Выпускная проверочная работа «Индивидуальное сопровождение ребенка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы» на курсах повышения квалификации для педагогов.
рабочая программа на тему

Баженова Людмила Борисовна

Цель адаптированной коррекционной программы : устранение стойких речевых нарушений у учащихся с ЗПР, социализация и адаптация учащихся к успешному участию в образовательном процессе в общеобразовательной организации, в восприятии различных сторон жизни и общении, формировании личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования города Москвы

                   «МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

             Баженова Людмила Борисовна

            (МБОУ СШ №33, г. Липецк, Российская Федерация)

               ВЫПУСКНАЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ РАБОТА

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ                                             как часть адаптированной образовательной программы

по программе повышения квалификации для педагогов, учителей-предметников, классных руководителей образовательных организаций,              реализуемой в рамках обучающих мероприятий

Государственной программы «Доступная среда»

 

                                                           2015 год

                                                            Введение

Коррекционная программа разработана на основе нормативно правовых документов:

  • Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в    Российской Федерации» п.1 ч.5 ст.5,
  • «ФГОС начального общего образования» п.6 ч.1, п.16 ч.3, п.19.8 ч.3

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.  

      Программа коррекционной работы  предусматривает получение образования в форме обучения в общеобразовательном классе по общеобразовательной программе начального общего образования и по индивидуальной программе, с использованием индивидуальной формы обучения на дому учащимися имеющими заключение ПМПК с рекомендацией обучения в классе СКК VII вида.

                      Программа  коррекционной  работы  обеспечивает:

  • выявление  особых  образовательных  потребностей  детей  с  ограниченными  возможностями  здоровья,  обусловленных  недостатками  в  их  физическом  и  психическом  развитии;
  •  осуществление   индивидуально  ориентированной  психолого-медико-педагогической  помощи  детям  с  ограниченными  возможностями  здоровья  с  учётом  особенностей  психофизического  развития   и  индивидуальных  возможностей   детей  (в  соответствии  с  рекомендациями  психолого-медико-педагогической  комиссии);
  • возможность  освоения  детьми  с  ограниченными  возможностями  здоровья  основной   образовательной  программы  начального  общего  образования  и  их  интеграции  в  общеобразовательном  учреждении.

Цель: устранение стойких речевых нарушений у учащихся с ЗПР, социализация и адаптация учащихся к успешному участию в образовательном процессе                 в общеобразовательной организации, в восприятии различных сторон жизни и общении, формирование личности.

                                          Задачи коррекционной программы:

  •   своевременное выявление детей с особыми образовательными потребностями, трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
  •   создание  специальных условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
  •   в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья;
  •   разработка и реализация индивидуальных учебных планов;
  •   реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья;
  •  оказание консультативной и методической помощи родителям  (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья.

        Актуальность программы - ежегодно в результате обследования выявляется 30% учащихся первых классов, имеющих различные речевые нарушения, из них 2 % учащихся с задержкой психического развития. Учащиеся с ЗПР  и речевыми расстройствами испытывают стойкие трудности в овладении чтением и письмом, коммуникативную недостаточность и информированность.

Новизна программы - программа основывается на комплексном, индивидуально-личностном подходе, формирует полноценное речевое межличностное общение, способствует успешному участию детей                               в образовательном процессе и социализации.

       Эффективность коррекционно-развивающей работы достигается за счет модификации общеразвивающих, коррекционных программ и системности занятий  в логопедических группах.

Продолжительность реализации программы: 1 учебный год (3 этапа).

На изучение учебного курса отведено: 90 часов; 3 часа в неделю.

Форма проведения занятий-групповая.

Ожидаемые результаты

В ходе реализации данной программы предполагается участие обучающихся в конкурсах различного уровня: городских, областных, всероссийских, международных. По окончании курса программы учащиеся смогут успешно писать диктанты, творческие работы. Также учащиеся получат знания, умения, навыки, способствующие дальнейшему обучению. 

Способы определения их результативности.

Изучение результативности освоения программы происходит путем непосредственных наблюдений за учащимися, индивидуального опроса, письменного самоконтроля, контроля  выполнения проверочной  работы.

Для фиксации результатов освоения программы используется информационная карта, заполняемая 2 раза за период обучения. Экспертом в оценке уровня освоения программы учащимися, которая осуществляется  с помощью метода наблюдения и метода включения детей в деятельность по освоению программы, выступает  учитель-логопед. В конце 2-го  и  3-го  триместров проводится контроль техники чтения, проверочные работы по письму с целью выявления динамики и определения дальнейшего маршрута  обучения.

