Коррекционная направленность процесса обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы
статья на тему

Воробьева Элла Юрьевна

Проблема помощи детям с ограниченными возможностями здоровья приобрела особую  актуальность. По данным Министерства образования и науки РФ среди детей, поступающих в  первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психологической  дезадаптации, и около 35 % из них обнаруживают расстройства нервно-психической сферы еще в младшей группе детского сада.

В этой связи приобретает особую важность дифференцированный подход к определению условий обучения детей данной категории и их психологическое сопровождение на всех этапах обучения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воробьева Э.Ю.,

учитель-дефектолог

 ГКОУ СКОШИ №31

города Москвы

Коррекционная направленность процесса обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы.

Коррекция  –  исправление каких–либо недостатков личности      ребёнка психолого-педагогическими методами, которые      стимулируют развитие высших психических функций.

Компенсация  –  развитие потенциальных возможностей, способностей ребёнка, выбор такого механизма обработки информации, который позволит ему эффективно взаимодействовать с окружающей действительностью, обществом.

Психолого–педагогические особенности учащихся с ограниченными возможностями здоровья:

- низкий уровень восприятия;

- недостаточная сформированность пространственных представлений;

- внимание: неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения;

- отклонения в развитии памяти;

- отставание в развитии познавательной деятельности (мыслительные операции);

- снижение познавательной активности (поверхностность и неполнота знаний о предметах и явлениях окружающего мира);

- нарушен контроль над выполняемой деятельностью, ослаблена регуляция во всех звеньях   деятельности;

- снижена потребность в общении.

Основные принципы коррекционно-развивающего обучения:

    Принцип динамичности восприятия (задания усложняются по ходу урока, смена видов деятельности учащихся, задания, предполагающие различный доминантный характер).

    Принцип развития и коррекции высших психических функций (коррекция и развитие различных психических процессов: восприятия, внимания, мышления, речи, задания с опорой на несколько анализаторов).

Здесь важно вспомнить слова Л.С. Выготского, что аффект (стимул), побуждающий ребенка на преодоление трудностей, не должен размагничивать его, останавливать, отсюда вытекает:

     Принцип мотивации к учению

Задания, упражнения должны быть интересны ученику, должны быть творческими, проблемными, но и соответствовать возрасту и возможностям ребенка. Мотивация к учению складывается из многих факторов:

  • личность учителя;
  • система подачи информации;
  • реальное внимание педагога к ученику;
  • соответствующая оценка и т.д.

   Принцип продуктивной обработки информации

Учитель должен развивать навык способов обработки информации и тем самым давать не знания, а способы их получения.

Например: после объяснения каждый самостоятельно решает собственную задачу – самостоятельная обработка информации.

Перенос способа обработки информации на своё индивидуальное задание.

Внутришкольный контроль за организацией

коррекционной работы:

- планирование и реализация коррекционной цели урока;

- этап развития и коррекции высших психических функций, познавательной активности;  

- реализация принципов коррекционно–развивающего обучения;

- реализация охранительного режима и  здоровьесберегающих технологий:

  • физкультминутки (2 -3 в течение урока);
  • упражнения для снятия мышечного напряжения;
  • упражнения для снятия зрительного напряжения;
  • смена динамической позы;
  • проведение динамических перемен и др.

- реализация рекомендаций ПМП консилиума образовательного учреждения, отраженных в индивидуальном коррекционно-образовательном маршруте ребенка;

- организация индивидуального и дифференцированного подхода в    процессе обучения;

- эффективность индивидуальных и групповых занятий:

  • коррекция недостатков развития;
  • подготовка к восприятию новых тем, восполнение пробелов в         знаниях;
  • логопедические занятия;

- психолого–медико–педагогическое сопровождение (карта развития ребёнка, качество рекомендаций, эффективность  работы и т.д.).

Основные направления коррекционной работы

с учащимися начальных классов:

1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

- развитие навыков каллиграфии;

- развитие артикуляционной моторики.

2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

- развитие зрительного восприятия и узнавания;

- коррекция зрительной памяти и внимания;

-формирование обобщённых представлений о свойствах предметов;

- коррекция пространственных представлений;

- развитие представлений о времени;

- коррекция слухового внимания и памяти;

-развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа-синтеза.

