Методика обучения изодеятельности детей с умственной отсталостью посредством игровых методов и приемов
методическая разработка на тему

Клюева Тамара Дмитриевна

Необходимость использования игры в обучении детей с проблемами в развитии – истина неоспоримая. Учащиеся младшего школьного возраста легче обучаются «играючи».   При построении урока по изодеятельности учитель должен знать существенные особенности игровых методов и приёмов обучения рисованию, их принципиальное  отличие от других. Кроме того, он должен учитывать знания детей об окружающем мире, интерес к различным явлениям жизни, игровой опыт детей и чётко представлять задачи использования игровых приёмов на каждом уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_obucheniya_detey_s_uo_izodeyatelnosti.docx21.05 КБ

Предварительный просмотр:

Методика обучения изодеятельности детей с умственной отсталостью посредством игровых методов и приемов

        Занятия рисованием служат важным средством всестороннего развития учащихся с проблемами и весьма эффективным способом коррекции отклонений в их развитии. Каждый урок рисования обогащает детей знаниями и доставляет им радость своими результатами. А педагогам нужно не выяснять, на сколько необходимо рисование  в системе обучения, а искать пути художественного развития личности средствами наблюдения жизни и учить приёмам её изображения.

         Необходимость использования игры в обучении детей с проблемами в развитии – истина неоспоримая. Учащиеся младшего школьного возраста легче обучаются «играючи», что доказывали великие педагоги и психологи К.Д. Ушинский, Л.С. Высотский и др. Эффект игры объясняется ярко выраженным интересом детей к ней.

        Важная задача игровой деятельности учащихся с проблемами в развитии – это формирование у них способностей создавать воображаемую ситуацию. В отличие от нормально развивающихся сверстников умственно отсталые дети не умеют перевоплощаться в реальных и сказочных персонажей, осуществлять перенос значения с одного предмета на другой, действовать условно. Формирование этих качеств связано с возникновением у них новой функции воображения, которая помогает создать и развить игровую ситуацию.

         При построении урока учитель должен знать существенные особенности игровых методов и приёмов обучения рисованию, их принципиальное  отличие от других. Кроме того, он должен учитывать знания детей об окружающем мире, интерес к различным явлениям жизни, игровой опыт детей и чётко представлять задачи использования игровых приёмов на каждом уроке.

        Организуемые в начальных классах игры и упражнения можно разделить на следующие группы:

  1. Игры и упражнения на узнавание, различение и называние предметов по величине;
  2. по форме;
  3. по цвету;
  4. Игры и упражнения на формирование представлений о пространственных признаках и отношениях;
  5. Графические упражнения для формирования технических умений и навыков.

        На первом году обучения программа для детей с проблемами в развитии предлагает введение на уроках по изобразительной деятельности изучение предметов различных по форме, цвету, величине (например, тема «Шары»). Учащиеся с большим увлечением приступят к деятельности, если на урок к ним придёт плюшевый мишка, и в лапах он будет держать шарик. При этом образуются совершенно особые представления у детей о свойствах предмета, а проведение сравнительных операций открывает возможность мыслительной деятельности, пробуждает познавательные интересы детей с отклонением в развитии.

        Часто учитель использует задания, включающие однообразные действия (например, графические упражнения), одним словом, скучные, но необходимые в обучении. Их можно оживить какими-либо действиями, необходимыми для поддержания интереса к изучаемой деятельности. Например: «Волны на воде», «Намотаем клубок», «Салют» и др.

        Изобразительная деятельность включает в себя помимо мыслительных операций эмоциональные процессы. Эмоция поддерживает мысль, даёт ей возможность развиваться, видоизменяться, вообще существовать.

        Если рисуем грибы, то лучший вариант предложить учащимся отправиться в поход в осенний лес (демонстрируя при этом правильно подобранные картинки с изображением осеннего леса) и помочь белочке собрать грибы для того, чтобы в зимние холода она смогла выжить.

        С самого начального периода обучения эмоциональный интерес очень важен. Чаще всего, к сожалению, единственный мотив рисования – подчинение требованию взрослого. Детям даётся задание – они выполняют. Поэтому зачастую они не рисуют в свободное время, не дорожат своими рисунками, с лёгкостью их выбрасывают.

        На уроках необходимо помимо общих задач воспитания и обучения решать специфические коррекционные задачи. Коррекционный смысл игровых упражнений заключается в том, что дети с проблемами в развитии имеют возможность действовать самостоятельно, а в наиболее трудные моменты получать рациональную помощь со стороны педагога. Дети должны чувствовать поддержку, заинтересованность в совместном творчестве. Педагог же в свою очередь должен определить длительность выполнения заданий, спланировать организацию пространства, продумать способы своего взаимодействия с учеником в процессе творчества (в том числе и игрового).

        Один из видов коррекционной работы – совместное рисование учащихся на общем листе, т.е. коллективное творчество. У детей с проблемами в развитии нарушено общение, чаще всего они не умеют самостоятельно выбирать тему рисунка, испытывают страх от соприкосновения с окружающей действительностью. Учащимся могут быть предложены темы, например: «Дороги и машины», «Волшебная страна», о природе, по сказкам и др. Ребятам предлагается закрасить большой лист ватмана соответствующими красками, а затем, нарисовав машины, светофор, здания изобразить их на общем листе в виде аппликации. В дальнейшем возможно и обыгрывание ситуации.