Информационная карта освоения учащимися образовательной программы

Название программы, ее длительность______________________________

Фамилия, имя, отчество учителя-логопеда___________________________

Ф.И.     уче-ника

Контроль техники чтения

Контроль навыков письма

Конец 2-го триместра

Конец  3-го триместра

Динамика

Конец 2-го триместра

Конец  3-го триместра

Динамика

Учащиеся  с положительной динамикой заканчивают курс обучения.

Учащиеся с незначительной динамикой оставляются на следующий учебный год для продолжения коррекционно-развивающего обучения.

Формы подведения итогов реализации программы:

- открытое занятие;

-диктант-обследование.

         Содержание программы построено на  личностно-ориентированном подходе и следующих принципах:

Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и                       в интересах ребёнка.

Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции                     и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка, участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование                         с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).

Содержание коррекционных этапов, их порядок и комплектование групп происходит с учётом возрастных и психических особенностей, общности структуры речевого расстройства. В комплекс занятий каждого этапа включены упражнения на развитие речевого дыхания, мелкой моторики пальцев рук, а также упражнения на развитие внимания, памяти, мышления.

Программный материал направлен на формирование личности ребенка. Преодолевая неудачи ребенка в овладении чтением и письмом, логопедические занятия способствуют формированию недостаточно развитых психических функций, воспитывают характер, снимают аффективные реакции: неуверенность в себе, робость, тревожную мнительность, агрессивность, озлобленность, негативизм.

           Характеристика учащихся с задержкой психического развития

• ограниченный, не соответствующий возрасту запас знаний и представлений об окружающем,

•   низкий уровень познавательной активности,

•   недостаточная регуляция произвольной деятельности и поведения,

• более низкая способность по сравнению с нормально развивающимися сверстниками к получению и переработке информации.

У детей с задержкой психического развития недостаточно сформированы функции произвольного внимания, памяти и другие высшие психические функции. У некоторых детей с задержкой психического развития преобладает интеллектуальная недостаточность, а у других — эмоционально-волевая незрелость. Задержка психического развития нередко ведет к различным нарушениям речевой деятельности.

Речевые нарушения при задержке психического развития обусловлены в первую очередь недостаточностью межанализаторного взаимодействия, а не локальным поражением речевого анализатора. Отмечается более позднее развитие фразовой речи. Дети затрудняются в воспроизведении лексико-грамматических конструкций. С помощью языковых средств дети не могут выразить причинно-следственные, временные и другие отношения. Словарный запас первоклассников с ЗПР бедный и недифференцированный: дети недостаточно понимают и неточно употребляют близкие по значению слова. Ограниченность словарного запаса определяется низкой познавательной активностью, недостаточностью знаний и представлений об окружающем.

Программа коррекционной работы включает в себя взаимосвязанные направления:

  • диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, испытывающих трудности в достижении планируемых результатов освоения ООП НОО, подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях общеобразовательного учреждения;
  • коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения, а также способствует формированию универсальных  учебных  действий  обучающихся;
  • консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-медико-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
  • информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с задержкой психического развития, имеющих общее речевое недоразвитие, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

План реализации индивидуально ориентированных                           коррекционных мероприятий

        Логопедическая диагностика - логопедическое обследование, которое является  комплексным, целостным и динамическим процессом, но вместе с тем имеет свое специфическое содержание, направленное на анализ речевого нарушения.

        Эффективность коррекционно-развивающей работы во многом определяется качеством проведенного логопедического обследования на основе тестовой методики комплексной диагностики устной речи младших школьников с балльно - уровневой системой оценки (методика Т.А.Фотековой), которая охватывает следующие параметры:

1.        Исследование звукопроизношения.

2.        Исследование общей моторики.

3.        Исследование мелкой моторики.

4.        Исследование артикуляционной моторики.

5.        Исследование динамической организации артикуляционного аппарата в процессе речи.

6.        Исследование мимической мускулатуры.

7.        Исследование строения артикуляционного аппарата.

8.        Исследование фонематического восприятия.

9.        Исследование дыхательной и голосовой функции.

10.        Исследование просодических компонентов речи.

11.        Исследование слоговой структуры слова.

12.        Исследование понимания речи.

13.        Исследование лексики.

14.        Исследование грамматического строя.

15.        Исследование связной речи. Качественно-количественные результаты выполнения.

