Групповое логопедическое занятие для учащихся 3 класса имеющих заключение «Фонетико-фонематическое недоразвитие речи и фонематическое недоразвитие речи. Дисграфия» Тема: Образование слов при помощью суффикса
план-конспект на тему

Цель: учить детей образовывать существительные и прилагательные суффиксальным способом.

Задачи:

Образовательные:

1)​ Закреплять знания о правописании суффиксов;

2)​ Знакомить детей со значениями суффиксов;

3)​ Совершенствовать умение грамотно формулировать свои мысли;

Коррекционные:

1)​ Обогащать словарный запас детей;

2)​ Развивать слуховое внимание;

3)​ Формировать умение находить и исправлять речевые (логические) ошибки в словосочетаниях;

4)​ Совершенствовать грамматический строй речи детей;

5)​ Развивать навыки языкового анализа и синтеза;

6)​ Развивать логическое мышление, умение классифицировать.

Воспитательные:

1)​ Воспитывать инициативность детей, уважение друг к другу;

2)​ Повышать мотивацию детей к обучению;

3)​ Развивать сознательность обучения детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx85.21 КБ
Файл prezentatsiya.pptx183.18 КБ
Файл kartochka.docx16.41 КБ
Файл dlya_uroka.docx11.91 КБ

Предварительный просмотр:

Групповое логопедическое занятие для учащихся 3 класса имеющих заключение «Фонетико-фонематическое недоразвитие речи и фонематическое недоразвитие речи. Дисграфия»

Тема: Образование слов при помощью суффикса

Класс: 3

Цель: учить детей образовывать существительные и прилагательные суффиксальным способом.

Задачи:

Образовательные:

1)​ Закреплять знания о правописании суффиксов;

2)​ Знакомить детей со значениями суффиксов;

3)​ Совершенствовать умение грамотно формулировать свои мысли;

Коррекционные:

1)​ Обогащать словарный запас детей;

2)​ Развивать слуховое внимание;

3)​ Формировать умение находить и исправлять речевые (логические) ошибки в словосочетаниях;

4)​ Совершенствовать грамматический строй речи детей;

5)​ Развивать навыки языкового анализа и синтеза;

6)​ Развивать логическое мышление, умение классифицировать.

Воспитательные:

1)​ Воспитывать инициативность детей, уважение друг к другу;

2)​ Повышать мотивацию детей к обучению;

3)​ Развивать сознательность обучения детей.

Формируемые универсальные учебные действия:

Регулятивные:

1)​ Нахождение ошибок, как с помощью взрослого, так и самостоятельно.

2)​ Оценивание своей деятельности на занятии, осознание, что уже хорошо усвоено, что ещё нужно усвоить.

3)​ Доведение начатого до конца.

Познавательные:

1)​ Общеучебные:

  • .​ Находить и выделять необходимую информацию.
  • ​ Выстраивать осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме.
  • ​ Понимать смысл прочитанного.
  • ​ Контролировать и оценивать результаты своей деятельности.

2)​ Логические:

  • ​ Развивать слуховое внимание, умение анализировать, синтезировать, делать выводы, обосновывать свою точку зрения.

Оборудование: карточки с заданиями, ручки, тетради, презентация, тренажёр су-джок, карточки с животными, силуэты животных разных цветов для рефлексии.

      Этапы урока

                                                Ход урока

I. Актуализация знаний.

1. Организационный момент.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

- Мы отправляемся в путь за новыми знаниями.  Посмотрите на доску и выберите себе установку на урок:

3

А  работать мы с вами будем, как всегда, по плану:

  1. Повторим
  2. Узнаем
  3. Научимся

С чего начнем урок?

Выполнение артикуляционных упражнений.

II. Постановка проблемы (знакомимся…).

Разминка. Игра "Узнай и назови".

http://festival.1september.ru/articles/520675/img1.gif

Учащиеся называют "по цепочке" животных, начиная свой ответ со слов: "Я узнаю:".

- Назовите одним словом (Животные)

- Каким синонимом можно заменить это существительное? (звери)

- Что мы делали на прошлом занятии? (Образовывали слова, занимались словообразованием)

- С помощью каких частей слова можно образовывать слова? (Суффикс и приставка)

- Какая часть слова сегодня нам будет помогать? (На доске: Суффикс.)

