ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
методическая разработка на тему

Приемы формирования связной речи у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon svyaznaya_rech.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Значение связной речи в жизни дошкольника очень велико. Во-первых, качество речи определяет готовность ребенка к школьному обучению. Во-вторых, от уровня развития связной речи зависит успеваемость будущего ученика: его ответы у доски, написание изложений, сочинений и пр. И, наконец, без умения четко формулировать свои мысли, образно и логично рассуждать невозможно полноценное общение, творчество, самопознание и саморазвитие личности.

Нередко под связной речью родители понимают отдельные фразовые высказывания. Уточним, что связная речь – это цепь логически сочетающихся предложений, содержащих законченную мысль, то есть рассказ.

В основу системы навыкам рассказывания детей положено использование вспомогательных средств, облегчающих и направляющих процесс становления связной речи у дошкольников.

Одним из таких средств является наглядность, при помощи которой происходит речевой акт. Важность наглядной опоры в ходе формирования речи отмечали педагоги С. Л. Рубинштейн, Л. В. Эльконин, А. М. Леушина и др.

В качестве второго вспомогательного средства можно выделить моделирование плана высказывания, значимость которого неоднократно подчеркивалась педагогами В. К. Воробьевой, В. П. Глуховым и известным психологом Л. С. Выготским, говорившем о важности предварительной программы высказывания, т.е. его плана. Учитывая сказанное, на начальном этапе обучения рассказыванию детей целесообразно ограничится теми видами упражнений, где имеются оба названных вспомогательных фактора. В процессе работы упражнения необходимо усложнять за счет убывания наглядности и «свертывания» плана высказывания.

Весь процесс формирования связной речи у дошкольников можно разделить на несколько этапов:

1 этап. Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию.

Наглядность представлена максимально в виде предметов, объектов, с которыми производятся действия, непосредственно наблюдаемые дошкольниками. Планом высказывания служит порядок действий, производимых на глазах у детей. Необходимые речевые средства дает образец рассказа педагога.

Пр. Занятие начинается с небольшого «спектакля», который разыгрывают мальчик и девочка из группы. Все, что делают «артисты», педагог оговаривает с ними заранее. Остальные дети наблюдают за действиями мальчика и девочки, сидя на стульях.

Образец рассказа зачитывается педагогом по окончании «спектакля»: «Катя и Миша вошли в группу. Миша взял машинку. Катя взяла куклу. Миша катал машинку. Катя причесывала куклу. Дети играли».

После этого педагог задает вопросы по тексту: «Кто вошел в группу? Что взял Миша? и т.п.

 Далее идет пересказ рассказа детьми.

2 этап. Составление рассказа по следам продемонстрированного действия.

Наглядность и план высказывания аналогичны используемым на предыдущем этапе; усложнение достигается за счет отсутствия образца рассказа.

Пр. Занятие начинается с просмотра «спектакля». Дети наблюдают, как два «артиста» выполняют действия, которые заранее оговаривает с ними педагог.

На этом этапе дети не пересказывают готовый рассказ, а сами его составляют, предварительно ответив на вопросы по просмотренному «спектаклю».

3  этап. Пересказ текста с использованием магнитной доски.

Непосредственные действия с предметами и объектами, присутствующие на предыдущих этапах, заменяются действиями с предметными картинками на доске. Последовательность картинок, прикрепляемых к доске с помощью магнита, служит одновременно планом высказывания. Картинки также можно раскладывать на столе или использовать схематические рисунки на обычной доске.

Пр. По ходу чтения рассказа педагог выставляет картинки на магнитную доску: «Наступил вечер. Вся семья дома. Мама на кухне готовит ужин. Папа играет с маленьким Ванечкой. Наташа делает уроки в своей комнате».

 После этого педагог задает вопросы по тексту: «Наступило утро или вечер? Что делает мама? С кем играет папа? и т. д.».

Потом дети пересказывают рассказ самостоятельно.

4 этап. Пересказ текста с наглядной опорой на серию сюжетных картин.

Наглядность представлена предметами, объектами и действиями, изображенными на сюжетных картинках. Последовательность картинок служит одновременно планом высказывания. Образец рассказа дает детям необходимые речевые средства.

Пр. Педагог выставляет перед детьми серию сюжетных картинок о девочке, в доме которой живут попугай Петруша и кот Мурзик. Объяснение содержания картинок дается в следующей последовательности: что случилось вначале, что – потом и что – в самом конце. Педагог дает дошкольникам время рассмотреть картинки, после чего предлагает послушать рассказ. После ответов на вопросы по тексту, дети его пересказывают.

5 этап. Составление рассказа с опорой на серию сюжетных картин.

Наглядность и план высказывания обеспечиваются теми же средствами, что и на предыдущем этапе; усложнение достигается за счет отсутствия образца рассказа.

Пр. Педагог показывает детям серию сюжетных картин и задает вопросы по содержанию. На этом этапе дошкольники должны сами составить рассказ.

6 этап. Пересказ текста с наглядной опорой на одну сюжетную картину.

Наглядность уменьшена за счет отсутствия видимой динамики событий; дети наблюдают, как правило, конечный результат действий. В моделировании плана своего рассказа ребенку помогают образец педагога и его вопросный план.

Пр. Педагог показывает сюжетную картинку и читает рассказ большого объема. Далее задаются подробные вопросы по тексту. После этого дети пересказывают рассказ с опорой на картинку.

7 этап. Составление рассказа по одной сюжетной картине.

Отсутствие образца дополнительно усложняет задачу при составлении связного высказывания. На этом этапе создаются предпосылки, а возможно, и начинается работа над обучением творческому рассказыванию.

Пр. Педагог показывает сюжетную картинку, события на которой – конечный результат действия. После того как дети внимательно ее рассмотрят, задаются вопросы по картинке. Далее дети самостоятельно пробуют составить рассказ  по сюжетной картине (образец рассказа дается только в случае затруднения).

Последовательно применяя перечисленные этапы обучения, можно сформировать связную речь даже у тех детей, которые изначально не владеют развернутыми смысловыми высказываниями, подменяя их перечислением предметов, действий либо набором непоследовательных фраз.

Чтобы повысить мотивацию, дополнительно заинтересовать ребенка занятиями, можно использовать для записи рассказов магнитофон, видеомагнитофон, специальный, красиво оформленный альбом. Таким образом, можно добиться от детей большей активности и старательности, а после составления рассказов сможете оценить и обсудить с детьми их сильные и слабые стороны. Необходимо поощрять детей улыбкой и похвалой при любой, даже маленькой удаче.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

1§. Характеристика речи детей с ОНР.2§. Методика работы по преодолению нарушений связной речи у детей с ОНР  в логопедических группах.  2.1. Развитие связной речи у детей с ОНР.  ...

Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (по Глухову В.П.)

ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ  (по Глухову В.П.)...

Формирование связной речи у детей дошкольного возраста

Формирование связной речи у дошкольников 5-6 лет с ОНР III уровня ....

Приемы формирования диалогической речи у детей дошкольного возраста

В работе рассказано об условиях, в которых протекает диалог, перечисляются диалогические умения, раскрываются методы и приемы формирования диалогических умений....

«Использование современных методов и приемов формирования двигательных навыков и умений у детей младшего дошкольного возраста для развития физических качеств, снижения заболеваемости»

laquo;Использование современных методов и приемов формирования двигательных навыков и умений у детей младшего дошкольного возраста для развития физических качеств,  снижения заболеваемости...