Организация пространственно - развивающейсреды детей с умственной отсталостью средствами игровых технологий.
опыты и эксперименты

Веденеева Наталья Вадимовна

Организация пространственно-развивающей среды детей с умственной отсталостью средствами игровых технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_prostranstvenno.docx30.99 КБ

Предварительный просмотр:

Организация пространственно- развивающей среды детей с умственной отсталостью средствами игровых технологий.

Автор работы (проекта): Веденеева Наталья Вадимовна

                         Учитель начальных классов ГБОУ школа №18

Организация развивающей среды - необходимое условие формирования игровой деятельности детей (как в дошкольных образовательных учреждениях, так и у младших школьников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью). Требования к характеру и организации развивающей среды остаются едиными. Процесс обучения детей с проблемами интеллектуального развития в игре, в частности имеет свои особенности: индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота содержания знаний и умений, повторность в обучении, самостоятельность и активность ребенка в процессе обучения.

Создаем и развивающую предметно-игровую среду, уделяем внимание атрибутам игры. Ведь при ее отсутствии у учащихся младшего школьного возраста с умеренной и (тяжелой) умственной отсталостью, сложно вызвать интерес к игре, стимулировать и поддерживать ее. Игровая атрибутика систематизирована по темам игр. В определенном месте дети хранят свои игрушки, при этом воспитывая такие качества, как дисциплинированность, элементарная организованность, упорядоченность в действиях. В наборе игрушек присутствуют куклы, машинки, мебель, набор для «Больницы», разные шкафчики: кухонный, газовая плита, моечный, медицинский шкафчик, мольберт для игры «Школа», «Библиотека», наборы кукольной посуды: кухонная, столовая, чайная, набор для «Больницы». Настольные дидактические игры, шашки, самодельные, нетрадиционные игры из фанеры: кольцебросы - «Веселые человечки», «бросалки», «закрутки» (для развития моторики пальцев рук и для развития глазомера), декорация для сюжетно-ролевых игр, для игр драматизации: домик, заборчик, скамейка, сундучок, атрибуты (деревянные) для сюжетно-ролевых игр «Путешествие на автобусе», «Поездка на машине» - руль, колоса, отвертка, пассатижи, молоток, гаечный ключ, сумка для инструментов; для врача, медсестры, повара - белые халаты, шапочки; для игры «Магазин» - весы, продукты, изготовленные детьми из соленого теста (древесной муки) на кружке «Очумелые ручки» (овощи, фрукты, хлебные изделия, ягоды и др.); кукольные настольные театры по русским народным сказкам из фанеры и картона; мелкий строительный материал для конструирования домика, заборчика, горки, мостика, машины и т.д.

На развитие сюжета игры оказывает влияние и используемый материал.

Некоторые дети не реагировали даже на новые игрушки, атрибуты. Задача педагога — демонстрировать всевозможные варианты выполнения действий с одной и той же игрушкой. Каждую новую игрушку рассматривали, обыгрывали.

Для умственно отсталых детей характерен тот факт, что они отдают предпочтение знакомым игрушкам, действиям с которыми они уже обучены. К примеру, целью игры - занятие с куклой - является формирование у детей умений, правильно играть с данной игрушкой и приобретение ими эмоционально-нравственного опыта. Эмоции, которые испытывает ребенок, играя с куклой относясь к ней, как живому существу, способствуют развитию его чувств, придают игре элементарное нравственно-этическое содержание.

В игровом уголке есть кукольная квартира, гараж для машин, домик для животных. Обучаем детей выполнению игровых действий по подражанию, что придает им осмысленный характер и вызывает положительные эмоции.

Создавая предметно-игровую среду, помогаю детям постепенно войти в игру. Пример, увидев руль, Коля Б. начинает строить машину из стульев. Я незаметно подкладываю скакалку. Петя С. В стороне ставит стул и говорит, что это бензоколонка, а это шланг. Сейчас машину заправлю бензином «пш-ш-ш». Толя Л. ложиться на пол около «машины» и говорит, что будет ремонтировать мотор, взяв из сумки инструменты - гаечный ключ, отвертку. Коле Л. предлагаю поставить новые колеса и накачать их. Коля Б. громко кричит, взяв руль «би-би-би», кто желает ехать в Зебляки (в то время они с мамой и папой жили в Зебляках). Ксения П. садится в «машину», но Коля ее не пускает, говорит, что ты не поедешь, места мало. Ксения кричит, даже плачет. Вот здесь то и вмешиваюсь в отношения детей, подсказываю, что Ксения давай ты как будто будешь работать в столовой буфетчицей, а Лена М. — поваром, Наташа — помощником повара. Дети соглашаются взять на себя такие роли.

