ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Часть адаптированной образовательной программы по математике для ребенка со спастическим тетрапарезом в 5 классе
проект (5 класс) на тему

Данная работа выполнялась на курсах повышения квалификации. 17 марта 2011 года Правительство Российской Федерации приняло Постановление №175 о государственной программе Российской Федерации"Доступная среда" на 2011-2015 годы. В данной работе рассматриваются специальные педагогические подходы и методы обучения учашихся с ограниченными возможностями здоровья.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dostupnaya_sreda.doc140 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования города Москвы

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Растворова Ирина Васильевна

(МБОУ ООШ № 10, Таштагол, Кемеровская область)

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Часть адаптированной образовательной программы по математике для ребенка  со спастическим тетрапарезом в 5 классе

по программе повышения квалификации для учителей-предметников, реализуемой в рамках обучающих мероприятий

Государственной программы «Доступная среда»

 

2015 год


Содержание

Введение  ….............................................................................................................   3           

Глава 1.        Проблемы развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата        

        п.1.1        Психолого-педагогические особенности развития детей с ДЦП (спастический тетрапарез);....................................................................................... 5        

        п.1.2        Специальные условия для обучения детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (ОДА) ….......................................................       11

Глава 2.        Часть адаптированной образовательной программы по математике для ребенка со спастическим тетрапарезом в 5 классе ООШ.        

        п.2.1        Требования адаптированной образовательной программы к математической подготовке учащихся 5 класса. ….............................................   14           

        п.2.2        Условия реализации адаптированной образовательной программы по математике в 5 классе. ….................................................................................    22        

Заключение  ….......................................................................................................    27        

Список использованной литературы …..............................................................    28        


Введение.

По данным всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) число детей–инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в мире достигает 13% (3% детей рождаются с недостатками интеллекта и 10% детей с другими психическими и физическими недостатками). Всего в мире около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями. Сегодня практически в каждой пятой семье рождается ребенок с физическими или умственными недостатками в развитии.  В Российской Федерации их насчитывается около 13 млн.

 На сегодняшний день существует потребность формирования доступной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья, что является одной из важнейших социально-экономических задач Правительства. В целях формирования условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, а также интеграции инвалидов с обществом и повышения уровня их жизни, Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 17 марта 2011 г. № 175 «О Государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 – 2015 г.г.». В рамках реализации данной государственной программы, становится необходимым внедрение и в образовательную систему новых адаптированных подходов, нацеленных на более полную адаптацию детей-инвалидов к общественной жизни с учетом их особых потребностей и индивидуального выбора. Согласно ст.79 п.12. ФЗ №173 «Об образовании в Российской Федерации», государство в лице уполномоченных им органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации должно обеспечивать подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Отсюда возникла необходимость развития инклюзивного образования как необходимого стратегического направления образовательной политики и практики. Для решения данных задач возникает потребность в наличии кадрового ресурса в лице работников образования, способных отвечать современным требованиям.

 Существует серьезная проблема обучения детей–инвалидов и лиц с ОВЗ, которые испытывают значительные трудности в организации своей учебной, коммуникативной деятельности, поведения в силу имеющихся особенностей развития, а также соматических заболеваний. Но, несмотря на это, такие дети могут учиться по специальным программам и со специально подготовленными педагогами, знающими, как с ними работать.

Следует понимать, что дети–инвалиды и лица с ОВЗ отличаются от здоровых сверстников. Зная особенности таких детей, педагогам будет легче разработать и внедрить в практику работы задачи их успешной социализации в доступные виды деятельности и социальные отношения, учитывая:

- характер инвалидности  (нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного  аппарата, психические, и общие заболевания);

- психофизиологические особенности  (тип ВНД, темперамент, характер психических процессов  и др.).

- недостатки физического здоровья (соматическая ослабленность);

- ограниченные возможности детей-инвалидов, которые не позволяют участвовать в соответствующей их возрасту деятельности (игровой, учебной, трудовой, коммуникативной), что лишает их нормальной социализации. Как следствие, взрослые стремятся уберечь такого ребенка от взаимодействия с социумом, что не способствует формированию и развитию личности ребенка;

  • ограниченные возможности для общения (ограничение мобильности и независимости, условия воспитания: мир,  ограниченный  рамками семьи, обучение на дому, незнание педагогом особенностей ребенка, недостаточное общение со сверстниками, гиперопека).

Цель работы: 

Повысить профессиональный уровень в рамках имеющейся квалификации в области инклюзивного образования и разработать адаптированную рабочую программу по математике в 5 классе для ребёнка с диагнозом спастический тетрапарез.