        Логопедическая диагностика служит основой для:

  • уточнения структуры речевого дефекта и оценки выраженности нарушений разных сторон речи (получения речевого профиля);
  • построения системы индивидуальной коррекционной работы;
  • комплектования групп на основе общности структуры нарушений речи;
  • отслеживания динамики речевого развития ребёнка и оценки эффективности коррекционного воздействия.

         Результаты обследования обучающихся и динамика коррекции  ОНР регистрируются  в  индивидуальных речевых картах.

         Результаты обследования речи Тимофея Ч., ученика 1 класса с ЗПР (Протокол ПМПК).

  1. Исследование сенсомоторного уровня речи - 36 баллов (72% успешности).
  1. Состояние фонематического восприятия – 7б. (46,7%).
  2. Артикуляционная моторика – 7,25б. (72,5%).
  3. Звукопроизношение – 15б. (100%).
  4. Слоговая структура слова – 6,25б. (62,5%).
  1. Исследование навыков звукового анализа – 7,5б. (75%)

III. Исследование грамматического строя речи – 31,5б. (63%).                      IV.     Исследование словаря и навыков словообразования – 28,5б. (57%)

V.     Исследование понимания логико-грамматических отношений - 6,25б. (62,5%)

VI.     Исследование сформированности связной речи – 13,5б. (45%).

За весь тест -123б. (61,6%) II уровень успешности, что доказывает наличие общего недоразвития речи с преимущественной несформированностью связной речи, словообразовательных процессов и фонематического восприятия. В целом же показатели сенсомоторного уровня выше, чем других сторон речи.

Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда направлена на осуществление коррекции индивидуальных психических и речевых недостатков развития обучающегося, создающих трудности в освоении основной образовательной программы и социальной адаптации таких учащихся.

Направления коррекционно-развивающих воздействий:

      1.      Развитие звуковой стороны речи (коррекция дефектов произношения):

  •   развитие артикуляционной моторики;
  •   речевого дыхания;
  •   постановка, автоматизация и дифференциация дефектных звуков.

 2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
развитие зрительного восприятия и узнавания;

  • развитие зрительной памяти и внимания;
  • формирование обобщенных представлений о свойствах предметов             (цвет, форма, величина);
  • развитие пространственных представлений и ориентации;
  • развитие представлений о времени;
  • развитие слухового внимания и памяти;
  • развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа;  

3.    Обогащение активного и пассивного словаря.

4.    Формирование правильного лексико-грамматического строя речи.

5.  Развитие коммуникативной функции речи, связной речи владение техникой речи.

6. Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, мышления, межанализаторных связей.

7. Совершенствование пространственно-временных ориентировок (на своем теле, в трех- и двухмерном пространстве, дермалексия, моделирование букв, реконструкция букв, развитие мнемонических способностей и др.).

8. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

  • развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
  • развитие навыков каллиграфии;
  • развитие артикуляционной моторики.

9. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (аффективных наслоений)

10. Сохранение и укрепление здоровья учащегося.

                           Специфика коррекционно-развивающей работы

  •     Процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
  •     Коррекционно-развивающая работа осуществляется над речевой системой в целом, то есть на каждом занятии решаются задачи по развитию фонетико-фонематической стороны речи, лексико-грамматического строя и связной речи, активизируются и развиваются все виды речевой деятельности: слушание, говорение, чтение, письмо.
  •     Применяется максимальное включение анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный, кинестетический).
  •    Используется разнообразная наглядность (схемы, муляжи, игровые упражнения, компьютерные средства обучения, интерактивная доска.).
  •     Используется дифференцированный подход, который предполагает построение коррекционной работы с учётом развития возрастных индивидуальных особенностей ребёнка на основе максимальной активизации «зоны ближайшего развития», опыта учащегося.
  •     Учитывая тесную связь ручной и речевой моторики, на занятиях проводятся упражнения на развитие тонкой моторики, фонетическая ритмика.
  •     Коррекционные занятия устраняют нарушения чтения и письма, что способствует успешному усвоению предмета по русскому языку и всей образовательной программы в целом, поэтому она строится в соответствии с изучаемой программой  по русскому языку.
  •   Контролируется тщательная дозировка заданий и речевого материала.
  •     Преодоление быстрой утомляемости детей с ограниченными возможностями здоровья  осуществляется через смену нескольких видов деятельности, применение здоровьесберегающих технологий.
  •     Создается комфортная, доброжелательная атмосфера, позитивный настрой на занятиях, что способствует развитию познавательного интереса, речевой активности, снятию вторичных наслоений  у логопедических учащихся с ЗПР и ОНР.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН  

п/п

Тема

Кол-во

часов

Контрольные                    мероприятия

1

Восполнение пробелов фонематического восприятия,                                              сложной  формы фонематического анализа,                                                     дифференциации звуков и букв.