Готовили обед, расставляли посуду. Имитировали движения, как чистят картошку, как на доске режут лук, как наливают в чашки воображаемый чай.

Речевое общение было очень тихое, слабое, незначительное, в основном игру вела Лена М., я следила за ходом игры, за выполнением действий, за развитием сюжета игры, за ее направлением. Чаще всего в одиночестве играют Ира К., Лена О. эти дети не вступают в контакт с детьми, отходят от них со своими игрушкой. Ира любит писать в тетради буквы и цифры, рассматривать детские книжки, собирает простые, знакомые пазлы. У Толи Л. ролевые действия кратковременные, выходит из игры не закончив ее, но любит играть в настольные игры. Все дети любят играть в игры-драматизации по русским народным сказкам: «Репка», «Колобок», «Теремок», «Про маленького котенка», «Заюшкина избушка» и др. Дети пытаются передать содержание сказок, разыгрывать роли героев сказок, передавая простейшие движения, жесты, надевают костюмы, шапочки сказочных героев, получая от выступления удовольствие, радость. По ходу игры напоминаю, насколько лучше идет игра, если все ведут себя дружно, соблюдают правила, добры друг к другу и внимательны. Дети, увидев и поняв ошибки других, постепенно начинают и свое поведение оценивать иначе. Во время проведения сюжетно-ролевых игр ролевые функции детей взаимосвязаны.

Выделенные Д.Б. Элькониным уровни развития игры являются ступенями ее развития.

1 уровень. Основное содержание игры составляют бытовые действия с
предметами. Например, кормление кукол или детей мамой -
воспитательницей. Дети играют с взрослыми, играют рядом или по
одиночке. Самостоятельная игра - кратковременна.

2 уровень. Основное содержание игры составляют действия с
предметами. Роль обозначается словом, действия разворачиваются более
полно и последовательно. Число действий увеличивается.

Возникает первое взаимодействие между участниками игры. Основные сюжеты бытовые. Объединения детей кратковременны, малочисленны (2-3 ребенка). Дети часто используют одни и те же любимые игрушки.

3 уровень. Основным содержанием игры становится выполнение роли
и вытекающих из нее действий. Роли часто обозначены и названы до начала
игры. Появляется краткая ролевая речь, обращение к партнеру по игре.
Нарушение логики действий в игре вызывают протесты: «Так не бывает».
Сюжеты становятся более разнообразными: дети отражают быт, труд
взрослых.

4 уровень. Основное содержание игры составляет выполнение
действий, связанных с отношением к другим людям, роли которых
выполняют партнеры по игре. Роли четко определены до начала игры. В
соответствие с ролью ребенок строит свое поведение до конца игры.

Речь носит ролевой характер. Действия в игре разнообразны, они воссоздают последовательность реальных действий. В процессе игры ребенок следует строгим правилам. Перед игрой выделяется распределение ролей, отбор игрового материала, а иногда и его изготовление.

Современные исследования игровой деятельности младших школьников с проблемами в интеллектуальном развитии подтвердили правильность идей Л.С Выготского. Установлено, что формирование личности ребенка происходит благодаря игре. Именно она обеспечивает выделение и осмысление младших школьников социально принятых нравственных норм поведения, формирование основного движущего мотива личностного развития ребенка - быть как взрослый.

Исследование психологов и педагогов показывают наличие зависимостей между игрой ребенка и его умственным развитием.

В утренние, вечерние часы с удовольствием дети играют в дидактические, хороводные игры. Через игры дети выходят из своего замкнутого мира, постепенно появляется интерес, возникает положительное эмоциональное отношение к игре и желание в ней участвовать. В процесс игровой деятельности дети с проблемами в интеллектуальном развитии овладевают жизненно необходимыми навыками общения, у них развивается познавательная, эмоциональная и личностная сфера, формируются способности выражать отношение к окружающей действительности.

Е.В. Зварыгина выделила следующие этапы обучения.

На I этапе осуществляется развитие ребенка, обогащаются его представления о предметном и социальном окружении, происходит сенсорное развитие детей, формируется предметная деятельность, углубляется игровой опыт каждого ребенка, пробуждается игровой интерес к играм и игровому общению с взрослыми и со сверстниками.