Задачи:

  • дать характеристику психолого-педагогических особенностей развития детей с ДЦП (спастический тетрапарез);
  • рассмотреть педагогические условия для обучения ребёнка с нарушением опорно-двигательного аппарата ;
  • описать требования программы по математике в 5 классе к адаптации ребёнка с диагнозом: спастический тетропарез;
  • охарактеризовать условия реализации адаптированной образовательной программы по математике в 5 классе;

Глава 1. Проблемы развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

        п.1.1 Психолого-педагогические особенности развития детей с ДЦП (спастический тетрапарез);

При детском церебральном параличе ведущим дефектом являются двигательные расстройства, которые связаны как с повреждением двигательных зон и проводящих путей головного мозга, так и с нарушением развития центральной нервной системы. Особенностью двигательных нарушений при ДЦП является то, что они существуют с рождения, тесно взаимосвязаны с сенсорными расстройствами, особенно с недостаточностью ощущений движений (кинестезий).

Одной из основных форм проявления ДЦП в школьном возрасте является спастическая диплигия.

Спастическая диплигия (синдром Литтля) - наиболее часто встречающаяся форма ДЦП в специальной школе наблюдается у 45-50% учащихся. Характеризуется двигательными нарушениями в верхних и нижних конечностях, причем ноги поражены бывают больше, чем руки. Степень поражения рук может быть различной - от выраженных ограничений объема и силы движений до легкой неловкости, которая выявляется при тонких дифференцированных движениях в процессе овладения актом письма, трудовыми операциями.

Основным признаком здесь является повышение мышечного тонуса (спастичность) в нижних конечностях с ограничением объема и силы движений. Поражение двух конечностей называют диплигией.

При спастической диплигии повреждение двигательной зоны коры головного мозга или основного двигательного (пирамидного) пути нарушает проведение импульса преимущественно к нижним конечностям, которые оказываются парализованными. Таким образом, паралич, или плегия, - это отсутствие движения в мышце или группах мышц в результате перерыва двигательного рефлекторного пути. Неполная утрата движения (ограничение его объема и силы) называют парезом. При спастической диплигии повреждается центральный двигательный нейрон и развивается центральный паралич или парез.

Двигательные нарушения при ДЦП определяются сложным патогенезом заболевания. Поражение двигательных зон и проводящих путей незрелого мозга замедляет и изменяет последовательность этапов его созревания. В связи с этим происходит нарушение процесса формирования всей функциональной двигательной системы и как следствие нарушение в становлении познавательной деятельности.

Двигательные нарушения тесно связаны у детей с ДЦП с нарушениями речи. Это проявляется, прежде всего, в характере нарушений общей и речевой моторики. Также характерны для этих детей нарушения зрительно-моторной координации, которые проявляются в том, что ребенок не может фиксировать взор и плавно прослеживать движения своих рук.

Особое место в клинической картине заболевания отводится особенностям интеллектуальной деятельности детей с ДЦП. По данным М.В. Ипполитовой дети с нормальным интеллектом составляют среди учащихся 40-50%; у 40-50% была выявлена задержка психического развития; только 7-10% составляют учащиеся с умственной отсталостью в стадии дебильности.

Задержка развития логического мышления проявляется с самого начала обучения. Дети с трудом, часто по несущественным признакам, устанавливают сходство и различие между предметами и явлениями окружающего мира; классификацию предметов проводят по принципу конкретных ситуационных связей; у них не сформированы многие обобщающие понятия. Однако в обучении наблюдается положительная динамика психического развития. Дети могут воспользоваться оказываемой им помощью, усваивают принципы выполнения задания, могут перенести способы решения на аналогичные задания. Задержка развития логического мышления сочетается у них с низким уровнем сформированности познавательных процессов, с преобладанием игровых интересов. Неравномерность развития различных психических функций проявляется в задержке формирования пространственных представлений, зрительного гнозиса, конструктивного праксиса и других высших корковых функций. Органический психосиндром проявляется в замедленности психических процессов, плохой переключаемости в интеллектуальной деятельности, повышенной раздражительности с чертами однообразия выполняемых действий, назойливости, повышенной истощаемости, сопровождается частыми нарушениями памяти, внимания, проявлениями гипертензионного синдрома (головные боли, головокружения и т.д.). Характерны также различные эмоционально-волевые и другие расстройства.

Исследования показывают, что задержка психического развития у детей в ряде случаев обусловлена двигательными и речевыми нарушениями. Дети, ограниченные в передвижении, не могут приобрести того запаса знаний и представлений об окружающем мире, которым овладевают их здоровые сверстники; кроме того, это задерживает развитие манипулятивной, игровой деятельности, являющейся необходимой основой для формирования оптико-гностических функций, пространственных представлений и мыслительных операций. Речевые нарушения ограничивают контакт и общение этих детей со взрослыми и здоровыми сверстниками и отрицательно влияют на развитие познавательной деятельности.

