Программа учителя-логопеда для работы на логопункте
рабочая программа на тему

Тимонен Марина Васильевна

Программа учителя-логопеда для работы на логопункте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopunkt_rab._prog._marina_vas.docx137.28 КБ

Предварительный просмотр:


Содержание

  1. Целевой раздел…………………………………………2
  2. Нормативно-правовые документы ………………...…2
  3. Краткая характеристика детей ……………………......3
  4. Цель программы …………………………………….....3

  1. Задачи программы ……………………………….….. 3
  2. Целевые ориентиры освоения «Программы»…..…...4
  3. Содержательный раздел……………………………….4
  4. Организационный раздел………………………………5
  5. Структура реализации образовательного процесса…5
  6. Условия реализации рабочей программы…………….5

  1. Образовательные технологии …………………………6

  1. Учебно-методический комплекс……………………....7


Целевой раздел

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе «Адаптированной основной образовательной программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» под ред. Л.В. Лопатиной и «Программы логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» Т.Б. Фили-чевой, Г.В.Чиркиной.

Данная программа обеспечивает образовательную деятельность детей с фонетическим недоразвитием речи с учетом особенностей их психофизиче-ского развития и индивидуальных возможностей.

Коррекционная деятельность включает логопедическую работу и рабо-ту по образовательным областям, соответствующим Федеральному государ-ственному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО).

Нормативно-правовые документы

  • Федеральный  Закон  «Об  образовании  в  Российской  Федерации»  от

29.12.2012 №273-ФЗ

  • Закон об образовании в С-Пб от 17.07.2013 №641-83

  • Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «об утверждении феде-рального государственного образовательного стандарта дошкольного образо-вания» (зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013)

  • Государственная программа РФ «Развитие образования на 2013-2020 г.г.» (распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 10.09.2013 №66-рп)

  • СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к уст-ройству, содержанию и организации режима работы ДОУ» (постановление Главного государственного санитарного врача России от 15.05.2013 г. № 26)

  • на основании письма Минобразования России от 14.12.2000 №2 «Об орга-низации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»

  • Правительство Санкт-Петербурга комитет по образованию Распоряжение от 04.04.2014 г. №1357-р «Об утверждении Методических рекомендаций по ор-ганизации вариативных форм психолого-педагогической и (или) коррекци-онно-развивающей помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в системе дошкольного образования»

  • на основании письма Комитета по образованию от 28.10.2015 №03-20-4136/15-0-0

  • Уставом ГБДОУ №23

  • Положением о логопедическом пункте в ГБДОУ№23

Программа базируется на:

-современных представлениях лингвистики о языке как важнейшем средстве

общения людей, освоения окружающей действительности и познания мира;

-философской теории познания, теории речевой деятельности: о взаимосвя-

зях языка и мышления, речевой и познавательной деятельности.


  • основе программы лежит психолингвистический подход к речевой деятельности как к многокомпонентной структуре, включающей семантиче-ский, синтаксический, лексический, морфологический и фонетический ком-поненты, предполагающей интенсивный и экстенсивный пути развития и формирования «чувства языка».

Программа включает в себя следующие образовательные области: -социально-коммуникативное развитие; -познавательное развитие; -речевое развитие;

-художественно-эстетическое развитие; -физическое развитие.

При разработке программы учитывался контингент детей, их возрас-тные особенности. А так же результаты проведенного логопедического об-следования и психолого- педагогической диагностики. Обучению по про-грамме подлежат 25 человек с диагнозом ФНР старшего дошкольного воз-раста.

Краткая характеристика детей.

Лексико-грамматический строй речи. Операции фонематического ана-лиза и синтеза, фонематические представления соответствуют возрастной норме. Зрительное, слуховое внимание, память, процессы мышления сфор-мированы. Общая, пальчиковая моторика развиты в достаточной степени. Артикуляторная моторика недостаточно сформирована в силу индивидуаль-ных особенностей строения артикуляционного аппарата.

