Доклад "Влияние музыки на воспитанников с нарушением интеллекта".
методическая разработка (9 класс) на тему

Фильчакова Юлия Михайловна

Выступление на МО воспитателей.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Влияние музыки на воспитанников с нарушением интеллекта.


Музыка обладает магической силой и

может усмирить дикаря, смягчить

камень или согнуть кряжистый дуб.

У. Конгрив, британский драматург, XVII век

Музыка оказывает огромное воздействие на умственно отсталых детей, вызывает яркие эмоциональные переживания, развивает воображение, способствует формированию эстетических потребностей, художественного вкуса. Воздействие музыки благотворно сказывается на развитии сенсорного аппарата, моторики, волевых качеств. Музыка помогает воспитанникам лучше узнать жизнь, расширяет их кругозор, активизирует мышление, способствует развитию внимания, памяти. Она качественно совершенствует восприятие, помогает формированию представлений, активизирует познавательную деятельность воспитанников в целом, несёт в себе большие коррекционно-воспитательные возможности.

Специально подобранные мелодии для детей с нарушением интеллекта снимают гнев и досаду, улучшают настроение. В конце прошлого века, было доказано, что мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на его организм: замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов, нормализуют артериальное давление, стимулируют пищеварение, повышают аппетит. Положительное эмоциональное возбуждение при звучании приятных мелодий усиливает внимание, тонизирует центральную нервную систему. Самый большой эффект от музыки — это профилактика и лечение нервно-психических заболеваний. Раздражающая музыка дает, наоборот, прямо противоположный эффект и вредна как для слуха, так и для нервной системы.

Музыка может умиротворять, расслаблять и активизировать, облегчать печаль и вселять веселье; может усыплять (можно использовать музыку в спальне перед сном), вызывать приток энергии, будоражить, создавать напряжение.

В последние годы заметно вырос интерес специалистов к механизму воздействия музыки на детей с нарушениями интеллекта. Специальные исследования показали действие музыки на детей с нарушением интеллекта:

  • Снимает неврозы и раздражительность - «Лунная соната» Бетховена, «Итальянский концерт» Баха, музыка Генделя.
  • Успокаивает, уменьшает чувство тревоги, нерешительности – вальсы Штрауса, «Колыбельная» Брамса.
  • Способствует  умственным способностям – музыка Моцарта.
  • Нормализует работу мозга – прослушивание сюиты «Пер Гюнта»
  • Стимулирует интеллектуальную деятельность – музыка Бетховена, Штрауса.
  • Поднимает жизненный тонус, наполняет жизненной силой, творческой энергией, вдохновляет – Шестая симфония, часть 3 - Чайковского, Прелюдия 1 – Шопена.
  •  Из эстрадной музыки можно отметить музыку Демиса Руссоса, Хулио Иглессиаса, песню Александры Пахмутовой – «Беловежская пуща».

Исследования психологов доказывают целесообразность наиболее раннего включения детей с нарушением интеллекта в музыкальную деятельность, в процессе которой совершенствуются их двигательные, сенсорные и речевые функции, формируются навыки общения.

Во время занятий с использованием музыкотерапии в классе можно моделировать эмоции. У агрессивных, неуравновешенных воспитанников  формируется чувство внутреннего покоя, радости - создается положительный эмоциональный фон; развиваются мыслительные способности и фантазия, развивается коррекция сенсорных процессов и сенсорных способностей, повышается мотивация учебы, возрастает удовлетворенность учением, а значит создается ситуация успеха.

Во внеурочную деятельность можно использовать музыкальные записи, фонограммы леса, шума моря, записи классической и инструментальной музыки, музыка для релаксации успокаивает воспитанников. На творческих занятиях (рисования, лепка) для прослушивания можно использовать только те произведения, которые нравятся ребятам и им знакомы (т.к. музыкальные пьесы не должны отвлекать новизной). Музыка должна звучать не громко, но и не очень тихо.

В нашей школе для активизации познавательной деятельности воспитанников во внеурочное время используются самые разнообразные виды музыкальной работы: работа с наглядностью (самодельные музыкальные инструменты, ложки, бубны) использование материалов народного творчества и литературных произведений, дидактические игры, музыкально-ритмические  упражнения, инсценировки, постановка музыкальных сказок, викторины, игровые дискотеки, публичные выступления.

Музыка  воспитывает музыкальные способности, оказывают корригирующее воздействие на неустойчивое внимание, память, низкую работоспособность, недостатки мышления и речи. Воздействуя на зрение, слух и осязание, средства наглядности способствуют усвоению знаний, умений и навыков. Школьная дискотека способствует обучению простейшим танцевальным движениям, предоставляет возможность ребёнку проявить творческие индивидуальные способности, создает положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение.

Развивает коммуникативные качества личности: умение согласовывать свои действия с действиями партнёра, способствует преодолению застенчивости, нерешительности, неуверенности в себе, воспитывает позитивное отношение к здоровому образу жизни.

Наблюдения показали, что благодаря музыке, даже самые замкнутые и застенчивые воспитанники втягиваются в музыкальную работу,  в каждом воспитаннике раскрывается творческий потенциал, формируется любовь к музыке, вырабатываются элементы музыкального  вкуса.

Литература

  1. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании /Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. - М., 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы реализации индивидуального подхода в обучении воспитанников с нарушениями интеллекта в условиях Вяземской спец (корр) школы VIII вида

В данной работе представлены коррекционно-педагогические методы и приемы реализации рабочих программы по технологии (швейное дело)....

Адаптированная программа коррекционно-воспитательной работы по формированию навыков самообслуживания у воспитанников с нарушением интеллекта.

Государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья имени Акчурина А.З. с. Камышла...

«Профилактика социальной исключенности воспитанников с нарушением интеллекта посредством формирования и развития социально-бытовой адаптации в условиях разновозрастной семейной группы».

 Проблема исследования процесса социальной адаптации человека, его формирования и развития является одной из актуальных в настоящее время. Особое место занимают вопросы социальной адаптаци...

Эколого-валеологическое сопровождение коррекционно-воспитательной деятельности воспитанников с нарушением интеллекта в условиях детского дома-интерната

ГБУ "Шадринский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" курганской обалсти является стационарным учреждением социальной защиты, в котором проживают воспитанникии от 4 до 23 лет....

Календарно тематическое планирование по музыке 3 класс ( для детей с нарушениями интеллекта)

Календарно тематическое планирование к программе 8 вида (для детей с нарушениями интеллекта)...

Календарно тематическое планирование по музыке 4 класс ( для детей с нарушениями интеллекта)

Календарно тематическое планирование по музыке 4 класс 8 вид  ( для детей с нарушениями интеллекта)...

« Социализация воспитанников с нарушением интеллекта через формирование нравственных качеств в условиях школы - интернат».

laquo; Социализация воспитанников с нарушением интеллекта через формирование нравственных качеств в условиях  школы - интернат»....