Методическая разработка «Формирование навыков словоизменения у старших дошкольников с речевым недоразвитием средствами сюжетно-ролевой игры", цикл занятий
методическая разработка

Капустина Елена Владиславовна

Предлагаемый цикл занятий орентирован на детей с общим недоразвитием ечи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon e.v._kapustina_metodicheskaya_razrabotka.doc262.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Иркутского районного муниципального образования

«Детский сад «Березовый»

(МДОУ ИРМО «Детский сад «Березовый»)

664521 Иркутская область, Иркутский район, р.п. Маркова, мкр. Березовый, 161-А.

Методическая разработка

«Формирование навыков словоизменения

у старших дошкольников

с речевым недоразвитием

средствами сюжетно-ролевой игры»

Цикл занятий

Автор-составитель:

Капустина Елена Владиславовна, учитель – логопед МДОУ ИРМО «Детский сад «Березовый»

Содержание

Введение ……………………………………………………………..… 3-4 стр.

Перспективное планирование ………………………………………... 5-6 стр.

Конспекты занятий…………………………………………………... 7- 40 стр.

«Прогулка по осеннему лесу»………………………………………....7-9 стр.

«Магазин дачного урожая» ……………………………………….. 10-12 стр.

«Бал для создания семьи» ………………………………………..... 13-15 стр.

«Супермаркет мебели» …………………………………………….. 16-18 стр.

«Салон моды» ……………………………………………………..... 19-22 стр.

«Рататуй» …………………………………………………………..... 23-26 стр.

«Подводное путешествие» …………………………………………. 27-30 стр.

«Путешествие в Африку ……………………………………………. 31-33 стр.

«Ветеринарная клиника» …………………………………………… 33-36 стр.

«Автопарк» ……………………………………………………………37-40 стр.

Заключение…………………………………………………………..…... 41 стр.

Список литературы……………………………………………………… 42 стр.

Приложение

Диагностический инструментарий…………………………………… 43-46 стр.

Введение

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Особое место в речевом развитии ребенка занимает формирование лексико-грамматической стороны речи, в частности овладение словоизменением.

Анализируя состояние речевой деятельности  детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, исследователи констатируют у них значительные трудности в овладении грамматическим строем языка, в частности обилие нарушений словоизменения (Р.Е.Левина, Г.А.Каше, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, В.К.Воробьёва, Т.В.Туманова и др.). Отставание в овладении словоизменением и его нарушения приводят к стойкому аграмматизму  устной речи.

Дети с общим недоразвитием речи в настоящее время составляют основной контингент групп компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи. В содержании адаптированной образовательной программы детского сада  предусмотрена последовательная и целенаправленная работа по развитию и коррекции грамматического компонента речевой деятельности  на логопедических занятиях. В то же время, как показывает практика работы логопедов и воспитателей, у детей, имеющих недоразвитие речи, медленно автоматизируются навыки  правильного использования в повседневном речевом общении лексико-грамматического материала, усвоенного на занятиях.

В дошкольной педагогике и логопедии многие авторы (Ю.Ф. Гаркуша, В.И. Селиверстов, Л.Н. Усачева, Т.Б. Филичева и др.) отмечали   большую роль игры детей  в  овладении всеми сторонами языка. Исследователи подчеркивают  богатые возможности игровой деятельности для развития инициативной речи, для формирования ее разных форм и функций, для обогащения и активизации словарного запаса. Объясняются эти ресурсы игры как фактора совершенствования речи тем, что именно игра – ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста.

Целенаправленное использование сюжетно-ролевых игр в качестве средства формирования и коррекции навыков  словоизменения актуально в коррекционно-развивающем процессе.

Цель методической разработки - создание условий для речевого развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством включения в занятия сюжетно-ролевых игр.

Обучение осуществляется с опорой на следующие принципы:

  1. системности:  коррекционно-развивающая работа проводится с учетом системного взаимодействия словоизменения с другими языковыми операциями в структуре речевой деятельности  (словообразованием, лексико-грамматическим структурированием словосочетаний, предложений);
  2. комплексности:  взаимосвязь с воспитателями, которые закрепляют полученные детьми способы действий по словоизменению, повторяя с ними рекомендуемые сюжетно-ролевые игры или их фрагменты;
  3. учёта индивидуальных особенностей дошкольников: умственной работоспособности и внимания, эмоционально-волевой сферы, контактности, коммуникативной активности, особенностей познавательной деятельности.

Подбор лексического материала осуществлялся по тематическому принципу, так как это способствует систематизированному усвоению и запоминанию, неоднократному повторению в течение всего периода обучения, повышению эффективности словарной работы в контексте практической деятельности.

Планируемые результаты:

  • повышение речевой активности;
  • овладение грамматическими формами словоизменения, словообразования, различными типами предложений;
  • расширение пассивного и активного словаря.

Для диагностики навыков словоизменения применяется комплекс из семи диагностических заданий, заимствованных из методических рекомендаций (Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Р.И. Лалаева).  

Перспективное планирование работы

по формированию навыков словоизменения детей старшего

дошкольного возраста с ОНР

№ п/п

Месяц

Лексическая тема

Сюжетно-ролевая игра

Развитие навыка словоизменения

1

Сентябрь

«Осень. Признаки осени. Деревья осенью»

«Семья»: «Прогулка по осеннему лесу»

Совершенствование навыка образования и употребления существительных в косвенных падежах без предлога и с некоторыми простыми предлогами.

2

Октябрь

Овощи, фрукты, ягоды

«Магазин дачного урожая»

Совершенствование умения образовывать и использовать в экспрессивной речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

3

Ноябрь

«Мой дом. Семья»

«Бал для создания семьи»

Закрепление у детей умения согласовывать имена прилагательные  с именами существительными в роде и числе.

4

«Мебель»

«Супермаркет мебели»

Совершенствование навыка согласования и использования в речи прилагательных  с существительными в роде, числе, падеже.

5

Декабрь

«Одежда»

«Салон моды»

Закрепление падежных конструкций имени существительного во множественном числе.

6

Январь

«Посуда. Продукты питания»

«Рататуй»

Совершенствование навыка распространения простого нераспространенного предложения с однородными членами;

закрепление падежных конструкций имени существительного.

7

Февраль

«Животный мир морей и океанов. Пресноводные и аквариумные рыбы»

«Подводное путешествие»

Расширение понимания значения простых предлогов (в, на, у, под, над, за, с, со, из) и активизация их в речи.

8

Март

«Животные жарких стран»

«Путешествие в Африку»

Формирование навыка образования и использования в речи относительных прилагательных.

9

Апрель

«Домашние животные»

«Ветеринарная клиника».

Согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах единственного числа в предложениях.

10

Май

«Транспорт»

«Автопарк»

Совершенствование умения подбирать действия к предметам;

- согласование глаголов настоящего времени и имён существительных в роде и числе.

Конспекты занятий

Занятие 1.

Этап работы: обобщение и закрепление материала по теме: «Осень. Признаки осени. Деревья осенью».

Тема занятия: «Прогулка по осеннему лесу».

Задачи:

* коррекционно-обучающие:

 - закрепить умение использовать полученные знания по лексической теме «Осень. Признаки осени. Деревья осенью»;

 - совершенствование навыка образования и употребления существительных в косвенных падежах без предлога и с некоторыми простыми предлогами.

* коррекционно-развивающая:

 - продолжать развивать умение сочетать выполнение движений с речевым сопровождением.

* коррекционно-воспитательная:

- воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: рюкзаки, искусственные ёлочки, ведра, игрушечные звери (белка, ёжик, заяц, муравей), рыбки с магнитами, пакет для мусора, фотоаппарат, телефон - игрушечный, покрывало, еда - муляжи, удочки,  макет костра, музыка, грибы (лего-предметы-заместители), палатка детская, котелок (каска-предмет-заместитель), кукольная посуда, детские стульчики, деревянный конструктор (хворост для костра - предметы-заместители), руль, плакаты о природе, корзинки, аптечка, сооружение из палок для готовки над костром, спички (коробка и веточки-предметы-заместители спичек).