Неравномерность развития различных психических функций при задержке психического развития у детей с ДЦП проявляется в первую очередь в задержанном или нарушенном формировании высших корковых функций. Степень и качество их проявлений различны в зависимости от формы заболевания. Прежде всего, у этих детей отмечаются различные гностические расстройства – трудности в анализе и синтезе зрительной, слуховой и кинестетической информации. Известно, что у здорового ребенка первое знакомство с предметами окружающего мира происходит путем ощупывания предметов руками. Узнавание предметов путем манипулирования с ними носит название стереогноза. Ограниченность предметно-практической деятельности у большинства детей с ДЦП обуславливает задержку формирования стереогноза, что неблагоприятно сказывается на развитии их познавательной деятельности в целом.

Одной из основных форм проявления ДЦП в школьном возрасте является спастическая диплигия, спастический тетрапарез. У детей с такой формой ДЦП низкая работоспособность. У них затруднено формирование понятий, отражающих положение предметов в пространстве, испытываются затруднения при складывании из частей целого. Недоразвитие абстрактного мышления проявляется при усвоении счета. Так же дети с трудом справляются с заданиями на сравнение предметов и явлений.

 Проблемы педагогического воздействия на детей с ДЦП.

 Выготский писал: «Основной факт, с которым мы встречаемся в развитии, осложненном дефектом, есть двойственная роль органического недостатка в процессе этого развития и формирования личности ребенка. С одной стороны, дефект есть минус, ограничение, слабость, умаление развития; с другой - именно потому, что он создает трудности, он стимулирует повышенное, усиленное движение вперед». Центральное положение дефектологии Выготского следующее: всякий дефект создает стимулы для выработки компенсации. Поэтому динамическое изучение больного ребенка не может ограничиваться установлением степени и тяжести недостатка, но непременно включает учет компенсаторных – замещающих, надстраивающихся, выравнивающих процессов в развитии и поведении ребенка. Реакция организма и личности ребенка на дефект центральный основной факт.

Закон компенсации одинаково приложим к нормальному и осложненному развитию. Вместе с органическим дефектом даны силы, тенденции, стремления к его преодолению или выравниванию. Именно они придают своеобразие развитию дефективного ребенка, они создают творческие, бесконечно разнообразные формы развития, равных или подобных которым, нет у здорового ребенка.

Компенсация, как реакция личности на дефект, дает начало новым, обходным процессам развития, выравнивает психологические функции. Многое из того, что присуще нормальному развитию исчезает или свертывается из-за дефекта, создается новый, особенный тип развития.

Процессы компенсации, создающие своеобразие личности ребенка, не текут свободно, а направлены на определенные цели. Эта социальная обусловленность развития ребенка состоит из двух основных факторов.

Во-первых, само действие дефекта, всегда оказывается вторичным, не непосредственно отраженным. Ребенок своего дефекта непосредственно не ощущает. Он воспринимает те затруднения, которые проистекают из дефекта. Непосредственное следствие дефекта - снижение социальной позиции ребенка; дефект реализуется как социальный вывих. Работа сверхкомпенсации определяется двумя моментами: диапазоном, размером неприспособленности ребенка, углом расхождения его поведения и предъявляемых к его воспитанию социальных требований, с одной стороны, и компенсаторным фондом, богатством и разнообразием функций с другой.

Социальные условия, в которые должен врастать ребенок, составляют область неприспособленности ребенка, из которой исходят творческие силы его развития. Существование препятствий, толкающих ребенка к развитию, коренится в условиях социальной среды, в которую должен войти ребенок. С другой стороны, на достижение необходимого социального уровня направлено все развитие ребенка. Хронологически все три стадии этого процесса можно изобразить так: 1) неприспособленность ребенка к социально-культурной среде создает мощные препятствия на пути роста его психики (принцип социальной обусловленности развития); 2) эти препятствия служат стимулом для компенсаторного развития; становятся его целевой точкой и направляют весь процесс (принцип перспективы будущего); 3) наличие препятствий повышает и заставляет совершенствоваться функции и приводит к преодолению этих препятствий, а значит к приспособленности (принцип компенсации). То, что отношения личности, стоя в начале и конце процесса, придает ему замкнутую форму.

Приведенная выше характеристика детей с формой ДЦП спастический тетрапарез позволяет адекватно решать задачи воспитания и обучения детей данной категории. Учет индивидуальных особенностей личности учащихся, зависящих от формы заболевания, позволяет разработать адаптированную образовательную программу по математике и наметить пути коррекционной работы с каждым конкретным ребенком.

        п.1.2. Специальные условия для обучения детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (ОДА)

Педагогу важно знать и учитывать, что все дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата нуждаются в особых условиях жизни и обучения. Наше воздействие на ребенка, имеющего отклонения в развитии, должно способствовать достижению двух целей:

  • Ребенок должен чувствовать себя комфортно. Мы всегда должны учитывать состояние ребенка в конкретный момент времени. Важно помнить, что первая наша задача - создать базис, на основе которого ребенок сможет изменяться, почувствует себя лучше и будет готов проявлять самостоятельную активность. Только после этого мы вместе с ним сможем сделать следующий шаг в познании окружающего мира.
  • Границы возможностей ребенка должны расширяться. Важно стимулировать все способности ребёнка и добиваться его максимально возможной самостоятельной активности, даже если она недостаточна.