        В данном случае рисунки детей (каждый в отдельности) связаны общим сюжетом. Происходит общение, а в результате получается общая картина.

        Ребёнок, неуверенный в своих силах, может испытать большую радость, удачно изобразив что-либо в общем рисунке.

        Умственно отсталые дети при овладении предметным изображением (например, цветок ромашки), выполняя новое задание, даже сходное с изученным, испытывают трудности (нарисовать другой цветок уже не смогут).

        Часто одни дети с тревогой слушают задание учителя, другие просто послушны и пытаются выполнить заданное, а иные берутся за рисование, не давая себе отчёта в конечном результате. Попытки изобразить предметы, не входящие в план обучения, обычно заканчиваются неудачей. И в данном случае игра является движущей силой в процессе обучения.

        Рисунок может быть обыгран с помощью игрушек. Например, на нарисованную поляну с травой и цветами прискакал зайчик или пчела садится на красивые цветы, которые нарисовали дети и т.п.

        Рисунок, выполненный для каких-либо игровых персонажей, более результативен, выполняется с большим удовольствием.

        Обычно учащиеся младших классов откликаются на любые игровые воздействия. Для этого можно использовать макеты, атрибуты кукольного театра, фланелеграф, магнитную доску, можно использовать изобразительный материал (кисточки, краски, карандаши и т.п.). С кисточкой и карандашом можно разговаривать, советоваться, учить их рисовать («бегать» по ровной дорожке, «кататься» с горки, «прыгать», как зайчик, «ходить», как медведь и т.п.).

        Постепенно с возрастом идёт усложнение заданий для учащихся, используются другие приёмы – обращение к сказочным персонажам, популярным героям мультфильмов. Например, научить Незнайку делать коврики (аппликация с использованием геометрических фигур).

        Иногда игровые действия выражаются только в слове. Например, учащиеся нарисовали парк, лес (осенний, летний, зимний). Педагог предлагает как-будто пойти погулять по дорожкам, посидеть на полянке, послушать птиц, погреться на солнышке или спрятаться под кустик в дождливый денёк.

        Игровой приём стимулирует совершенствование замысла, даёт возможность использовать различные изобразительные средства, позволяет ориентироваться в жизненном опыте учащихся. В данном случае действия становятся более доступными и интересными для детей.

        Игровые приёмы можно использовать в различных типах уроков и в различных местах в структуре урока.

        Вначале урока организуется процесс замысла рисунка; во второй части происходит реализация замысла; в третьей – связь с анализом и оценкой детских работ. В начале урока (любого типа), прежде чем формировать замысел будущего рисунка, очень важно задать учащимся действенный мотив изобразительной деятельности. Целесообразно предложить  выполнить рисунок для игрушек, сказочных персонажей и т.п. Например, учитель инсценирует ситуацию: девочка собралась гулять, но у неё нет шапочки и шарфика, давайте поможем ей и нарисуем необходимые предметы. Другой вариант: детям или игровым персонажам необходимо спрятаться от дождя, строим домик, объясняя и показывая способы построения (изображения) дома: стены, крыша, окна и т.д.

        При подведении итогов урока, анализируя работы учащихся можно использовать обыгрывание готового изображения.

        Игровой приём вводит детей в изображаемую ситуацию, создаёт ощущение участия в событиях. Например: Ивану-царевичу понадобился ковёр-самолёт, чтобы спасти Царевну-лягушку. Какой же ковёр лучше? Детям предлагается выбрать лучший из рисунков и отдать его Ивану-царевичу.

        Игровые приёмы в оптимальном сочетании с другими приёмами и методами обучения оказывают благотворное влияние на развитие личности, её творческого потенциала, художественных способностей, на нравственно-эстетическое развитие детей, повышает интерес к изобразительной деятельности, которая, в свою очередь, находится в тесном взаимодействии с общим развитием ребёнка, поскольку в процессе изображения участвует не та или иная функция, а весь их комплекс в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация пространственно - развивающейсреды детей с умственной отсталостью средствами игровых технологий.

Организация пространственно-развивающей среды детей с умственной отсталостью средствами игровых технологий....

Обучение биологии детей с умственной отсталостью в условиях инклюзивного образования (на примере развивающих дидактических игр)

Аннотация. Статья посвящена обучению умственно отсталых детей на уроках биологии с помощью развивающих дидактических игр. Рассмотрены основные регламентирующие документы, на которые должен обратить вн...

Дидактическая игра в начальном обучении математике детей с умственной отсталостью

Статья об особенностях математического представления у детей с умственной отсталостью и дидактических играх....

Презентация "Развитие мелкой моторики рук у детей с умственной отсталостью посредством техники Бисероплетения"

Развитие мелкой моторики детей с умственной отсталостью – это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овлад...

Дополнительная общеобразовательная программа по подготовке к обучению грамоте детей с умственной отсталостью "Грамотейка"

Программа кружковой работы учителя-логопеда с детьми к подготовительной к школе группы с системным недоразвитием речи легкой степени...

Приемы и методы обучения математике детей с умственной отсталостью.

В реальной педагогической практике учителю часто приходится работать с особенными детьми, обучающимися в условиях обычной школы.Каждый урок приходится решать одну и ту же задачу: как сделать изучаемый...