Конспект занятия по дизорфографии
план-конспект занятия (5 класс)

Белышева Анна Александровна

Конспект занятия по дизорфографии для 5 класса "Изменение существительных по падежам".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izmenenie_sushch._po_padezham.docx49.38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по дизорфографии для учащихся 5-х классов

Тема:  «Изменение существительных по падежам»

Цели:

образовательные:

— закрепить изменение одушевлённых существительных в единственном числе по падежам,

— закрепить употребление падежных окончаний одушевлённых существительных в единственном числе,

— закрепить практическое употребление в словосочетаниях одушевлённых существительных в единственном числе,

— закрепить дифференциацию звуков Б и П в слогах, словах, предложениях,

— активизировать словарь по теме «Домашние животные» на примере коровы, собаки, козы, кошки.

коррекционные:

— развитие фонематических процессов  (слуха и восприятия),

— коррекция правильного написания строчных букв Б и П,

— развитие мелкой и артикуляционной моторики,

— развитие дыхания и силы голоса.

Оборудование:  зеркала, слоговая таблица, образ букв Б и П,

таблица характеристики звуков, шаблоны прописных букв,

карточки слов (изменение по падежам),

карточки текста с пропущенным окончанием,

карточки-названия падежей с вопросами,

картинки животных (корова, собака, кошка, коза),

карточки частей тела животных, карточки животных с детёнышами,

карточки животных с кормом,

сюжетная картина «Дедушкин подарок».

Ход занятия

Организационный момент:

Логопед:

— Добрый день, ребята!

День учебный продолжается и занятие начинается.

Говорим всегда красиво, четко и неторопливо,

вспоминаем обязательно, что учили на занятиях.

Подготовительный  этап:

Логопед:

— Возьмите зеркала. Выполним упражнения для языка: «Лягушка», «Трубочка», «Качели», «Часики».

— Глубоко вдохнём и на выдохе протянем гласный звук

ААА,  вдох-выдох: ООО, вдох-выдох: ЫЫЫ,  вдох-выдох:

УУУ,    вдох-выдох: ЭЭЭ.

— Почему эти звуки называются гласными? (Воздух выходит свободно, их можно петь, тянуть).

 

Основной этап

Акустико-артикуляционная характеристика

Логопед:

— Маленькие мышки, серенькие шубки, длинные хвосты, пищат: пи-пи-пи.

— Пистолет пугает мух. Говорит он громко: бух!

— Ребята, как мышонок пищит? (Пи-пи-пи)

— Как пистолет пугает? (Бух-бух).

— Сегодня мы продолжим работу по различению согласных Б и П.

— Возьмите зеркала и произнесите звуки Б и П. Какие это звуки, чем они похожи, чем отличаются?

Ответы детей: это звуки согласные. Во рту существует преграда, губы сжимаются и разжимаются, язык неподвижен, струя воздуха – короткая, прерывистая. Звук П – глухой, звук Б – звонкий.

Логопед:

— Звуки мы слышим и произносим, а видим, читаем и пишем – что? (Буквы).

Развитие  фонематических процессов

Логопед:

— Прочитаем слоги парами по таблице: с буквой Б – громко, с П – тихо.

(БА-ПА, БО-ПО, БУ-ПУ, БЫ-ПЫ, БЭ-ПЭ).

— Сейчас повторите за мной слоги наоборот: ПА –(БА), ПО-(БО), ПЫ-(БЫ),     ПУ –(БУ), ПЭ-(БЭ).

— Пропишем в воздухе маленькие буквы Б и П.

— Обводите по пунктирным линиям на листочках буквы Б или П, когда услышите эти звуки в словах: слабый, грубый, крупный, колобок, колбаса, дупло, капли, сапоги, лопата, каблук.

— Продолжаем обводить буквы, услышав звуки в предложении:

На траву поставили бочки. На деревьях набухают почки.

Повалился старый забор. На воротах крепкий запор.

— Проверяем, сколько звуков Б вы услышали и обвели букв (8), сколько П (10).

 Физкультминутка:

— Встанем, отдохнём – услышав звук Б, поднимаем руки вверх, на П – опускаем вниз: П, Б, П, П, Б, ПА, БЫ, БЭ, ПУ, АП, ОП, альбом, папка, бумага, портфель, банан, капуста, яблоко, репа. У Бори старший брат Павлик. На полке стоит букет цветов.

 Развитие лексико-грамматического строя речи

Логопед:

— Молодцы, садимся и отгадываем загадки:

«Мягкие лапки, а в лапках царапки». Кто это? (Кошка)

«С хозяином дружит, дом сторожит, живёт под крылечком, хвост колечком». Кто это? (Собака)

«Голодная – мычит, сыта – жуёт, деткам молоко даёт». Кто это? (Корова)

«Идёт, идёт, бородой трясёт. Травки просит: ме-ме, дай-ка вкусной мне-мне». Кто это? (Коза)

— Назовите одним словом: корова, коза, кошка, собака – кто это? (Это домашние животные).

— Слова корова, кошка, собака, коза отвечают на вопрос Кто? И в Именительном падеже имеют окончание А.  (Запись на доске).

— Возьмите карточки и допишите окончания в словах в первой строке с вопросом Кто? (-а).

Дети дописывают окончания:

Кто? 