Предварительная работа: 1) дать задание родителям сходить с детьми в лес и поговорить о посещении; 2) беседа с детьми о правилах поведения в лесу; рассматривание картин и иллюстраций о природе; чтение экологической сказки о мусоре, загадок о мире растений и животных; дидактические игры: «Кто где живёт», «Когда это бывает?», «Назови одним словом», «Я знаю пять названий…» и др.; подвижные игры с элементами имитаций; изготовление атрибутов для игры, подбор предметов-заместителей.

Игровые роли: папа, мама, старшие и младшие дети, друзья семьи.

Содержание

Предположительные ответы и действия детей

1.

2.

 

           

3.

Организационный момент.

Беседа:

Логопед: - Ребята, давайте с вами поздороваемся и улыбнёмся. От наших улыбок сразу стало теплее и светлее.

- Ребята, знаете, когда я сегодня шла на работу, мне так захотелось попасть в лес, отдохнуть, послушать пение птиц, полюбоваться  деревьями, пособирать  грибы, ягоды. А вам хотелось бы оказаться в лесу? А давайте, вы закроете глазки и представите, что очутились в лесу. Что вы слышите: тишину или какие-то звуки? Правильно. Я предлагаю вам послушать  звуки леса. ( Звучит фонограмма звуков леса: кукушка, шум дождя, треск костра, дятел…).

- Молодцы, вы отлично справились.  Ребята, когда вы слушали эти звуки, вы представляли себе лес. А захотелось ли вам очутиться в этом лесу?

Но  прежде чем вы отправитесь  в лес, мне  хотелось  бы проверить, знаете ли вы как нужно вести себя  на природе, какие необходимо соблюдать правила. Для  этого  я  приготовила вам игру, которая поможет мне проверить ваши знания. - Я раздам  одним детям картинки, а другим   знаки. Ваша задача найти себе пару и рассказать, какое правило  подходит к знаку. (Д/И «Подбери знак»).

Замечательно, вы просто умнички. Вы справились с моим заданием, и  теперь я со спокойной душой могу отправить вас в лес.

Основная часть

Логопед: - Скажите мне пожалуйста, вы хотели бы идти в поход как дети  детского сада с логопедом или как семья: папа, мама, дети и другие родственники? Подумайте еще, на чём вы поедете в лес.

Итак, в семью превращаемся, игра начинается.

Дети распределяют роли (договариваются, кто кем будет), обозначают зоны (расставляют ёлочки, грибы, расстилают речку, запускают в неё рыбок, строят машину из стульчиков), берут атрибуты для похода, отправляются в лес на машине, в лесу кто-то разводит костер, кто-то ловит рыбу и т.д.

Логопед принимает на себя роль друга семьи.

Логопед: - Ребята, давайте мы пойдем на полянку и поиграем в игру. Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос.

Мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать

И вопросы задавать.

Листья осенью (что делают?)

Дождь осенью (что делает?)

Урожай осенью (что делают?)

Птицы осенью (что делают?)

Деревья осенью (что делают?)

Звери осенью (что делают?)

Лист березы (какой?)

Лист осины (какой?) и т.д.

Листья осенью, какие?

Солнце осенью, какое? И т.д.

Итог занятия.

Логопед:                                                                             - Ребята, нам пора возвращаться.  

За то, что вы  у меня такие замечательные друзья природы, я хочу вам подарить  значки (наклейки), в знак того, что вы всегда будите помнить о правилах поведения и хранить природу в чистоте!

 

- Да.

- Звуки

Дети отгадывают звуки.

- Да.

Дети подбирают знак к правилу и объясняют свой выбор.

- Как семья.

Комментарии к действиям (сначала при помощи педагога, затем самостоятельно).

- Я ловлю рыбу для ухи.

- Я развожу костер.

- Я ставлю палатку и т.д.

- Листья осенью желтеют, опадают и т.д.

- Дождь осенью моросит, идет и т.д.

- Урожай осенью убирают.

- Птицы осенью улетают.

- Деревья осенью желтеют, роняют листья.

- Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

- Березовый лист.

- Осиновый лист.

- Желтые, золотистые, красные, багряные, разноцветные, пестрые, красочные.

Дети тушат костер, собирают мусор, возвращаются в детский сад.

Занятие 2.

Этап работы: обобщение и закрепление материала по теме: «Овощи, фрукты, ягоды».

Тема занятия: «Магазин дачного урожая».

Задачи:

* коррекционно-обучающие:

 - закрепить умение использовать полученные знания по лексическим темам «Овощи. Фрукты. Ягоды»;

- расширение активного словаря существительных - названий овощей, фруктов и ягод;

- совершенствование умения образовывать и использовать в экспрессивной речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

* коррекционно-развивающие:

 - продолжать развитие операций сравнения и сопоставления зрительных образов (цифра – числовая карточка, цифра – палочка);

- продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук.

* коррекционно-воспитательные:

- продолжать учить в совместной деятельности слушать и слышать собеседника, задавать ему вопросы, инициировать и поддерживать диалог;

- упражнять в употреблении форм словесной вежливости;

- воспитывать самостоятельность, инициативу.

Оборудование: муляжи овощей, фруктов, ягод, корзинки, сумки, касса, деньги (палочки Кюизенера, бумажные деньги с цифрами).

Предварительная работа: экскурсия в магазин овощей, фруктов, ягод.

Игровые роли: продавец, кассир, покупатели.

Содержание

Предположительные ответы и действия детей

1.

2.

3.

Организационный момент.

Логопед:                                                                             - Ребята, посмотрите, как у нас много в этом году урожая. Сколько овощей, фруктов и ягод! Давайте утроим магазин дачного урожая. Будем продавать все, что у нас выросло. В нашем магазине будут продаваться самые свежие, вкусные, для здоровья овощи, фрукты и ягоды.

Основная часть.

 - Итак, нам нужно расставить столы для продажи, разложить наш урожай.

- Ну вот, все готово. Кто будет продавцам, кто покупателями?

(Если дети не смогли договориться между собой, то логопед предлагает распределить роли с помощью волшебного мешочка, из которого нужно вытащить картинку, изображающую роль ребенка. Логопед играет роль покупателя и общается с каждым продавцом).

- У меня к вам одна просьба:  слова нужно говорить ласково.

- Давайте попробуем.

Д/и «Скажи ласково»

Захотелось нам ласковых слов.

Кто из звуков помочь на готов?

«Ч»- наш самый нежный звук!

Не откажемся от его услуг!

- Помидор

- Лук

- Морковь

- Яблоко

- Малина и т.д.

Диалог с первым покупателем.

- Здравствуйте! Какой у Вас хороший урожай. Нигде не видела таких сочных и спелых помидорчиков. Сколько они стоят?

- Я возьму помидорчики. А у Вас есть картошечка?

- Сколько всего надо заплатить?

- Спасибо. Пойду посмотрю фрукты и ягоды.

Диалог со вторым покупателем.

- Здравствуйте. Какие у Вас спелые яблочки. Они вкусные? Можно попробовать?

- Сколько они стоят?

- Спасибо.

Диалог с третьим покупателем.

- Здравствуйте. Клубничку можно попробовать?

- Как вкусно, главное все натуральное. Я, конечно же, беру. Сколько всего надо заплатить?

- Спасибо Вам. Буду всегда к вам приходить.

Логопед общается с другими «покупателями», рассказывает о качестве продаваемого урожая, делится своими впечатлениями, интересуется их мнением.

Итог занятия.

- Сейчас наш магазин закрывается.

- Ребята, скажите, пожалуйста, чем полезен наш магазин?

- А в чем польза фруктов, овощей и ягод?

 

- Помидорчик.

- Лучок.

- Морковочка.

- Яблочко.

- Малиночка.

- Здравствуйте, 6 рублей.

- Да, хорошая картошечка.

- 10 рублей.

Да, очень сладкие.

- 5 рублей.

- Здравствуйте, можно.

До свидания. И т.д.

- В нем продаются овощи, фрукты, ягоды.

- В них содержатся витамины и полезные вещества для роста и развития.

Занятие 3.

Этап работы: обобщение и закрепление материала по теме: «Мой дом. Семья».

Тема занятия: «Бал для создания семьи».