45

Проверочная работа -1

2

Восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя  речи

27

Проверочная работа -1

3

Развитие и совершенствование связной речи.

18

Диктант-

обследование -1

Всего:

90

3

 Календарно-тематическое планирование содержит 3 этапа из 90 занятий.

п/п

                             Тема  логопедического  занятия

I

Восполнение пробелов фонематического восприятия,                        сложной  формы фонематического анализа,                                                     дифференциации звуков и букв.

1.

Речь. Предложение.

2.

Предложение. Слово.

3.

Деление cлов на слоги. Двусложные слова.

4.

Слоговой состав слова.

Однoсложные. Трехсложные слова.

5.

Ударение.

6.

Звуки природы и звуки речи. Звукообразование.

7.

Резервное занятие.

8.

Гласные звуки (изученные в классе).

9.

Звук [а]. Буква А, а

10.

Звук [о]. Буква О, о

11.

Звук [у]. Буква У, у.

12.

Звук [ы]. Буква ы.

13.

Звук [и]. Буква И, и.

14.

Согласные твердые и мягкие.

15.

Согласные звонкие и глухие.

16.

Резервное занятие.

17.

Звуки [п, п'] и буква П, п.    

18.

Звуки [б, б'] и буква Б, б.

19.

Дифференциация б-п.

20.

Звуки [т, т'] и буква Т, т.

21.

Звуки [д, д'] и буква Д, д.

22.

Дифференциация д-т.

23.

Звуки [к, к'] и буква К, к.

24.

Звуки [г, г'] и буква Г, г.

25.

Дифференциация г-к.

26.

Звуки [с, с'] и буква С, с.

27.

Звуки [з, з'] и буква З, з.

28.

Дифференциация з-с.

29.

Звук [ш] и буква Ш, ш.

 30.

Звук [ж]  и буква Ж, ж.

31.

Дифференциация ж-ш.

32.

Дифференциация  с-ш.

33.

Дифференциация ж-з.

34.

Звуки [л, л'] и буква Л, л.

35.

Звуки [р, р'] и буква Р, р.

36.

Дифференциация р-л.        

37.

Гласные II ряда. Дифтонг букв  я, ё, е, ю.

38.

Дифференциация твердого-мягкого согласного перед а-я.

39.

Дифференциация твердого- мягкого согласного  перед у-ю.

40.

Дифференциация твердого-мягкого согласного   перед ы-и.

41.

Дифференциация твердого- мягкого согласного перед о-ё.

42.

Дифференциация твердых-мягких согласных перед гласными I-II рядов.

43.

Обозначение мягкости согласного мягким знаком.

44.

Проверочная работа.

45.

Работа над ошибками.

II.

Восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя  речи.

46.

Слово. Слово-предмет.  

Слова, обозначающие  одушевленные и неодушевленные предметы.            

47.

Слово. Слово-предмет.  

Слова, обозначающие  одушевленные и неодушевленные предметы

48.

Слово-действие. Слова, обозначающие действие предмета.

49.

Слово-действие. Слова, обозначающие действие предмета.

50.

Слово-предмет, слово-действие.

51.

Слово-предмет, слово-действие.

52.

Двусоставное предложение.

53.

Резервное занятие.

54.

Cлово - признак. Слова, обозначающие признак предмета.

55.

Cлово - признак. Слова, обозначающие признак предмета.

56.

Слово-предмет, слово-действие, слово-признак.

57.

Составление текста по схемам предложений и рисункам.

58.

Предлоги в, на. Значимость предлогов в предложении.

   59.

Предлоги в, на

60.

Предлоги  у, от.

61.

Предлоги  у, от.

62.

Предлоги к, по.

63.

Предлоги к, по.

64.

Предлоги над, под.

   65.

Предлоги над, под.

66.

Предлоги за, из-за.

67.

Предлоги за, из-за.

68.

Предлоги под, из-под.

69.

Предлоги под, из-под.

70.

Закрепление знаний о предлогах.

71.

Проверочная работа

72.

Работа над ошибками.

III.

Развитие и совершенствование связной речи.

73.

Предложение.

74.

Резервное занятие.

75.

Виды предложений.

76.

Восстановление деформированных предложений.

77.

Последовательный пересказ текста  по сюжетной картинке и вопросам.

78.

