Внеклассное логопедическое мероприятие "Наши ушки на макушке" для младших школьников
методическая разработка на тему

Дикая Наталья Александровна

Фонематический слух - основа правильной речи. Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. В рамках логопедической недели, помимо прочих событий, было проведено внекласссное мероприятие-игра "Ушки на макушке". В ходе этого общешкольного занятия детям были предложены разнообразные игры на развитие фонематических процессов: "Угадай, что звучит", "Повтори-ка", "Поймай ритм", "Хлопни-топни", "Эхо", "Найди ошибку" и пр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл utrennik_fonematicheskie_protsessy.docx24.65 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное логопедическое мероприятие

«Наши ушки на макушке»

Цель: развитие фонематического слуха через игровую деятельность

Задачи:

Образовательные: развивать фонематический слух на всех уровнях: неречевые звуки, речевые звуки, слоги, слова, предложения; закреплять у детей контроль за собственной и чужой речью; развивать ритмический слух, умение управлять своими движениями.

Коррекционно-развивающие: развивать фонематическое восприятие; фонематический, слоговой, языковой анализ и синтез; развивать воображение, произвольное внимание, память, мышление, общую и артикуляционную моторику.

Воспитательные: воспитывать интерес и любовь к родному языку; воспитывать чувство коллективизма.

Оборудование: презентация; музыкальные инструменты, ширма; звукозапись голосов животных;

Ход мероприятия:

Ведущий 1: Здравствуйте, ребята! Сегодня четвертый день нашей логопедической недели и мы продолжаем наше путешествие на паровозике. Итак, сегодня мы приехали с вами на станцию под названием «Наши ушки на макушке».

Ведущий 2: Мы очень рады видеть вас на нашем празднике. Сегодня для вас также приготовлено очень много интересных заданий. Вы запомнили, как называется наша станция?

Ответы детей.

Вед2: Верно, это станция «Наши ушки на макушке». Как вы думаете, чем на этой станции мы будем заниматься?

Ответы детей.

Вед.1: Да, ребята, сегодня мы будем продолжать развивать ваш фонематический слух. А что же это такое?

Это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных звуками языка.  

Ведущие зачитывают стихотворение

Любимый русский алфавит
Из букв и звуков состоит.


А, Б, В, Г, Д, Е, Ж...
Дальше знаете уже.

Звуки с вами говорим,
Произносим и кричим,
Шепчем, воем, слышим...

Буковки мы - пишем,
Можем их нарисовать,
Напечатать и прислать!

То есть звуки только слышим,
Ну а буквы только пишем!
 
Теперь поговорим о звуках –
Ведь звуки – целая наука! 

Гласные, согласные...
Трудные, ужасные...

А чтобы не были гласные и согласные для вас ужасными, мы сегодня с ними тоже поиграем.

Вед.2. Начнем наше общешкольное занятия с первого конкурса, который называется «Кто как говорит?»

Вы прослушиваете звук, а после этого поднимаете руку и отвечаете, кто произнес этот звук.

Вед.1: Ответы без руки не принимаются, в зале должна быть полная тишина, чтобы было слышно, как муха проснулась и полетела. Итак, послушайте первый звук.

Звучат звукозаписи голосов животных, птиц. Дети поднимают руку и отвечают, чей голос: Это корова. Корова мычит…

Конкурс «Кто что услышит?» (музыкальные инструменты, дополнительные предметы)

Вед.2. Я вижу, что вы готовы к следующему конкурсу. Для него нам понадобится ширма и различные звуковые инструменты. Давайте повторим, какие инструменты как звучат

(1 ведущий достает из коробки инструменты и демонстрирует их звучание; ведущий 2 повторяет с детьми названия).

Вед.2: Мы спрячем за ширму нашего ведущего а сами откроем свои ушки и внимательно прислушаемся, какой же инструмент «заговорит» с нами. Напоминаю вам, что ответы принимаются только с поднятой рукой.

Игра продолжается до тех пор, пока интересно детям.

Игра «Поймай ритм»

Вед.1: Ребята, с помощью музыкальных инструментов можно создавать музыку. А знаете ли вы, что вы с помощью рук и ног можете воспроизвести мелодию, стоит только услышать ритм. Давайте попробуем! Посмотрите, топаем оной ногой, топаем второй ногой и хлопаем в ладоши. Потренируемся?

Ведущий проводит игру. Далее включается минусовка «We will rock you».

Конкурс «Хлопни-топни»

Вед.1: Сегодня мы посмотрим, как вы умеете слышать звуки речи и отличать их друг от друга. Если вы услышите звук гласный (что делают гласные? – поются) – вы хлопаете. Если услышали согласный – топаете. Вы готовы?

Ведущий называет ряд звуков, контролируя выполнение упражнения детьми.

Игра «Эхо»

Вед.2: Молодцы, ребята! Вижу, что вы умеете звуки различать. А сможете ли вы выполнить следующее задание? Сейчас мы сыграем в игру «Эхо». Представьте, что мы с вами высоко-высоко в горах и вокруг нет никого, только эхо отзывается. Вы помните, что делает эхо?

Ответы детей.