Задачи:

* коррекционно-обучающие:

- закрепить умение использовать полученные знания по лексической теме «Мой дом. Семья»;

- расширение объема словаря по теме «Мой дом. Семья»;

- закреплять у детей умение согласовывать имена прилагательные  с именами существительными в роде и числе.

* коррекционно-развивающая:

- развивать коммуникативные навыки, мышление.

* коррекционно-воспитательная:

- воспитание доброжелательности, вежливости.

Оборудование: атрибуты для игры (различные костюмы, микрофон и т.д.).

Предварительная работа:  чтение Т. Александрова «Зверик», И. Косяков «Все она», русская народная сказка «Гуси-лебеди».

Игровые роли: герои сказок, мультфильмов.

Содержание

Предположительные ответы и действия детей

1.

2.

3.

Организационный момент.

Логопед:

- Ребята, давайте устроим в детском саду бал в честь любимых ваших героев из сказок, мультфильмов, кино?

- Подумайте, в какого героя вы хотите превратиться?

- Теперь каждый из вас должен создать образ того героя, которого выбрал. Нужно подобрать украшения, изменить что-то в одежде, сделать прическу.

- Ну вот, все наши герои готовы к балу.

- А я буду волшебной феей Музой, которая помогает создавать крепкие дружные семьи.
Основная часть.

- Ребята, я тут услышала, что вы устраиваете бал в честь героев сказок, мультфильмов, кино. Расскажите о себе: кто вы, из какого мультфильма (сказки, кино), что лучше всего умеете делать.

- Какие вы все замечательные! Но ни у одного из ваших героев нет семьи. Ваш герой одинок, у него нет близких людей, которые любили бы его, заботились о нем, ухаживали. А давайте на балу ваши герои найдут себе пару – мужа/жену. Тем более у вас будет необычная пара, а сказочная. Вот, например, Белоснежка и Джек Воробей. Они могут жить в замке, вместе путешествовать на пиратском корабле, ходить в гости, помогать друг другу, советоваться и многое другое. Ну, как, согласны?

- Тогда я сейчас с помощью волшебной палочки начинаю бал. Логопед включает музыку, организовывает место для танцев.

- Уважаемые герои-мальчики, вы, как самые настоящие джентльмены, приглашайте девочек на волшебный танец.

- Какие  получились интересные пары! Давайте я вас сниму на камеру. Н, прежде чем я это сделаю, каждая пара даст мне интервью.

- Представьте, что вы одна семья – муж и жена. Какая будет жена, и что она будет делать в доме? Какой будет муж, какие обязанности будут у него? Что они будут делать вместе?

Итог занятия.                                                            

- Какие у всех образовались хорошие, дружные семьи! Я думаю, что все семьи достойны медали «Лучшая семья».

Логопед вручает заранее заготовленные им медали каждой семье.

Ответы детей.

Дети рассказывают о себе.

- Да.

Дети танцуют парами.

- Жена должна быть добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная...

Дома она следит за чистотой и порядком, готовит вкусные блюда, заботится о муже и детях…

- Муж должен быть строгий, умный, сильный...

- Он носит тяжелые сумки, ремонтирует технику и мебель, делает ремонт в квартире, строит дом…

Занятие 4.

Этап работы: обобщение и закрепление материала по теме: «Мебель».

Тема занятия: «Супермаркет мебели».

Задачи:

* коррекционно-обучающие:

 - закрепить умение использовать полученные знания по лексической теме «Мебель»;

- расширение активного словаря существительных - названий предметов мебели;

- совершенствование навыка согласования и использования в речи прилагательных  с существительными в роде, числе, падеже.

* коррекционно-развивающая:

 - продолжать развивать умение сочетать выполнение движений с речевым сопровождением.

* коррекционно-воспитательная:

- воспитание уважения друг к другу.

Оборудование: атрибуты для игры в магазин мебели (касса, картинки с изображением мебели), деньги (палочки Кюизенера, бумажные деньги с цифрами).

Предварительная работа: дать задание родителям сходить в мебельный магазин с детьми и поговорить о посещении. Беседа с детьми о мебели: для чего она нужна; где её продают.

Игровые роли: продавец, кассир, покупатели.

Содержание

Предположительные ответы и действия детей

1.

2.

 

 

3.

Организационный момент.

Логопед:                                                                             - Ребята, нам пришло письмо, а в нем загадки. Отгадаем?

Не зря в квартире он стоит:
Когда к обеду он накрыт,
Он собирает всю семью.
За ним я чай и кофе пью, уроки делаю, читаю.

В кухне нашей тесновато,
Там для стульев места нет,
Мы под стол обычно ставим
Деревянный…

На нём сидят, когда он сложен.
Когда разобран он – лежат.
Когда же день рожденье,
Он разместит гостей.
О чём стихотворенье,
Ответь ты поскорей.

Михаил Потапыч спать
Лёг в большущую…

- Молодцы! Как ловко вы научились отгадывать загадки. Как назвать все эти предметы, одним словом?

Основная часть.

Логопед:                                                                             - Верно, ребята. А как вы понимаете, что такое мебель?

- Где делают мебель?

- А где можно приобрести мебель?

- Ребята, сегодня к нам на занятие пришёл Мишутка. Он живёт в лесу. В его берлоге нет мебели. Мишутка очень бы хотел иметь удобную мебель, но только не знает какую выбрать. Давайте поможем Мишутке выбрать мебель. Пойдёмте в мебельный магазин.

Распределение ролей 

Играющие занимают свои места.

Покупатели приходят в магазин и  выбирают мебель для Мишутки или для себя.

Комментарии к действиям (сначала при помощи педагога, затем самостоятельно).

В ходе игры логопед, может быть продавцом, кассиром или покупателем.

Итог занятия.

- Мишутка остался очень доволен, теперь у него есть мебель. Вы молодцы, помогли Мишутке.

- Да.

- Стол.

- Табурет.

- Диван.

- Кровать.

- Мебель.

- Мебель - это предметы, которые находятся в помещении и предназначены для хранения вещей, а так же для того, чтобы на них спали, сидели, ели.

- Мебель делают в мебельной мастерской.  

- В мебельном магазине.

- Мне нужен большой круглый стол, на котором готовят еду и едят.

- Значит, вам нужен кухонный стол. Вот, пожалуйста.

-А мне нужен квадратный стол, который стоит в кабинете и за ним пишут.

- Вам нужен письменный стол.

- Есть ли у вас большой деревянный шкаф, в котором хранится одежда. И т.д.

Занятие 5.

Этап работы: обобщение и закрепление материала по теме: «Одежда».

Тема занятия: «Салон моды».

Задачи:

* коррекционно-обучающие:

 - закрепить умение использовать полученные знания по лексической теме «Одежда»;

- расширение активного словаря существительных - названий предметов одежды;

- закрепление падежных конструкций имени существительного во множественном числе.

* коррекционно-развивающие:

 - продолжать развивать умение сочетать выполнение движений с речевым сопровождением;

- продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук.

* коррекционно-воспитательные:

- воспитание уважения к труду;

- воспитание трудолюбия.

Оборудование: небольшие отрезки тканей, выкройки, швейные машины, утюги, гладильные доски (игрушки), подборка журналов мод, куклы, одежда для кукол.

Предварительная работа: беседа с детьми о ткани: для чего она нужна; что из ткани можно сделать; где её продают; рассматривание альбома с видами тканей.

Игровые роли: директор салона моды, заказчики, приёмщик заказов, закройщик, швея (портниха, портной), работник гладильного цеха.

 

Содержание

Предположительные ответы и действия детей

1.

2.

3.

Организационный момент.

Беседа:

Логопед:                                                                             - Ребята, как вы понимаете словосочетание «модная одежда»?                                                                                    - Из каких источников можно узнать, какая одежда модная в этом сезоне?

- Ребята, подумайте и скажите, в салоне моды могут шить одежду?

- Вспомните и скажите, люди, каких профессий там работают?

- Что делают закройщики?

- А для чего в ателье швеи-портнихи?

- А кто принимает заказы?

- Что делают модели?

- Я вам предлагаю открыть в нашем детском саду Салон моды. Согласны? А как вы предлагаете его назвать?

- Сколько отделов будет работать в нашем салоне?