Выборочный пересказ одной части текста по заданию.

79.

Краткий пересказ текста по данному плану.

80.

Пересказ описания неназванного предмета.

Угадывание и зарисовка предмета.

81.

Резервное занятие.

82.

Составление текста по восстановленной серии картинок.

83.

Составление рассказа по графическим схемам  и  рисункам.

84.

Выделение предложений из сплошного текста.

85.

Восстановление деформированного рукописного текста. Списывание.    

86.

Восстановление деформированного текста.                                  Пересказ.  Запись текста по памяти.

87.

Сочинение ,,Жучка и овцы “ по предметным  картинкам и словам-действиям.    

88.

Работа над ошибками.

89.

Итоговый диктант

90.

Работа над ошибками.

       Коррекционная программа направлена на использование здоровьесберегающих технологий с целью сохранения, укрепления и коррекции здоровья обучающегося с ООП. Учитель-логопед  использует традиционные и специфические коррекционно-развивающие методы и приемы, направленные на формирование мотивации, на сохранение здоровья учащихся.  Во время коррекционно-развивающих занятий используются задания разных уровней  в занимательной, игровой форме с обязательным прочитыванием изученных слогов, слов, предложений, текстов, а также специальные упражнения по методикам Т.М.Власовой и А.Н.Пфафенродт, С.Н.Костроминой и Л.Г. Нагаевой. 

Виды упражнений:

  • Упражнения для профилактики зрительного утомления. Систематически проводится зрительная гимнастика с использованием глазодвигательных упражнений, способствующих развитию межполушарного взаимодействия и формированию вектора сканирования пространства. Отрабатывается  движение глаз по четырем основным направлениям (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным (по диагоналям); сведение глаз к центру. Каждое из движений делается сначала на расстоянии вытянутой руки; затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы.
  • Проведение зрительной гимнастики с использованием офтальмотренажеров.
  • Упражнения на развитие слухового внимания: «Услышь нужный звук»,  «Поймай звук». Учитель называет различные звуки  (слоги,  слова),   Дети должны хлопнуть в ладоши, если услышат изучаемый на занятии звук и т.д.
  • Определение места заданного звука в слове.
  • Игра «Найди нужный цвет». Оборудование: набор цветных геометрических фигур.  

Назовите те цвета, в названиях которых есть звук [р] - ( красный, оранжевый, чёрный), [р'] – коричневый, [л] - жёлтый, белый, голубой, [л'] - зелёный, фиолетовый.

  • Подбор предметных  картинок, в названии которых заданное     количество звуков.
  • Игра «На что похожа буква?». Рисование букв по ассоциации, например, «П» - ворота, перекладина, «Г» - вешалка, «Ч» - стул, «Т»- молоток.
  • Дермалексия - узнавание буквы, «написанной» на спине, на ладони, в воздухе, на столе.
  • Игра « Аукцион ». Развивает  вербальную  память, активизирует  словарь. Кто больше  придумает  слов,  которые  оканчиваются  на  слог   КА  –  тот  и выигрывает.  (зай – КА и т.д.)
  • Упражнения  на  развитие общей и мелкой моторики. Динамические  паузы подбираются согласно теме и проводятся в игровой форме в середине занятия.
  • Су-Джок терапия.   Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Эффективен и ручной массаж пальцев. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Самомассаж проводится до появления тепла. Эта работа проводится  в течение 1 минуты.
  • Аурикулотерапия.     Система лечебного воздействия на точки ушной раковины, которые проецируют все органы и системы человеческого организма  Воздействие осуществляется путём самомассажа ушной раковины (надавливание, растирание) до лёгкого покраснения и появления чувства тепла.
  • Упражнения, направленные на формирование и развитие межполушарного взаимодействия. С этой целью  используются   упражнения направленные на развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое.  А также  кинезеологические  упражнения  «Кольцо», «Кулак – ребро – ладонь», «Змейка» и т.д.
  • Дыхательная гимнастика (упражнения по методике Стрельниковой). На каждое занятие включается несколько упражнений. По мере овладения упражнений детьми добавляются новые.
  • Упражнения  по развитию мелкой моторики рук.  На уроках используются пальчиковые игры, которые способствуют тренировке тонких движений пальцев рук, оказывает огромное влияние на развитие речи ребенка. Для тренировки пальцев рук берутся различные стихотворения, под которые выполняются движения.
  • Динамические паузы. Выполнение физических упражнений со сменой местоположения в течение 1-2 минут. Проводится в середине урока. Для выполнения упражнений также используются тематические стихотворения.
  •    Упражнения  на релаксацию используются  для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приёмам расслабления различных групп мышц  при  двигательном  напряжении  или беспокойстве детей.
  •  Игра «Жуки и комарики». Автоматизирует и дифференцирует правильное звукопроизношение  [ж – з]. Дети делятся на две группы. Жуки бегут, «летят» по кругу и жужжат, показывают руками крылья, устали, присели, молчат.                К ним летят комарики и звенят: [з-з-з], подлетели, подняли жуков, вместе полетели. Затем меняются ролями.
  • Проведение данных упражнений под музыку с произнесением слогов, звуков, слов, стишков (фонетическая ритмика) по методике Власовой Т.М., Пфафенродт А.Н. автоматизируют правильное произношение, способствуют обучению в игре, поднимают настроение, развивают познавательный интерес.

