Картотека игр. Формирование пространственных представлений у дошкольников и младших школьников
картотека на тему

Кузнецова Ирина Александровна

В данной картотеке собраны игры по развитию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Материал будет полезен практикующим логопедам,студентам,а также родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_po_prostranstvu.docx18.04 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека Игр.

(формирование пространственных представлений у дошкольников и младших школьников).

Уточнение представлений детей о схеме тела

 и ближайшем окружении.

«Ушки на макушке».

Цель: закреплять направления пространства в схеме собственного тела; формировать навык сравнения предметов по величине.

Содержание игры: педагог в начале занятия раскладывает перед детьми на столе по два предмета разной величины и дает задание:

-Возьми в правую руку яблоко, которое больше. Положи его в правый карман.

-Возьми в левую руку кубик, который меньше. Положи его на левое плечо. И т.д.

«Чего не хватает?».

Цель: продолжать формировать у детей умение определять части в схеме тела стоящего напротив; продолжать тренировать в развитии навыков сравнения.

Содержание игры: педагог вешает на доску карточки с изображением собаки. У собаки нет левого уха и правой лапы. Детям дается задание найти и дорисовать недостающие части, определив, правая или левая это часть.

«Покажи,не ошибись».

Цель: закреплять умение ориентироваться в схеме собственного тела, и в теле человека, стоящего напротив.

Содержание игры: Физминутка. Педагог стоит напротив детей. В ру4ке он держит куклу. В быстром темпе показывает части её тела. Дети должны показать эту же часть тела у себя.

 «Шаловливые ручки».

Цель: закреплять умение ориентироваться в схеме собственного тела и тела стоящего напротив; тренировать мелкую моторику.

Содержание игры: педагог по очереди показывает детям карточки левой и правой рук, с определенным положением пальцев. Дети должны узнать, какая это рука, и повторить положение пальцев.

Формирование умений в определении последовательности элементов.

«Кто где?».

Цель: формировать умение определять последовательность объектов.

Содержание игры: педагог перед началом занятия, или в качестве физминутки, выстраивает детей по росту друг за другом. Когда дети встают в строй, задаёт вопросы:

-Кто стоит за Мишей?

-Кто стоит за Сашей?

Затем дети разворачиваются на 180 градусов и отвечают на подобные вопросы.

«Звериный экспресс».

Цель: закреплять умение определять последовательность и место предмета в ряду.

Содержание игры: логопед вывешивает на доске в беспорядке рисунки животных и макет поезда с тремя вагонами, и объясняет детям, что все животные собираются ехать на этом поезде. В первом вагоне поедут те, которые  имеют в названии один слог, во втором- два слога и т.д. Когда дети разместят животных по вагонам, анализируется порядок их расположения. Детей спрашивают:

-Кто едет с поезде перед волком?

- Кто сидит за лисой?

«Путаница».

Цель: продолжать учить детей ориентироваться в ряду букв, определение их последовательности.

Содержание игры: педагог раздает детям карточки с написанными буквами в беспорядке, не имеющими смысла. Дети должны без ошибок переписать эти строчки в тетрадь, соблюдая ту же последовательность букв.

«Гляделка».

Цель: закреплять умение ориентироваться в последовательности линейного ряда.
Содержание игры: педагог вывешивает на доске лист с написанными буквенными рядами. Детям раздаются карточки с заданиями:

- Напиши в тетрадь все согласные из второго горизонтального ряда.

- Напиши в тетрадь все гласные из третьего вертикального ряда. И т.д.

Работа с предложно-падежными конструкциями.

«Что я сделала?».

Цель: закреплять значение предлога ОТ.

Содержание игры: педагог совершает действия, сопровождая их пояснением. Затем просит ответить на вопрос : «Что я сделала?». Например, встает у окна и говорит: «Я стою около окна». Затем отходит от окна и спрашивает: «Что я сделала?». Дети отвечают на вопросы.

Затем педагог совершает какое-либо действие, а дети комментируют его самостоятельно.

«Что куда?».

Цель: уточнять значение предлога НА.

Содержание игры: педагог начинает цепочку действий с подносом, на который кладет различные предметы. Например, говорит: «Я положила лис бумаги на поднос». Затем подходит к первому ребенку, который должен положить любой предмет на лист и пояснить действия: «Я положил тетрадь на лист» и т.д.

«Волшебная коробочка».

Цель: уточнять и закреплять значение предлогов В, ИЗ.

Содержание игры: педагог ставит на стол коробку, и берет любой из разложенных на столе мелких предметов, положив его внутрь. При этом действие поясняется: «Я кладу в коробку ластик». Дети делают аналогичные действия с другими предметами. Затем коробка закрывается, и детям предлагается приоткрыть её, взять любой предмет, опознать его и вынуть. После чего пояснить свои действия: «Я достал из коробки мяч».

«Может-не может».

Цель: закреплять значение предлога ПОД.

Содержание игры: педагог размещает на доске изображения предметов ( мост, стол, дерево, фонарь и т.п.) Затем просит детей рассмотреть предметы и ответить на вопросы:

- Под чем может пройти лошадь? (лошадь может пройти под мостом) и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование пространственных представлений у младших школьников на уроках математики.

В настоящее время одной из наибо­лее актуальных проблем является проблема построения системы обуче­ния, которая была бы эффективна как в плане формирования у школьников определенных знаний и н...

Выступление на педагогическом совете «Формирование пространственных представлений у дошкольников»

Одна из важных сторон умственного воспитания дошкольников – формирование ориентировки в пространстве. Все предметы существуют в пространстве, в пространственных отношениях между собой. Поэ...

Рекомендации для родителей младших школьников по развитию и формированию пространственных представлений

Предлагаю Вашему вниманию простые игры по формированию пространственных представлений, т.к. любая деятельность детей, так или иначе, связана с ориентировкой в пространстве....