Индивидуальное корреционно-образовательное занятие на тему: "Дифференциация звуков [Ш], [Ж]. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков [Р], [РЬ]".
план-конспект

Индивидуальное коррекционно-образовательное занятие на тему: "Дифференциация звуков [Ш], [Ж]. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков [Р], [РЬ]".

Данное занятие разработано для работы логопеда с ребенком, имеющим речевой диагноз ФФНР.

Задачи:

Учить дифференцировать звуки [Ш], [Ж] в слогах, словах, предложениях.

Закреплять умение работать над деформированным предложением

Закреплять понятия: «согласный», «твердый», «звонкий», «глухой» звук, упражнять в звуковом анализе слов, делении слов на слоги.

Упражнять в согласовании существительных с числительными.

Продолжать формирование зрительного образа букв.

Развивать фонематический слух, внимание, мышление.

Развивать речевое дыхание, формировать умение сочетать фиксированный и форсированный выдох.

Развивать общую, артикуляционную (выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата для постановки звуков [Р], [РЬ]), мелкую моторику, графо-моторные навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx969.64 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Дифференциация звуков [Ш], [Ж]. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков [Р], [РЬ].

Задачи:

Учить дифференцировать звуки [Ш], [Ж] в слогах, словах, предложениях.

Закреплять умение работать над деформированным предложением

Закреплять понятия: «согласный», «твердый», «звонкий», «глухой» звук, упражнять в звуковом анализе слов, делении слов на слоги.

Упражнять в согласовании существительных с числительными.

Продолжать формирование зрительного образа букв.

Развивать фонематический слух, внимание, мышление.

Развивать речевое дыхание, формировать умение сочетать фиксированный и форсированный выдох.

Развивать общую, артикуляционную (выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата для постановки звуков [Р], [РЬ]), мелкую моторику, графо-моторные навыки.

Материалы и оборудование: игрушки жук и кошка; пособие «Дракоша»; игра «Кубик бросаем, язычком играем»; игра «Сортировщик»; звоночек; фишки для звукового анализа; карточки-символы с изображением ореха и колокольчиков; картинки с изображением пяти кошек и шести жуков; полоски и символы для составления схемы предложения; игра «Найди букву; счетные палочки; буквы из пазлов; массажный мячик; мячик су-джок; пиктограммы с эмоциями.

Ход занятия:

Организационный момент

- Послушай стихотворение и скажи, какой звук в нем встречается чаще других.

Кошка на окошке

Ловит лапкой мошку.

Но от кошки мошка

Ушмыгнет в окошко.

- Звук [Ш].

- А в этом стихотворении?

Жук жужжит в железной банке –

Жук не хочет жить в жестянке.

Жизнь жука в плену горька.

Жалко бедного жука!

- Звук [Ж].

Сегодня жук и кошка (игрушки) будут играть вместе с нами.

- А с какими звуками мы будем играть ты, наверное, уже догадался?

- Правильно, со звуками [Ш] и [Ж].

Характеристика звуков

- Где стоит звук [Ж] ([Ш]) в слове Жук (Кошка)?

- Произнеси эти звуки?

- Подбери символы к каждому звуку. (Синий кружок, орех, колокольчики).

- Чем они похожи? (Широкий язык «чашечкой» поднят к небу, губы – «воронкой», струя воздуха теплая; оба звука – согласные и твердые.).

- Чем отличаются? (Звук [Ш] – глухой, а звук [Ж] – звонкий.).

Звуковой анализ слов

- Предлагаю тебе выложить с помощью фишек звуковые схемы слов ЖУК и КОШКА.

Вопросы: 

- Сколько звуков в слове КОШКА?

- Сколько согласных звуков в слове ЖУК?

- Назови гласные звуки в слове КОШКА.

- Назови первый звук в слове ЖУК и последний в слове КОШКА.

- Сколько слогов в слове ЖУК (КОШКА)?

Дыхательная гимнастика

- У Жука есть друг – Дракоша. Жук очень любит смотреть, как Дракоша выпускает огонь. (Дыхательное упражнение с пособием «Дракоша»).

- А теперь, порадуем кошку (пошипим, как она, когда сердится) – сделай глубокий вдох через нос, а на выдохе произнеси: Ш-Ш-ШШШШ.

Артикуляционная гимнастика

- Предлагаю показать кошке и жуку, как ты умеешь играть с язычком.

(Игра «Кубик бросаем, с язычком играем»).

Самомассаж рук

- А теперь покажем нашим гостям, как мы умеем делать массаж рук. Что выбираешь: мячик или шарик су-джок?

Стихи для массажа

Мячом (шариком су-джок)

Сверху – левой, снизу – правой

Мячик я катаю браво.

Поверну, а ты проверь, -  

Сверху правая теперь!