   Педагогу при работе с детьми с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата так же необходимо соблюдать и учитывать следующее:

  • Так как у данной категории детей при сохранном интеллекте идёт «диссоциативное» развитие психики (т.е. отмечается неравномерность развития, когда какие-либо знания и умения ребенка могут быть развиты больше, чем должно быть в его возрасте, и при этом другие знания и умения недостаточно сформированы), перед началом обучения необходимо изучить клинико-психолого-педагогический статус ребёнка.
  • У детей с ДЦП отмечается сенсорная сверхчувствительность. Малейшее сенсорное возбуждение, если оно внезапно, может вызвать резкое усиление спазма, поэтому: следует избегать резких внешних воздействий; педагог должен приближаться к ребёнку со стороны лица, а если это невозможно, нужно словесно обозначить свои действия; нельзя сажать детей с ДЦП спиной к двери и лицом к окну. Дверь и окно должны быть сбоку.
  • Необходимо обращать внимание на состояние эмоционально-волевой сферы ребенка и учитывать его во время занятий (детям с церебральным параличом свойственна повышенная тревожность, ранимость, обидчивость; например, гиперкинезы и спастика могут усиливаться от громкого голоса, резкого звука и даже при затруднении в выполнении задания).
  • На занятиях необходимо соблюдение двигательного режима, обязательный перерыв на физкультминутку.
  • В каждое занятие желательно включать упражнение на пространственную и временную ориентацию (например, положи ручку справа от тетради; найди сегодняшнюю дату на календаре и т.д.).
  • Для детей с усиленным слюнотечением (саливацией) требуется контролирующая помощь со стороны учителя с напоминанием проглотить слюну для формирования у ребенка устойчивой привычки - контроля за слюнотечением.
  •  Для детей, имеющих тяжелые нарушения моторики рук (практически всегда они связаны с тяжелым нарушением речи), необходим индивидуальный подбор заданий в тестовой форме, позволяющий ребенку не давать развернутый речевой ответ.
  • На занятии требуется особый речевой режим: четкая, разборчивая речь без резкого повышения голоса, необходимое число повторений, подчеркнутое артикулирование.
  • Так как темп деятельности у детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата замедленный, следует увеличить время, отведённое на выполнение заданий, и категорически исключить задания на время.
  •  Ребёнку с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата необходима сопровождающая помощь дефектолога, специального психолога и логопеда.
  •  По возможности в школе необходимо создать специальную коррекционную предметно-развивающую среду в соответствии с ведущими линиями развития ребенка.
  • Дифференцированный и индивидуальный подход, а также создание благоприятных условий обучения, учитывающих индивидуальные типологические и специфические особенности детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, поможет ребёнку лучше усваивать программу.


Глава 2. Часть адаптированной образовательной программы по математике для ребенка со спастическим тетрапарезом в 5 классе ООШ.

п.2.1 Требования адаптированной образовательной программы к математической подготовке учащихся 5 класса.

  Статья 2 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» содержит определение понятия «адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц».

Согласно ФЗ № 273 от 29.12.2012г., специфика организации учебно-воспитательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья предполагает необходимость разработки адаптированной образовательной программы (через индивидуализацию её содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося) на основе основной образовательной программы.

Таким образом, обучение детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной организации осуществляется по адаптированной образовательной программе, разработанной для каждого ребенка с ОВЗ, обучающихся в общеобразовательном классе.

Адаптированная образовательная программа нацелена на «преодоление несоответствия между процессом обучения ребёнка с ОВЗ по образовательным программам начального, основного, среднего общего образования и реальными возможностями ребенка, исходя из структуры его нарушения, познавательных потребностей и возможностей».

Документы, регламентирующие написание и реализацию адаптированной образовательной рабочей программы учебного курса:

Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса

  •  Закон РФ «Об образовании» (в ред. ФЗ от 01.12.2007№ 309-ФЗ).
  •  Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
  • Конвенция ООН о правах ребёнка.
  • Устав школы.
  • Договор с родителями ребенка с ОВЗ, в котором будут фиксированы как права, так и обязанности всех субъектов инклюзивного пространства, предусмотрены правовые механизмы изменения образовательного маршрута в соответствии с особенностями и возможностями ребенка, в том числе новыми возникающими в процессе образования. 

Программно-методическое обеспечение образовательного процесса

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утвержденный приказом Минобрнауки РФ, приказы об изменениях в базисном учебном плане;
  • Перечень учебников, рекомендованных и допущенных к использованию, утвержденный приказом Минобрнауки РФ;

Цели изучения курса математики в 5-6 классах:

  • систематическое развитие понятия числа;
  • выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики;
  • подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии;

Курс строится на индуктивной основе с привлечением элементов дедуктивных рассуждений. Теоретический материал курса излагается на наглядно-интуитивном уровне, математические методы и законы формулируются в виде правил.