                                                                               

Основная часть.

 - В каждом отделе работают по три сотрудника. Давайте решим, кто какую роль будет выполнять.

 - Ребята, а мне с вами можно поиграть? Какую роль вы мне      доверяете?

Логопед берет на себя роль директора.

- Итак, давайте представим, как будто наступило утро рабочего дня. Вы все пришли на работу. Проходите в свои отделы и организовывайте свои рабочим места.

Раздается звуковой сигнал.

Логопед:                                                                             - Внимание! Внимание! Просьба сотрудников Салона моды собраться в кабинете директора.                                                                                - Доброе утро! Уважаемые сотрудники! В наш салон поступил заказ. Разработать и изготовить новую коллекцию летней одежды, которая должна состоять из: платья для торжественных случаев, одежда для спорта, комплект одежды для   повседневной жизни. Заказ срочный. Его необходимо выполнить за один рабочий день. И по нашей уже сложившейся традиции, мы организуем показ мод. Поэтому каждому отделу нужно работать быстро, слаженно, дружно, но качественно.

Дети играют.

 Игровые ситуации:

- «сшить»  заказ;

- «погладить» ткань и сложить;

- взять швее выкройку у закройщика и т.д.

Раздается звуковой сигнал.                                                       Логопед:                                                                            - Уважаемые сотрудники Салона моды! Приглашаем Вас на показ коллекции летней одежды. Проходите в зал. Моделям и их помощникам собраться в кабинете директора.

Ведущий: Внимание! Внимание! В зале тишина! Показ моделей начинать пора!

Итог занятия.

Логопед:                                                                             - Модели сейчас отдохнут. Сотрудники салона соберитесь в кабинете директора. Коллекцию летней одежды завтра упакуют и отправят нашим заказчикам. Вот и подошел к концу рабочий день. Я благодарю всех за слаженную работу. Каждый из вас внес свой вклад в выполнение заказа, а все вместе – мы справились со сложным заданием. Молодцы!

Это красивая, современная, стильная, яркая одежда.                                              

- О модной одежде можно узнать из журналов мод. По телевизору показывают передачи о моде «Модный приговор», «Снимите это немедленно», «Ты - супермодель». В Домах моды проходят показы мод.                                                                        

- Да.

- Директор салона, дизайнеры одежды, приёмщик заказов, закройщик, швея (портниха, портной), модели.                                                 - Снимают мерки, составляют выкройки, кроят ткань.

- Портнихи шьют одежду, подгоняют ее по фигуре.

- Приёмщик заказов.

- Демонстрируют новую одежду.

Предложения детей, выбор названия.

Отдел раскроя ткани, пошивочный отдел, гладильный отдел, отдел выдачи готового изделия.

Дети выбирают роли и распределяются на подгруппы.

Дети выбирают необходимые игровые атрибуты и создают рабочие места.

Дети садятся на стулья в «кабинете директора».

Комментарии к действиям (сначала при помощи педагога, затем самостоятельно):

- Я шью красное вечернее платье.

- Мне нужно сшить синий спортивный костюм.

- Дайте мне, пожалуйста, выкройку для вечернего платья. И т.д.

Дети садятся на стулья.

Дети - «помощники» «ведут» кукол в модной одежде, сопровождая показ своим рассказом. («На модели стильное вечернее платье с коротким рукавом красного цвета».) И т.д.

Зрители аплодируют.

Занятие 6.

Этап работы: обобщение и закрепление материала по теме: «Посуда. Продукты питания».

Тема занятия: «Рататуй».

Задачи:

*коррекционно-образовательные:

- закрепить умение использовать полученные знания по лексической теме «Посуда. Продукты питания»;

- активизировать словарь по теме «Посуда. Продукты питания»;                                                                                          

- совершенствовать навык распространения простого нераспространенного предложения однородными членами;

- закрепление падежных конструкций имени существительного.                            

*коррекционно-развивающие:

- продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук.

*коррекционно-воспитательные:

- продолжать учить в совместной деятельности слушать и слышать собеседника, задавать ему вопросы, инициировать и поддерживать диалог;

- воспитывать самостоятельность, инициативу.

Оборудование: игрушечная посуда, плита, игрушечные овощи, фрукты, продукты.

Предварительная работа: беседа на тему «Как мы дома встречаем гостей», чтение К. Чуковский «Федорино горе».

Игровые роли: «сказочные повара».

Содержание

Предположительные ответы и действия детей

1.

2.

3.

 Организационный момент.

Логопед: - Дети, какие мультфильмы о поварах вы знаете? Помните мультфильм «Рататуй»? Чем он вам нравится?

- Это добрый веселый мультфильм о крысенке Реми, который мечтает стать знаменитым шеф-поваром. Главной особенностью Реми является его чрезвычайно тонкое обоняние  чувство вкуса. При всем его таланте Реми никто и никогда не пустит на кухню. Но ему это удается при помощи мальчика по имени Лингвини, который позже станет его другом. Реми и Лнгвини мечтают стать поварами, и они учатся готовить и переживают множество приключений на кухне парижского ресторана. В результате они работают в ресторане и восхищают своих посетителей блюдом «Рататуй».

- Давайте, придумаем новые приключения для Реми и Лингвини. Они согласились участвовать в конкурсе «Лучшее блюдо года». Им нужно собрать как можно больше голосов в пользу их бесподобного и очень вкусного блюда «Рататуй». Поэтому они начали путешествовать по сказкам и угощать героев своим блюдом. Как вам такая идея?

- Что вы хотите добавить в этот сюжет?

Основная часть.

На столе  расставлены  предметы  разной  посуды – кастрюля, сковородка, чайник, тарелки глубокая и мелкая и т.д.

Логопед: 

- Ребята, какие  предметы  вы  видите  на  столе?

- Для  чего  нужны  все  эти  предметы?

- Как  можно  одним  словом  назвать  предметы, которые  нужны  для  приготовления  пищи  и  для  еды?

Логопед: 

 - Назовите столовые приборы, которыми мы пользуемся для еды?

- В какой посуде готовят пищу?

Как называется посуда?

- Какой посудой мы пользуемся, когда пьём чай?

- Как называется эта посуда?

- А как называется посуда, из которой едим (принимаем пищу)?

- Назовите столовую посуду.

- Выбираем себе роль. Кроме Реми и Лингвини, у нас в игре могут быть помощники поваров – Алиса из страны Чудес, Копатыч из мультфильма «Смешарики» и другие. Кем вы будете? Опишите своего героя, какой он.

- Я буду Лингвини. Я талантливый повар. Обожаю готовить. Знаю много вкусных блюд. Люблю встречать гостей и удивлять их своими кулинарными способностями.

- Какие мы все трудолюбивые и необычные! Начинаем конкурс «Лучшее блюдо года». Сначала придумаем название нашей поварской команде. Ваши предложения.

- Итак, мы с вами решили, что наша команда будет называться «Поварское чудо». Теперь приготовим наше коронное блюдо «Рататуй». Какие продукты нам для этого понадобятся?

- Блюдо «Рататуй» готово! Давайте придумаем историю появления этого блюда.

- История рождения блюда готова! Отправляемся в путешествие по сказкам и жетончики за наше блюдо. Один голос – один жетончик.

- В какие сказки мы с вами отправимся?

- Мы с вами выбрали три сказки:

1. Лунтик и его друзья.

2. Золушка.

3. Приключения Буратино.

- Как мы попадем в эти сказки?

- Может быть, отправимся туда на ковре самолете?

- Прыгаем на ковер - самолет, вместе говорим сказачное заклинание: «Рататуй»

- Вот мы и оказались в первой сказке. Кого первым угостим блюдом?

- Ура! Мы с вами очень много собрали жетончиков за наше блюдо! Оно понравилось всем героям сказок. Теперь надо представить наши жетончики судьям конкурса.

Итог занятия.

- Друзья, вам понравилось участвовать в конкурсе? А что вам запомнилось больше всего? Вы победили, потому что работали дружно и слаженно. Вы получаете дипломы «Лучшее блюдо».

Ответы детей.

Положительные ответы детей.

Дети предлагают свои варианты.

Каждый  называет  только  один  предмет.

- Чтобы  есть, готовить  еду.

