Групповое логопедическое занятие для учащихся 1 класса имеющих заключение «Нерезко выраженное общее недоразвитие речи»
план-конспект на тему

Тема:  Гласные звуки. Буквы А, О, У, И 

Цели и задачи:

1. Образовательные:

  • закрепление понятия “гласные звуки”,
  • показать слогообразующую роль гласных;
  • обогащение лексики словами-признаками (подбор признаков к предметам),
  • научить образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (на примере овощей и фруктов),
  • закрепить навык анализа слога ау.
  • закрепить навык правильного употребления существительных во множественном числе.

2. Коррекционные:

  • развитие артикуляционной и общей моторики,
  • мелкой моторики рук,
  • формирование продолжительности выдоха;
  • развитие тактильных ощущений;
  • развитие фонетического и фонематического слуха и восприятия;
  • закрепление умения дифференцировать звуки по месту образования.

Воспитательные:

  • воспитывать инициативность детей, уважение друг к другу;
  •  повышать мотивацию детей к обучению;
  • развивать сознательность обучения детей.

Формируемые универсальные учебные действия:

Регулятивные:

1)​ Нахождение ошибок, как с помощью взрослого, так и самостоятельно.

2)​ Оценивание своей деятельности на занятии, осознание, что уже хорошо усвоено, что ещё нужно усвоить.

3)​ Доведение начатого до конца.

Познавательные:

1)​ Общеучебные:

  • .​ Находить и выделять необходимую информацию.
  • ​ Выстраивать осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме.
  • ​ Понимать смысл прочитанного.
  • ​ Контролировать и оценивать результаты своей деятельности.

2)​ Логические:

  • ​ Развивать слуховое внимание, умение анализировать, синтезировать, делать выводы, обосновывать свою точку зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx34.9 КБ
Файл prezentatsiya.pptx235.51 КБ

Предварительный просмотр:

Групповое логопедическое занятие для учащихся 1 класса имеющих заключение «Нерезко выраженное общее недоразвитие речи»

Тема:  Гласные звуки. Буквы А, О, У, И

Цели и задачи:

1. Образовательные:

  • закрепление понятия “гласные звуки”,
  • показать слогообразующую роль гласных;
  • обогащение лексики словами-признаками (подбор признаков к предметам),
  • научить образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (на примере овощей и фруктов),
  • закрепить навык анализа слога ау.
  • закрепить навык правильного употребления существительных во множественном числе.

2. Коррекционные:

  • развитие артикуляционной и общей моторики,
  • мелкой моторики рук,
  • формирование продолжительности выдоха;
  • развитие тактильных ощущений;
  • развитие фонетического и фонематического слуха и восприятия;
  • закрепление умения дифференцировать звуки по месту образования.

Воспитательные:

  • воспитывать инициативность детей, уважение друг к другу;
  •  повышать мотивацию детей к обучению;
  • развивать сознательность обучения детей.

Формируемые универсальные учебные действия:

Регулятивные:

1)​ Нахождение ошибок, как с помощью взрослого, так и самостоятельно.

2)​ Оценивание своей деятельности на занятии, осознание, что уже хорошо усвоено, что ещё нужно усвоить.

3)​ Доведение начатого до конца.

Познавательные:

1)​ Общеучебные:

  • .​ Находить и выделять необходимую информацию.
  • ​ Выстраивать осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме.
  • ​ Понимать смысл прочитанного.
  • ​ Контролировать и оценивать результаты своей деятельности.

2)​ Логические:

  • ​ Развивать слуховое внимание, умение анализировать, синтезировать, делать выводы, обосновывать свою точку зрения.

Оборудование: презентация, тренажёр су-джок, зеркало для каждого ученика, яблоня с яблоками – буквами, зрительные символы, наборы для составления схемы слова, предложения, предметные и сюжетные картинки, в названии которых имеются гласные звуки: а, о, у, и.

      Этапы урока

                                                Ход урока

I. Актуализация знаний.

1. Организационный момент.

Логопед. Сейчас сядут дети, чье имя начинается на гласный звук (дети по очереди называют свои имена и садятся).

- А теперь сядут дети, чьё имя начинается на согласный звук.

1. Работа над развитием дыхания.

Логопед. Встали все ровно за партами, начали.

Мы подуем высоко (дети поднимают руки вверх, тянутся вслед за ними и дуют).
Мы подуем низко
(наклониться вперед, подуть).
Мы подуем далеко
(руки на пояс, наклониться вперед, подуть).
Мы подуем близко
(ладони на грудь, прижать к ним подбородок, подуть на руки).

Логопед. Молодцы, ребята.

2. Теперь выполним гимнастику для глаз: обведите глазами три круга по часовой стрелке и три круга против часовой стрелки.

3. Самомассаж лица.

Логопед.

Мы руки растираем (потереть ладони).
И разогреваем
(похлопать в ладоши).
И лицо теплом своим
Нежно умываем
(разогретыми ладошками провести по лицу снизу-вверх).
Пальчики сгребают все плохие мысли
(граблеобразными движениями провести пальцами от середины лба к вискам).
Ушки растираем  сверху вниз мы быстро
(растереть пальцами ушные раковины по краю сверху вниз).
Их вперед сгибаем,
(сгибать руками ушные раковины вперед).
А потом руками трогаем мы щечки
(легко похлопать ладошками щеки).