В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действий с обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами, получают начальные представления об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составлении уравнений, продолжают знакомство с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Числа и вычисления

Натуральные числа. Десятичная система счислений. Арифметические действия с натуральными числами. Свойства арифметических действий. Степень с натуральным показателем.

Делители и кратные числа. Признаки делимости. Простые числа. Разложение числа на простые множители.

Обыкновенные дроби. Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Арифметические действия с обыкновенными дробями. Нахождение части числа и числа по его части.

Десятичные дроби. Сравнение десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Представление обыкновенных дробей десятичными. Среднее арифметическое.

Отношения. Пропорции. Основное свойство пропорции.

Проценты. Основные задачи на проценты.

Решение текстовых задач арифметическими приёмами.

Положительные и отрицательные числа. Противоположные числа. Арифметические действия с положительным и отрицательными числами, свойства арифметических действий.

Рациональные числа. Изображение чисел точками координатной прямой.

Приближённые значения. Округление натуральных чисел и десятичных дробей. Прикидка результатов вычислений.

Выражения и их преобразования

Буквенные выражения. Числовые подстановки в буквенные выражения. Вычисления по формулам. Буквенная запись свойств арифметических действий.

Уравнения и неравенства

Уравнение с одной переменной. Корни уравнения. Решение текстовых задач методом составления уравнений.

Числовые неравенства.

Функции

Прямоугольная система координат на плоскости.

Таблицы и диаграммы. Графики реальных процессов.

Геометрические фигуры и их свойства. Измерение геометрических величин

Представление о начальных понятиях геометрии и геометрических фигурах. Равенство фигур.

Отрезок. Длина отрезка и её свойства. Расстояние между точками.

Угол. Виды углов. Градусная мера угла.

Параллельные прямые. Перпендикулярные прямые.

Многоугольники. Правильные многоугольники.

Окружность и круг. Длина окружности. Площадь круга.

Формула объёма прямоугольного параллелепипеда.

Множества и комбинаторика

Множество. Элемент множества, подмножество. Примеры решения комбинаторных задач: перебор вариантов, правило умножения.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Учебники: «Математика—5», «Математика—6»,

Авт.:  Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков. С.И.Шварцбург

(М.: Мнемозина, 2005—2009).

5  класс

(5 ч в неделю, всего 170 ч)

  • Натуральные числа и шкалы (15 ч)

Натуральные числа и их сравнение. Геометрические фигуры: отрезок, прямая, луч, многоугольник. Измерение и построение отрезков.

Координатный луч.

Основная цель – систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах, полученные в начальной школе; закрепить навыки построения и измерения отрезков.

В ходе изучения темы вводятся понятия координатного луча, единичного отрезка и координаты точки. Начинается формирование таких важных умений, как умения начертить координатный луч и отметить на нем заданные числа, назвать число, соответствующие данному штриху на координатном луче.

       2.   Сложение и вычитание натуральных чисел (21 ч)

Сложение и вычитание натуральных чисел, свойства сложения. Решение текстовых задач. Числовое выражение. Буквенное выражение и его числовое значение. Решение линейных уравнений.

Основная цель – закрепить и развить навыки сложения и вычитания натуральных чисел.

В этой теме начинается алгебраическая подготовка: составление буквенных выражений по условию задач, решение уравнений на основе зависимости между компонентами действий (сложения и вычитания).

        3.    Умножение и деление натуральных чисел (27 ч)

Умножение и деление натуральных чисел, свойства умножения. Степень числа. Квадрат и куб числа. Решение текстовых задач.

Основная цель –закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами.

В этой теме развиваются умения решать текстовые задачи, требующие понимания смысла отношений «больше на... (в ...раз)»,. «меньше на … (в...раз)», а также задачи на зависимости между величинами (скорость, время, пройденный путь; цена, количество и стоимость товара и др.) Задачи решаются арифметическим способом. При решении задач на части учащиеся впервые встречаются с уравнениями, в левую часть которых неизвестное входит дважды. Решению таких задач предшествуют преобразования соответствующих выражений.

  1. Площади и объёмы (12 ч)

Вычисления по формулам. Прямоугольник. Площадь прямоугольника. Единицы площадей.

Основная цель – расширить представления учащихся об измерении геометрических фигур на примере вычислений площадей и объёмов и систематизировать известные им сведения о единицах измерения.

При изучении темы отрабатываются навыки вычисления по формулам при решении геометрических задач. Значительное внимание уделяется формированию знаний основных единиц измерения и умению перейти от одних единиц к другим.

  1. Обыкновенные дроби (23 ч)

Окружность и круг. Обыкновенная дробь. Основные задачи на дроби. Сравнение обыкновенных дробей. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

Основная цель – познакомить учащихся с понятием дроби в объёме, достаточном для введения десятичных дробей.

