Роль уроков физической культуры в развитии волевых качеств школьников с интеллектуальной недостаточностью.
статья

Сатиаджиев Джалалдин Абдулвагидович

Урок физической культуры может быть эффективным средством развития дисциплинированности и самоконтроля, если: уроки будут проходить систематически и методически корректно; в учебном процессе будут использоваться разнообразные упражнения; педагог будет сочетать и чередовать методы воспитания (убеждения, упражнения,  наглядный пример, поощрения, соревнования, наказания), предъявлять точно сформулированные и доступные для понимания ученика требования,   стремиться к повышению активности школьников с учетом их индивидуальных особенностей (интересов, волевых качеств характера, темперамента, способностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль уроков физической

культуры в развитии волевых качеств

школьников с интеллектуальной недостаточностью.

         Урок физической культуры  в  коррекционной школе  способствует развитию не только физических, но и личностных качеств ребенка с интеллектуальной недостаточностью,  в том числе и формированию волевых качеств. Урок физической культуры может быть эффективным средством развития дисциплинированности и самоконтроля, если: уроки будут проходить систематически и методически корректно; в учебном процессе будут использоваться разнообразные упражнения; педагог будет сочетать и чередовать методы воспитания (убеждения, упражнения,  наглядный пример, поощрения, соревнования, наказания), предъявлять точно сформулированные и доступные для понимания ученика требования,   стремиться к повышению активности школьников с учетом их индивидуальных особенностей (интересов, волевых качеств характера, темперамента, способностей.

Мы стремились использовать его структурные компоненты  (этапы)  урока физической культуры в развитии у школьников дисциплинированности и самоконтроля. В вводной части урока обращали внимание детей на необходимость соблюдения дисциплинированности во время переодевания в раздевалке,  на развитие умения аккуратно складывать свою одежду. Мы показывали детям единый  порядок складывания одежды и обуви, образец готовности ребенка к уроку и отмечали какую они могут оказать  помощь товарищу, давали установку на правильное  построение детей в зале.            

В подготовительной  части урока при выполнении строевых и общеразвивающих упражнений обучающиеся, ощущая постоянный контроль со стороны учителя,  выполняли инструкции и требования учителя Самоконтроль выражался в  правильном выполнении   заданий педагога, стремлении добиться хороших результатов.            

В основной части урока  нами для развития навыков самоконтроля предлагалось детям  проанализировать выполнения задания тем или иным учеником и выявить ошибки и погрешности, а также сравнить с выполнением другого ученика и предложить возможные варианты устранения ошибок. В дальнейшем детям предлагалось самим проанализировать технику выполнения упражнения и выявить  возможные ошибки.            

 В заключительной части урока обучающиеся обсуждали свою деятельность, ошибки закрепляли теоретические сведения, организованно уходили в класс.             В процессе уроков мы стремились четко и доступно, понятно для ребенка давать указания (требования). С этой целью мы сочетали: наглядный показ техники выполнения упражнения со словесной инструкцией его выполнения, а затем предлагали выполнить упражнение по частям, в целом (практический метод обучения).                

Организуя уроки, мы стремились повышать познавательную и двигательную активность школьников, используя при этом разнообразные методы обучения (круговой тренировки, игровой, работы по карточкам, проблемного обучения). Особую роль в развитии волевых качеств играет применение учителем разнообразных по степени сложности упражнений.            

         Для эффективности коррекционного воздействия на развитие волевых качеств мы комбинировали разные методы воспитания в течение серии уроков. Процесс обучения строился с учетом индивидуальных особенностей детей, в первую очередь волевых качеств. Так, если у ребенка имелся интерес к выполнению физического упражнения и он вел себя достаточно дисциплинированно, то ему бы предоставлялась большая самостоятельность, тем самым совершенствовались зачатки воли. При отсутствии интереса и низкого уровня самоконтроля мы применяли к данному ребенку разные приемы обучения (облегчение задания, использование игровой ситуации и т. д.) и воспитания (поощрение, одобрение, убеждение и т. д.   

Мы использовали метод убеждения, одобрения, практического приучения,  метод наказания и наглядный пример.

Наблюдения за детьми в процессе уроков физической культуры показали, что для развития волевых качеств следует применять разнообразные методы воспитания и обучения, чередовать и сочетать их. Эффективней всего сочетание словесных, наглядных и практических  методов  обучения, позволяющих детям осознать и наглядно представить содержание их деятельности. Ведущими методами воспитания волевых качеств у умственно отсталых детей являются убеждение, поощрение, пример, практическое приучение.            

Таким образом, организация регулярных занятий физической культурой с  применением разнообразных методов коррекционной работы способствуют развития  волевых качеств  школьников с нарушением интеллекта позволила нам, что способствовало развитию у них дисциплинированности и самоконтроля.            


Литература

1.Азарян Р.Н. Урок физической культуры как важное средство воспитания нравственных и личностных качеств у слепых и слабовидящих детей. //Дефектология. – 1984. - №6. – С. 53-59.            

2.Бабенкова Р.Д. О подходе к физическому воспитанию учащихся вспомогательной школы. //Дефектология. – 1980. - №2. – С.16-23.

3.Дмитриев А.А. Физическая культура в специальном образовании. – М., 2002. – 176 с.

 4.Кербель Л.А. Воспитание волевых качеств в процессе занятий физическими упражнениями // Формирование волевых качеств учащейся молодежи в процессе физического воспитания. – М., 1982. – 78 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад на педагогический совет школы - интерната «Роль уроков охраны и развития остаточного зрения и зрительного восприятия и мимики и пантомимики в развитии познавательных процессов слепых и слабовидящих детей».

В  докладе говорится о роли коррекционных уроков по охране и развитию остаточного зрения и зрительного восприятия  и уроков развития мимики и пантомимики в  познавательной деятельности ...

Использование элементов песочной терапии в работе по развитию речи детей с интеллектуальной недостаточностью

В данной статье предложена система занятий, построенных на основе элементов песочной терапии, которые позволяют вести целенаправленную работу по формированию и развитию связной речи школьников...

Развитие речи детей с интеллектуальной недостаточностью.

Развитие речи детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью....

Банк методик для отслеживания динамики развития учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью по направлениям «Эмоционально-волевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Профессиональное самоопределение»

Банк методик для отслеживания динамики развития учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью по направлениям «Эмоционально-волевое развитие», «Социально-коммуникативное развит...

Развитие речи детей с интеллектуальной недостаточностью.

Развитие речи детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью....

Презентация к уроку "Признаки весны" для учащихся с умеренной интеллектуальной недостаточностью

Презентация подготовлена с целью акутализации знаний о весне с уточнением главной роли Солнца в процессах природных изменений....