4. Артикуляционная гимнастика.

А) Для челюсти: рот открыть-закрыть несколько раз.

Б) Для губ:

  • сложить губы «трубочкой»,
  • вытянуть в «улыбочку».

В) Для языка:

  • самомассаж языка (покусывание),
  • накажем непослушный язычок: «пя-пя-пя».

5. Пальчиковая гимнастика.

Дети берут в руки су-джок , повторяют за логопедом движения.

Логопед.

Я мячом круги катаю, (катаем шарик между ладошками)
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку, (гладим шариком ладонь)
А потом сожму немножко. (смена рук)
Каждым пальцем мяч прижму (каждым пальцем одной руки нажимаем на шипики)
И другой рукой начну. (пальцами другой руки нажимаем на шипики)
А теперь последний трюк -
Мяч летает между рук.

6. Работа над развитием голоса.

Повторить скороговорку сначала тихо и медленно, затем громче и быстрее, потом громко и быстро:

Вы малину мыли ли?
Мыли, но не мылили
.

II. Постановка проблемы (знакомимся…).

Логопед. Молодцы, ребята. Вы все хорошо выполнили. Сейчас мы отправляемся с вами гулять. На полянке выросло волшебное дерево с необыкновенными яблоками. Сорвите все по яблоку. Кто в яблоках живет? (Дети. Звуки.)

Логопед. Назовите их. (Дети по очереди называют: а, о, у, и.)

Логопед. Какие это звуки? (Дети. Гласные.)

Логопед. Почему они так называются? (Дети. Потому что они тянутся, поются, воздух выходит свободно)

Логопед. Что будем изучать, о чём будем говорить?  (Дети. Будем повторять гласные звуки.)

Этот звук всегда поётся,

Этот звук как песня льётся.

Звук, свободно ты лети,

Нет преграды на пути!

- Каким цветом они обозначаются?

Тема нашего занятия:  Гласные звуки. Буквы А, О, У,И

III. Открытие нового (узнаём…).

Логопед. Сегодня мы, путешествуя по сказочной стране, будем повторять гласные звуки и буквы а, о, у, и. Вспомним слова о гласных звуках.

Гласные тянутся песенкой звонкой: И – и – и
Могут заплакать и застонать: О – о – о, у – у – у.
Могут качать в колыбели Аленку А – а – а.
Могут, как эхо в лесу, закричать: Ау, ау, ау.

Логопед. Сколько звуков в слове ау? (Два). Какой первый звук? Какой второй звук?

Работа в парах. Задание. Назовите первый звук в названии картинок. (Картинки: апельсин, утка, огурец, индюк. Звуки - а, о, у, и.)

VI. Первичное применение (применяем…).

IV. Развитие фонематического слуха.

А) Хлопни в ладоши, если услышишь звук а.

А, и, а, о, и, а, а, у, э, о, а.  (аналогичную игру провести с остальными звуками).

Б) Показать соответствующий символ на услышанный звук.

В) Игра с мячом «Один-много»

Груша- (груши), слива – (сливы), огурец – (огурцы), кабачок –(кабачки)

Г) Игра «Скажи ласково»

Лук – (лучок), яблоко- (яблочко), апельсин – (апельсинчик), огурец –(огурчик)

Д) Назовите картинки, произнесите названия картинок по частям.

Логопед. Как называется часть слова? (Дети. Слог.)

Деление детьми слов на слоги по картинкам.

Го-рох, ре-дис, фа-соль, пе-рец, по-ми-дор, ка-ба-чок, ку-ку-ру-за.

Назовите эти предметы одним словом. (Дети. Овощи)

V. Физминутка.

Логопед. Сейчас мы будем шагать по поляне и говорить слова по частям (названия картинок).

Ба-нан, ки-ви, сли-ва, пер-сик, ли-мон, гра-нат

Назовите эти предметы одним словом. (дети. Фрукты)

VI. Работа над фразой и словами-признаками.

Логопед. Добавьте недостающее слово во фразе. Выделите первый звук в недостающем слове.

Мы купили большой спелый  …
Мама приготовила вкусный  …

По дорожке медленно ползёт маленькая  …
Маша вдевает нитку в стальную …

Логопед. Дети, что обозначают слова: спелый, вкусный, маленькая, стальную. (Дети. Это слова-признаки.)

Логопед. Для чего нужны слова-признаки? (Дети. Они помогают узнать какой предмет.)

Логопед. Давайте потренируемся в умении находить и называть слова-признаки.

Работа в группах. Задание. Какими бывают предметы, животные нарисованные на картинках.

1 группу -  Банан ( Длинный, жёлтый. Вкусный, мягкий) Яблоко (Круглое, спелое, сочное, сладкое)  

2 группа - Морковь (Длинная, оранжевая, полезная)  Огурец (Зелёный, хрустящий, большой)

VII. Тренинг (выбираем…).

Логопед. А теперь, ребята, мы с вами составим предложение по картинке.