Верно, эхо повторяет сказанное нами. Сейчас и вы сможете побывать эхом. Три раза повторяйте последний слог. Будьте внимательны:

Вед1. И вед.2:

Собирайтесь, детвора РА-РА-РА

Начинается игра РА-РА-РА

Да ладошек не жалей ЛЕЙ-ЛЕЙ-ЛЕЙ

Бей в ладошки веселей. ЛЕЙ-ЛЕЙ-ЛЕЙ

Сколько времени сейчас? ЧАС-ЧАС-ЧАС

Сколько будет через час? ЧАС-ЧАС-ЧАС

И неправда, будет два! ДВА-ДВА-ДВА

Думай, думай, голова! ВА-ВА-ВА

Как поёт в селе петух? УХ-УХ-УХ

Да не филин, а петух! ТУХ-ТУХ-ТУХ

Вы уверены, что так? ТАК-ТАК-ТАК

А на самом деле как? КАК-КАК-КАК

Это ухо или нос (держится за ухо) НОС-НОС-НОС

Или может сена воз? ВОЗ-ВОЗ-ВОЗ

Это локоть или глаз (держится за локоть) ГЛАЗ-ГЛАЗ-ГЛАЗ

А вот это что у нас (показывает на нос) НАС-НАС-НАС

Вы хорошие всегда? ДА-ДА-ДА

Или только иногда? ДА-ДА-ДА

Не устали отвечать? ЧАТЬ-ЧАТЬ-ЧАТЬ

Разрешаю помолчать….

Вед.1: Ох, что-то мне кажется, что устали вы немного. Мне кажется, что нам нужно немножко полетать. Вставайте со своих мест. Смотрите на экран, на ведущих, повторяйте слова физминутки и выполняйте движения.

Ведущие и дети выполняют физминутку.

Вед.2: Мы немного размялись, набрались сил и готовы отправиться дальше исследовать станцию звуков.

Игра «Придумыватели»

Вед. 2: Для игры нам понадобится мяч, ваши внимательные ушки и ваша память и сообразительность. Условия игры простые: я назову какой-нибудь звук, брошу мяч в зал. Кто его поймает, тот называет слово на этот звук и мяч возвращает мне.

Игра продолжается, пока интересна детям.

Игра «Найди ошибку».

Вед.1: Вы очень хорошо выполняете все задания! Справились со всем, что мы для вас приготовили! Напоследок мы решили составить для вас самое трудное задание. Игра называется «Найди ошибку».

Пока мы сочиняли для вас стихи, мы перепутали некоторые звуки и в тексте появились совсем не те слова, что нужны. Поможете нам исправить наши ошибки?

Ведущие читают по очереди предложения.

Ой! - кричат вокруг хозяйки - в огород забрались майки.

Доску на гору везём, будем строить новый ком.

Между гор издалека течёт бурная щека.

Мишка плачет и ревёт, просит пчёл, чтоб дали лёд.

Писем мы не написали - тучку целый день искали.

Любопытные мартышки собирают с ёлок фишки.

Здесь хорошее местечко - протекает мимо печка.

Слёзы льются у Оксанки: у неё сломались банки.

Стужа. Снег. Метут метели. Тёмной ночью бродят двери.

Прилетел из леса лук и залез под старый сук.

Мышка спряталась под горку и грызёт тихонько норку.

Утром кости к нам пришли, всем подарки принесли.

Сшил себе котёнок тапки, чтоб зимой не мёрзли шапки.

Под водою рак живёт, в поле красный лак растёт.

Подарила мама ночке разноцветные платочки.

Очень рада бочка маленьким платочкам.

Вед.1: Друзья, мы сегодня с вами очень хорошо поиграли! Вам понравилось наше занятие? Скажите, на какой станции мы побывали?

Ответы.

Вед.2: В какие игры мы играли с вами?

Ответы детей (помощь при затруднениях).

Вед.1: Мы благодарим вас за сегодняшнее активное участие.

Вед.2: Развивайте свой слух, учитесь различать звуки речи, тогда вы сможете грамотно писать и правильно читать! До свидания, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчет по теме самообразования «Изучение методов формирования коммуникативной компетентности младших школьников на уроках, индивидуальных логопедических занятиях средствами ИКТ».

Из опыта работы учителя – логопеда Чернопятовой Надежды Геннадьевны по теме самообразования «Изучение методов формирования коммуникативной компетентности младших школьников на уроках, индивидуальных л...

«Игровые приемы в логопедической работе с младшими школьниками, имеющими нарушения чтения и письма».

Преодоление нарушений чтения и письма у младших школьников предпо­лагает прежде всего формирование язы­кового анализа и синтеза. В ходе коррекционной работы логопед нередко сталки­вается с...

"Учимся говорить!" (логопедический утренник для младших школьников)

 ЛЛогопедический утренник для младих школьников. Цели: коррекционные: закрепление в игровой форме умений и навыков правильного выполнения артикуляционной, дыхательной, пальчиковой гимна...

Интегрированное внеклассное занятие "Фрукты и овощи" для младших школьников с ОВЗ

Интегрированное внеклассное занятие «Фрукты и овощи» для младших школьников с особыми образовательными потребностями.Цель: продолжать сенсомоторное воспитание, являющееся вспомогательным средством в п...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе Логопедической программы коррекции нарушений Устной и письменной речи учащихся 1-го класса и программно-методических материалов для логопедических занятий с младшими школьниками. Автор Козырева Л.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе логопедической программы коррекции нарушений устной и письменной речи учащихся 1-го класса и программно-методических материалов для логопедических...

Разработка внеклассного мероприятия по физической культуре для младших школьников

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАТема: "Путешествие в мир сказок".Участники мероприятия: - младшие школьники, ученики 2-3 класса; - количество участников в команде – 10 человек (5 мальчиков, 5 дев...