- Посуда.

- Ложка, вилка, нож.

- Кастрюля, сковородка, противень и т.п.

- Кухонная

- Чашка, блюдце, сахарница, заварной чайник, конфетница и т.п.

- Чайная.

- Столовая

- Глубокая тарелка, мелкая тарелка, супница, салатница, солонка и т.д.

Дети сочиняют описательный рассказ о героях, которых они будут изображать в игре.

Дети предлагают свои варианты.

Дети с педагогом обсуждают ингредиенты блюда, приготавливают его.

Дети с педагогом сочиняют историю появления блюда.

Педагог  с детьми заранее изготовляют жетончики для игры.

Дети предлагают свои варианты.

Дети вспоминают героев сказки, предлагают свои варианты.

Дети с педагогом угощают героев сказки блюдом, рассказывают историю его появления на свет, получают жетончики. В ролях героев сказки выступают игрушки, озвучиваемые детьми. Во время угощения блюдом ведется ролевой диалог.

Далее дети с педагогом продолжают свое путешествие, отправляются в следующие сказки

Награждение поваров и их помощников. Вручение диплома «Лучшее блюдо».

Занятие 7.

Этап работы: обобщение и закрепление материала по теме: «Животный мир морей и океанов. Пресноводные и аквариумные рыбы».

Тема занятия: «Подводное путешествие».

Задачи:

*коррекционно-обучающие:

- закрепить умение использовать полученные знания по лексической теме «Животный мир морей и океанов. Пресноводные и аквариумные рыбы»;

- активизировать словарь по теме «Животный мир морей и океанов. Пресноводные и аквариумные рыбы»;                                                                                          

- расширение понимания значения простых предлогов (в, на, у, под, над, за, с, со, из) и активизация их в речи.

*коррекционно-развивающая:

- продолжать развивать умение в совместной деятельности слушать и слышать собеседника, задавать ему вопросы, инициировать и поддерживать диалог;

*коррекционно-воспитательная:

- воспитывать самостоятельность, инициативу.

Оборудование: пилотка, бескозырка, руль, бинокль, швабра, ведро, иллюстрации по теме занятия.

Предварительная работа: чтение рассказов и сказок из книги «Почемучка» А. Дитрих, по теме: «Реки, речки и моря на Земле шумят не зря». Чтение книг автора Б. Гомон «Морские диковины»; рассматривание альбома с иллюстрациями морских и речных обитателей; дидактические игры: «Кто назовёт больше действий», «Капитан укладывает чемодан», «Круги на воде».

Игровые роли: капитан, рулевой, радист, матросы.

Содержание

Предположительные ответы и действия детей

1.

2.

3.

Организационный момент.

Логопед: - Ребята, вы видели фильмы или мультфильмы про подводную лодку? Какие?

- А вы сами хотели бы отправиться в подводное путешествие? – А вы сможете построить такую лодку?

- Только у нас будет путешествие не обычное, а с героями из сказок, мультфильмов, фильмов, которых вы сами выберете. Итак, кто кем будет в нашей игре?

Основная часть.

- Кто будет на нашей подводной лодке?

- Давайте я пока буду капитаном.

- Теперь нам надо построить подводную лодку.

- Готовимся к отплытию.

Перед капитаном и его помощником выстраивается экипаж, им все докладывают о своей работе.

- По местам! Приготовиться к погружению!

Когда подводная лодка плывет, все смотрят в иллюминаторы на жителей подводного царства.

Логопед показывает яркие иллюстрации.

- Нас встречает первый морской житель. Попробуйте угадать, кто он.

Над волной дугою взвился,
Спинкой чёрной заискрился.
Мимо Гагр плывёт… Афин!
Белобрюхий кто? Дельфин приплыл не один, их целая стая. Посмотрите внимательно и найдите дельфина, который отличается от других.

- Ну вот, стая дельфинов уплыла, а перед нами сейчас появится следующий обитатель океана.

Глубоко на дне она

Словно на небе видна.

Но не светит и не греет,

Потому что не умеет.

- Сколько у нее лучей? Да, пять, и она очень любит считать до пяти. Давайте и мы посчитаем:

1 окунь, 2 …, 3 …, 4 …, 5 …

1 акула

1 палтус

1 медуза

1 кальмар

1 мурена

-Слушайте ещё загадку.

Угадайте, что за кони

Мчатся в море от погони?

В водорослях скрыться смог

Маленький морской... (конёк)

- А к нам спешит следующий подводный обитатель.

Ты со мною не знаком?

Я живу на дне морском.

Голова и восемь ног,

Вот и весь я - … (Осьминог)

- Осьминог хочет поиграть в игру «Наоборот»

Большое - …

Пресная вода - …

Широкая - …

Горячее - …

Глубокое - …

Уплыть - …

- Осьминог вас благодарит.

-Морские жители вдруг заволновались, кто-то плывет к нам.

Треугольником плавник,

Океаны бороздит.

Пасть от злости распахнула,

Рыба-хищница … (Акула)

От акулы попрятались и уплыли все морские жители. Только что были – и вот уже их нет:

Были камбалы – нет …

Были кальмары – нет …

Были медузы – нет …

Были окуни – нет …

Были  креветки – нет …

Были скаты  – нет …

Были крабы – нет …

Головоногий то моллюск -

Десяток рук, присоски плюс.

Довольно крупный экземпляр.

А как зовут его? 

- Помогите кальмару составить предложения о морских жителях.

- Мы путешествовали по дну океана и выполнили много заданий. А сейчас давайте покажем морским обитателям, всё ли мы о них знаем. Отвечайте хором «да» или «нет»:

У ерша колючий бок?

Громко лает осьминог?

В море плавает медуза?

Любит камбала арбузы?

Дышит воздухом дельфин?

Есть консервы из сардин?

Очень вкусная селёдка?

Плавают кальмары в лодке?

Итог занятия.

-Наше путешествие подошло к концу, нам пора возвращаться.

- А для того, чтобы вы не забыли, каких жителей подводного царства мы сегодня повстречали, я дарю вам раскраски.

Ответы детей.

Дети выбирают героев, например, Бэтмена, фею Винкс, Кроша, Ежика и т.д.

Дети называют: капитан, штурман, помощник капитана, помощник штурмана, матросы, кок, врач.

Дети самостоятельно распределяют роли, если возникают проблемы, то вытягивают из мешочка бейджи с изображением кока, матроса и т.д.

Строят лодку, используя стулья и другие строительные материалы, подбирают игровые атрибуты.

Капитан со штурманом и его помощником должны определить по карте маршрут, кок - запастись едой, врач – проверить самочувствие всего экипажа, матросы – проверить исправность подводной лодки и снаряжения.

Каждый действует в соответствии со своей ролью.

Дети находят отличия.

- Один окунь, два окуня, три окуня, четыре окуня, пять окуней и т.д.

- Маленькое.

- Соленая вода.

- Узкая.

- Холодное.

- Мелкое.

- Приплыть.

- камбл.

- кальмар.

- медуз.

- окуней.

- креветок.

- скатов.

- крабов.

Дети составляют предложения, используя предлоги (с, на, в, у…)

Занятие 8.

Этап работы: обобщение и закрепление материала по теме: «Животные жарких стран».

Тема занятия: «Путешествие в Африку».

Задачи:

* коррекционно-обучающие:

- закрепить умение использовать полученные знания по лексической теме «Животные жарких стран»;

- расширение объема словаря по теме «Животные жарких стран»;

- формирование навыка образования и использования в речи относительных прилагательных.

* коррекционно-развивающая:

- развивать коммуникативные навыки, мышление.

* коррекционно-воспитательная:

- воспитание доброжелательности, вежливости.

Оборудование: атрибуты для игры (стульчики, крупный конструктор, мягкие игрушки животных).

Предварительная работа: чтение литературных текстов с обсуждением: Б. С. Житков «Про слона», Д.Р. Киплинг рассказы из «Книги Джунглей».

Игровые роли: путешественники.

Содержание

Предполагаемые ответы и действия детей

1.

2.

3.

Организационный момент.

Логопед:

- Ребята, вспомните из сказки, куда поехал доктор Айболит лечить зверей?