Основное внимание уделяется формированию умений сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями, выделять целую часть числа, представлять смешанное число в виде неправильной дроби. С пониманием смысла дроби связаны три основные задачи на дроби, осознанного решения которых важно добиться от учащихся.

  1. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (13 ч )

          Десятичная дробь. Сравнение, округление, сложение и вычитание десятичных дробей. Решение текстовых задач.

 Основная цель – выработать умения читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять сложение и вычитание десятичных дробей.

Важно добиться того, чтобы у учащихся сформировалось чёткое представление о десятичных разрядах чисел, умение читать, записывать, сравнивать десятичные дроби.

При изучении операции округление числа вводится новое понятие – «приближённое значение числа», отрабатываются навыки округления десятичных дробей до заданного десятичного разряда.

  1. Умножение и деление десятичных дробей (26 ч)

          Умножение и деление десятичных дробей. Среднее арифметическое нескольких чисел. Решение текстовых задач.

          Основная цель – выработать умения умножать, делить десятичные дроби, выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями.

На несложных примерах отрабатывается правило постановки запятой в результате действия. Вводится понятие среднего арифметического нескольких чисел.

  1. Инструменты для вычислений и измерений (17 ч)

Начальные сведения о вычислениях на калькуляторе. Проценты. Основные задачи на проценты. Примеры таблиц и диаграмм. Угол. Величина (градусная мера) угла. Чертёжный треугольник. Измерение углов. Построение угла заданной величины.

Основная цель – сформировать умения решать простейшие задачи на проценты, выполнять измерение и построение углов.

Важно выработать содержательное понимание смысла термина «процент». На этой основе они должны научиться три вида задач на проценты: находить число, если известно несколько его процентов; находить, сколько процентов составляет одно число от другого.

Уделяется внимание формированию умений проводить измерение и построение углов.

9.       Повторение. Решение задач (16 ч)

Создание специальных условий для ребёнка со спастическим тетрапарезом предполагает корректировку содержания следующих разделов программы:

  • натуральные числа и шкалы;
  • площади и объёмы;
  • инструменты для вычислений и измерений;

В разделы:

  •  умножение и деление натуральных чисел ;
  •  сложение и вычитание  натуральных чисел;
  • обыкновенные дроби ;
  • десятичные дроби; сложение и вычитание десятичных дробей;
  • умножение и деление десятичных дробей;

корректировка не вносится.

п.2.2 Условия реализации адаптированной образовательной программы по математике в 5 классе.

Реализация программы осуществляется на основе следующих принципов:

Достоверности: профессиональный анализ специалистами образовательного учреждения медицинских показателей учащихся (школьный врач); психологической (школьный психолог, дефектолог) и педагогической (учитель, завуч) диагностики. Оценка предпосылок и причин возникающих трудностей с учетом социального статуса ребенка, семьи, условий обучения и воспитания.

Гуманистической направленности: опора на потенциальные возможности ученика, его интересы и потребности; создание ситуаций успеха в учении, общении со сверстниками и взрослыми.

Педагогической целесообразности: создание программы «Индивидуальная траектория развития учеников»; интеграция усилий педагогического коллектива (учитель, врач, психолог, дефектолог, социальный педагог и др.).

Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. 

Итогом обучения является совокупность результатов: 

        - личностных (способность к саморазвитию, желание учиться и др.); 

        - метапредметных (универсальные учебные действия (УУД)); 

        - предметных (система основных знаний). 

Оценивается не то, что запомнил ребенок, а то, как он понял изученный материал и может ли его применить в разных ситуациях. Наряду с традиционными устными и письменными работами у учеников появляется возможность «накопительной оценки» за выполнение тестов, проектов, различных творческих работ.

ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ

УЧАЩИХСЯ

Числа и вычисления

В результате изучения курса математики учащиеся должны:

  • правильно употреблять термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи: целое, дробное, положительное, десятичная дробь и др.; переходить от одной формы записи чисел к другой (например, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной, проценты –  в виде десятичной или обыкновенной дроби);
  • сравнивать числа, упорядочивать наборы чисел, понимать связь отношений «больше» и «меньше» с расположением точек на координатной прямой;
  • выполнять арифметические действия с рациональными числами, находить значения степеней; сочетать при вычислениях устные и письменные приёмы;
  • составлять и решать пропорции, решать основные задачи на дроби, проценты;
  • округлять целые числа и десятичные дроби, производить прикидку результата вычислений.

Выражения и их преобразования

В результате изучения курса математики учащиеся должны:

  • правильно употреблять термины «выражение», «числовое выражение», «буквенное выражение», «значение выражения», понимать их использование в тексте, в речи учителя, понимать формулировку заданий «упростить выражение», «найти значение выражения», «разложить на множители»;
  • составлять несложные  буквенные выражения и формулы; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления; выражать из формул одни переменные через другие;
  • находить значение степени с натуральным показателем.

