СИПР
рабочая программа по теме

Гаврилова Елена Ивановна

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями  (вариант 2)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sipr_nazarenko.doc331.5 КБ
Microsoft Office document icon sipr_orlovoy.doc345.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Благовещенская  средняя общеобразовательная школа №1

имени Петра Петровича Корягина»

Благовещенского района Алтайского края

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Родители (законные

представители)

Директор школы

__________О.И. Реймер

_________ (Назаренко А. Ф.)

Приказ № ____________

«____»________2018г.

от «___» __________2018 г.

Специальная индивидуальная программа развития

                       обучающейся 2 класса

Назаренко Татьяны Алексеевны

р.п. Благовещенка – 2018

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями  (вариант 2) МБОУ БСОШ №1 им. П.П. Корягина в соответствии с ФГОС.

          1.  Общие сведения об учащейся:

Фамилия, имя  ребёнка: Назаренко Татьяна

Возраст ребёнка: 14 лет

Класс: 2

Год рождения: 25.10.2003.

Место проживания: р.п. Благовещенка, ул. Партизанская, дом 32

Ребенок поступил  в 1-ый класс  МБОУ БСОШ №1 им. П.П. Корягина 01. 09. 2017г.

По окончании первого класса переведена во второй класс.

   Обследование ребёнка было проведено Благовещенской территориальной психолого-медико-педагогической комиссией 13.06.2017 года. На основании  заключения №48 ПМПК  р.п. Благовещенки от 13.06.2017 ,согласно протоколу обследования ребенка, имеются нарушения когнитивной сферы, поведения. Ребёнок нуждается в создании специальных условий для получения образования.

Рекомендации ПМПК по созданию специальных условий обучения и воспитания ребёнка:

- рекомендуемая программа дальнейшего обучения: адаптированная основная общеобразовательная программа с ориентировкой на приказ №1599 вариант 2 с 01 сентября 2017 г; с 01 сентября 2018 года обучение идёт по этой же программе с ориентировкой на приказ №1599

- составление специальной индивидуальной программы развития (СИПР);

- уровень образования, рекомендуемый к освоению: 6 год обучения (на момент рекомендаций), с 01.09.2018 г. – 7 год обучения;

- форма получения образования: очно-заочное обучение;

- режим реализации образовательной программы: определить через ВК ЦРБ;

- получение услуг узких специалистов, ассистента: занятия с психологом, логопедом.  

  1. Нормативные документы:

- Конституция РФ,

- Конвенция ООН о правах ребенка,

- Закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ (часть 1 статья 75), приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 29 августа 2013 года №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,

- Распоряжение Правительства РФ от 04 сентября 2014 года № 1726-р,

- Концепция развития дополнительного образования детей, план мероприятий на 2015-2020 гг., утвержденным распоряжением Правительства РФ 24 апреля 2015 г. № 729-р;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. № 41, далее – СанПиНа 2.4.4.3172-14);

- Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития (вариант 2) в соответствии с ФГОС;

- Рабочая программа на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: подготовительный, 1—4 классы / под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой. М.: «Просвещение», 8-е издание.

2. Общая  характеристика развития обучающейся

У ребенка сложная структура нарушения развития, обусловленная интеллектуальным и психофизическим недоразвитием в тяжелой степени, которое сочетается с системным недоразвитием речи,  со значительными нарушениями поведения.

   Психофизическое недоразвитие характеризуется нарушениями  точности, темпа движений. Наблюдается рассогласованность, неловкость движений, трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений: удержание позы, захвата карандаша. Мышечный тонус снижен, мелкая и артикуляционная моторика развита недостаточно.

Отмечаются трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия, снижение объема механической памяти, низкая познавательная активность, что проявляется в пониженном интересе к заданиям, плохой сосредоточенности, медлительности и пониженной переключаемости психических процессов. Татьяна при своём заболевании имеет конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно, внимание с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью, отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости. Внимание на предмете удерживает непродолжительное время. Слабость активного внимания препятствует решению задач познавательного развития, однако, при высокой мотивации, его продолжительность может быть увеличена. Характерна повышенная утомляемость. Работоспособность (10 мин) быстро истощается. Ребёнок с трудом сосредотачивается на задании, в результате утомления возникает двигательное беспокойство: начинает суетиться, махать руками, проявляет плаксивость. Нарушено переключение внимания. Требуется неоднократная стимуляция внимания. Удается привлечь внимание к некоторым ярким и звучащим предметам или к постоянно меняющемуся зрительному ряду (в тетради, на листе бумаги, рисунке).

Наблюдается значительное недоразвитие восприятия и памяти. Память кратковременная, неустойчивая, ситуативная. Вместе с тем, при целенаправленной планомерной коррекционно-педагогической работе, у обучающегося формируются элементарные представления об окружающей действительности и о себе. Перенос освоенных действий и применение представлений в новых ситуациях  затруднены.

 Языковые средства несформированные, ребенок не владеет речью.  Отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. Затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи, т. к. у ребенка системное недоразвитие речи в тяжелой степени выраженности. Ребёнок понимает названия некоторых реальных предметов, реагирует и знает свое имя, узнает взрослых окружающих его. Привлекает внимание взрослых с помощью двигательного беспокойства.  Слабо понимает обращенную речь, связанную с изучением нового материала.

  Наблюдается несформированность эмоционально-волевой сферы. В связи со спецификой эмоциональной сферы, неразвитостью волевых процессов. Преобладают положительные и отрицательные эмоции. Выражает положительные эмоции, услышав свое имя. Узнает по голосу учителя, маму, папу, брата.

   Кроме всего перечисленного, трудности в обучении вызываются недоразвитием мотивационно-потребностной сферы. Интерес к какой-либо деятельности, если возникает, то, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер. Ребёнок отказывается от выполнения трудных заданий. Ребёнок проявляет эмоциональную реакцию на знакомых, выбегает на встречу учителю, обнимает, берет за руку, реагирует на свое имя (поворачивается в сторону зовущего), проявляет реакцию на интонацию, на похвалу, на тактильный контроль.

Ребенок испытывает потребность в уходе и присмотре. Необходимый объем помощи со стороны окружающих: полный, постоянный. Навыки самообслуживания сформированы не полностью. Соблюдается режим дня. Совместно со взрослым моется, вытирается, чистит зубы. Ориентируется в группе, где проживает (знает, где туалет, телевизор, своё место в классе). Реагирует на сигнальные слова  типа «не бросай», «дай мне в руки», «положи на стол». Знает своё  имя, имена папы, мамы, брата. Показывает по просьбе учителя части тела: руку, ногу, голову и др. Когда её зовут, идет  к учителю, но при отсутствии настроения отказывается и идти к учителю, и работать. Лишь только после 10-15 минут разговора с ней, постепенно приступаем к обучению и то не надолго.

Ребенок сам  может взять кубик, свои игрушки, положить их перед собой и рассказывать учителю о них совершенно непонятной для понимания учителя речью. Пирамидки, мозаику собирает с прямой помощью учителя. Характер действий с предметами: хаотичный. Отмечаются неспецифические манипуляции: стучит игрушкой об стол, машет рукой. Манипулирует предметами неупорядоченно, не отбрасывая ненужные варианты, не выделяя существенные признаки предмета. Доступны кратковременные (1-2 сек) элементарные персептивные действия (ощупывание, надавливание, сжимание в руке, рассматривание предметов) с помощью взрослого.

Не использует поисковые способы ориентировки, действует без учета свойств предмета, не переносит знания и опыт на новые предметы, в новую ситуацию.

Тактильное обследование материала (крупа, вата, фасоль, горох, пластилин, целлофановый пакет, бумажные салфетки, бумага) не вызывает негативной реакции, прислушивается к ощущениям, улыбается, игры с материалом вызывают эмоциональную активность.

Приоритетными учебными предметами согласно учебного плана школы являются: «Речь и альтернативная коммуникация», «Математические представления», «Окружающий природный мир», «Человек», «Окружающий социальный мир»,  «Музыка и движение», «Изобразительная деятельность», «Адаптивная физкультура», коррекционно-развивающие занятия. Приоритетами в коррекционно-развивающей области являются развитие предметно – практических действий («Моторные сказки»), сенсорное развитие.

Поэтому в процессе обучения необходимо использовать специальные приемы и методы:

  • Большой акцент на наглядные и практические методы обучения;
  • Использование игровой формы предъявления нового материала;
  • Наблюдение за особенностями развития ребёнка в динамике;
  • Демонстрация реальных объектов, изучаемых по программе;
  • Схематизированная форма подачи изучаемого материала;
  • Метод «малых порций», предполагающий дробление учебного материала на несколько смысловых частей, изучение каждых в отдельности и последующее закрепление;
  • Метод стимулирования учения (использование дидактических игр и занимательных упражнений);
  • Приёмы развития мыслительной активности;
  • Приём комментирования;
  • Приёмы удержания внимания в процессе деятельности: частое обращение к ребёнку по имени, прикосновение к ребёнку (поглаживание по спине, по голове, по плечу), поручение ребёнку заданий, предполагающих движение, смена видов деятельности;
  • Приём дублирования словесной инструкции.

3. Условия реализации специальной индивидуальной программы развития обучающейся с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Технологии, используемые в обучении ребенка:

  • индивидуализация обучения
  • игровые технологии
  • создание адаптированной коррекционно-развивающей среды под ребенка
  • «пошаговое» обучение в процессе совместных действий с педагогом, повторение изученного материала

Особые образовательные потребности обучающейся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловливают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала (преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности).

В качестве средств для выполнения заданий  подобраны материалы для стимуляции тактильного, зрительного слухового восприятия – это яркие, необычные, интересные пособия, изготовленные своими руками, или заводские игрушки (резиновые, шероховатые, мягкие, с «колючками»; с деталями, которые возможно снять и рассмотреть, звенящие, заводные и многие другие; наборы предметных картинок, наборы сюжетных картинок, настольные развивающие игры; нитки (разные виды, ткани разных сортов, природные материалы (засушенные листья, шишки, желуди, скорлупа грецкого ореха и т.д.).

Используется оборудование для проведения предметно-практических упражнений (ножницы, бумага и картон цветные, клей, краски, кисточки, пластилин или масса для лепки и т.п.).

Модели и натуральный ряд: муляжи фруктов, ягод, грибов и овощей; гербарии; модели фигур человека, животных, растений, посуды, бытовых приборов, мебели и пр.

Конструкторы: квартира, дом, город, ферма, водоем и т.д.

Используются доступные ребенку музыкальные инструменты (трещотки, колокольчик, треугольник, барабан, бубен, маракасы, металлофоны, свистульки, деревянные ложки и др.).

В качестве средств для выполнения заданий  подобраны материалы, которые развивают сенсорную сферу ребенка: массажный аппликатор для пальчиковой гимнастики, кисточка с перьями, ворсовая щеточка для расслабления мелких мышц пальцев, ручной массажер для расслабления мышечной мускулатуры тела, гелевая игрушка для развития кистей рук, шарик с жесткой, шероховатой поверхностью  и колючками для развития тактильных ощущений, ткани, меховые шарики, лоскутки и т. д.

Применяется полифункциональное игровое оборудование - мягкие модули, мячи, кубики, пирамидки,  пазлы, мозаики, и др.

Особая организация рабочего места: ребёнку не требуется особая организация рабочего места. Обстановка, созданная в комнате, нормализует эмоциональный фон ребенка, способствует эмоциональному благополучию. Поэтому использованы мягкие, пастельные цвета в окраске стен и дверей. В комнате  достаточно места для передвижения, мебель закреплена, углы и кромки мебели закруглены. Во время занятия, отсутствуют посторонние раздражители, соблюдается посильная, дозированная нагрузка, смена видов деятельности в ходе занятия.

Используется методика интегрированных занятий, что способствует развитию сосредоточения, закреплению приобретенных навыков на каждом последующем занятии. Инструкции  на уроке краткие, четкие, повторяются 2-3 раза.

Используется определенная структура занятия:

  1. Подготовительный этап. Организационный момент (приветствие, беседа с ребенком для создания положительного настроя на работу, выбор удобной позы, создание мотивации на занятие и проведение занятия на положительном эмоциональном фоне, подбор индивидуальных стимулов для ребёнка).
  2.  Основной этап. Создание проблемной ситуации. Например, в практических жизненных ситуациях (повторение  погоды за окном и др.).
  3. Дыхательная, пальчиковая и артикуляционная гимнастика.
  4. Повторение изученного, подача нового материала.
  5. Двигательная гимнастика.
  6. Итог занятия.

          В ходе обучения все этапы занятия направлены на формирование базовых учебных действий.

В ходе проведения занятий регулярно проводится сенсомоторная   зарядка (имитационная, сенсомоторная деятельность: показ, что умеют делать руки, ноги, голова, глаза, пальцы), дыхательная и пальчиковая гимнастика, логоритмические упражнения.

Основой занятий являются упражнения, направленные на различные стороны сенсорного развития:

- задания для развития слухового внимания на неречевом и доступном речевом материале (речевые звуки, вокализации, звукоподражательные    слова и т.д.)

- задания на развитие зрительного восприятия и формирование представлений о доступных сенсорных эталонах (величина, цвет, форма)

-  задания на развитие тактильно - осязательного   восприятия

- задания на развитие сенсомоторных реакций и перцептивных действий.

Соблюдается охранительный режим. Продолжительность учебных занятий не превышает 20 – 25 минут. Обучение ребёнка проходит на дому.

Учитель оценивает уровень сформированности представлений, действий, операций, внесенных в СИПР, динамику обучения по следующим критериям (1 раз в полугодие, т. е. 2 раза в год):

«выполняет действие самостоятельно» (с),

«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной) (и),

«выполняет действие по образцу» (о),

«выполняет действие с частичной физической помощью» (п),

«выполняет действие со значительной физической помощью» (пп),

«действие не выполняет» (!),

«узнает объект» (у),

«не всегда узнает объект» (нву),

«не узнает объект» (н).

Оценка отражает степень самостоятельности обучающегося: выполняет ли он учебную задачу, включенную в СИПР, самостоятельно, либо со значительной или частичной физической помощью, по образцу, подражанию или по инструкции.

  1. Индивидуальный учебный план

Предметная область

Учебные предметы

Количество часов в неделю

Очно

Заочно

Всего

1

Язык и речевая практика

Речь и альтернативная коммуникация

2

1

3

2

Математика

Математические представления

2

0

2

3

Окружающий мир

Окружающий природный мир

1

1

2

Человек

1

2

3

Окружающий социальный мир

1

0

1

4

Искусство

Музыка и движение

2

0

2

Изобразительная деятельность

1

2

3

5

Физическая культура

Адаптивная физкультура

2

0

2

6

Коррекционно – развивающие занятия

2

0

2

Итого

14

      6

20

Назаренко Татьяна в силу дефектов речи, особенностей физического и психического развития не сможет освоить предметы основной части АООП,  учебная нагрузка СИПР может быть пересмотрена и сформирована следующим образом: увеличено количество часов коррекционных курсов.

5. Особенности психофизического развития детей определяют нарушения в освоении базовых учебных действий (БУД). Программа формирования базовых учебных действий направлена на развитие способности овладевать содержанием адаптированной основной общеобразовательной программой общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями - вариант 2) и включает следующие задачи:

1. Формирование учебного поведения:

- направленность взгляда (на лице говорящего взрослого, на задание);

- умение выполнять инструкции педагога;

- использование по назначению учебных материалов;

- умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

2. Формирование умения выполнять задание:

- в течение определенного периода времени;

- от начала до конца;

- с заданными качественными параметрами.

3. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

   Для выявления возможной результативности обучения мы учитываем  ряд факторов:

- особенности текущего психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося;

- в процессе предъявления заданий используем все доступные обучающемуся средства альтернативной коммуникации (предметы, жесты, фотографии, рисунки, пиктограммы) и речевые средства  - сопровождающая речь взрослого при выполнении действий;

- в процессе предъявления и выполнения заданий обучающемуся оказывается прямая и постоянная помощь со стороны педагога;  

- при оценке результативности достижений учитываем уровень выполнения и степень самостоятельности ребенка (самостоятельно, самостоятельно по образцу, по инструкции, с небольшой или значительной физической помощью, вместе со взрослым).

На основании полученных результатов делаются выводы о динамике усвоения программного материала, при необходимости вносятся коррективы в СИПР обучающегося.

В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.

В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Предполагаемые результаты обучения — наличие у ребёнка на фоне положительных эмоциональных реакций на действия с игрушками и изображениями, выполняемыми в контексте математического содержания, следующих умений:

  • осуществлять действия с множествами на дочисловом уровне (совместно с учителем, по подражанию, по образцу);
  • понимать названия используемых игрушек и словесного обозначения выполняемых действий с ними;
  • выделять один предмет из множества и собирать множество предметов по подражанию и образцу действия взрослого;
  • осуществлять выбор геометрических фигур (шар) по подражанию действиям педагога, по образцу и по словесной инструкции;
  • перемещаться в пространстве комнаты с помощью взрослого, по словесной инструкции и самостоятельно;
  • показывать на себе и на кукле основные части тела и лица (руки, ноги, голова, глаза, нос, уши и т. п.);
  • перемещать различные предметы вперед и назад по полу, по поверхности стола по подражанию действиям взрослого, по образцу и по словесной инструкции;
  • узнавать и называть на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках) время года (зима).

К концу года

  • Усвоить счет в пределах 5-10.
  • Образование и запись в пределах 5-10.
  • Сравнивать числа, стоящие рядом в числовом ряду.
  • Уметь выделять большее или меньшее число.
  • Соотносить число, количество, цифру.
  • Складывать и вычитать в пределах 5-10 на конкретном материале.
  • Уметь решать примеры в пределах 5-10.
  • Составлять и решать задачи по практическим действиям.
  • Работать с геометрическим материалом - отбор по образцу и по названию в играх и упражнениях.

Личностные

  • освоение доступной социальной роли обучающейся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми в разных социальных ситуациях;
  • основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;
  • социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
    Предметные
  • Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине.
  • Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости. 
  • Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества (один – много).
  • Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности.
  • Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой. 
  • Умение пересчитывать предметы в доступных ребенку пределах, сформированность базовых учебных действий (Программа формирования базовых УД у обучающихся направлена на развитие способности у детей овладевать содержанием адаптированной основной образовательной программой общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2).

6.Средства мониторинга и оценки динамики обучения

Уровни освоения действий

Начало учебного года

Конец учебного года

1

Пассивное участие

  • действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним)

Не всегда

2.

Активное участие

  • действие выполняется ребенком:

- со значительной помощью взрослого

- с частичной помощью взрослого

- по последовательной инструкции

- по подражанию или по образцу

- самостоятельно с ошибками

- самостоятельно

Да

Нет

Нет

Да

Нет

Нет

Сформированность представлений

1

Представление отсутствует

Да

2

Не выявить наличие представлений

Да

3

Представление на уровне:

- использования по прямой подсказке

- использование с косвенной подсказкой (изображение)

- самостоятельное использование

Не всегда

Не всегда

Действия

1

Когнитивные:

- сенсорно – перцептивные

- графомоторные навыки

- навыки невербальной коммуникации

- общение и речь

Нет

Не всегда

2

Хозяйственно – бытовые:

- навыки самообслуживания

- знание назначения предметов обихода

Нет

3

Социальные:
- ориентация в доме

- ориентация на улице

Да

Нет

  1. Программа сотрудничества с семьей Назаренко Татьяны

Задачи

Мероприятия

Отчет

Изучение семьи Назаренко Т.

Беседа – опрос. Оформление личного дела ребенка. Наблюдения.

Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка

Консультация индивидуальная по теме «Реализация СИПР в домашних условиях». Постоянное посещение уроков и присутствие на уроках родителей, выбор единых подходов и приемов работы

Совместная работа семьи с социальным педагогом, с работником социальной защиты

Постоянный контроль

Организация обмена информацией о ребенке и ходе реализации СИПР

Личные встречи, беседы, консультации

8. Содержание образования специальной индивидуальной программы развития

    Содержание образования СИПР включает конкретные задачи, отобранные из содержания учебных предметов, коррекционных занятий, которые актуальны для образования Назаренко Татьяны в силу её психофизических способностей.

Предметные области (учебные предметы):

Язык и речевая практика

Речь и альтернативная коммуникация:

Цель: формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

тема

период

планируемый результат

1.

Диагностический период

4 часа

1) Коммуникация с использованием вербальных средств.

2.

Формирование умения устанавливать контакт с собеседником

        I четверть

установление зрительного контакта с собеседником; установление контакта с собеседником

3.

Формирование умения реагировать на собственное имя

реагирование на собственное имя

4.

Формирование умения приветствовать собеседника звуком, словом

приветствие собеседника звуком, словом

5.

Формирование умения прощаться с собеседником звуком, жестом, словом

прощание с собеседником звуком, жестом, словом

2) Коммуникация с использованием невербальных средств.

6.

Формирование умения использовать мимику как средство коммуникации

II четверть

выражение приветствия, прощания с использованием мимики

7.

Формирование умения использовать жест как средство коммуникации

выражение жестом приветствие, прощание

3)Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.

Импрессивная речь.

8.

Формирование умения реагировать на собственное имя

III четверть

реагирование на собственное имя

9.

Формирование умения понимать слова, обозначающие действия

понимание слов, обозначающих действия (сидеть, стоять)

Экспрессивная речь.

10.

Формирование умения называть (употреблять) отдельные звуки, звукоподражания, звуковые комплексы

IV четверть

называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов

Математика

Математические представления:

Цель: формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни

тема

период

планируемый результат

1.

Диагностический период

4 часа

1)Количественные представления.

2.

Формирование умения находить одинаковые предметы без учета их признаков (из 2-х)

I четверть

нахождение одинаковых предметов

2)Представления о форме.

3.

Формирование представления о геометрических телах: шар

II четверть

узнавание (различение) геометрических тел: «шар»,

3)Пространственные представления.

4.

Формирование умения ориентироваться в пространственном расположении частей тела

III четверть

ориентация в пространственном расположении частей тела на себе

5.

«верх» (вверху)

отрабатываются на упражнениях с движениями поднять руки вверх

6.

«низ» (внизу)

опустить руки вниз

4)Временные представления

7.

Формирование представления о неделе

IV четверть

 неделя

8.

Знание последовательности дней недели

знание последовательности дней недели

9.

Формирование представления о временах года

различение времен года (весна, лето, осень, зима)

«Окружающий мир»

Окружающий природный мир:

Цель: формирование представлений о живой и неживой природе, взаимодействии человека с природой, бережном отношении к ней.

тема

период

планируемый результат

1.

Диагностический период

4 часа

1)Временные представления.

2.

Формирование представления о явлениях природы:

I четверть

узнавание (различение) явлений природы

дождь;

снег

3.

дождь

4.

снег

2)Животный мир.

5.

Формирование представления о домашних животных:

II четверть

узнавание (различение) домашних животных

 собака;

кошка

6.

собака

7.

кошка

3) Объекты природы.

8.

Формирование представления о воде

III четверть

узнавание воды

4) Растительный мир.

9.

Формирование представления о фруктах:

IV четверть

узнавание (различение) фруктов по внешнему виду и вкусу

10.

яблоко

11.

банан

12.

Формирование представления об овощах:

узнавание (различение) овощей по внешнему виду и вкусу

13.

картофель

14.

морковь

Индивидуальная программа развития

Образовательные области (возможные (ожидаемые) результаты обучения и воспитания ребенка на определенный учебный период (полгода)).

Оценка результативности освоения СИПР

I

II

Предметные области и предметы

Речь и альтернативная коммуникация

Формирование умения устанавливать контакт с собеседником

Формирование умения приветствовать собеседника звуком.

Формирование умения прощаться с собеседником звуком, жестом.

Формирование умения использовать жест как средство коммуникации

Формирование умения понимать слова, обозначающие действия

- сидеть

- стоять

Формирование умения называть (употреблять) отдельные звуки «А»

Навыки невербального общения:

Установление визуального контакта с собеседником

Ориентация на лицо взрослого

Удерживание позы во время диалога (сидя, стоя)

Реакция на учителя, воспитателя

Умение следовать несложной словесной инструкции учителя

Математические представления

Выбрать названный предмет из двух

Принести названный предмет, выбрав из ряда объектов

Указать названную часть тела

Ориентировка в пространстве класса

Знание и реагирование на понятия «рядом», «около»

Перемещение «косточек» по проволочной рамке

Окружающий природный мир

Формирование представления о домашних животных

-  собака

 

- кошка

Умение показать себя (реакция на «я», свое имя)

Реакция на учителя, воспитателя

Умение следовать несложной словесной инструкции учителя

Умение пользоваться невербальными средствами общения

Человек

Учащаяся должна знать

  • части тела;

  • предметы санитарии и гигиены;

  • предметы одежды и обуви;

  • предметы, необходимые для приема пищи.

Совершать действия, связанные с гигиеной тела: мыть, вытирать, чистить, полоскать, причесываться

Одеваться и обуваться под присмотром взрослого

Мыть руки перед едой, правильно держать ложку,  уметь есть опрятно

Вовремя попроситься в туалет и вымыть руки после него

Участвовать в физкультурной зарядке

Не сорить, а бросать ненужные бумажки в корзину или ящик для мусора

Изобразительная деятельность

Сгибать лист бумаги пополам, по обозначенной линии, по диагонали, разгибать, разглаживать  бумагу, разрывать по сгибу;

Складывать изделия, состоящие из двух готовых деталей;

Разминать глину; раскатывать прямыми движениями ладоней (палочки) в руках и на   подкладной доске; раскатывать кругообразными движениями ладоней (мяч); вдавливать углубление на поверхность шара (яблоко); делить глину на части; сплющивать между ладонями (лепешки, блины, шляпка гриба); соединять две части (баранки, гриб со шляпой, снеговик);

Лепить изученные буквы и цифры;

В лепке использовать правильные представления о величине и форме;

Сортировать и наматывать нитки на катушку, клубок, картон.

Музыка и движение

Соблюдать певческую установку: правильно сидеть или стоять при пении, сохраняя прямое без напряжения положение корпуса и головы.

Стремиться к правильной артикуляции гласных звуков, как основы для певческой  дикции и звукообразования.

Различать знакомые музыкальные произведения, эмоционально реагировать действием, жестом и словом на звучание знакомой мелодии (выбор их двух).

Узнавать знакомые мелодии, прислушиваться к словам песен, подпевать отдельные слова и слоги песен.

Выполнять простейшие танцевальные движения под музыку (ходить, бегать).

Сотрудничать с учителем в процессе совместных художественно - эстетических  видов деятельности.

Окружающий и социальный мир

Интерес к объектам, созданным человеком.

Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.).

Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач, водитель и т.д.).

Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу ребенка.

Представления о доме, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.).

Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме,  на улице.

Умение находить друзей на основе личных симпатий.

Умение строить отношения на основе поддержки и взаимопомощи, умение сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание.

Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.

Интерес к объектам, созданным человеком.

Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме,  на улице, в транспорте, в общественных местах.

Представления о социальных ролях  людей (пассажир, пешеход), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях.

Знание правил техники безопасности при пользовании электробытовым прибором.

Умение узнавать (различать) электробытовые приборы, предметы мебели, предметы интерьера.

Представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них.

Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности.

Представление о значимых исторических событиях и выдающихся людях России.

Адаптивная физкультура

  • Важность, необходимость занятий физической культурой для укрепления и поддержания здоровья.

  • Выполнять упражнения на выработку правильного дыхания (по показу учителя)

  • Выполнять простейшие задания по словесной инструкции учителя

Выполнять простейшие упражнения в определенном ритме

Выполнять простейшие упражнения на равновесие

Выполнять простейшие упражнения на броски и ловлю с мячом и гимнастической палкой

Выполнять простейшие упражнения на лазание, подлезание, перелезание

Выполнять простейшие упражнения, связанные с ходьбой, бегом, прыжками

Играть в игры по инструкции педагога

Коррекционно-развивающие занятия

  • ценностное отношение и любовь к близким,  народу, России

  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны

  • готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и профессиональной деятельности

  • потребности        и        начальные        умения выражать        себя в  различных          доступных        и        наиболее        привлекательных         видах практической, художественно-эстетической, спортивно-физкультурной деятельности

  • развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов

  • расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

  • принятие и освоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе

  • владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия

  • называть героев сказки (по картинкам).

  • внимательно слушать и смотреть сказку, отвечать на вопросы.

         

  • понимать эмоциональное состояние героев сказки с частичной помощью взрослого.

  • выполнять пальчиковые игры по образцу.

  • выполнять мимические и жестовые движения по подражанию.

  • соблюдать правила поведения на занятии, слушать и действовать по инструкции педагога.

  • уметь работать с красками, пластилином, ножницами.

  • уметь  иллюстрировать услышанное по образцу и с помощью взрослого;

  • пересказывать сказку по картинкам и наводящим вопросам.

Программа составлена:

Гавриловой Е.И., учителем обучения на дому с привлечением педагога-психолога  Ромашкиной С.В., логопеда Пархоменко Л.А., учителя начальных классов Шестерниной Е.В.

Дата составления – 01. 09. 2018 г.

Подпись -



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Благовещенская  средняя общеобразовательная школа №1

имени Петра Петровича Корягина»

Благовещенского района Алтайского края

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Родители (законные

представители)

Директор школы

__________О.И. Реймер

_________ (Смирнова В.П.)

Приказ № ____________

«_02___»__сентября  2018г.

от «_03__» __сентября_2018 г.

Специальная индивидуальная программа развития

обучающейся 3 класса

Орловой Дарьи Сергеевны

р.п. Благовещенка – 2018

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями  (вариант 2) МБОУ БСОШ №1 им. П.П. Корягина в соответствии с ФГОС.

          1.  Общие сведения об учащейся:

Фамилия, имя  ребёнка: Орлова Дарья

Возраст ребёнка: 15 лет

Класс: 3

Год рождения: 21.08.2003.

Место проживания: р.п. Благовещенка, пер. Целинный, дом 32

Ребенок переведён  в третий класс обучения на дому  МБОУ БСОШ №1 им. П.П. Корягина 30. 05. 2018г.

   Обследование ребёнка было проведено Благовещенской территориальной психолого-медико-педагогической комиссией 23.05.2017 года. На основании  заключения №16 ПМПК  р.п. Благовещенки от 23.05.2017 ,согласно протоколу обследования ребенка, имеются нарушения когнитивной сферы, поведения. Ребёнок нуждается в создании специальных условий для получения образования.

Рекомендации ПМПК по созданию специальных условий обучения и воспитания ребёнка:

- рекомендуемая программа дальнейшего обучения: адаптированная основная общеобразовательная программа с ориентировкой на приказ №1599 вариант 2 с 01 сентября 2017 г;

- составление специальной индивидуальной программы развития (СИПР);

- уровень образования, рекомендуемый к освоению: 7 год обучения (на момент рекомендаций), с 01.09.2018 г. – 8 год обучения;

- форма получения образования: очно-заочная;

- режим реализации образовательной программы: определить через ВК ЦРБ;

- получение услуг узких специалистов, ассистента: занятия с психологом.  

  1. Нормативные документы:

- Конституция РФ,

- Конвенция ООН о правах ребенка,

- Закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ (часть 1 статья 75), приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 29 августа 2013 года №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,

- Распоряжение Правительства РФ от 04 сентября 2014 года № 1726-р,

- Концепция развития дополнительного образования детей, план мероприятий на 2015-2020 гг., утвержденным распоряжением Правительства РФ 24 апреля 2015 г. № 729-р;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. № 41, далее – СанПиНа 2.4.4.3172-14);

- Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития (вариант 2) в соответствии с ФГОС;

- Рабочая программа на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: подготовительный, 1—4 классы / под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой. М.: «Просвещение», 8-е издание.

2. Общая  характеристика развития обучающейся

Даша является ученицей 8 класса, обучается на дому по программе с ориентировкой на приказ №1599 вариант 2 третьего класса. Даша проживает с бабушкой, Смирновой Верой Прокопьевной, которая является её опекуном. Жилищные условия позволяют проводить занятия с ребёнком на дому. У Даши своя комната на первом этаже в двухэтажном доме, есть ученический стол, школьные принадлежности для занятий.

Ребенок поступил в МБОУ БСОШ №1 им. П.П. Корягина 01. 09. 2017 г.

До этого обучение проходила в Благовещенской общеобразовательной школе- интернате на дому.

Обследование ребёнка было проведено Благовещенской территориальной психолого-медико-педагогической комиссией 23.05.2017 года. На основании заключения №16 ПМПК р.п. Благовещенки от 23.05.2017 ,согласно протоколу обследования ребенка, имеются нарушения когнитивной сферы, поведения. Ребёнок нуждается в создании специальных условий для получения образования.

По данным медико-педагогического обследования физическое развитие Даши соответствует возрасту,физическое развитие отстает от паспортного возраста, органы слуха и зрения в норме.

Даша занимается по индивидуальной программе, успевает в силу своих возможностей, умений, согласно отклонениям в развитии. Общий запас знаний, умений и навыков недостаточен, формируется медленными темпами. Работоспособность снижена, быстро утомляется, длительный период врабатывания в учебную деятельность.

Внимание кратковременное, неустойчивое, длительное сосредоточение, застревание на предыдущем задании. Память механическая. Для запоминания материала многократно повторяет его без разбора и осмысления, делает ошибки.

Мышление конкретное, ситуативное, привязанное к бытовому окружению. Предлагаемый учебный материал понимает с трудом. Имеются семантические нарушения. Необходима постоянная расчленённая инструкция, как руководство и стимуляция к трудовой и учебной деятельности.

Характерна частая повышенная эмоциональная возбудимость, на побуждение её со стороны учителя к деятельности, склонна к бурным эмоциональным проявлениям, как реакции на замечание со стороны учителя. Оживлена и активна только в некоторых сферах жизни: игра. Игра как сфера деятельности инфантильна - манипулирование куклами, мягкими игрушками, карандашами и книжками.

Общая и мелкая моторика на стадии формирования. Пространственная ориентация затруднена, не дифференцирует лево - право. Восприятие фрагментарное. Наблюдается Проявление правшества при работе с ручкой и карандашом меняет их из одной руки в другую.

В речи присутствует чёткое звукопроизношение, речь внятная. Словарный запас беден, ограничен, фраза односложна, аграмматична, нарушена слоговая структура слова. Употребляет перед отдельными словами лишние звуки, повторяет первые слоги в начале фразы. Делает вынужденные остановки в середине слова, фразы. Видны затруднения перед началом речи.

За время обучения Даша овладела прямым и обратным счётом в пределах 10 с трудом, решает примеры на прибавление и вычитание в пределах только 10, чаще с огромным усилием и при помощи педагога. Задачи в одно действие не понимает, не запоминает как записывать их и решать после предварительного детального разбора с учителем. Чертит по линейке, различает простейшие геометрические фигуры.

Чтение вообще отсутствует, знает лишь некоторые буквы и при помощи учителя произносит из букв слоги, что почти тут же забывает. Пишет под диктовку буквы, слоги после звукобуквенного анализа. При списывании и написании по образцу стараний и усилий не прикладывает. Работы старается выполнять, но насколько только может получиться, при этом не всегда чисто и аккуратно.

Навыки самообслуживания сформированы плохо: не способна самостоятельно почистить зубы, умыться, помыть ноги. Не знает свои вещи и не понимает, что чужие вещи трогать нельзя.

Трудовыми навыками овладела частично: выполняет задания, используя помощь старших и под руководством учителя. Быстро утомляется и бросает порученное ей дело, не доведя до конца.

Девочка очень доверчивая, ведомая, склонна к асоциальным проявлениям, замечена в клептомании, нравственные качества не формируются.        

При всех применяемых методах коррекции незначительная положительная динамика наблюдается, пока ребенок находится в системе обучения. При длительных перерывах ребенок утрачивает приобретенные навыки.

Ребёнку необходима помощь учителя, коррекционно-педагогическая, медикаментозная коррекция и консультация врачей - невролога, психиатра.

Поэтому в процессе обучения необходимо использовать специальные приемы и методы:

  • Большой акцент на наглядные и практические методы обучения;
  • Использование игровой формы предъявления нового материала;
  • Наблюдение за особенностями развития ребёнка в динамике;
  • Демонстрация реальных объектов, изучаемых по программе;
  • Схематизированная форма подачи изучаемого материала;
  • Метод «малых порций», предполагающий дробление учебного материала на несколько смысловых частей, изучение каждых в отдельности и последующее закрепление;
  • Метод стимулирования учения (использование дидактических игр и занимательных упражнений);
  • Приёмы развития мыслительной активности;
  • Приём комментирования;
  • Приёмы удержания внимания в процессе деятельности: частое обращение к ребёнку по имени, прикосновение к ребёнку (поглаживание по спине, по голове, по плечу), поручение ребёнку заданий, предполагающих движение, смена видов деятельности;
  • Приём дублирования словесной инструкции.

Технологии, используемые в обучении ребенка:

  • индивидуализация обучения
  • игровые технологии
  • создание адаптированной коррекционно-развивающей среды под ребенка
  • «пошаговое» обучение в процессе совместных действий с педагогом, повторение изученного материала

Особые образовательные потребности обучающейся с интеллектуальными нарушениями обусловливают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала.

3. Условия реализации специальной индивидуальной программы развития обучающейся с особенностями в физическом и психическом развитии и отклонений в поведении.

Технологии, используемые в обучении ребенка:

  • индивидуализация обучения
  • игровые технологии
  • создание адаптированной коррекционно-развивающей среды под ребенка
  • «пошаговое» обучение в процессе совместных действий с педагогом, повторение изученного материала

Особые образовательные потребности обучающейся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловливают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала (преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности).

В качестве средств для выполнения заданий  подобраны материалы для стимуляции тактильного, зрительного слухового восприятия – это яркие, необычные, интересные пособия, изготовленные своими руками, или заводские игрушки (резиновые, шероховатые, мягкие, с «колючками»; с деталями, которые возможно снять и рассмотреть, звенящие, заводные и многие другие; наборы предметных картинок, наборы сюжетных картинок, настольные развивающие игры; нитки (разные виды, ткани разных сортов, природные материалы (засушенные листья, шишки, желуди, скорлупа грецкого ореха и т.д.).

Используется оборудование для проведения предметно-практических упражнений (ножницы, бумага и картон цветные, клей, краски, кисточки, пластилин или масса для лепки и т.п.).

Модели и натуральный ряд: муляжи фруктов, ягод, грибов и овощей; гербарии; модели фигур человека, животных, растений, посуды, бытовых приборов, мебели и пр.

Конструкторы: квартира, дом, город, ферма, водоем и т.д.

Используются доступные ребенку музыкальные инструменты (трещотки, колокольчик, треугольник, барабан, бубен, маракасы, металлофоны, свистульки, деревянные ложки и др.).

В качестве средств для выполнения заданий  подобраны материалы, которые развивают сенсорную сферу ребенка: массажный аппликатор для пальчиковой гимнастики, кисточка с перьями, ворсовая щеточка для расслабления мелких мышц пальцев, ручной массажер для расслабления мышечной мускулатуры тела, гелевая игрушка для развития кистей рук, шарик с жесткой, шероховатой поверхностью  и колючками для развития тактильных ощущений, ткани, меховые шарики, лоскутки и т. д.

Применяется полифункциональное игровое оборудование - мягкие модули, мячи, кубики, пирамидки,  пазлы, мозаики, и др.

Особая организация рабочего места: ребёнку не требуется особая организация рабочего места. Обстановка, созданная в комнате, нормализует эмоциональный фон ребенка, способствует эмоциональному благополучию. Поэтому использованы мягкие, пастельные цвета в окраске стен и дверей. В комнате  достаточно места для передвижения, мебель закреплена, углы и кромки мебели закруглены. Во время занятия, отсутствуют посторонние раздражители, соблюдается посильная, дозированная нагрузка, смена видов деятельности в ходе занятия.

Используется методика интегрированных занятий, что способствует развитию сосредоточения, закреплению приобретенных навыков на каждом последующем занятии. Инструкции  на уроке краткие, четкие, повторяются 2-3 раза.

Используется определенная структура занятия:

  1. Подготовительный этап. Организационный момент (приветствие, беседа с ребенком для создания положительного настроя на работу, выбор удобной позы, создание мотивации на занятие и проведение занятия на положительном эмоциональном фоне, подбор индивидуальных стимулов для ребёнка).
  2.  Основной этап. Создание проблемной ситуации. Например, в практических жизненных ситуациях (повторение  погоды за окном и др.).
  3. Дыхательная, пальчиковая и артикуляционная гимнастика.
  4. Повторение изученного, подача нового материала.
  5. Двигательная гимнастика.
  6. Итог занятия.

          В ходе обучения все этапы занятия направлены на формирование базовых учебных действий.

В ходе проведения занятий регулярно проводится сенсомоторная   зарядка (имитационная, сенсомоторная деятельность: показ, что умеют делать руки, ноги, голова, глаза, пальцы), дыхательная и пальчиковая гимнастика, логоритмические упражнения.

Основой занятий являются упражнения, направленные на различные стороны сенсорного развития:

- задания для развития слухового внимания на неречевом и доступном речевом материале (речевые звуки, вокализации, звукоподражательные    слова и т.д.)

- задания на развитие зрительного восприятия и формирование представлений о доступных сенсорных эталонах (величина, цвет, форма)

-  задания на развитие тактильно - осязательного   восприятия

- задания на развитие сенсомоторных реакций и перцептивных действий.

Соблюдается охранительный режим. Продолжительность учебных занятий не превышает 20 – 25 минут. Обучение ребёнка проходит на дому.

Учитель оценивает уровень сформированности представлений, действий, операций, внесенных в СИПР, динамику обучения по следующим критериям (1 раз в полугодие, т. е. 2 раза в год):

«выполняет действие самостоятельно» (с),

«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной) (и),

«выполняет действие по образцу» (о),

«выполняет действие с частичной физической помощью» (п),

«выполняет действие со значительной физической помощью» (пп),

«действие не выполняет» (!),

«узнает объект» (у),

«не всегда узнает объект» (нву),

«не узнает объект» (н).

Оценка отражает степень самостоятельности обучающегося: выполняет ли он учебную задачу, включенную в СИПР, самостоятельно, либо со значительной или частичной физической помощью, по образцу, подражанию или по инструкции.

  1. Индивидуальный учебный план

Предметная область

Учебные предметы

Количество часов в неделю

Очно

Заочно

Всего

1

Язык и речевая практика

Речь и альтернативная коммуникация

2

1

3

2

Математика

Математические представления

2

0

2

3

Окружающий мир

Окружающий природный мир

1

1

2

Человек

1

2

3

Окружающий социальный мир

1

0

1

4

Искусство

Музыка и движение

2

0

2

Изобразительная деятельность

1

2

3

5

Физическая культура

Адаптивная физкультура

2

0

2

6

Коррекционно – развивающие занятия

2

0

2

Итого

14

      6

20

5. Особенности психофизического развития детей определяют нарушения в освоении базовых учебных действий (БУД). Программа формирования базовых учебных действий направлена на развитие способности овладевать содержанием адаптированной основной общеобразовательной программой общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями - вариант 2) и включает следующие задачи:

1. Формирование учебного поведения:

- направленность взгляда (на лице говорящего взрослого, на задание);

- умение выполнять инструкции педагога;

- использование по назначению учебных материалов;

- умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

2. Формирование умения выполнять задание:

- в течение определенного периода времени;

- от начала до конца;

- с заданными качественными параметрами.

3. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

   Для выявления возможной результативности обучения мы учитываем  ряд факторов:

- особенности текущего психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося;

- в процессе предъявления заданий используем все доступные обучающемуся средства альтернативной коммуникации (предметы, жесты, фотографии, рисунки, пиктограммы) и речевые средства  - сопровождающая речь взрослого при выполнении действий;

- в процессе предъявления и выполнения заданий обучающемуся оказывается прямая и постоянная помощь со стороны педагога;  

- при оценке результативности достижений учитываем уровень выполнения и степень самостоятельности ребенка (самостоятельно, самостоятельно по образцу, по инструкции, с небольшой или значительной физической помощью, вместе со взрослым).

На основании полученных результатов делаются выводы о динамике усвоения программного материала, при необходимости вносятся коррективы в СИПР обучающегося.

Базовые учебные действия

Содержание

I полугодие

II полугодие

1. Формирование базовых учебных действий

   

   

Готовность к обучению, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с учителем

   

   

Формирование учебного поведения: направленность взгляда на говорящего взрослого, на задание выполнение инструкций педагога: (например: дай, встань, сядь, посмотри и др.) использование по назначению учебных материалов выполнение действия: - по образцу; - подражанию; - по инструкции

   

   

В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.

В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Предполагаемые результаты обучения — наличие у ребёнка на фоне положительных эмоциональных реакций на действия с игрушками и изображениями, выполняемыми в контексте математического содержания, следующих умений:

  • осуществлять действия с множествами на дочисловом уровне (совместно с учителем, по подражанию, по образцу);
  • понимать названия используемых игрушек и словесного обозначения выполняемых действий с ними;
  • выделять один предмет из множества и собирать множество предметов по подражанию и образцу действия взрослого;
  • осуществлять выбор геометрических фигур (шар) по подражанию действиям педагога, по образцу и по словесной инструкции;
  • перемещаться в пространстве комнаты с помощью взрослого, по словесной инструкции и самостоятельно;
  • показывать на себе и на кукле основные части тела и лица (руки, ноги, голова, глаза, нос, уши и т. п.);
  • перемещать различные предметы вперед и назад по полу, по поверхности стола по подражанию действиям взрослого, по образцу и по словесной инструкции;
  • узнавать и называть на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках) время года (зима).

К концу года

  • Усвоить счет в пределах 20.
  • Образование и запись в пределах 20.
  • Сравнивать числа, стоящие рядом в числовом ряду.
  • Уметь выделять большее или меньшее число.
  • Соотносить число, количество, цифру.
  • Складывать и вычитать в пределах 20 на конкретном материале.
  • Уметь решать примеры в пределах 20.
  • Составлять и решать задачи по практическим действиям.
  • Работать с геометрическим материалом - отбор по образцу и по названию в играх и упражнениях.

Личностные

  • освоение доступной социальной роли обучающейся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми в разных социальных ситуациях;
  • основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;
  • социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

    Предметные
  • Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине.
  • Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости. 
  • Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества (один – много).
  • Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности.
  • Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой. 
  • Умение пересчитывать предметы в доступных ребенку пределах, сформированность базовых учебных действий (Программа формирования базовых УД у обучающихся направлена на развитие способности у детей овладевать содержанием адаптированной основной образовательной программой общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2).

6.Средства мониторинга и оценки динамики обучения

Уровни освоения действий

Начало учебного года

Конец учебного года

1

Пассивное участие

  • действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним)

Не всегда

2.

Активное участие

  • действие выполняется ребенком:

- со значительной помощью взрослого

- с частичной помощью взрослого

- по последовательной инструкции

- по подражанию или по образцу

- самостоятельно с ошибками

- самостоятельно

Да

Нет

Нет

Да

Нет

Нет

Сформированность представлений

1

Представление отсутствует

Да

2

Не выявить наличие представлений

Да

3

Представление на уровне:

- использования по прямой подсказке

- использование с косвенной подсказкой (изображение)

- самостоятельное использование

Не всегда

Не всегда

Действия

1

Когнитивные:

- сенсорно – перцептивные

- графомоторные навыки

- навыки невербальной коммуникации

- общение и речь

Нет

Не всегда

2

Хозяйственно – бытовые:

- навыки самообслуживания

- знание назначения предметов обихода

Нет

3

Социальные:
- ориентация в доме

- ориентация на улице

Да

Нет

  1. Программа сотрудничества с семьей Орловой Дарьи

Задачи

Мероприятия

Отчет о проведении

Повышение осведомленности бабушки (опекуна) об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка

- индивидуальные консультации бабушки (опекуна) со специалистами (раз в полугодие и по запросу родителей) - консультации родителей по темам: «Организация свободного времени дома», «Реализация СИПР в домашних условиях», «Двигательное развитие ребенка», «Формирование предметно-практической деятельности»

   

Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР, единства требований к обучающейся в семье и в образовательной организации

- участие бабушки (опекуна) в разработке СИПР;

- присутствие бабушки (опекуна) на уроках /занятиях;

 - консультирование бабушки (опекуна) по вопросам обучения ребенка в домашних условиях, выбор единых подходов и приемов работы

   

Организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения

- информирование электронными средствами;

 - личные встречи, беседы - ежедневный просмотр и записи в дневнике ребенка

   

Коррекция поведенческих проблем

Проблемы поведения

Функция поведения. Способы и методы коррекции

I полугодие

II полугодие

Коррекция агрессии, самоагрессии и аффективных вспышек: агрессия, направленная на людей? - кусает, бьет; самоагрессия - бьется головой о поверхности и предметы, кусает себе руки

Избегание неприятного. Проблемное поведение прерывают, переключают внимание ребенка на другие действия (выйти из помещения, пройти по двору, умыться), интересную для ребенка деятельность, на то, что может его заинтересовать.

   

   

Коррекция неадекватного крика, плача

Избегание неприятного (внутренний дискомфорт). Тайм-аут (переход в другое помещение). Переключение ребенка на интересную для него деятельность

   

   

Коррекция эмоционально-аффективной стереотипии

Аутостимуляция. Повторяющиеся эпизоды крика, которые вызывают аффект у самого ребенка, заменяют прослушиванием музыки

   

   

Коррекция двигательных (пробежки, прыжки); сенсорно-двигательных стереотипии (закрывал уши руками, подносил руки ко рту, раскачивался при этом,  закручивает предметы перед лицом)

Аутостимуляция. Переключение. Стереотипию прерывают, предлагают ребенку другую знакомую, не вызывающую негативизма деятельность (сорти-ровка предметов, нанизывание крупных бусин на шнурок с наконечником, собирание пазлов)

   

   

8. Содержание образования специальной индивидуальной программы развития

    Содержание образования СИПР включает конкретные задачи, отобранные из содержания учебных предметов, коррекционных занятий, которые актуальны для образования Орловой Дарьи в силу её психофизических способностей.

Предметные области (учебные предметы):

Язык и речевая практика

Речь и альтернативная коммуникация:

Цель: формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

тема

период

планируемый результат

1.

Диагностический период

4 часа

1) Коммуникация с использованием вербальных средств.

2.

Формирование умения устанавливать контакт с собеседником

        I четверть

установление зрительного контакта с собеседником; установление контакта с собеседником

3.

Формирование умения реагировать на собственное имя

реагирование на собственное имя

4.

Формирование умения приветствовать собеседника звуком, словом

приветствие собеседника звуком, словом

5.

Формирование умения прощаться с собеседником звуком, жестом, словом

прощание с собеседником звуком, жестом, словом

2) Коммуникация с использованием невербальных средств.

6.

Формирование умения использовать мимику как средство коммуникации

II четверть

выражение приветствия, прощания с использованием мимики

7.

Формирование умения использовать жест как средство коммуникации

выражение жестом приветствие, прощание

3)Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.

Импрессивная речь.

8.

Формирование умения реагировать на собственное имя

III четверть

реагирование на собственное имя

9.

Формирование умения понимать слова, обозначающие действия

понимание слов, обозначающих действия (сидеть, стоять)

Экспрессивная речь.

10.

Формирование умения называть (употреблять) отдельные звуки, звукоподражания, звуковые комплексы

IV четверть

называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов

Математика

Математические представления:

Цель: формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни

тема

период

планируемый результат

1.

Диагностический период

4 часа

1)Количественные представления.

2.

Формирование умения находить одинаковые предметы без учета их признаков (из 2-х)

I четверть

нахождение одинаковых предметов

2)Представления о форме.

3.

Формирование представления о геометрических телах: шар

II четверть

узнавание (различение) геометрических тел: «шар»,

3)Пространственные представления.

4.

Формирование умения ориентироваться в пространственном расположении частей тела

III четверть

ориентация в пространственном расположении частей тела на себе

5.

«верх» (вверху)

отрабатываются на упражнениях с движениями поднять руки вверх

6.

«низ» (внизу)

опустить руки вниз

4)Временные представления

7.

Формирование представления о неделе

IV четверть

 неделя

8.

Знание последовательности дней недели

знание последовательности дней недели

9.

Формирование представления о временах года

различение времен года (весна, лето, осень, зима)

«Окружающий мир»

Окружающий природный мир:

Цель: формирование представлений о живой и неживой природе, взаимодействии человека с природой, бережном отношении к ней.

тема

период

планируемый результат

1.

Диагностический период

4 часа

1)Временные представления.

2.

Формирование представления о явлениях природы:

I четверть

узнавание (различение) явлений природы

дождь;

снег

3.

дождь

4.

снег

2)Животный мир.

5.

Формирование представления о домашних животных:

II четверть

узнавание (различение) домашних животных

 собака;

кошка

6.

собака

7.

кошка

3) Объекты природы.

8.

Формирование представления о воде

III четверть

узнавание воды

4) Растительный мир.

9.

Формирование представления о фруктах:

IV четверть

узнавание (различение) фруктов по внешнему виду и вкусу

10.

яблоко

11.

банан

12.

Формирование представления об овощах:

узнавание (различение) овощей по внешнему виду и вкусу

13.

картофель

14.

морковь

Индивидуальная программа развития

Образовательные области (возможные (ожидаемые) результаты обучения и воспитания ребенка на определенный учебный период (полгода)).

Оценка результативности освоения СИПР

I

II

Предметные области и предметы

Речь и альтернативная коммуникация

Формирование умения устанавливать контакт с собеседником

Формирование умения приветствовать собеседника звуком.

Формирование умения прощаться с собеседником звуком, жестом.

Формирование умения использовать жест как средство коммуникации

Формирование умения понимать слова, обозначающие действия

- сидеть

- стоять

Формирование умения называть (употреблять) отдельные звуки «А»

Навыки невербального общения:

Установление визуального контакта с собеседником

Ориентация на лицо взрослого

Удерживание позы во время диалога (сидя, стоя)

Реакция на учителя, воспитателя

Умение следовать несложной словесной инструкции учителя

Математические представления

Выбрать названный предмет из двух

Принести названный предмет, выбрав из ряда объектов

Указать названную часть тела

Ориентировка в пространстве класса

Знание и реагирование на понятия «рядом», «около»

Перемещение «косточек» по проволочной рамке

Окружающий природный мир

Формирование представления о домашних животных

-  собака

 

- кошка

Умение показать себя (реакция на «я», свое имя)

Реакция на учителя, воспитателя

Умение следовать несложной словесной инструкции учителя

Умение пользоваться невербальными средствами общения

Человек

Учащаяся должна знать

  • части тела;

  • предметы санитарии и гигиены;

  • предметы одежды и обуви;

  • предметы, необходимые для приема пищи.

Совершать действия, связанные с гигиеной тела: мыть, вытирать, чистить, полоскать, причесываться

Одеваться и обуваться под присмотром взрослого

Мыть руки перед едой, правильно держать ложку,  уметь есть опрятно

Вовремя попроситься в туалет и вымыть руки после него

Участвовать в физкультурной зарядке

Не сорить, а бросать ненужные бумажки в корзину или ящик для мусора

Изобразительная деятельность

Сгибать лист бумаги пополам, по обозначенной линии, по диагонали, разгибать, разглаживать  бумагу, разрывать по сгибу;

Складывать изделия, состоящие из двух готовых деталей;

Разминать глину; раскатывать прямыми движениями ладоней (палочки) в руках и на   подкладной доске; раскатывать кругообразными движениями ладоней (мяч); вдавливать углубление на поверхность шара (яблоко); делить глину на части; сплющивать между ладонями (лепешки, блины, шляпка гриба); соединять две части (баранки, гриб со шляпой, снеговик);

Лепить изученные буквы и цифры;

В лепке использовать правильные представления о величине и форме;

Сортировать и наматывать нитки на катушку, клубок, картон.

Музыка и движение

Соблюдать певческую установку: правильно сидеть или стоять при пении, сохраняя прямое без напряжения положение корпуса и головы.

Стремиться к правильной артикуляции гласных звуков, как основы для певческой  дикции и звукообразования.

Различать знакомые музыкальные произведения, эмоционально реагировать действием, жестом и словом на звучание знакомой мелодии (выбор их двух).

Узнавать знакомые мелодии, прислушиваться к словам песен, подпевать отдельные слова и слоги песен.

Выполнять простейшие танцевальные движения под музыку (ходить, бегать).

Сотрудничать с учителем в процессе совместных художественно - эстетических  видов деятельности.

Окружающий и социальный мир

Интерес к объектам, созданным человеком.

Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.).

Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач, водитель и т.д.).

Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу ребенка.

Представления о доме, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.).

Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме,  на улице.

Умение находить друзей на основе личных симпатий.

Умение строить отношения на основе поддержки и взаимопомощи, умение сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание.

Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.

Интерес к объектам, созданным человеком.

Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме,  на улице, в транспорте, в общественных местах.

Представления о социальных ролях  людей (пассажир, пешеход), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях.

Знание правил техники безопасности при пользовании электробытовым прибором.

Умение узнавать (различать) электробытовые приборы, предметы мебели, предметы интерьера.

Представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них.

Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности.

Представление о значимых исторических событиях и выдающихся людях России.

Адаптивная физкультура

  • Важность, необходимость занятий физической культурой для укрепления и поддержания здоровья.

  • Выполнять упражнения на выработку правильного дыхания (по показу учителя)

  • Выполнять простейшие задания по словесной инструкции учителя

Выполнять простейшие упражнения в определенном ритме

Выполнять простейшие упражнения на равновесие

Выполнять простейшие упражнения на броски и ловлю с мячом и гимнастической палкой

Выполнять простейшие упражнения на лазание, подлезание, перелезание

Выполнять простейшие упражнения, связанные с ходьбой, бегом, прыжками

Играть в игры по инструкции педагога

Коррекционно-развивающие занятия

  • ценностное отношение и любовь к близким,  народу, России

  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны

  • готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и профессиональной деятельности

  • потребности        и        начальные        умения        выражать        себя в  различных          доступных        и        наиболее        привлекательных         видах практической, художественно-эстетической, спортивно-физкультурной деятельности

  • развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов

  • расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

  • принятие и освоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе

  • владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия

  • называть героев сказки (по картинкам).

  • внимательно слушать и смотреть сказку, отвечать на вопросы.

         

  • понимать эмоциональное состояние героев сказки с частичной помощью взрослого.

  • выполнять пальчиковые игры по образцу.

  • выполнять мимические и жестовые движения по подражанию.

  • соблюдать правила поведения на занятии, слушать и действовать по инструкции педагога.

  • уметь работать с красками, пластилином, ножницами.

  • уметь  иллюстрировать услышанное по образцу и с помощью взрослого;

  • пересказывать сказку по картинкам и наводящим вопросам.

Программа составлена:

Гавриловой Е.И., учителем обучения на дому с привлечением педагога-психолога  Ромашкиной С.В., логопеда Пархоменко Л.А., учителя начальных классов Шестерниной Е.В.

Дата составления – 01. 09. 2018 г.

Подпись -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация с рекомендациями как разработать социальную индивидуальную программу развития (СИПР) варианты C и D

По требованиям ФГОС для обучающихся, которые не усваивают програмный материал основной школы, а требуют индивидуального подхода, с определённым набором предметов исходящим из возможностей ребёнка сост...

Из опыта обучения по СИПР слабослышащего ребёнка со множественными нарушениями

В данной статье анализируются особенности обучения и воспитания слабослышащего ребёнка со множественными нарушениями....

СИПР

Выступление на окружном обучающем семинаре .СИПР  подразумевает индивидуальную работу с учетом всех их индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей....

Диагностическая карта для специальной индивидуальной программы развития (СИПР)

Диагностика развития познавательной деятельности, социализации, эмоционально- волевой сферы, коммуникативных навыков....