- Давайте и мы с вами тоже отправимся в Африку и навестим зверей?

- На чем мы туда отправимся?

- В путешествие мы отправимся с помощью волшебного глобуса.

Волшебный глобус я кручу,

Попасть я в Африку хочу!

Основная часть.

- Ну, вот мы и в Африке! Здесь очень жарко, знойно. В Африке есть бескрайние пустыни - где только один песок, и африканские джунгли с густыми зарослями пальм.

- Ой, смотрите, здесь давно не было дождей, все растения завяли. Может быть, мы их польем? Мальчики, наберите девочкам воды, чтобы они могли все полить.

Все действия воображаемые.

- Посмотрите, все звери лежат, они перегрелись, срочно нужно их отвезти купаться.

- Ребята, мы проезжаем джунгли. Давайте внимательно посмотрим, кто же здесь спрятался.

- Как вы догадались, что это лев?

- Голова льва, чья голова?

- А сейчас мы попали в Сахару. Сахара – это самая большая и жаркая пустыня. В Сахаре очень редко идет дождь. Капли не долетают до земли, они испаряются. А еще в Сахаре бывают очень сильные ветра, они поднимают песок до самого неба.

- Ребята, посмотрите, звери из-за песчаной бури перепутали свои семьи, давайте поможем им отыскать друг друга.

- Молодцы, помогли животным найти свои семьи!

- Вот мы и добрались до реки. Но здесь опасно. Как вы думаете почему?

- Животные искупались и захотели есть.

- Чем же мы будем их угощать?

Педагог выставляет карточки, на которых изображен кусок мяса, листья.

- Как называются животные, которые едят мясо?

- Животные, которые едят траву, листья - это…

- Давайте угостим наших животных. Хищникам дадим мясо, а травоядным - траву.

- Молодцы! Угостили животных!

Итог занятия.

- Ребята, звери благодарят вас за помощь. Нам пора возвращаться в детский сад. Крутим наш волшебный глобус.

- Где же мы сегодня побывали?

- Что было сложного в путешествии?

- Что было интересного?

- В Африку.

Ответы детей.

Игрушечных зверей грузят на машины и везут купаться.

- В джунглях прячется лев.

- Видна голова льва.

- Львиная голова.

(по аналогии тигриные лапы, жирафья шея, слоновий хобот,  носорожий рог, крокодильи зубы, обезьяний хвост).

- Папа лев, мама львица, детеныш - львенок. Это львиная семья. (По аналогии тигр, слон, жираф, верблюд).

- В реке живут крокодилы, они могут нападать.

Дети купают игрушечных животных.

- Животных будем угощать мясом, травой.

- Животные, которые едят мясо - хищники.

- Травоядные.

Дети выполняют упражнение.

- Льву дадим мясо. Он хищник.

Ответы детей.

Занятие 9.

Этап работы: обобщение и закрепление материала по теме: «Домашние животные».

Тема занятия: «Ветеринарная клиника».

Задачи:

*коррекционно-обучающие:

- закрепить умение использовать полученные знания по лексической теме «Домашние животные»;

- активизировать словарь по теме «Домашние животные»;                                                                                          

- согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах единственного числа в предложениях.                            

*коррекционно-развивающая:

- развивать умение слушать и слышать собеседника, задавать ему вопросы, инициировать и поддерживать диалог.

*коррекционно-воспитательная:

- прививать любовь к домашним животным.

Оборудование: игрушечные животные, халаты, шапки, карандаши и бумага для рецептов, игровой набор «Больница».

Предварительная работа: экскурсия в медицинский кабинет детского сада, наблюдение за работой врача (прослушивает фонендоскопом, смотрит горло, задает вопросы), чтение К. Чуковского «Доктор Айболит», Э. Успенский «Играли в больницу», рассматривание медицинских инструментов: фонендоскоп, шпатель, термометр, пинцет и др., беседа с детьми о работе ветеринарного врача, изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением  родителей (халаты, шапки, рецепты и т.д.)

Игровые роли: ветеринарный врач, медсестра, работник ветеринарной аптеки, люди с больными животными.

Содержание

Предполагаемые ответы и действия детей

1.

2.

3.

Организационный момент.

Логопед: - Ребята, скажите, пожалуйста, есть ли у вас домашние питомцы (животные).

- А каких еще домашних животных вы знаете?

- Почему этих животных называют домашними?

Основная часть.

Д/и «У кого какой малыш?»

- У нас перепутались все детеныши наших животных, поможем вернуть детенышей их мамам и папам?

- Только ответ нужно давать полный, например: « У собаки щенок».

(На фланелеграфе выставлены изображение животных и детенышей в разброс. Нужно собрать их вместе: детенышей со своими мамами.)

Собака -

Овца -
Корова -
Свинья -
Лошадь -
Курица -
Утка -
Коза -
Кошка -
Индюк -
Гусь -

Д/и «Кто, где живёт»

(На картинках изображены: лошадь, корова, собака, кролик и конюшня, коровник, будка, клетка).

- Посмотрите на картинку. Кто на ней изображен? Как называются их домики?

- Скажите, ребята, а куда обращаются владельцы животных, если их питомцы болеют?

- Вспомните, кто работает в ветеринарной лечебнице.

- Давайте мы у нас в группе организуем свою ветеринарную клинику. Вы согласны?

Распределение ролей.

- Кто кем хочет работать  в нашей  клинике?

В ветеринарную лечебницу приводят и приносят больных животных.

Ветеринарный врач принимает больных, внимательно выслушивает жалобы их хозяина, задает вопросы, осматривает больное животное, прослушивает фонендоскопом, измеряет температуру, делает назначение.  Медсестра выписывает рецепт.

Животное относят в процедурный кабинет. Медсестра делает уколы, обрабатывает и перевязывает раны, смазывает мазью и т.д.

Санитарка убирает кабинет, меняет полотенце.

После приема хозяин больного животного идет в ветеринарную аптеку и покупает назначенное врачом лекарство для дальнейшего лечения дома.

Диалог с первым посетителем:

- Здравствуйте, что  вас привело к нам?

- Что случилось?

- Давно ли она заболела?

- Давайте, я осмотрю вашу кошку.

- У вашей кошки болит лапка. Я назначу ей мазь. Подойдите к медсестре, она выпишет вам рецепт.

- С этим рецептом пройдите в аптеку

Диалог со вторым посетителем:

- Здравствуйте, чем я вам могу помочь.

- Сейчас я осмотрю вашего кролика. Если он здоров ему сделают прививку.

- Ваш кролик в полном порядке. Пройдите в процедурный кабинет.

Диалог с третьим посетителем:

- Ну-ка покажи своего питомца.

Как его зовут?

Что с ним случилось?

- Сейчас я пропишу лекарство.

Только обязательно выполняйте назначение и через 2 дня придете снова на прием.

И т.д.

Итог занятия.

- Наша ветеринарная клиника закрывается. Спасибо всем за работу!

- Ребята, расскажите, как нужно относиться к домашним животным?

Ответы детей.

- Свинья, козел, овца, корова, лошадь, собака, кошка, кролик.

- Потому что, они живут рядом с человеком. Человек о них заботится.

- Да.

- У собаки щенок.

- У овцы ягнёнок.

- Телёнок родился у коровы.

- Поросёнок у свиньи.

- У лошади жеребёнок.

- У курицы цыплёнок.

- Утёнок у утки.

- Козлёнок у козы.

- У кошки котёнок.

- Индюшонок у индюка.

- У гуся гусёнок.

- Лошадь живет в конюшне.

- Корова живет в коровнике.

- Собака живет в будке.

- Кролик живет в клетке.

- В ветеринарную клинику.

- Ветеринарный врач, медсестра, санитарка, работник ветеринарной аптеки.

- Да!

Предложения и желания детей.

Комментарии к действиям (сначала при помощи логопеда, затем самостоятельно).

- Здравствуйте! Доктор, моя кошка кажется, заболела.

- Она не весёлая и отказывается от еды.

- Со вчерашнего вечера.

- Спасибо!

- Здравствуйте, моему кролику нужно сделать прививку.

- Спасибо.

- Его зовут Шарик. Он поранил лапку.

- Спасибо!