С детьми проводятся игры с природным материалом, игры с бросовым материалом, бумагой, тканью, двигательные игры, игры на сенсорное развитие, игры с предметами-орудиями (разложи посуду, накорми кукол, сходи в продовольственный магазин, конструктивные игры, театрализованные игры, отобразительные игры: катаем кукол в коляске, катаем в машине зверей, постелем кукле кроватку).

На II этапе - продолжается эмоциональное развитие ребенка, обогащаются его представления о предметном и социальном окружении, сенсорное развитие, формирование предметной деятельности, обогащение игрового опыта, закрепление интереса к играм и игровому общению с взрослыми и со сверстниками, формируются умения, связанные с участием в сюжетных играх и происходит ознакомление с ролью в театрализованных и сюжетных – подвижных играх. Содержание игр: «Дочки – матери», «Семья», «Автобус», «Магазин», «Парикмахерская», «Доктор».

На III этапе обучения – продолжается эмоциональное и нравственное развитие ребенка, расширение его представлений о предметном и социальном окружении, умственное, эстетическое развитие, обогащение игрового опыты, закрепление интереса к играм и игровому общению с взрослыми и со сверстниками, формируются умения связанные с участием в сюжетно – ролевых играх, в играх драматизациях.

Содержание обучения: игры «Семья», «Путешествие на автобусе», «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», «Школа», «Библиотека», «Школьная столовая», «Почта», «Светофор». Игра – драматизация по сказкам: «Репка», «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка» и др.

Предполагаемые результаты обучения:

  • Согласованное выполнение детьми ролевых действий в соответствии с сюжетом;
  • Осуществление речевого общения в соответствии с сюжетом игры с помощью речевых и неречевых средств (мимика, жесты);
  • Овладение детьми навыками общения друг с другом по поводу организации и проведения игры при участии взрослого;
  • Овладение детьми умениями принимать и выполнять роли в сюжетах до конца игры при поддержки взрослого и самостоятельно.

Используем разные формы, методы и приёмы в процессе развития сюжетно – ролевой творческой игры. Важное значение имеет обогащение детей знаниями, впечатлениями, представлениями об окружающей жизни.

К ним можно отнести наблюдения, экскурсии, встречи с людьми разных профессий, иллюстрированный материал о труде взрослых, картины, фотографии, индивидуальные беседы с детьми. В процессе сюжетно-ролевой игры с детьми использовала личностно-ориентированный подход. С детьми бываю на равных: лицо в лицо, а не сверху, не над головой, как руководитель, а как партнёр, как участник игры. В играх дети свои роли проигрывают на уровне своего понимания, на уровне своего развития, воображения, представления образного мышления и имеющихся знаний об окружающем мире. Дети отражают в своих играх, прежде всего жизнь своих близких, родных. Они для них являются примером, образцом. Дети подражают своим близким в различных действиях, в общении друг с другом, в поведении и как в зеркальном отражении воспроизводят в играх.

Непосредственное участие воспитателя в творческой игре: игра с одним ребёнком, выполнение ведущей и второстепенной роли. Мы помогаем детям в реализации знаний, полученных на занятиях, путём предложений, напоминаний, советов, подбора игрового материала, беседы, разговора по поводу замысла игры, развития и содержания, подведения итогов. Если ребенок не владеет соответствующими представлениями, сюжет игры развиваться не будет. Важным является также согласованность ролей в игре. Это предполагает наличие у детей понимания друг друга, умения взаимодействовать друг с другом. Важным элементом, без которого не может существовать игра, является игровое действие.

В процессе обучения игре входит система обучающих игр, которые направлены на формирование у детей - предметных действий, предметно-игровых действий, цепочки, действий с предметами-заменителями. Например: Ксень принесла из дома новую куклу. Она ее рассматривала, снимала одежду (я помогла одеть куклу, объяснила, что ей холодно без одежды), затем я предложила умыть куклу, погулять с ней, покормить куклу, уложить спать. Во время таких действий Ксения использовала предметы-заменители - это коробка из-под обуви - кровать, деревянный кирпичик - мыло, гладкая палочка - это расческа и т. д. Я использовала такие приемы, как совместные действия ребенка и взрослого. В последующие игры ребенок действовал по подражанию. Большое значение приобретает демонстрация образца выполнения действия. Словесную инструкцию использовала на этапе закрепления игровых действий. Аналогичными остаются требования по формированию действий с игрушками, а также цепочек действий, связанных определенным сюжетом.

После проведения занятий: «Экскурсия в библиотеку», «Путешествие в сказку», при создании развивающей, предметно-игровой среды, дети играют сюжетно-ролевую игру «Библиотека».