Цель программы

Создание условий для эффективного формирования у детей полноцен-ных произносительных навыков. Развитие предпосылок для успешного обу-чения письму и чтению.

Задачи программы

- работать над совершенствованием процессов слухового и зрительного вос-приятия, мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации;

  • развивать общую, ручную, артикуляторную моторику;
  • совершенствовать дыхательную и голосовую функции;

  • расширять объем импрессивной и экспрессивной речи и уточнять предмет-ный (существительные), предикативный (глаголы) и адъекативный (прилага-тельные) компоненты словаря, вести работу по формированию семантиче-ской структуры слова, организации семантических полей;


  • совершенствовать восприятие, дифференциацию и навыки употребления детьми грамматических форм слова и словообразовательных моделей, раз-личных типов синтаксических конструкций;
  • совершенствовать навыки связной речи детей;

  • вести работу по коррекции нарушений фонетической стороны речи. По раз-витию фонематических процессов;

  • формировать мотивацию детей к школьному обучению, готовить к овладе-нию элементарными навыками письма и чтения.

Целевые ориентиры освоения «Программы»

РЕБЕНОК:

- усвоил навыки правильного произношения, дифференциации фонем рус-ского языка;

  • умеет контролировать собственное произношение;

  • в самостоятельной речи пользуется лексико-грамматическими конструк-циями;

  • усваивает значение новых слов преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;

  • употребляет разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;

  • подготовлен к овладению элементарными навыками письма и чтения;
  • обладает сформированной мотивацией к школьному обучению;
  • умеет осмысливать образные выражения и объяснять смысл поговорок;
  • умеет составлять творческие рассказы, пересказы;
  • владеет понятиями «слово, слог, предложение»;

Содержательный раздел

Логопедическая работа делится на три этапа:

1.Подготовительный.

  1. Первичных произносительных умений.
  2. Коммуникативных умений и навыков.

Подготовительный этап:

  • развитие силы выдоха
  • формирование артикуляторных умений и навыков

  • формирование умения опознавать и различать фонемы

Этап первичных произносительных умений:

  • постановка звука

  • формирование навыков правильного использования поставленного звука в речи (автоматизация умений)


- формирование умения отбирать звуки, не смешивая их между собой (диф-ференциация звуков)

Этап коммуникативных умений и навыков:

  • формирование умения и навыков безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения

  • переход к естественной речи.

Организационный раздел

Структура реализации образовательного процесса

Основная организационная форма работы по звукопроизношению - ин-дивидуальные и подгрупповые занятия. Для оптимизации логопедической работы можно объединять детей одной возрастной группы, имеющих сход-ные по характеру и степени выраженности речевые нарушения. Длитель-ность индивидуальных занятий составляет 10-15 минут, подгрупповых заня-тий-25-30 минут. Частота проведения зависит от характера и степени выра-женности речевого нарушения, психофизических особенностей детей. Инди-видуальные занятия по коррекции звукопроизношения проводятся не менее 2-х раз в неделю. Вечернее занятие необходимо для того, чтобы родители могли присутствовать на занятии и получить консультацию, совет, рекомен-дации.

Условия реализации рабочей программы

  1. Психолого-педагогические: диагностика в ГБДОУ детей 4 - 6 лет, оп-ределение структуры и степени выраженности имеющихся у них недо-развитий речи; оформление речевой карты на каждого ребенка; разра-ботка ежедневного плана индивидуальной работы с детьми с ФНР; распространение логопедических знаний среди педагогов и родителей с целью профилактики речевых нарушений у детей, а также для опти-мизации логопедического воздействия.

  1. Материально-технические: настенное зеркало для логопедических за-нятий, стол и стулья, шпатели, настольные игры, игрушки, мозайка. шнуровки, шкафы и полки для наглядных пособий, дидактических игр, методической литературы, цветные карандаши, ноутбук, сенсорная доска, речевые игры.