Консультативная работа

Выработка совместных обоснованных рекомендаций по основным   направлениям работы с обучающимся с ограниченными возможностями   здоровья, единых для всех участников образовательного процесса на заседаниях педагогических советов, совещаниях при директоре, заместителе директора, заседаниях ШПОП «Особенности формирования образовательного процесса с детьми СКК VII вида».

Индивидуальные консультации родителей и педагогов по выбору индивидуально - ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с ограниченными   возможностями здоровья с:

  • администрацией школы (по согласованию);
  • учителем начальных классов (по согласованию);
  • учителями-предметниками (по согласованию);
  • педагогом-психологом (по расписанию);
  • учителем-логопедом (по расписанию);
  • школьным медицинским работником (по расписанию).

Консультации родителей с представителями администрации, педагогического коллектива и медицинского персонала (директором, заместителем директора, учителями, педагогом-психологом, учителем-логопедом, школьными медицинскими работниками, врачами (врач-ортопед, невропатолог, педиатр и др.) по следующим вопросам: «Устойчивые трудности в обучении обучающимся с ограниченными   возможностями здоровья», «Гиперактивный ученик», «Детские страхи и пути их преодоления», «Воспитываем звук», «Медицинские рекомендации для детей с ограниченными   возможностями здоровья» и др.

                                      Информационно-просветительская работа

1.Работа с родителями

Учитель-логопед регулярно выступает на родительских собраниях, информируя о результатах обследования, зачисления, обучения учеников на логопедических занятиях, об успехах на уроках.

         Оформлен стенд «Советы логопеда».

          Проведены открытые логопедические занятия во II триместре в группах из 1-х кл. «Дифференциация р-л», в III триместре  «Восстановление деформированных предложений»,  звездный час «Зимушка-зима» 2 кл., «Составление текста с опорой» 3кл.

          Разработана анкета для определения уровня готовности дошкольника к обучению в школе.

2. Работа с учителями

Учитель-логопед делает сообщения, выступления о продвижении в обучении учеников с речевыми нарушениями. Посещает уроки русского языка и литературы с целью выявления учеников с трудностями в обучении, анализа  ошибок в письменных работах.

На МО учителей начальных классов учитель-логопед  делает выступления на темы «Дислексия и дисграфия», «Ученик с гиперактивностью и дефицитом внимания», «Преодоление дизорфографии».

Размещает на личном сайте статьи «Речь ребёнка», «Игровые приемы на логопедических занятиях».

3. Работа с обучающимися

На логопедических занятиях с учениками с ЗПР и ОНР используются  игровые  физминутки, упражнения для разминки  кистей и пальцев рук, стоп, укрепления осанки, мышц шеи, зрительные зарядки.

Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса.

В программе коррекционной работы медико-психолого-педагогическое сопровождение понимается как сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является решение и действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого.

В основе сопровождения лежит единство четырех функций: диагностики сущности возникшей проблемы; информации о сути проблемы и путях ее решения; консультации на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы. Основными принципами сопровождения ребенка в школе являются: рекомендательный характер советов сопровождающего; приоритет интересов сопровождаемого; непрерывность сопровождения; комплексный подход сопровождения.

Основная цель сопровождения – оказание помощи в решении проблем. Задачи сопровождения: правильный выбор образовательного маршрута; преодоление затруднений в учебе; решение личностных проблем развития ребенка; формирование здорового образа жизни.

          В процессе обучения  ребенка с ЗПР и ОНР учитель-логопед выявляет  учащихся, изучает протоколы ПМПК учеников, имеющих нарушения в речевом развитии, уточняет степень нарушения фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи и  уровень сформированности связной речи. Проводит диагностическое обследование, изучает  письменные работы, прослеживает динамику письма и чтения. Составляет рабочие коррекционные программы с группами учащихся с различными речевыми нарушениями и возраста, корректирует логопедические мероприятия.