          Уравнения и неравенства

          В результате изучения курса математики учащиеся должны:

  1. понимать, что уравнения – это математический аппарат решения разнообразных задач из математики, смежных областей знаний, практики;
  2. правильно употреблять термины «уравнение», «неравенство», «корень уравнения»; понимать их в тексте, в речи учителя, понимать формулировку задачи «решить уравнение, неравенство»;
  3. решать линейные уравнения с одной переменной.

Функции

В результате изучения курса математики учащиеся должны:

  1. Познакомить с примерами зависимости между реальными величинами (прямая и обратная пропорциональности, линейная функция);
  2. Познакомиться с координатной плоскостью, знать порядок записи координат точек плоскости и их названий, уметь построить координатные оси, отметить точку по заданным координатам, определить координаты точки, отмеченной на координатной плоскости;
  3. Находить в простейших случаях значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком;
  4. Интерпретировать в несложных случаях графики реальных зависимостей между величинами, отвечая на поставленные вопросы.

          Геометрические фигуры и их свойства. Измерения геометрических величин          

   В результате изучения курса математики учащиеся должны:

  1. Распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, многоугольники, окружности, круги); изображать указанные геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задачи;
  2. Владеть практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также для нахождения длин отрезков и величин углов;
  3. Решать задачи на вычисление геометрических величин (длин, углов, площадей, объёмов), применяя изученные свойства фигур и формулы.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

  • Формирование ответственного отношения к учению;
  • Формирование осознанного уважительного и доброжелательного отношения к своим одноклассникам, их мнению;

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

  • формирование приёмов учебной деятельности в процессе обучения математике (работа с учебником, организация домашней работы, ведение тетради по математике);
  • формирование общих приёмов умственной деятельности по усвоению математических понятий (наблюдение, анализ, сравнение, обобщение);
  • развитие речи;
  • развивать умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

Тесты по математике

Программа содержит 3 теста в двух вариантах:

  • Тест за курс начальной школы проводится в конце сентября после обобщающего повторения программы начальной школы;
  • Тест по теме «Натуральные числа» проводится в конце первого полугодия после изучения данного раздела;
  • Тест «Дробные числа» проводится в конце учебного года.

Каждый тест состоит из 30 заданий. Проверяются только ответы, которые учащиеся записывают в специальную таблицу ответов. Время работы-1 урок (45минут).

70% заданий (21 из 30) – это задания, которые соответствуют обязательным «Требованиям к уровню подготовки учащихся», 30% заданий – это задания повышенного уровня сложности и нестандартные.

Оценка за тест:

«5» – от 27 до 30 правильных ответов;

«4» – от 21 до 26 правильных ответов;

«3» – от 15 до 20 правильных ответов;

Оценка за тест для учащегося с ОВЗ:

«5» – больше 17 правильных ответов;

«4» – от 13 до 17 правильных ответов;

«3» – от 8 до 12 правильных ответов;

Заключение

  Адаптированная образовательная программа является одним из индивидуально-ориентированных специальных образовательных условий, определяющих эффективность реализации образовательного процесса и социальной адаптированности ребенка в полном соответствии с его конкретными особенностями и образовательными возможностями. Реализация Адаптированной образовательной программы обучающегося с ОВЗ (инвалидностью) с одной стороны - соответствует государственной политике в области доступности и качества образования для всех категорий детей, нуждающихся в создании специальных образовательных условий, в том числе, в рамках инклюзивного (включающего) образования. С другой стороны – это система и направление деятельности педагогического коллектива образовательной организации, базирующаяся на определенных методологических и методических принципах, основным организационным механизмом которой является междисциплинарное и межведомственное взаимодействие.  Данная программа необходима на этапе реализации инклюзивного процесса в образовательной организации, поскольку позволяет рассмотреть и оценить сущностные и ситуативные противоречия и ограничения этого процесса.


Список использованной литературы

1.​ Алехина  С.В.,  Зарецкий  В.К.  Инклюзивный подход в образовании в  контексте  проектной  инициативы  «Наша  новая  школа»  //  Психолого-педагогическое  обеспечение  национальной  образовательной  инициативы  «Наша  новая  школа».  2010. 

2.. Алехина С.В., Алексеева М.А., Агафонова Е.Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование, 2011, № 1.

3. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека.- 3 издание,- М., Академия:Смысл, 2007.

4. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2007.

5. Банч Г. Включающее образование. Как добиться успеха? Основные стратегические подходы к работе в интегративном классе/– М.: Прометей, 2005.

6. Дикаева Е. С. Обучение детей с особыми образовательными потребностями / Е. С. Дикаева // Искусство и образование. - 2007. - № 1.

7.. Екжанова Е.А. Резникова Е.В. «Основы интегрированного обучения» - М.- 2008.

8.​ Жигорева, М.В. Концептуальные подходы к реализации интегрированного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.// Коррекционная педагогика: теория и практика/ -2013.-№3

9. Инклюзивное образование лиц с нарушениями в развитии: взгляд из Европы и России / Сб. науч. тр., СПб., 2010.