  1. Организационные: обогащение речевых уголков групп логопедиче-скими играми по развитию речевого дыхания и голоса, артикуляцион-ной и мелкой моторики, создание тетради взаимодействия логопеда и воспитателя по автоматизации поставленных звуков.


Образовательные технологии

  • коррекционно-развивающей работе с детьми группы используются такие образовательные технологии, как:

-  Обучающая  технология.  Мнемотехника  для  детей.  О.В.  Горохова,  С-

Пб,1999 г.

- Логопедический массаж и гимнастика (технология совместного использо-вания), О.И. Крупенчук, С-Пб «Литера»2014 г.

- Технология применения логоритмических занятий. Н.М. Савицкая, С-Пб

«Каро» 2009 г.

- Технология применения специальных символов при обучении детей навы-кам звукового анализа и синтеза. Т.А. Ткачекко, М., «Гном», 2000г.

  • Технология ТРИЗ

Учебно-методический комплекс

1.Филичева Т.Б.. Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

  1. Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР».

3.Александрова Т.В. «Практические задания по формированию грамматиче-ского строя у дошкольников». С-Пб, «Детство Пресс»

  1. Агранович З.Е. «Сборник домашних заданий логопедам и родителям (для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР», С-Пб, «Детство-пресс» 2010

  1. Агранович З.Е. «Сборник домашних заданий логопедам и родителям (для преодоления недоразвития фонетической стороны речи у старших дошколь-ников), С-Пб. «Детство-пресс» 2010г.
  2. Нищева Н.В. Артикуляционная гимнастика. С-Пб, «Детство-пресс»
  3. О.И. Крупенчук логопедический массаж ложками
  4. О.И.Крупенчук «Тренируем пальчики-развиваем речь!»

  1. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Р.Г.Бушляева, С-Пб. «Детство-пресс»

  1. Е.О.Астафьева «Играем, читаем, пишем» С-Пб, «детство пресс» 2013
  2. Жукова «Мой букварь»

  1. Т.С. Перегудова, Г.А.Османова «Вводим звуки в речь: Картотека для ав-томатизации звуков», С-Пб, каро, 2013

  1. Г.А. Османова «Логопед-родителям» С-Пб, Каро, 2013

  1. Ю.В. Иванова «Дошкольный логопункт. Документация, планирование и организация работы». М, ГНОМ,2011

  1. Н.И. Журавель «Планирование занятий в логопедическом пункте ДОУ» , М, ТЦ Сфера, 2008.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС) на 2014 - 2015 учебный год.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда  по исправлению речевых нарушений  у детей старшего дошкольного возраста  в условиях логопункта (по ФГОС) на 2014 - 2015 учебный год....

Рабочая программа учителя-логопеда на дошкольном логопункте по ФГОС

Эта рабочая программа была разработана для детей 5-7 летнего возраста и адаптирована в условиях дошкольного логопункта. Она направлена на формирование полноценной фонетической системы языка, развитие ...

Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»

Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...

Рабочая программа учителя-логопеда логопункта для детей с диагнозом:"Фонетическое недоразвитие речи"

Пример адаптированной рабочей программа для учителя-логопеда логопункта для детей с ФНР....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС) на 2019 - 2020 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС) на 2019 - 2020учебный год....

Представление опыта работы на РМО учителей-логопедов по теме:«Нейропсихологические приёмы в практике учителя-логопеда, применяемые в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи»

Успешность обучения детей во многом зависит от своевременного развития межполушарных связей, а сензитивный период для развития приходится на дошкольный возраст, когда кора больших полушарий головного ...

Адаптированная рабочая программа учителя-логопеда на логопункте для детей с ТНР (дошкольный возраст)

Апробированная адаптированная рабочая программа учителя-логопеда на логопункте для детей с тяжелыми нарушениями речи (дошкольный возраст)...