Этапы реализации программы

Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.

Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность).

Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей  развития детей, определения специфики и их ООП; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения.

Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность).

В школе организован образовательный  процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с ЗПР и речевыми нарушениями В школе созданы условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.

Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность).

Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих упражнений.

Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность).

Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.

                Планируемые результаты коррекционной работы

      В качестве планируемых результатов реализации коррекционной программы  в  группе  детей  с  ЗПР  и  ОНР МБОУ СШ 33 рассматриваются:

  • динамика индивидуальных достижений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по освоению предметных программ;
  • создание необходимых условий для обеспечения доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (формы обучения, оптимизирующие коррекционную работу, и наличие соответствующих материально-технических условий);
  • социализация детей с ЗПР в классном коллективе, школе, обществе в целом. 

Предметные  результаты  коррекционной программы  преодоления                                      общего  недоразвития  речи у детей с ОВЗ

                       Учащийся в конце обучения должен знать:

  •  все буквы русского алфавита и правильно их называть;
  •         главное отличие звука от буквы;
  •  построение и грамматическое оформление  предложения. 

                         Учащийся в конце обучения должен уметь:

  • правильно произносить звуки позднего онтогенеза;
  • вычленять звуки из слова;
  • различать гласные и согласные звуки и буквы;
  • правильно соотносить звук с буквой;
  • называть мягкие и твердые согласные звуки в слове и вне слова;
  • выделять в слове ударный слог;
  • называть место ударного слога в слове ;
  • делить слово на слоги;
  • переносить слово по слогам;
  • точно употреблять лексику;
  • вычленять слова из предложений;
  • составлять из слов предложения;
  • называть количество слов в предложении;
  • правильно писать предлоги со словами:
  • грамотно, без искажений списывать и писать под диктовку слова и

          предложения, где слова, орфоэпия  которых совпадает с орфографией;                

  • пересказывать текст с дополнением новых фактов и событий;
  • устно составлять текст из 5 предложений на определенную тему.                                

Личностные результаты ребенка с ЗПР в результате                              реализации коррекционной программы:

  • умение организовывать собственную жизнедеятельность по достижению состояния индивидуального благополучия с учетом возможностей своего здоровья;
  • активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками;
  • проявление позитивных качеств личности в различных ситуациях в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми;
  • принятие и освоение социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной деятельности
  • развитие коммуникативных навыков со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Метапредметные результаты учащегося с ЗПР                                                                         в результате реализации коррекционной программы:

  • анализ и объективная оценка результатов собственной деятельности;
  • управление своим эмоциональным состоянием при общении со сверстниками и взрослыми.
  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог.

          Результаты обследования речи Тимофея Ч., ученика 1 класса с ЗПР после реализации коррекционной программы по преодолению ОНР

  1. Исследование сенсомоторного уровня речи – 39,5 балла (79% успешности).

1.Состояние фонематического восприятия – 9,25б. (61,7%).

2.Артикуляционная моторика – 7,25б. (72,5%).

3.Звукопроизношение – 15б. (100%).

4.Слоговая структура слова – 8б. (80%).

  1. Исследование навыков звукового анализа – 8,5 б. (85%)

III. Исследование грамматического строя речи – 37,5б. (75%).                      IV.     Исследование словаря и навыков словообразования – 34 б. (68%)

V.                    Исследование  понимания  логико-грамматических отношений - 8,25б. (82,5%)

VI.     Исследование сформированности связной речи – 15,5б. (49%).

            За весь тест - 143,25б. (71,6%) – III уровень успешности, что доказывает правильность разработанной коррекционной образовательной программы сопровождения ребенка с ЗПР и ОНР.

Заключение

           Общее недоразвитие речи у первоклассников с задержкой психического развития создает устойчивые трудности  в  овладении образовательной программой, социализации и адаптации  в  школе. Возникает необходимость обеспечения специальных условий для успешного обучения таких учащихся в общеобразовательной организации.

     Разработанная коррекционная программа, включающая взаимосвязанные направления: комплексную диагностику, коррекционно-развивающую работу, консультативную и информационно-просветительскую работу, обеспечивает специальные благоприятные условия, своевременную специализированную помощь в устранении ОНР и развитии психических функций, а также в освоении содержания общего образования в общеобразовательной школе.    