Логопед. Что вы видите на картинке? (Дети. Абрикос.)

Логопед. Где растёт абрикос? (Дети. На дереве.)

Логопед. Какой абрикос? (Дети. Спелый, сочный.)

Логопед. Составим предложение про абрикос  и схему к нему.

Работа в парах. (Сочный абрикос растёт на дереве.                                                                            . Схема)

                       На дереве растёт  сочный абрикос.                                                                      . Схема)  

Логопед. Сколько слов в предложении? (Дети. Четыре и одно маленькое слово)

Логопед. Назовите слово-признак (Дети. Спелый)

Логопед. В каких словах есть наши гласные звуки?

Дети. Сочный – 0,абрикос – а,о. растёт – а.  А теперь возьмите зрительные символы и покажите гласные.

Рефлексия

VIII. Итог урока.

Цель: формировать умения производить рефлексию своей деятельности

Оцените свою работу на занятии:

«зелёное» яблоко – на занятии я работал, все задания мне были понятны и выполнял их с удовольствием;

- «жёлтое» яблоко – на занятии я работал, но при выполнении заданий мне нужна помощь учителя;

- «красное» яблоко -  на занятии не работал т.к. ничего не понял.

Чему мы учились?

 При выполнении какой работы звуки было различать легче всего? А труднее всего?

- Почему, как вы думаете?

- Какой вывод мы можем сделать? (Нужно учиться следить за произношением звуков в речи)

- Для чего нам нужно уметь правильно произносить звуки? (чтобы правильно говорить, читать, писать)

- На каких уроках вам пригодятся сегодняшние знания и умения?

Литература

  1. Лиманская О.Н. «Конспекты логопедических занятий. Второй год обучения»

Картинки:

http://www.umhoz.com/wp-content/uploads/2016/06/abrikosi-na-vetke.jpg

https://i.ytimg.com/vi/kpHIYAkHfsc/maxresdefault.jpg

https://thumbs.dreamstime.com/b/%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D1%82%D1%8B%D0%B9-%D1%86%D0%B2%D0%B5%D1%82-%D1%8F%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%BA-%D0%B7%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B9-24920874.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Гласные звуки. Буквы А, О, У, И Подготовила: учитель-логопед первой квалификационной категории Яковлева Ольга Николаевна Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №16» с.Казьминское Кочубеевского района Ставропольского края

Слайд 2

Артикуляционная гимнастика сложить губы «трубочкой», вытянуть в «улыбочку». Для языка самомассаж языка ( покусывание ), накажем непослушный язычок: « пя-пя-пя ».

Слайд 3

Тема занятия Гласные звуки. Буквы А, О, У, И

Слайд 5

Добавьте недостающее слово во фразе. Выделите первый звук в недостающем слове . Мы купили большой спелый … Мама приготовила вкусный … По дорожке медленно ползёт маленькая .. Маша вдевает нитку в стальную …

Слайд 7

Оцените свою работу

Слайд 8

Рефлексия Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

занятие "Гласные звуки и буквы" для обучающихся с общим недоразвитием речи

Занятие "Гласные звуки и буквы" предназначено для обучающихся первых классов с общим недоразвитием речи. Используется презентация, занятие - путешествие....

Календарно-тематическое планирование логопедических занятий с группой учащихся, имеющих нерезко выраженное общее недоразвитие речи

Календарно-тематическое планирование Группа:  Нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НВОНР) Класс:  1 Учитель-логопед: Косых М.Е. Количество часов:  всего __90__ часов;  в...

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ДИЗОРФОГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НЕРЕЗКО ВЫРАЖЕННЫМ ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Среди учащихся младших классов общеобразовательных школ имеется группа детей с так называемым "нерезко выраженным общим недоразвитием речи" (НОНР). Они нуждаются в целенаправленной и своевременной пом...

Рабочая программа по коррекции нерезко выраженного общего недоразвития речи. (I-й,II-й,III-й этапы)

Программа разработана на основе принципов коррекционно-развивающего обучения: системности, комплексности, принципе развития, динамичности восприятия, коррекции и развития высших психических функций, а...

Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Тема: «Голос и его свойства. Гигиена голоса».

Логопедическое занятие валеологической направленности, в котором интегрированы образовательные области "Развитие речи", "Коммуникация",  "Здоровье", "Музыка", посвящено ознакомлению детей с образ...

Презентация программы по логопедической ритмике "Раз словечко,два словечко" для детей с общим недоразвитием речи.

В презентации содержится информация о программе по логопедической ритмике "Раз словечко,два словечко"...

Групповое логопедическое занятие для учащихся 3 класса имеющих заключение «Фонетико-фонематическое недоразвитие речи и фонематическое недоразвитие речи. Дисграфия» Тема: Образование слов при помощью суффикса

Цель: учить детей образовывать существительные и прилагательные суффиксальным способом.Задачи:Образовательные:1)​ Закреплять знания о правописании суффиксов;2)​ Знакомить детей со значениями...