3. Развитие основных мыслительных операций:

-навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);

-умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

- умения планировать деятельность;

- развитие навыков самоконтроля.

4. Развитие и коррекция различных видов мышления:

- развитие наглядно-образного мышления;

-развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т.д.).

6. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

7. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Психолого-педагогическое  сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в школе.

Проблема помощи детям с ограниченными возможностями здоровья приобрела особую  актуальность. По данным Министерства образования и науки РФ среди детей поступающих в  первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психологической  дезадаптации, и около 35 % из них обнаруживают расстройства нервно-психической сферы еще в младшей группе детского сада.

В этой связи приобретает особую важность дифференцированный подход к определению условий обучения детей данной категории и их психологическое сопровождение на всех этапах обучения. Система коррекционно-развивающего обучения – это форма дифференцированного обучения, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации в школе. Основанная на результатах комплексной диагностики и новых научных обоснований организационных и методических формах работы, она позволяет обеспечить оптимальные психолого-педагогические условия для детей с трудностями в обучении и проблемами в соматическом и нервно-психическом здоровье.

 Одно из центральных мест в коррекционном образовании отводиться психологу, осуществляющему психологическое сопровождение детей на всех этапах обучения, результатом которого должно явиться создание условий для развития ребенка, для овладения  им своей деятельностью, и поведением, для формирования готовности к жизненному самоопределению, включающие личностные, социальные и профессиональные аспекты.

Психологическое сопровождение учащегося осуществляется по двум направлениям деятельности:

  • Диагностическое  
  • Коррекционно-развивающие

Диагностическое направление

Диагностическое направление работы включает в себя первичное обследование, а также  систематические этапные наблюдения за динамикой и коррекцией психического развития ребенка.

Деятельность психолога не может протекать изолированно от работы других специалистов образовательного учреждения (логопеда, дефектолога, социального педагога).

Коллегиальное обсуждение результатов обследования всеми специалистами ПМПк позволяет выработать единое представление о характере и особенностей развития ребенка, определить общий прогноз его дальнейшего развития, комплекс необходимых коррекционно-развивающих мероприятий и разработать программу индивидуальной коррекционной работы с ребенком.

Коррекционно-развивающее направление

В соответствии с особенностями развития ребенка и решением консилиума образовательного учреждения психолог определяет направления и средства коррекционно-развивающей работы, периодичность и продолжительность цикла специальных занятий. Наиболее важной задачей является разработка индивидуально-ориентированных программ психологической помощи или использование имеющихся  разработок в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями ребенка или группы детей в целом.

Анализ результатов проведенного изучения готовности детей с ограниченными возможностями здоровья к школьному обучению позволяет выделить основные приоритеты коррекционно-развивающей работы психолога:

Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков.

Главное в этом направлении – формирование способности управлять эмоциями, понимать чувства других людей. Адекватное эмоциональное реагирование в различных ситуациях формируется на основе умения различать эмоциональное состояние по их внешнему проявлению, через мимику, пантомимику, жесты, позы и т.д.. При этом ребенок учиться за внешними эмоциональными проявлениями угадывать смысл поведенческих реакций и реагировать в соответствии с этим смыслом.

Дети с ограниченными возможностями здоровья отличаются от нормально развивающихся сверстников особенностями эмоциональных состояний, самооценки, уровня притязаний, что отражается и на их характере и на их социальных контактах. В связи с этим развитие эмоционально-личностной сферы и коррекции ее недостатков предполагают:

  • гармонизацию  аффективной сферы ребенка;
  • профилактику и устранение встречающихся аффективных и негативных проявлений;
  • предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера;
  • развитие и тренировку механизмов, обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям;
  • создание условий для развития самосознания и формирование адекватной самооценки;
  • развитие социальных эмоций;
  • развитие коммуникативных способностей (стимулирование коммуникативной активности).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Работа  психолога по формированию эмоционально- личностной сферы ребенка начинается с гармонизации его аффективной  сферы:  расширение и упорядочение социального опыта детей, приобретение опыта  в усвоении ребенком представлений о невербальных средствах выражения эмоций, поведения людей в  эмоционально значимых ситуациях.

