Развитие речи детей с интеллектуальной недостаточностью.
статья

Стрельникова Мария Николаевна

Развитие речи детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речи детей с интеллектуальной недостаточностью.

Стрельникова М.Н, учитель-логопед

     Речь ребенка с интеллектуальной недостаточностью с возрастом постепенно развивается, но все же остается своеобразно нарушенной.

С приближением к школьному возрасту встает вопрос об обучении и ребенок попадает к логопеду. Анализ речи обнаруживает бедность и элементарность словаря, его конкретность. Бедность словаря выражается в преобладании употребления существительных и глаголов, в отсутствии обобщающих слов. Пассивный словарь оказывается больше активного. Речь маловыразительна, монотонна, звукопроизношение нарушено. Ребенок пользуется простыми нераспространенными предложениями. Встречаются дети, речь которых кажется хорошо развитой, но при более внимательном наблюдении вскрывается, что она состоит из готовых речевых штампов, механически заученных,  лишенных реального содержания. Все это указывает на достаточно глубокое недоразвитие всех сторон и форм речи.

Речевые дефекты у детей с интеллектуальной недостаточностью характеризуются особой стойкостью. Даже если звук поставлен, его автоматизация и тем более дифференциация представляют значительные трудности и требуют длительной и систематической работы. Это объясняется тем, что использование новых звуков в речи – значительно более сложный и трудный процесс, чем их изолированное произнесение.

Часто мы сталкиваемся с тем, что в условиях логопедического кабинета, под контролем логопеда, учителя ребенок пользуется полученными умениями, но перенести эти умения в повседневную жизнь ребенок самостоятельно не может.  Возможен и рецедивирующий тип течения нарушения речи т.е длительные пропуски занятий (особенно после летних каникул), утрачиваются приобретённые умения и работа по устранению и коррекции речи начинается практически с самого начала.

 В результате совместной работы учителя и логопеда постепенно развивается речь учащихся.

Нарушения речи у детей с интеллектуальной недостаточностью характеризуется стойкостью, они с большим трудом устраняются, сохраняясь вплоть до старших классов.

При регулярной, систематической коррекционно-логопедической работе к старшим классам, у большинства учащихся, происходит коррекция звукопроизношения, просодических компонентов речи (темп, ритм). Наблюдается положительная динамика в развитии активного словарного запаса, развитии связной речи, но грамматический и смысловой уровни развития речи не достигают нормы.

Иногда приходится преодолевать инертность мышления некоторых родителей, считающих, что работа с детьми-логопатами трудоемкая, а результат бывает сильно отсрочен по времени, что снижает его привлекательность. Или, наоборот, считающих, что коррекция произойдет сама собой, без особых усилий с их стороны. Приходится убеждать, что за положительным результатом всегда стоит огромный труд. Самостоятельно, без усилий со стороны профильных специалистов и родителей проблему не решить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика речи детей с интеллектуальной недостаточностью

Речь  детей с интеллектуальной недостаточностью  характеризуется  рядом особенностей.У данных  детей нарушены  все  компоненты  речи.Нарушения  носят  сист...

Использование элементов песочной терапии в работе по развитию речи детей с интеллектуальной недостаточностью

В данной статье предложена система занятий, построенных на основе элементов песочной терапии, которые позволяют вести целенаправленную работу по формированию и развитию связной речи школьников...

Развитие речи детей с интеллектуальной недостаточностью.

Развитие речи детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью....

Развитие речи у детей с интеллектуальной недостаточностью на уроках "Речь и альтернативная коммуникация".

Говоря о трудностях, которые приходится преодолевать в процессе обучения наших детей, в первую очередь, нужно отметить отсутствие вербальной речи, что является значительным препятствием для всего обра...

Доклад «Развитие речи детей с интеллектуальными нарушениями через приемы альтернативной коммуникации на уроках математики (из опыта работы)».

Доклад«Развитие речи детей с интеллектуальными нарушениями через приемы альтернативной коммуникации на уроках математики (из опыта работы)»....