- Домашних животных нужно беречь, заботиться о них.

Занятие 10.

Этап работы: обобщение и закрепление материала по теме: «Транспорт».

Тема занятия: «Автопарк».

Задачи:

*коррекционно-обучающие:

- закрепить умение использовать полученные знания по лексической теме «Транспорт»;

- активизировать словарь по теме «Транспорт»;                                                                                          

- совершенствование умения подбирать действия к предметам;

- согласование глаголов настоящего времени и имён существительных в роде и числе.

*коррекционно-развивающая:

- продолжать развивать умение в совместной деятельности слушать и слышать собеседника, задавать ему вопросы, инициировать и поддерживать диалог.

*коррекционно-воспитательная:

- воспитывать самостоятельность, инициативу.

Оборудование: стульчики, руль, билеты, машины, кукольная посуда, набор доктора, инструменты.

Предварительная работа: целевая прогулка по улице; беседа о правилах поведения в общественном транспорте; игровое упражнение «Сигналы жезла регулировщика».

Игровые роли: водитель, кондуктор, пассажиры, повара, механики, врач.

Содержание

Предполагаемые ответы и действия детей

1.

2.

3.

Организационный момент.

Логопед вручает детям картинки с изображением транспортных средств. Дети рассказывают, что изображено на их картинках.

Основная часть.

- Как можно назвать одним словом  всё то, что вы перечислили.

- А кто управляет всем этим?

- А как называют тех, кто ездит на транспорте?

- А вы знаете, где живут наши автобусы, троллейбусы и машины?

- Они живут в автопарке - это такой большой гараж, где автобус можно заправить бензином, помыть, проверить все ли исправно, а также самим водителям нужно подкрепиться в столовой и пройти медицинский осмотр у врача.

Хотите побывать на автопарке и посмотреть, что там происходит? Тогда предлагаю вам превратиться в пассажиров и занять места в автобусе.

-  Прежде чем мы сядем в автобус, нам необходимо перейти дорогу.

-  Что должен соблюдать водитель автобуса?

На полу из полосок нарисован пешеходный переход, стоит регулировщик в руках круги трех цветов.

Давайте вспомним правила перехода дороги. Как переходят дорогу? На какой сигнал светофора?

Выбирается водитель и кондуктор.

-  Чтобы ехать в автобусе, мы должны заплатить за проезд.

Д/и «Закончи предложение»

- Пока мы с вами едем, предлагаю поиграть в игру. Я начинаю, вы продолжаете:

 - От вокзала автобус…

- Ехал, ехал и к мосту автобус …

-  Речку по мосту автобус …

 - Дальше поехал и к гаражу автобус …

- В гараж автобус …

- По гаражу проехал и скоро из него автобус  …

- Ехал, ехал и к озеру автобус …

- Озеро автобус …

- И к светофору автобус …

- На какой сигнал светофора автобус может ехать дальше?

- Какой сигнал горит на светофоре?

- Что должен сделать поезд?

Д/и «Подбери  действие к предмету»

-  Сейчас вы на минутку станете зеленым сигналом светофора. Я показываю вам картинку и называю действие. Если я правильно называю действие, вы поднимаете зеленый флажок, разрешите движение.

Самолет - летит, плывет, гудит, стоит,  взлетает, прыгает, отплывает, приземляется.

Самосвал - едет, гудит, летит, стоит, заезжает, разгружается,  плывет, проезжает.

Поезд - едет, гудит, летит, стоит, заезжает, разгружается,  плывет, проезжает

- Ой, ребята, и, правда, пассажирам в автопарк заезжать не положено. Давайте выйдем из автобуса и превратимся в работников автопарка, тогда мы сможем всё - всё увидеть! А водитель - подождёт, когда ворота автопарка откроются.

- Все готовы? Ворота открываются! Водитель заезжай и передавай свой автобус на проверку механикам. Автобус должен пройти полный технический осмотр! Все ли колеса у него на месте, исправен ли руль, нужно ли заправить его бензином…


- Водитель, наверное, очень проголодался пока развозил людей по разным остановкам. И пора ему пройти в столовую.

- Теперь наш шофер сыт и его ждет доктор на медицинский осмотр. Ведь нужно чтобы шофер был здоров, иначе он не сможет никого возить.

Итог занятия.

- Наш автобус исправен, мы с вами снова становимся пассажирами и возвращаемся в детский сад.

- Ребята, вы молодцы! Из вас получились отличные работники автопарка.

- У меня на картинке автобус.

- У меня на картинке троллейбус.

- У меня на картинке поезд. И т.д.

- Транспорт.

- Шоферы/водители

- Пассажиры.

Ответы детей.

- Да.

- Правила дорожного движения. 

Дети перечисляют правила и переходят дорогу.

Дети из стульчиков строят «автобус».

Кондуктор продаёт билеты, пассажиры покупают.

- Отъехал

- Подъехал

- Переехал

- Подъехал

- Заехал

- Выехал

- Подъехал

- Объехал

- Подъехал

- На зеленый

- Красный

- Остановку

- Автобус следует в автопарк, просьба всех пассажиров освободить автобус на этой остановке. 

Дети выбирают роли механиков, поваров и врачей. Надевают атрибуты. С помощью педагога, занимают места в соответствии с выбранной ролью.

- Механики, принимайте автобус на осмотр!

Механики с инструментами занимаются осмотром.

Водитель: - Здравствуйте, покормите, меня, пожалуйста!

Повара: - Здравствуйте! Проходите, садитесь!

Повара накрывают на стол и готовят еду.

Шофер: - Спасибо! Я наелся! До свидания!

Повара: - До свидания!

Шофер проходит к доктору.
Доктор: - Здравствуйте, что у вас болит?

Шофер: - Здравствуйте! У меня ничего не болит.

Доктор слушает, измеряет температуру и т.д.

Доктор: - Вы здоровы, можете ехать дальше.

Заключение.

Формирование навыка словоизменения тесно связано с общим речевым развитием ребёнка. При общем недоразвитии речи формирование навыка словоизменения происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарём. Дети понимают значение многих слов, объём их пассивного словаря достаточен, но употребление слов в речи сильно затруднено, что и влечёт за собой недостаточность грамматического строя, которая проявляется в более медленном темпе усвоения законов грамматики.

Осуществление обучения с использованием сюжетно-ролевых игр происходит с опорой на действенный опыт. Именно в игре создаются условия непосредственно предметно-практического сотрудничества, игрового партнерства, когда общение оптимально мотивировано. Игровая деятельность стимулирует появление мотивов участия в выполнении заданий, в игровых ситуациях дети чувствуют себя увереннее и зачастую полнее раскрывают свои познавательные и творческие способности, развивают речь.

Систематическая, специально организованная коррекционная работа по формированию навыков словоизменения с использованием сюжетно-ролевых игр у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи позволяет:

  • качественно изменить уровень лексико-грамматического развития дошкольников;
  • развивать внимание, воображение, коммуникативные навыки и способности,  умение наблюдать и осмысливать предметы и явления окружающей действительности;
  • воспитывать эмоциональную отзывчивость, чувство товарищества.

Предлагаемый цикл занятий может быть эффективно использован логопедами и воспитателями в практической деятельности.

Список литературы

  1. Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи. – М.: Гном, 2005.
  2. Деркунская В.А., Харчевникова А.Н. Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр детей  5-7 лет. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования,  2015.
  3. Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург, УГУ, 1990.
  4. Коррекционно-педагогическая работа в ДОУ для детей с нарушениями речи. Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М.: Академия, 2002.
  5. Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). – СПб.: СОЮЗ, 1999.
  6. Львов М.Р. Учись различать слова и их значения. – М.: Дрофа, 2003.                                                              
  7. Методы обследования речи детей. Пособие по диагностике речевых нарушений. Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2003.
  8. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. – СПб.:  Детство пресс, 2003.
  9. Солнцева О.В.  Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей. – СПб.:  Речь; - М.: Сфера, 2010.
  10. Туманова Т.В. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи. – М.: ВЛАДОС, 2004.
  11. Филичева Т. Б. Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи. Под ред. Волковой Л.С. – Кн. 5. – М.: ВЛАДОС, 2003.
  12. Эльконин, Д. Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 2000.