    Реализация коррекционной программы проводилась в тесном контакте логопеда с  основным учителем, педагогом-психологом и родителями. Это позволило согласовать коррекционные занятия с программой школы, внесло некоторые необходимые приемы в методику преподавания учебных предметов в классе. Учитель присутствовал на занятиях логопеда, знал, какие нарушения устной речи и чтения есть у каждого ученика, и  над чем в данный момент работает логопед. В свою очередь логопед посещал уроки чтения, наблюдал за успехами и неудачами Тимофея Ч., отмечал те моменты, которые необходимо отрабатывать на занятиях, учитывая при этом рекомендации учителя. Учитель по советам логопеда ежедневно проводил речевые пятиминутки, содержание которых было направленно на развитие фонематического восприятия, грамматического строя речи, словарного запаса и связной речи.

      Применяемые коррекционные воздействия с использованием ведущих методологических технологий показали свою исключительную эффективность. По всем параметрам, психическим и речевым, влияющим на познавательные процессы отмечается положительная динамика.

   У Тимофея Ч. повысилась грамотность письма, улучшился почерк, увеличилась скорость письма, чтение стало беглое, осмысленное, повысился познавательный интерес.

     Таким образом, учитывая  эффективность  данной  коррекционной программы, представляется возможным утверждать, что целесообразно её применение  для преодоления общего недоразвития  и  устранения  нарушений письма и чтения у детей с ЗПР 1-х классов для достижения планируемых результатов  освоения  ООП НОО  в условиях общеобразовательного учреждения.

Использованная литература

  1. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика.-М.:   Просвещение, 1995.-190с.
  2. Волковская Т.Н. Иллюстрированная методика логопедического обследования.- М.: Коррекционная педагогика, 2004.-103с.
  3. Городилова В. И., Кудрявцева М. 3. Чтение и письмо. Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения. — СПб.: Дельта, 1996. —  134 с.  
  4. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи.- М.: Просвещение, 1990.-222с
  5. Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В.И.Селивёрстова.- М.: Просвещение, 1981.-192с.
  6. Козырева О.А. Разработка адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ /О.А.Козырева // Практика административной работы в школе. - 2014. - №7. – С.27 – 34.
  7. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушение речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: Учебное пособие для студ. высших учеб. заведений – М., 2003 г. – 304 с.                                                                       8.      Лалаева Р.И., Бойков Д.И. Особенности семантического структурирования текста у школьников с умственной отсталостью и задержкой психического развития // Дефектология, 1994 г. - №1.  
  8. Фотекова Т.А.Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. - М.: АРКТИ, 2000.-56с.

9.    Ястребова А.В., Драникова Э.А.Коррекция ОНР у учащихся первых классов. Содержание и приёмы I этапа коррекционного обучения // Дефектология.-1990.- № 5.-М.:Просвещение,с.55-61.

10.  Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Содержание и приемы коррекции нарушения устной и письменной речи у учащихся общеобразовательной школы // Дефектология, 1994 г. - № 3. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психолого-педагогического сопровождения ребенка с тяжелыми нарушениями речи как часть адаптированной образовательной программы

Программа предназначена для работы учителям-логопедам в условиях инклюзивного образования....

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы

В разработке представлена деятельность учителя коррекционного курса "Развитие зрительного восприятия" в системе сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в рамках деятельности ШПМПк...

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ЗПР, как части адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ.

ВКР по программе повышения квалификации для специалистов сопровождения: педагогов-дефектологов, педагогов-психологов, учителей-логопедов, тьюторов, социальных педагогов, реализуемой в рамках обучающих...

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Часть адаптированной образовательной программы по математике для ребенка со спастическим тетрапарезом в 5 классе

Данная работа выполнялась на курсах повышения квалификации. 17 марта 2011 года Правительство Российской Федерации приняло Постановление №175 о государственной программе Российской Федерации"Доступная ...

Программа индивидуального сопровождения ребенка VIII вида как часть адаптированной программы (психологического сопровождения )

Пояснительная записка.Развитие ребенка, имеющего диагноз, идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение цент...

ПРОЕКТ Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы

Право ребенка с ограниченными возможностями здоровья на получения образования  может быть путем организации интегрированного обучения со сверстниками общеобразовательных классов....

Программа индивидуального сопровождения двуязычного ребенка с нарушением речи как часть Адаптированной образовательной программы

Современные условия жизни общества связаны со значительной миграцией населения, проживанием некоренного населения в русскоязычной среде, браками между представителями разных национальных групп. Дети, ...