(Круговые и прямые движения по ладони, поворачивание кончиками пальцев, перекладывание из руки в руку).

Колечком су-джок

На правой руке:

Этот малыш - Илюша,   (на большой палец)

Этот малыш - Ванюша, (указательный)

Этот малыш - Алеша,   (средний)

Этот малыш - Антоша, (безымянный)

А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)

На левой руке:

Эта малышка - Женя, (на большой палец)

Эта малышка - Бажена, (указательный)

Эта малышка - Жанна, (средний)

Эта малышка - Снежанна, (безымянный)

А меньшую зовут Анжела. (мизинец)

Упражнение «Поймай звук»

- Нажми кнопку звонка, когда услышишь слово со звуком [Ш], не путай со звуком [Ж].

Слова: шайба, петушок, живот, уши, снежок, машина, нож, лыжи, шапка шишка, ножницы, жилет, шиповник, флажок, мешок, желуди.

Речевая зарядка с заданным ритмом.

- Повторяй за мной.

ЖА-ША-ЖА – мы увидели ежа.

ШУ-ЖУ-ЖУ-ЖУ – поспешим скорей к ежу.

ЖУ-ЖУ-ШУ, ЖУ-ЖУ-ШУ – я уже спешу.

ЖИ-ШИ, ЖИ-ШИ – и ежата хороши.  

Динамическая пауза с мячом – игра «Закончи слово»

- Я буду начинать слово и бросать тебе мяч, а ты – заканчивать его слогом ШИ или ЖИ.

Слова: карандаши, ежи, камыши, гаражи, этажи, ландыши, чертежи, крыши, малыши, экипажи, клавиши, ужи.

Игра «Сортировщика»

- Кошка и жук очень любят соревноваться. Вот и сейчас они предлагают поиграть в игру «Сортировщик» и посмотреть, кто наберет больше картинок. Картинки с предметами, в названии которых слышится звук [Ш], клади к кошке, а в названиях которых – звук [Ж] – к жуку.

(Картинки с изображением предметов со звуками [Ш] и [Ж]).

Игра «Посчитай»

- У нашей Кошки много подружек, а у Жука – друзей. Давай посчитаем, сколько. Считать будешь так: «Одна кошка, две кошки…, пять кошек»

Упражнение «Составь предложение»

- А сейчас мы поиграем с тобой в такую игру: я буду называть несколько слов, а ты – придумывать из них предложения.

Предложения:

Женя моет уши вода.

Жанна в писать буквы школе.

Большой жук нашел Женю.

Жанна шкаф вешать жакет.

У медвежонка плюшевый Маша.

В сад мыши жить шумные.

- Составь схему последнего предложения (дополнительно, при наличии времени).

Игры с буквами

- Кошка и Жук совсем не знают букв, но им очень хотелось бы узнать, в какая буква обозначает звук [Ш], а  какая – звук [Ж]. Найди и обведи эти буквы.

(Игра «Найди букву»).

- Выложи букву Ш из палочек, а Ж – из пазлов (дополнительно, при наличии времени).

Итог

- Молодец, ты справился со всеми заданиями.

- Какие эмоции ты испытывал? Выбери пиктограмму.

(Пиктограммы: радость, удивление, грусть, злость, страх).

- Кошке и жуку очень понравилось играть с тобой. Они дарят тебе подарки. Жук – свой портрет. Но портрет непростой, чтобы его увидеть, нужно раскрасить все фрагменты с буквой Ж. А кошка – буквенную карту. Когда ты раскрасишь все фрагменты с буквой Ш, то увидишь дорожку, по которой кошка ходит отдыхать на свою любимую подушку.

- А я предлагаю выучить к следующему занятию стишок.

Шьёт ежатам ёжик

Шестнадцать кожаных сапожек.

Каждому на ножки

Новые сапожки.
   - И посчитать вместе с мамой, сколько у ежика было ежат.

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0ede/00004975-4bccc153/6/hello_html_43b268e0.jpg

https://sun6-3.userapi.com/c543106/v543106708/3527f/k2IEJYSeYQ0.jpg

https://avatars.mds.yandex.net/get-marketpic/934847/market_xqO7ExIBP7QDyZ3tfAxPYw/orig


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "Б-П", 2класс.

В данном уроке проводится дифференциация звуков и букв "Б-П", задания предлагаются в игровой форме. Используется интерактивная доска....

конспект подгруппового занятия по теме "Дифференциация звуков "с", "ш" в слогах, словах.

Цель данного занятия научить ребенка различать смешиваемые звуки и правильно их употреблять в собственной речи....

Технологическая карта индивидуального логопедического занятия на тему «Дифференциация звуков [б] - [б’], [п] - [п’]»

Технологическая карта индивидуального логопедического занятия по преодолению смешанной дисграфии с преобладанием акустической диграфии и дисграфии на почве несформированности языкового анализа и ...