- Какая будет тема нашего занятия? (Словообразование слов с помощью суффикса)

- Цель занятия? (Научиться образовывать слова с помощью суффикса)

- Дайте определение. Что такое суффикс? ( Часть слова. Стоит после корня. Служит для образования новых слов.)

III. Открытие нового (узнаём…).

В тетради  записываем число, классная работа и тему урока: Словообразование слов с помощью суффикса.

Игра "Собери словечко" (работа в парах)

Задание: из букв составьте слово. После составления слова открывается предметная картинка.

Запись слов в тетрадь с объяснением орфограмм.

  • жё
  • ьноле
  • евл
  • олвк
  • ьдмевед

Оцените себя.

Упражнения в словообразовании.

 Письменное упражнение.  Задание: от существительных образовать названия самок этих животных. Запись слов.

Ёж - ежиха

Олень - олениха

Лев - львица

Волк - волчица

Медведь - медведица

Разбор слов по составу. Оцените себя.

- Итак, какие суффиксы помогли нам образовать названия самок животных? (-их, -иц)

2. Игра с мячом.  Называние предметных картинок.  (на слайде изображения животных)

Задание: назови самку и её детенышей (устно).

У бельчихи - бельчата,

У зайчихи - зайчата,

У лисицы - лисята,

У ежихи - ежата,

У медведицы - медвежата,

У тигрицы - тигрята,

У волчицы - волчата,

У львицы - львята.

VI. Первичное применение (применяем…).

 Письменное упражнение в словообразовании.  (задание в карточке)

  • Ежата - ежонок,
  • Лосята - лосёнок,
  • Львята - львёнок,
  • Волчата - волчонок,
  • Медвежата - медвежонок.

Разбор слов по составу. Оцените себя.

- Итак, при помощи суффиксов мы смогли образовать от существительных м.р. название самок животных и названия детёнышей животных в ед. и мн.ч.

- Какие суффиксы нам в этой работе помогали? (-онок, -ёнок, -ат, -ят)

Физминутка   «Ежиковый массаж» (массажными мячиками-ежиками).

Ежик, спрячь свои иголки,

Мы же дети, а не волки.

Спрячь свои иголки, еж.

Ты колючий, ну и что ж.

Мы хотим тебя погладить,

Мы хотим с тобой поладить.

Составление рассказов.

1. Составление рассказа по образцу.

Задание: прочитайте деформированный текст.

: семья.

Жил в лесу: . Вместе с ним жила : . У них был : . Рядом с ними жила ещё одна: семья.

Детям предлагается выбрать животное (картинку).

ЗАГАДКА

"Зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной.
И стоит среди травы -
Уши больше головы" 
(заяц)

Логопед составляет рассказ-образец со словом "заяц":

Заячья семья.

Жил в лесу заяц. Вместе с ним жила зайчиха. У них был зайчонок. Рядом с ними жила ещё одна заячья семья.

Самостоятельное составление рассказов по образцу. Предоставлены карточки животных: ежа, медведя, волка, лев, барсука.

Работа в группах. Выберите и составьте рассказ о "своём" животном.

О каком животном мы не сможем составить рассказ? (Льве)

2. Словарная работа.

- Где живёт лев?  (Лев живёт в саванне.)

Логопед даёт толкование слова:

"САВАННЫ" - тропические степные равнины с редко растущими деревьями и кустарниками. Рисунок 7.

Саванна.

3. Составление рассказа цепной организации.

а) - Льва называют - "царём зверей". Почему? (Рассуждения детей.)

- "Царю зверей" мы уделим особое внимание.

- Назовите самку льва, назовите детёныша.

VII. Тренинг (выбираем…).

Проверь себя   (работа в парах)

б) Соедините слова по смыслу, чтоб получились предложения.

http://festival.1september.ru/articles/520675/img2.gif

Составление рассказа.

Вариант:

В саванне жил лев. У него была львица. Львица родила львёнка. Львёнок подрос и стал царём саванны.

- Как можно назвать этот рассказ? ("Львиная семья"...)

Рефлексия

VIII. Итог урока.

Цель: формировать умения производить рефлексию своей деятельности

Чему новому вы учились сегодня на уроке? (Образовывать новые слова с помощью суффиксов)

Оцените свою работу на уроке, используя силуэты животных разных цветов, которые лежат у вас на парте:

- «зелёный» силуэт животного – научился образовывать слова с помощью суффикса;

- «жёлтый» силуэт животного – научился образовывать слова с помощью суффикса, но нужна помощь;

- «красный» силуэт животного – на занятии ничего не понял.

Давайте отправим диких животных в лес.

Результат  работы на уроке.

- Сегодня я узнал ….

- Теперь я могу…

- Я научился…

- Я затруднился…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Образование слов при помощью суффикса Подготовила: учитель-логопед первой квалификационной категории Яковлева Ольга Николаевна Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №16» с.Казьминское Кочубеевского района Ставропольского края

Слайд 2

Я узнаю…

Слайд 4

… семья. Жил в лесу :... Вместе с ним жила : … У них был... Рядом с ними жила ещё одна… семья.

Слайд 5

С А ВА НН Ы - тропические степные равнины с редко растущими деревьями и кустарниками

Слайд 7

РЕФЛЕКСИЯ Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

1. Задание: из букв составьте слово

жё      ___________________________________________

ьсол  __________________________________________

евл       _________________________________________

олвк    _________________________________________        самооценка  

ьдмевед  _______________________________________    

2. Задание: от существительных образовать названия самок этих животных. 

Ёж - _____________________________________________

Лось –  __________________________________________

Лев - ______________________________________________

Волк - _____________________________________________     самооценка

Медведь – _________________________________________

3. Задание: от существительного мн.ч. образовать ед.ч.

Ежата - ______________________________________________

Лосята - _____________________________________________

Львята - _____________________________________________

Волчата - __________________________________________    самооценка

Медвежата - _______________________________________

4. Задание: прочитайте деформированный текст.

: семья.

     Жил в лесу: . Вместе с ним жила : . У них был : . Рядом с ними жила ещё одна: семья.

5. Составить рассказ по схеме.

http://festival.1september.ru/articles/520675/img2.gif           самооценка



Предварительный просмотр:

  -их  

  -иц

-онок  

-ёнок

 -ат  -ят

      ЛЕВ

   ЛОСЬ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование логопедических занятий с группой учащихся, имеющих нерезко выраженное общее недоразвитие речи

Календарно-тематическое планирование Группа:  Нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НВОНР) Класс:  1 Учитель-логопед: Косых М.Е. Количество часов:  всего __90__ часов;  в...

Групповое логопедическое занятие по теме: "Родственные слова. Употребление родственных слов в речи"

Методическая разработка группового логопедического занятия с учащимися 5 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида....

Логопедическое занятие с группой учащихся, имеющих нарушения чтения и письма, обусловленных ФФН или ФН речи.

Комбинированное занятие, направленное на обощение знаний о гласных звуках и буквах. В занятии раскрыты приемы сравнения звуков и букв Ш и Щ на слух и по начертанию....

Состав слова. Образование слов при помощи суффиксов и приставок

Состав слова. Образование слов при помощи суффиксов и приставок...

Презентация к логопедическому занятию для учащихся 3-4 классов "Развитие лексического строя речи с помощью знакомства с каламбурами, с языковой шуткой"

Задачи занятия;Развивать лексико-грамматический строй речи, расширять словарный запас учащихся2. Познакомить детей с многообразием и богатством русского языка на примере слов- омонимов, омофонов, омоф...

Групповое логопедическое занятие для учащихся 1 класса имеющих заключение «Нерезко выраженное общее недоразвитие речи»

Тема:  Гласные звуки. Буквы А, О, У, И Цели и задачи:1. Образовательные:закрепление понятия “гласные звуки”,показать слогообразующую роль гласных;обогащение лексики словами-призн...

Логопедические занятия для детей 5 – 7 лет, имеющими общее недоразвитие речи

    Общее недоразвитие речи – это стойкие специфические отклонения формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов,...