При организации игры в 1-й раз, главную роль «библиотекаря», я брала на себя, т. е. была участником, партнёром детей в этом творческом процессе. Играя, я показывала, как нужно правильно исполнять роль библиотекаря.

Несколько раз игру надо повторять по одному сюжету, добиваясь, чтобы каждый играющий ребёнок «научился» выполнять разные конкретные роли в сюжете. В сюжетно-ролевой игре с детьми продолжаю активизировать ролевой диалог (ролевую речь ребёнка), стимулирую вербальное обозначение своей роли для других участников, используя в игре предметы - заместители, в игре «Столовая» вместо тарелок - картонные круги и т. д.

Следует иметь в виду, что в игре нельзя использовать прямые нажимы, «давить на ребёнка, заставлять его играть должным образом. В сюжетной игре не должно быть внешних запретов и обязательств. Ведь дети, подчиняясь воле воспитателя, становятся пассивными объектами его воздействия, выполняют его предписания. При такой организации игры дети становятся беззащитными, т. е. взрослым необходимо проявлять во время игры чуткость, внимание к инициативе детей, их предложениям, чтобы повысить детскую активность, творчество в игре, необходимо всячески способствовать их развитию.

Содержанием детских игр являются реальные явления и события, происходящие в жизни, деятельности и в отношениях людей. Проводим целенаправленную работу по обогащению жизненного опыта, формируем практические умения, необходимые для использования в разных жизненных ситуациях.

Провожу занятия, (наблюдения на прогулке за окружающим миром, целевые экскурсии в прачечную, в магазин, на почту, в медицинский кабинет, в парк, к автобусной остановке и др.), которые обогащают их жизненный опыт и игру, позволяют понять смысл действий, совершаемых людей в разных сферах жизни и деятельности, тем самым, развивая познавательные интересы. Используем так же дидактические игры и упражнения, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин.

Дети любят играть в игру «Телефонный разговор». После чтения произведения К. Чуковского «Телефон», дети брали заместитель телефона - деревянный кирпичик, а с некоторыми детьми сделали телефончики самодельные из спичечных коробков. При разговоре с детьми по телефону (для образца), я чётко обозначила свою роль: «Дзинь - дзинь! Я Старичок - Лесовичок! Это школа - интернат? Здравствуйте! Ребята, я вас приглашаю в лес, возьмите с собой корзины и приходите. Я вас угощу лесными яблоками, да и грибов наберёте...»

Учим детей, развёртывать игру - придумывание, игру - фантазирование, протекающую в чисто речевом плане. Не оставаться равнодушным к образам детской фантазии. Материалом служат хорошо известные детям волшебные сказки. Для наших детей используем в игре волшебные предметы: золотая рыбка, волшебная палочка, волшебная дудочка, наливное яблочко, весёлый мячик и др. Ребенок, получив этот предмет, придумывает свою историю, сказку, т.е. выдумку.

Повторяем слова вместе с детьми, а яблочко передаём друг другу: «Ты катись наливное яблочко быстро-быстро по рукам, у кого наливное яблочко - расскажи-ка сказку нам». Игра для наших детей сложная, но интересная. Начинаю я сказку: «Жили, были дед да баба. Вот и говорит дед бабе...» - дети продолжают, фантазируют, придумывают, дополняют друг друга, сочиняют свою сказку пусть даже по одному предложению. Это уже хорошо. Нужно всегда поддерживать интерес детей к свободной игре - импровизации по мотивам сказок, к игре - драматизации по известным сюжетам. Предлагаем разнообразные её формы (драматизация по ролям) - сказки «Теремок» - С. Я. Маршака.

Показываем детям настольные театры по сказкам: «Репка», «Заюшкина избушка», «Красная шапочка» и др., пальчиковый театр по сказке «Колобок», используем инсценирование потешек: «Кисонька - мурысонька», «Фома», «Курочка - рябушечка» и др.

В целях воспитания у детей навыков и умений самостоятельной организации игры используем также поручения по изготовлению игрушек - самоделок: после изготовления репки из теста, поиграли с детьми в игру драматизацию «Репка». С желанием принимали участие все дети.

Дети любят играть со строительным материалом, особенно мальчики. Строят дома, мост, школу, ворота и тут же обыгрывают. При создании практических ситуаций подключать детей, где бы дети могли проявить чувство ответственности за выполнение роли, доброту, четкость, отзывчивость, знание нравственных норм поведения.

С приходом в школу после летних каникул дети организовали игру «Школа». Сначала я взяла на себя роль учителя, и называли дети меня Нина Павловна. Вместо доски использовала настольную подставку, а на подставку - лист картона. Дети писали буквы. Вдруг Ира вырывает лист из тетрадки, говорит, что плохо написала, вот и вырвала. Постаралась убедить, что из тетради листы вырывать нельзя. Если плохо написала, так начни писать с новой строчки, а листы не вырывай. Старайся. Не торопись. Игровые образы ребёнок создаёт творчески, сознательно. В игре ребёнок подражает взрослым. Он не просто воспроизводит жизнь, слепо копирует её. Наблюдая игры, надо установить, на что следует обратить внимание детей во время занятий (классных часов), особенно на занятиях по ознакомлению с окружающим миром. В игре быстрее вырабатываются навыки и привычки коллективной жизни, растёт самостоятельность. В результате такого рода игра становится наиболее эффективной формой организации интересной жизни, например в школьном общежитий. Некоторые дети настолько вживаются в роль, что зачастую чувствуют себя в ней и тогда, когда уже играют. Творческая сюжетно-ролевая игра таит в себе колоссальные возможности для развития мышления ребёнка.

Через игру обогащаем ум ребёнка разнообразными представлениями, системой знаний - значит, даём обильную пишу для развития его воображения, для создания образов, ситуаций, которые можем реализовать в игре. Сюжетной игре детей не свойственно предварительное планирование и жёсткое следование плану. В этом проявляются её специфические черты необязательность, свобода выбора действий. Сюжетно-ролевая игра может возникнуть в любое свободное время вне плана, а может и не возникнуть даже по плану.

Все игры детей должны быть спокойными. Внимание и тактичное отношение к детским играм - есть лучшее выражение любви к ребёнку. Пусть для всех нас станут близкими слова Януша Корчака: «Воспитатель, который не сковывает, а освобождает; не подавляет, а возносит; не комкает, а формирует; не диктует, а учит; не требует, а спрашивает; переживает вместе с ребёнком много вдохновенных минут. Так пусть совместная игра умножит эти минуты».

В более поздних исследованиях авторы Л.С. Выготский, Д.Б Эльконин обращают внимание на значение игры в развитии ребенка. Игра является хотя и не преобладающим, но ведущим типом деятельности. Она содержит в себе тенденции в развития и создает зоны ближайшего развития; обеспечивает изменения потребностей и изменения сознания общего характера».

        Л.И. Божович, А.В. Запорожец подчеркивали, что игра воздействует на поведение ребенка, в ней создаются оптимальные условия для овладения ребенком произвольными формами поведения, истоки которой лежат в овладение ребенком произвольными движениями в процессе элементарных игр, продолжает эффективно формироваться в сюжетно-игровых играх. Ирга перестраивает поведение ребенка, он начинает контролировать себя.

Следуя роли-образцу, ребенок подавляет сиюминутные побуждения и желания, подчиняться эталону поведения, который диктуется ролью. В игре происходит активная социализация ребенка, оперирование знаниями и умениями, которые уточняются, обогащаются, закрепляются.

Таким образом, игра выступает как эффективное познание ребенком предметной и социальной действительности. Кроме того, игра, как совместная деятельность, в которой существуют не только игровые, но и реальные отношения, способствуют социальному развитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль и значение интерактивной доски в формировании пространственно-временных представлений у умственно отсталых учащихся на уроках истории России

Выдержка из аттестационной работы на тему "Формирование временныx и пространственныx представлений на уркаx истории России в специальной (коррекционной) школе VIII вида....

Развитие речи у детей с умственной отсталостью по средствам использования игры-драматизации

Игра - основной вид деятельности дошкольника, потому что наиболее досткпна ребёнку этого возраста. Игровая деятельность имеет исключительное значение в развитии любого ребёнка....

Методика обучения изодеятельности детей с умственной отсталостью посредством игровых методов и приемов

Необходимость использования игры в обучении детей с проблемами в развитии – истина неоспоримая. Учащиеся младшего школьного возраста легче обучаются «играючи».   При постро...

Мастер класс для педагогов «Использование социо-игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Мастер класс для педагогов  «Использование социо-игровой технологии для  формирования  коммуникативных  навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям...

Развитие функциональной грамотности обучающихся с умственной отсталостью, средствами педагогических технологий.

В настоящее время в различных сферах жизни, в том числе в образовании, серьезное внимание уделяется феномену функциональной грамотности....

мастер-класс Речевое развитие детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на логопедических занятиях посредством развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес».

Пространственная среда под необычным названием «Фиолетовый лес», автором которого является Вячеслав Воскобович, делает процесс обучения интересным и увлекательным....