Приложение

Диагностический инструментарий

Первые четыре задания диагностического комплекса предполагают изменения форм имен существительных.

Задание 1. Цель - диагностика сформированности умения изменять существительные по падежам.

Речевой материал: неоконченные предложения и набор картинок с изображением объектов, обозначаемых недостающими словами:

Лошадь ест кусок… (сахар).

Детям дали варенье из… (клубника).

На лугу много… (кони).

В городе много… (трамвай).

Ребята сделали подарок… (учительница).

Инструкция: «Послушай внимательно! Я прочитаю незаконченное предложение, а ты выбери картинку, которая поможет тебе подобрать слово и изменить его так, чтобы предложение звучало правильно».

Оценка:

5 - правильное выполнение заданий;

4 - одна-две ошибки с самостоятельным исправлением;

3 - незначительные ошибки,  исправляемые при помощи логопеда;

2 - большое количество ошибок, не исправляемых даже с помощью логопеда;

1- не справился с речевым заданием, хотя картинку выбрал адекватно.

Задание 2.

Цель - диагностика сформированности умения образования имен существительных родительного падежа единственного и множественного числа.

Речевой материал:

Бабочка, Платье, Белка, Апельсин, Палец, Лицо,

Инструкция: «Будь внимателен! Я назову тебе слова, а ты измени слово так, что бы про него можно было сказать: Нет кого? Нет чего?

Например, Бабочка. Нет кого? Бабочки».

Оценка:

5 - правильное выполнение заданий;

4 - одна-две ошибки с самостоятельным исправлением;

3- незначительные ошибки с исправлением при помощи логопеда;

2- большое количество ошибок;

1 - не справился с заданием, хотя делал попытки выполнения в виде простых повторов образца.

Задание 3. Цель: Исследование умения изменять имена существительные при согласовании с именами числительными «два» и «пять».

Материал: картинки, на которых нарисованы: медведь, два медведя, пять медведей, лягушка, две лягушки, пять лягушек, дерево, 2 дерева, 5 деревьев, шар, 2 шара, 5 шаров.

Инструкция: внимательно рассмотри картинки, скажи, что на них нарисовано и в каком количестве.

Оценки результатов:

5 - выполнение задания без затруднений и ошибок;

4 - исправление отдельных ошибок самостоятельно или после замечаний экспериментатора;

3 - значительные затруднения и многочисленные ошибки в словоизменении, помощь экспериментатора помогает выполнить задание до конца;

2 - нарушение усвоения навыка словоизменения в большинстве случаев;

1 - правильные ответы лишь в отдельных случаях, помощь экспериментатора неэффективна.

Следующее, четвертое, задание предполагало  изменение форм имён прилагательных (в зависимости от рода и числа).

Задание 4.

Цель - диагностика сформированности умения изменять имена прилагательные при согласовании с существительными в роде и числе.

Речевой материал: пары слов для составления словосочетаний – Крыло (черный), перчатки (черный), выключатель (черный), ручка (черный).

Инструкция: «Будь внимателен! Я назову тебе слова, а ты измени второе слово так, чтобы оно отвечало на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? и подходило к первому слову. Например, Ручка какая? Черная. Выключатель какой? Черный.».

Оценка:

5 - правильное выполнение заданий;

4 - одна-две ошибки с самостоятельным исправлением;

3 - незначительные ошибки с исправлением при помощи логопеда;

2 - большое количество ошибок;

1 - не справился с заданием, лишь делал попытки повторения предлагаемых слов и их сочетаний, не перенося алгоритм изменения формы.

Следующие  три задания предполагают  изменение форм глаголов (в зависимости от времени, рода и числа):

Задание 5.

Цель - диагностика сформированности умения изменять глаголы по числам.

Речевой материал:

Яблоко зреет. Яблоки …

Ландыш пахнет. Ландыши …

Корова мычит. Коровы …

Конь скачет. Кони …

Инструкция: «Будь внимателен! Я скажу предложение об одном предмете. Например, «Яблоко зреет». А как правильно сказать то же самое предложение, если предметов стало много? «Яблоки зреют».

 Оценка:

5 - правильное выполнение заданий;

4 - одна-две ошибки с самостоятельным исправлением;

3 - незначительные ошибки с исправлением при помощи логопеда;

2 - большое количество ошибок;

1 - не справился с заданием, лишь повторял образцы.

Задание 6.

Цель - диагностика сформированности умения изменять глаголы прошедшего времени при  согласовани с существительными в роде и числе.

Речевой материал:

(Спать) кошка ... (Шуметь) море …

кот… река …

котята ... ручьи ...

Инструкция: «Будь внимателен! Я назову тебе слова, а ты измени их так, что бы они подходили к слову спать (шуметь) и обозначали, что это уже прошло. Например: Кошка спала. Море шумело».

Оценка:

5 - правильное выполнение заданий;

4 - одна-две ошибки с самостоятельным исправлением;

3 - незначительные ошибки с исправлением при помощи логопеда;

2 - большое количество ошибок;

1 - не справился с заданием, при попытке повторяет слова в начальной форме; помощь не принимает.

Задание 7.

Цель - диагностика сформированности умения изменять глаголы при  согласовании с личными местоимениями.

Речевой материал:

Идти … Я … Ты … Он …

Читать … Я … Ты … Он …

Работать … Я … Ты … Он …

Инструкция: «Будь внимателен! Измени слова идти, читать, работать, так что бы было правильно. Например, я иду, ты идешь, он идет».

Оценка:

5 - правильное выполнение заданий;

4 - одна-две ошибки с самостоятельным исправлением;

3 - незначительные ошибки с исправлением при помощи логопеда;

2 - большое количество ошибок;

1 - не справился с заданием; при попытке повторяет слова в начальной форме; помощь не принимает.

На основании суммирования количественных балльных оценок осуществляется уровневая дифференциация качества выполнения заданий на диагностику навыков словоизменения. Выделяются три уровня:

достаточный – от  26 до 35 баллов. Данный уровень предполагает полностью правильное выполнение задания либо с одной – двумя ошибками, которые исправлены ребенком самостоятельно;

недостаточный – от 15 до 26 балла. Характеризуется допущением большого количества самостоятельно исправляемых ошибок либо выполнение с одной - двумя ошибками,  исправление которых требует помощи логопеда;

низкий – от 0 до 15 баллов. При низком уровне дети не справляются с заданием, либо допускают большое количество ошибок, которые не могут исправить и с помощью логопеда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые подходы в формировании связной монологической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях коррекционных групп.

Развитие связной речи у детей находится под стихийным, а зачастую негативным и асоциальным влиянием зрительной наглядности. Игрушки, компьютер заменяют ребенку живое общение. Дошкольник впитывает речь...

Методическая разработка: "Формирование навыков диалогической речи"

Диалог как объект обучения. Как известно, диалог занимает практически 70% нашей разговорной речи и при изучении иностранного языка, является одним из неотъемлемых компонентов обучения....

тема: Формирование глагольной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня.

ВведениеГлава I.    Теоретическое обоснование проблемы формирования глагольной лексики у старших дошкольников с ОНР III уровня1.1...

Методическая разработка "Формирование навыка чтения на среднем этапе обучения"

В данной работе представлены упражнения, направленные на развитие навыка чтения на уроках английского языка....

Методическая разработка «Формирование навыков смыслового чтения при изучении темы «Атмосферное давление»

Данная методическая разработка может быть использована на уроках физики при изучении темы «Атмосферное давление» в 7 классе. Отдельные задания могут быть предложены учащимся в виде самосто...

Методическая разработка «Формирование навыков чтения с листа интервалов и аккордов в музыкальных произведениях у обучающихся в классе фортепиано» (методические рекомендации для студентов СХНП)

Работа  раскрывает узкий аспект чтения с листа, имеющий, однако, большое значение для выполнения главного условия чтения– непрерывности исполнения.В работе излагаются приёмы формирования на...

Методическая разработка "Формирование навыков чтения на уроках иностранного языка"

Один из важнейших аспектов в изучении иностранного языка-формирование навыков чтения. Благодаря которому студенты учаться понимать язык через текст, видеть в нем грамматические и лексические структуры...