Работа по развитию эмоционального опыта ребенка продолжается в направлении формирования  понимания смысла и значения различных форм поведения людей. В процессе этой работы дети учатся понимать смысл и прогнозировать последствия собственного эмоционального поведения.

Работа психолога с детьми  с ограниченными возможностями здоровья по формированию уверенности в себе и снижение тревожности ведется в таких направлениях, как:

  • формирование  у детей оптимистического склада мышления; мироощущения; положительной установки на предстоящую деятельность;
  • умение освобождаться от страхов;
  • переключение с неприятных впечатлений;
  • укрепление уважения к себе;
  • доверие к своим способностям, умениям и навыкам.

Формирование позитивной установки и оптимистического эмоционального склада мироощущений способствует концентрация внимания детей на том приятном, добром, радостном, что их окружает.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья имеет ряд специфических черт, которые затрудняют процесс его общения со сверстниками и взрослыми и результаты этого неэффективного общения во многом определяют дальнейшее развитие его эмоционально – личностной сферы.

Развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций

Это традиционное направление работы психолога в школе. Оно предполагает:

  • стимулирование познавательной активности как средства формирования устойчивой познавательной мотивации;
  • развитие внимания (устойчивость, концентрация, повышение объема,  переключение самоконтроль и т.д.);
  • развитие  памяти (расширение объема, устойчивость, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти);
  • развитие восприятия (зрительно-пространственного, слухового);
  • пространственных и временных представлений;
  • сенсомоторной координации;  
  • формирование мыслительной деятельности;
  • стимуляция мыслительной активности, формирование мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей);
  • развитие элементарного умозаключающего мышления и гибкости мыслительных процессов.

Занятия, способствующие развитию вниманию и памяти, пространственного восприятия и воображения, а также основ логического мышления, проводятся психологом по плану составленному в соответствии с индивидуальным коррекционно-образовательным маршрутом ребенка, разработанным ПМПк образовательного учреждения

Важным условием поурочного планирования является реализация принципов комплексного влияния на ряд высших психических функций с выделением, вместе с тем, доминирующих объектов воздействия; изменяющихся по мере формирования у детей с ограниченными возможностями здоровья познавательной деятельности и ее саморегуляции.

Формирование произвольной регуляции  деятельности и поведения

Развитие возможности управлять своим поведением составляет   один из существенных моментов образующих психологическую готовность ребенка к обучению в школе. Характерная для детей дошкольного и младшего школьного возраста недостаточная сформированность осознанной саморегуляции деятельности является тормозящим фактором когнитивного и личностного развития ребенка, а также одной из основных причин, порождающих трудности в учебно-познавательной деятельности.

Работа психолога по формирования осознанной саморегуляции познавательной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья ведется в нескольких направлениях, связанных с формированием определенного комплекса умений:

  • ставить и удерживать цель деятельности;
  • планировать действия;
  • определять и сохранять способ действий;
  • использовать самоконтроль на всех этапа деятельности;
  • осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятельности;
  • оценивать процесс и результат деятельности.
  • осознавать собственные действия, причин успехов и неудач, формированию у него  веры в собственные силы.

             Таким образом, осуществляемое психологическое сопровождение направлено на формирование у учащихся интеллектуальных и личностных предпосылок успешного обучения в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы"

Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы  на коррекционных часах....

«Использование личностно-ориентированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы VIII вида»

«Использование личностно-ориентированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы VIII вида»...

Формирование общей культуры учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы VIII вида.

Воспитание личности ребёнка сограничными возможностями здоровья. Его адаптация и социализация, интеграция в современное общество в условиях коррекционной школы VIII вида....

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы. Уроки технологии в условиях инклюзивного образования.

Инклюзивное образование детейс ограниченными возможностями здоровья     в условиях общеобразовательной школы.Уроки технологии в условиях инклюзивного образования....

«Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы»

Адаптация к школе происходит не сразу, это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Особенно остро стоит проблема адаптации детей ограниченными во...

Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы

Презентация "Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы"...

Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы

Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы...