Формирование графомоторных навыков письма у обучающихся со сложной структурой дефекта (из опыта работы).
статья на тему

Валерия Ивановна Смирнова

В работе с детьми со сложной структурой дефекта  одной из самых сложных задач это научить, а детям научится владеть ручкой, овладеть навыками письменной речи, сформировать графический навык письма

Скачать:


Предварительный просмотр:

Смирнова Валерия Ивановна, муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Нижнекамская школа-интернат «Надежда» для детей с ограниченными возможностями здоровья», учитель начальных классов

Формирование графомоторных навыков письма у обучающихся со сложной структурой дефекта  (из опыта работы).

Я работаю учителем начальных классов  в  МАУО «Надежда» более 20 лет. Все это время  работаю с детьми со сложной структурой дефекта (далее ССД): детский церебральный паралич (ДЦП), снижение интеллекта разной степени выраженности, нарушения зрения, слуха, эписидром, различные речевые расстройства. Конечно, основной, первичный диагноз детей - детский церебральный паралич (ДЦП) различной формы и степени тяжести. Структура дефекта при ДЦП всегда такова: первично нарушена двигательная сфера (это проявляется параличами и парезами определенных групп мышц, расстройствами координации, гиперкинезами), вторично страдает психическое и речевое развитие.

В работе с детьми со сложной структурой дефекта  одной из самых сложных задач это научить, а детям научится владеть ручкой, овладеть навыками письменной речи, сформировать графический навык письма. Очень часто родителей ребенка с ДЦП волнует вопрос:  «А сможет ли их ребенок научиться писать?».

Степень поражения мозга, место поражения у каждого ребенка различны, поэтому, как каждый человек на свете неповторим, индивидуален, так не похожи друг на друга своими двигательными, интеллектуальными и речевыми возможностями и дети с ДЦП.

Трудности в обучении письму детей со сложной структурой   дефекта.

Процесс формирования графического навыка письма подчиняется закономерностям выработки, с одной стороны, двигательных, а с другой – речевых, интеллектуальных действий, т.е. в норме письмо включает в себя ряд последовательных операций:

      1) определение звука или последовательности звуков;

          2) перевод фонемы в графемы – в зрительные схемы графических знаков с учетом пространственного расположения элементов;

          3) перешифровка зрительных схем букв  в кинетическую систему последовательных движений, необходимых для записи (графемы переводятся в кинемы).

Таким образом, письмо представляет собой сложный психофизиологический процесс, который обеспечивается работой четырех анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного общедвигательного.

Письмо – не просто двигательный акт, опирающийся на узкоограниченный участок коры головного мозга, а сложная функциональная система, которая нарушается при поражении различных, совместно работающих, зон коры головного мозга.

У детей со сложной структурой дефекта в виду разнообразной локализацией поражения мозга, а также нарушений его созревания и недостаточности интегративной деятельности, отмечаются нарушения письменной речи. Важную роль в механизме этих нарушений играет недостаточное функционирование различных сенсорных систем.

Многие дети с данным диагнозом затрудняются лепить из пластилина, испытывают определенные трудности при рисовании и ручном труде, с трудом формируется графический навык письма, т.е. письмо и любая конструктивная   деятельность   очень   трудны, но при правильно организованных условиях, используя индивидуальный подход, применяя коррекционно-развивающие приемы и упражнения, вполне доступны.

  Требования к организации урока письма на основании индивидуализации обучения.

 Организация разноуровнего  обучения на уроках письма вызвана тем, что степень выраженности тех или иных двигательных, интеллектуальных, речевых нарушений у ребенка с ССД - разная. Любой проблемный ребенок – это ребенок с той или иной формой дезадаптации, нуждающийся в индивидуальном, дифференцированном процессе обучения.

На уроках письма необходимо следить за правильной посадкой учащихся, чтобы дети пользовались корректором осанки, были выполнены ортопедические укладки ребенку, если они прописаны врачом-ортопедом. Необходимо уточнить ребенок правша или левша и в соответствии с этим выполнять гигиену письма. Научить детей правильно располагать  тетрадь на парте, пользоваться ручкой и карандашом, если ребенок затрудняется держать ручку, необходимо использовать специальную насадку на ручку. Выполнять различные минутки здоровья.

Первые уроки письма провожу, как диагностические, выявляю какие трудности испытывает ребенок на письме. Затем, ориентируясь на его потенциальные возможности, учитывая зону ближайшего развития, строю работу по обучению письму с каждым ребенком. На первоначальных этапах письма дети знакомятся с понятиями: «рабочая строка», «межстрочное пространство». Некоторым детям приходится применять дополнительные приемы: расчерчивать тетради т.е. делать шире рабочую строку или писать на нелинованной бумаге, выделять линии рабочей  строки сигнальным цветом, начало строки обозначать чертой, точкой или каким-либо рисунком Н, рыбкой. Индивидуально и то, чем писать: обычной шариковой ручкой, тонким маркером или простым карандашом.

Наиболее продуктивное время занятий 15-25 минут от начала урока, поэтому сложные виды работ, такие как объяснение нового материала, отработка написания букв, слогов и слов, планирую на это время урока.

Последовательность знакомства с графическим образом буквы.

Процесс развития графомоторных навыков у детей со сложной структурой дефекта рассматривается как поэтапное овладение ребенком операциями и действиями при целенаправленном обучении. Ключевым термином в методике обучения первоначальному письму является графика. В лингвистическом плане «графика» понимается как начертание письменных или печатных знаков, букв.

Последовательность знакомства с буквой на основном этапе урока, примерно выглядит так:

  1. Знакомство с письменной буквой. Вначале ученик воспринимает печатную, затем письменную букву. Это необходимо для того, чтобы ребенок прочно запомнил две формы одного буквенного знака в соотношении.
  2.    Работа по усвоению формы письменной буквы: анализ, синтез, конструирование и реконструирование. Детям предлагается назвать элементы, из которых состоит письменная буква. Это вызывает трудности у детей, но необходимо, чтобы это ребенок сделал сам. Дети букву конструируют и реконструируют из шаблонов, из шнурков различной длины, из цепочки канцелярских скрепок.
  3. Объяснение последовательности начертания буквы учителем на доске .  В процессе объяснения последовательности начертания письменного знака, учитель должен опираться на основные пространственные ориентиры: верхняя линейка, нижняя линейка, середина рабочей строки и межстрочного  пространства, называя направления выполняемых движений: снизу вверх, сверху вниз, слева направо, справа налево.

Для закрепления последовательности начертания буквы можно выполнить следующие упражнения: письмо буквы в воздухе, обводка контура буквы обратной стороной ручки, письмо на  крупе (для этого нужен поднос с крупой), обводка пальцем ребенка контура буквы из наждачной или  бархатной бумаги, письмо на ладошке, письмо мокрой кисточкой и т.д.

  1. Отработка детьми начертания буквы в тетради.
    В начале первой строки в красном цвете дан
     образец написания изучаемой буквы и ее элементов.   Дети прописывают   несколько раз элементы буквы в пунктире, затем даны  несколько соединительных точек, которые показывают начало движения ручки при  воспроизведении этой буквы. Затем ребенок прописывает букву самостоятельно.

Если ребенок затрудняется прописывать буквы в тетради, то можно использовать письмо на файле маркерами.  В файл  вставлен образец написания букв и элементов, на самом файле ученик маркером обводит образец. Этот  прием дает возможность ребёнку сразу увидеть, правильно ли он пишет букву, если  допускает ошибки, то какие именно, т.к. прозрачная основа файла позволяет непосредственно сравнивать образец и  написанную букву, можно варьировать размер шрифта.

Для формирования графомоторных навыков можно применять методику написания букв, изложенную в трех прописях Т.Ф.Воронской, каждая из которых, предназначена для обучения письма той или иной группы букв, объединенных общим элементом.

После того, как  у ребёнка сформировался чёткий графический образ письменной буквы, необходима отработка соединений  с ранее изученными буквами в слогах, словах.

Описанный механизм обучения последовательности знакомства с письменным образом буквы позволяет сформировать графомоторный навык письма у детей со сложной структурой дефекта. Использование такой системы обучения письму детей с ССД на первых этап овладения письменной речи,  может принести положительные результаты.

Литература.

  1. Агаркова Н.Г. Основы формирования графического навыка у младших школьников // Начальная школа. – 2009г. – №4.
  2. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей // С-Пб, МиМ – 1997г.
  3. Кузнецова Г.В. Система изучения графических навыков у детей с церебральными параличами дошкольного возраста //Коррекционная педагогика. – 2004г. – №1(3).
  4. Шипицина Л.М, Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич // С-Пб, Дидактика Плюс - 2001г.
  5. Воронская Т.Ф. Обучение письму детей с проблемами в развитии: Методическое руководство к прописям. – М.: Книголюб, 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по письму 2 класс со сложной структурой дефекта.

Данная программа составлена для учеников с умеренным нарушением интеллекта со сложной структурой дефекта....

Формирование мотевации к обучению у детей со сложной структурой дефекта.

В статье раскрываются особенности учебно - познавательной деятельности детей со сложной структурой дефекта, указаны возможные пути повышения мотивации к обучению данной категории детей....

Авторская программа "Формирование графических навыков письма букв, их соединений в слова у обучающихся со сложной структурой дефекта на основе реализации задач ИОМ на 2016-2020гг"

В условиях современной школы, когда обучение строится на основе АООП образования обучающихся  с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) тяжелыми и мно...