается совместно с детьми (после ознакомления детей с информацией или произведением, которое следует закодировать). 

2этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме. В старших группах – дети должны делать это самостоятельно, лишь в начале учебного года допустима помощь взрослого. По мере усвоения детьми данной техники, следует постепенно убирать часть информации из мнемотаблицы, оставляя наиболее ключевые моменты, чтобы в последующем пересказ осуществлялся детьми уже по памяти.

4 этап: Делается графическая зарисовка  мнемотаблицы детьми (после минимального освоения первых трех этапов работы).

5 этап: Придумывание своей схемы и составление своего рассказа, сказки или загадки по ней.

     Примером мнемотехники в ДОУ могут быть таблицы, построенные на изображении последовательности процессов умывания, мытья рук, одевания, сервировки стола. Маленькому ребенку сложно запомнить весь алгоритм действий, придуманный взрослыми, поэтому наглядные картинки, расшифрованные на занятиях и самостоятельно пересказанные, позволят ребенку, каждый раз подходя к умывальнику или шкафчику с вещами, легко воспроизвести этапы.

     Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь – большой коричневый круг и т. д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать  в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.

  1. Этапы работы по запоминанию стихотворений (скороговорок, чистоговорок)
    1.
    Выразительно прочитать стихотворение (с родителем, педагогом) или сначала можно рассмотреть мнемотаблицу стихотворения и предположить о его содержании.
    2. Прочитать стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
    3.   Ответить на вопросы по содержанию стихотворения (для понимания текста) или самостоятельно составить план стихотворения.
    4.Разобрать непонятные слова и определения.
    5. Прочитать отдельно каждую строчку стихотворения с опорой на мнемотаблицу. Можно побуждать детей договаривать фразы (похоже на рассказ стихов маленькими детьми) если читает родитель или педагог.
    6. Повторить стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
    7. Рассказать стихотворение.
  2. Этапы работы по составлению описательных рассказов

Особенностью составления описательного рассказа для ребенка является трудность анализа (осознания предмета или действия), т.к. дети не располагают всеми необходимыми знаниями. Поэтому важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета: цвет, форма, размер, материал, части и элементы, действия, — т.е. составить план рассказа, опорную схему.

Например тема « Домашние животные»:

Кто это?
Какого цвета?
Назови части тела
Какие покровы?
Какой голос?
Чем питается?
Где живет?
Какие детеныши?
Какая польза человеку?

       Таким образом, благодаря использованию мнемотехники, у детей расширяется круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

     Учитывая особенности обучающихся с ОВЗ, необходимо: предлагать небольшое количество материала, неоднократно повторять показ действий с тем или иным материалом, заканчивать упражнение при достижении первого результата, так как ребёнок быстро истощается, не может долго работать.

   Дети с нарушениями в развитии выбирают упражнения, которые могут выполнить, а упражнения, вызывающие затруднения, игнорируют, хотя иногда и испытывают интерес. Важно не упустить этот момент интереса и помочь ребёнку в овладении упражнением: достижение успеха приводит к самоуважению и возникновению дальнейшей потребности в развитии.

ВЫВОД:

  • Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления и сокращает время обучения связной речи детей с ОВЗ .
  • Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интереса к истории и культуре родного края у детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами музейной педагогики

Представлен опыт работы по проведению зантяий с дошкольниками  в  школьном комплексно-краеведческом музее....

«Развитие гибкости и координации детей дошкольного и младшего школьного возраста через игровой стретчинг. Релаксационные упражнения». (Из опыта работы).

СОДЕРЖАНИЕ:    1. Особенности художественной гимнастики как вида спорта…....22. Что такое игровой стретчинг?...........................................................5...

Развитие творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством работы с природным и бросовым материалами

Каждый ребёнок имеет свой потенциал, который необходимо развивать, опираясь на его индивидуальность. У современной школы такой возможности пока нет.Поэтому задачу развития творческих способностей дете...

Обобщение опыта " Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством развития творческого воображения".

Наиболее успешно становление нравственных качеств происходит в игре и изобразительной деятельности, а также в тех видах предметно-практической деятельности, где ребенок начинает «сочинять»...

Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Основные направления в работе педагога по формированию графомоторных навыков...

Коррекционные упражнения для развития мелкой моторики рук детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Развитие устной и письменной речи детей дошкольного и младшего школьного возраста начинается  с работы по развитию неречевых процессов , общей и специальной моторики, постановки грамотного звукоп...