 коров…,  коз…,   кошк…, собак…

— Назовите, у Кого из животных есть рога? (у коровы), у Кого есть усы (у кошки), у кого бородка (у козы), у кого хвост колечком (у собаки).

— Давайте повторим: рога (у кого?) у коровы, усы (у кого?) у кошки, бородка (у кого?) у козы, хвост колечком (у кого?)  у собаки.

— Слова в Родительном падеже отвечают на вопрос Кого? И имеют окончания —Ы, -И.  (Запись на доске)

— Допишите в карточках окончания в словах во второй строчке с вопросом Кого?

у Кого?           

   у  коров…, у коз…,  у кошк…, у собак…    

— А сейчас поиграем в игру: «Кому дадим какую пищу». Соединим корм стрелочками с животным:  

К о м у ?

  

ispp

— Кому дадим капусту? (козе). Кому косточку? (собаке). Кому травку? (корове). Кому рыбку? (кошке).

— Существительные в Дательном падеже отвечают на вопрос Кому? И имеют окончания – Е. (Запись на доске)

— Допишите окончания в словах с вопросом Кому? В третьей строчке:

Кому?                коров…,  коз…,   кошк…, собак…

-А сейчас вспомним, как называются детёныши животных. Посмотрим на картинки и назовём с Кем? они нарисованы.

— Телята (с Кем?) с коровой, козлята (с Кем?) с козой, котята (с Кем?) с кошкой, щенки (с Кем?) с собакой.

— Повторим с Кем? (Коровой, козой, кошкой, собакой). Существительные в Творительном падеже отвечают на вопрос Кем?  И имеют окончания –ОЙ.

— Допишите окончания в словах с вопросом  Кем? В четвёртой строчке:

 Кем?                  коров…,  коз…,   кошк…, собак…

 

Физкультминутка

Логопед:

— Сейчас рассмотрим картину «Дедушкин подарок». Назовите Кого? Вы видите из домашних животных. Кого видим?

Ответы детей: Я вижу корову, козу, кошку, собаку.

— Существительные в Винительном падеже отвечают на вопрос Кого? И имеют окончания –У. (Запись на доске).

— Допишите окончания  -У в словах с вопросом Кого? В пятой строчке:

 

Кого (вижу)?                 коров…,  коз…,   кошк…, собак…

— Давайте повторим: о Ком? Мы сегодня с вами разговаривали

(О корове, о собаке, о кошке, о козе).

— Существительные в Предложном падеже отвечают на вопрос о Ком?  И имеют окончания –е.  (Запись на доске).

— Допишите окончания –е  в словах с вопросом о Ком? В шестой строчке:

о Ком?              о  коров…, о коз…,  о кошк…, о собак… 

 

 

Работа с текстом:

-Прочитайте предложения, вставьте пропущенные окончания. Спишите, подчеркните буквы  Б – двумя чертами и П – одной чертой.

У бабушки в деревне жила коров…  Пеструха. Бабушка  давала коров… свежее сено. Каждый день доила свою  коров….  У коров…  Пеструхи было много молока. Бабушка гордилась любимой коров…  и рассказывала о коров…  внучатам, угощала их молоком, сметаной, творогом.

 

Закрепление материала:

— Давайте повторим, какие  падежные окончания имеют существительные в единственном числе. (Чтение таблицы на доске).

— С какими звуками работали? Какие они, чем отличаются?

-Закрепим дифференциацию звуков Б и П.

Закончите предложения, вставив нужные слова по смыслу.

Старушка опирается на ... (балку, палку). Крыша опирается на ... (палку, балку).

Капусту вытащили из ... (почки, бочки). Листья появились из ... (бочки, почки). Вокруг дома сделали новый ... (запор, забор). У калитки хороший ... (забор, запор). Ссору надо ... (запить, забыть). Лекарство надо ... (-запить, забыть)».. В синем небе звёзды ... (плещут, блещут). В синем море волны... (блещут, плещут).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по дизорфографии для 6 класса

Конспект занятия по дизорфографии для 6 класса по теме: «Разделительный мягкий знак. Закрепление навыков чтения»....

Конспект занятия по дизорфографии для 6 класса "Сложные слова"

Конспект логопедического подгруппового занятия по дизорфографии  для учащихся 6 класса по теме: «Сложные слова. Образование сложных слов с помощью соединительных гласных о-е»....

Конспект занятия по дизорфографии для 6 класса "Согласование слов в предложении"

Конспект занятия по дизорфографии для 6 класса "Согласование слов в предложении"...

Конспект занятия по дизорфографии для 6 класса "Дифференциация предлогов и приставок"

Конспект занятия по дизорфографии для 6 класса "Дифференциация предлогов и приставок"...

Конспект занятия по дизорфографии для 6 класса "Разделительный мягкий знак"

Конспект занятия по дизорфографии для 6 класса "Разделительный мягкий знак"...

Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер». Тема занятия «Вводное занятие. История бисера».

Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер».Тема занятия «Вводное занятие. История бисера»....

Разработка спортивного мероприятия в летнем лагере " Сильный,смелый,ловкий". План-конспект тренировочного занятия по волейболу. План-конспект занятия по легкой атлетики

Разработка спортивного мероприятия в летнем лагере " Сильный,смелый,ловкий".План-конспект тренировочного занятия по волейболу.  План-конспект занятия по легкой атлетики....