10. Казакова Е.Искусство помогать: Что скрывается за термином «Сопровождение развития детей» // Лидеры образования. — 2004. — № 9—10.

11. Лактионова Е.Б.  Образовательная  среда  как  условие  развития  личности  и  ее  субъектов  //  Известия  РГПУ  им.  А.И.  Герцена.  —  2010.  —  №  128. 

12. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития / Под научной редакцией И.Ю.Левченко. – М.: Национальный книжный центр, 2013.

13. Малофеев Н.Н. Почему интеграция  в образовании закономерна и неизбежна// Альманах ИКП РАО, № 11/2007, электронная версия.

14. Малофеев Н.Н. Становление и развитие государственной системы специального образования в России. – М.: Просвещение, 2011.

15. Никифорова Н.Н .Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья//Сайт tzrruo.ru

16. Новикова, И.М. Место специальной здоровьесберегающей педагогики в инклюзивном образовании. / Коррекционная педагогика: теория и практика/ -2013.-№3-. С.23-25.

17. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации. / Отв. ред. С.В. Алехина. — М.: МГППУ, 2012.

18. Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья: Учебное пособие /Отв. Ред. С.В.Алехина, Е.Н. Кутепова. – М.: МГППУ, 2013.

19. Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография /Отв. Ред. С.В.Алехина. – М.: МГППУ, ООО «Буки Веди», 2013.

20. Сабельникова С. И. Развитие инклюзивного образования // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2009. № 1. С.42–54.

21. Семаго Н.Я. Инклюзивное образование. Выпуск 2. «Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья». - М, «МИРОС», 2010.

22 Семаго Н.Я. Технологии определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Серия: Инклюзивное образование. вып. 2. – М.: «Школьная книга», 2010.

23. Системный подход к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья: материалы всероссийской конференции «Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: опты, проблемы, перспективы» /Научный ред. Л.Г. Серова. -Самара: Современные образовательные технологии, 2010.

24. Специальная педагогика. Под ред. Н.М.Назаровой. М.: Академия, 2013.

25. Специальная психология. Под ред. В.И.Лубовского. М.: Академия 2011.

26 .Суворов А.В. Человечность, достоинство, педагогика оптимизма.- М., «Чистые пруды», 2009.

27. ФГОС: Выявление особых образовательных потребностей у школьников с ограниченными возможностями здоровья на уровне основного общего образования /Под ред. Е.Л. Черкасовой, Е.Н. Моргачёвой.– М.: Национальный книжный центр, 2014.

28. Яковлева, И.М. Личностная готовность педагогов к работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. // Коррекционная педагогика: теория и практика/ -2013.-№3-. С.17-21.

Справочно-методические материалы

1. «Всеобщая Декларация прав человека» - принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года

2.  «Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования» - Принята 14 декабря 1960 года Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки в культуры (ЮНЕСКО)

3. «Конвенция ООН о правах ребенка» - Принята резолюцией 45/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г., ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г.

4. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья / [Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова]. – М.: Просвещение, 2013. – 42 с. – (Стандарты второго поколения).

5. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» - Закон Российской Федерации, Принят Государственной Думой 3 июля 1998 года и одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 года, (с изменениями от 20 июля 2000 г., 22 августа, 21 декабря 2004 г., 26, 30 июня 2007 г.)

6.  «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» - Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599
7. "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» - Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761

8. «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы» - Постановление Правительства РФ от 17 марта 2011 г. №175

9. «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» - Федеральный закон Российской Федерации от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ

10. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

11. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2013.

12. ФГОС Основного общего образования. Примерные программы по учебным предметам. Математика 5 – 9 классы. 2010.

Интернет-ресурсы

1. http://www.informika.ru (Информационный центр Министерства образования и науки РФ).
2.  http://www.ido.ru (Система открытого образования с использованием дистанционных технологий)

3. http://mon.gov.ru/ (Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа)

4. WWW.IKPRAO.RU – Интернет-портал Института коррекционной педагогики РАО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная образовательная программа по математике

Рабочая программа составлена на основе Программы специальных коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, под редакцией В.В. Воронковой.Математика в коррекционной школе VIII...

Адаптированная образовательная программа по математике

Рабочая программа составлена на основе Программы специальных коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, под редакцией В.В. Воронковой.Математика в коррекционной школе VIII...

Адаптированная образовательная программа по математике 2 класс. Вариант 3.1.

Рабочая программа по математике составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной основной образовательной программы начального общ...

адаптированная образовательная программа по математике 5-9 классы

Программа реализуемая в МБОУ ШИ с. Некрасовка по АООП ООО...

Адаптированная образовательная программа по математике 5 - 9 классы

Адаптированная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по математике 5 - 9 классы...

Адаптированная образовательная программа курса математики в 5 классе.

Данная рабочая программа по математике адаптирована для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. 5 класс....