Логопедическое пособие "Артикуляционные дорожки"
учебно-методическое пособие

Кудельникова Юлия Евгеньевна

Разработано наглядное пособие, в котором представлено путешествие Весёлого Язычка по тропинке, ведущей от одного символа артикуляционного упражнения до другого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_posobiya_artikulyatsionnye_dorozhki.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Использование логопедического пособия «артикуляционные дорожки» при коррекции звукопроизношения.

Автор работы: Кудельникова Ю.Е., учитель-логопед МОУ «Центр образования» г.Олонца

Описание работы: Разработано наглядное пособие, в котором представлено путешествие Весёлого Язычка по тропинке, ведущей от одного символа артикуляционного упражнения до другого.

Цель: выполнение артикуляционной гимнастики в игровой форме

Для нормализации моторики артикуляционного аппарата в логопедической практике применяются традиционные упражнения, которые подробно представлены в работах О.А.Правдиной, М.Ф.Фомичевой, Е.Ф.Рау и др. Широко распространены комплексы артикуляционных упражнений. Е.Ф.Архиповой в пособии «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей» представлена система артикуляционных упражнений с функциональной нагрузкой. Функциональная нагрузка выражается в утрированном, четком выполнении всех заданий, с максимальной амплитудой движений органов артикуляции. В активную артикуляционную гимнастику входит 20 упражнений:

  • «Забор»
  • «Окно»
  • «Мост»
  • «Парус»
  • «Трубочка»
  • «Забор» - «Трубочка»
  • «Лопата»
  • «Лопата копает»
  • «Вкусное варенье»
  • «Теплый ветер»
  • «Жук»
  • «Цокает лошадка»
  • «Молоток»
  • «Дятел»
  • «Пулемет»
  • «Холодный ветер»
  • «Комар»
  • «Пароход»
  • «Пароход гудит»
  • «Маляр»
  • «Качели»
  • «Фокус».

Эти упражнения являются базовыми, из которых в дальнейшем складываются комплексы для коррекции конкретных звуков – серии последовательных движений, выполняемых четко, утрированно, с опорой на зрительный, слуховой, кинестетический контроль.

1 комплекс упражнений для свистящих (дорсальная позиция)

«Забор» - «Окно» - «Мост» - «Забор» - «Холодный ветер».

2 комплекс упражнений для шипящих (какуминальная позиция)

«Забор» - «Окно» - «Мост» - «Лопата» - «Лопата копает» - «Вкусное варенье» -  «Фокус» - «Теплый ветер».

3 комплекс упражнений для «Р» (альвеолярная позиция)

«Забор» - «Окно» - «Мост» - «Парус» - «Цокает лошадка» - «Молоток» - «Дятел» - «Пулемет».

4 комплекс упражнений для «Л» (альвеолярная позиция»)

«Забор» - «Окно» - «Мост» - «Лопата» - «Пароход» - «Пароход гудит».

В результате у ребенка подготавливается артикуляционная база для уточнения или вызывания нарушенных звуков.

Данная методика натолкнула меня на создание пособия «Артикуляционные дорожки». При большом количестве занятий, идущих друг за другом (до 12 в день), с детьми, имеющими различные нарушения звукопроизношения, это наглядное пособие, находящееся на стене рядом с зеркалом, удобно и для ребенка, и педагога. В нём представлено путешествие Весёлого Язычка по тропинке, ведущей от одного символа артикуляционного упражнения до другого. Причём начинается оно для всех групп звуков одинаково (общие упражнения), затем тропинка разветвляется: влево – упражнения для свистящих, вправо – для шипящих, а прямо – для звуков Л, ЛЬ, в конце  пути – подходит к «трудным» звукам Р, РЬ.

Положительными качествами этого пособия считаю:

  • Упражнения выполняются в системе, последовательно;
  • Формируются четкие кинестезии, что способствует уменьшению диспраксических нарушений, имеющих место при некоторых вариантах дизартрии;
  • Упражнения легче усваиваются, запоминаются детьми;
  • Экономится время проведения артикуляционной гимнастики;
  • Форма пособия вызывает интерес к занятию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект " Там на ведомых дорожках..."

 Одно из направлений  воспитательной работы негосударственного общеобразовательного  учреждения  «Школа–интернат № 29» среднего (полного) общего образования ОАО «РЖД» – экологическое образование.Учиты...

Пьеса для школьного театра "На дорожке на лесной"( "Колобок" на новый лад)

Пьеса - победитель школьного конкурса "Дебют". Это юмористическая пьеска, в которой идёт речь о творчестве народов    мира, о любви к Родине. Пьеска предназначена на учеников 5-7 классов. Ис...

Дорожки

Презентация  может быть использована как логопедами, так и воспитателями и родителями для укрепления тонкой моторики руки. Дорожки легко копируются и распечатываются для творческого применения на...

«Путешествие по лесным дорожкам»

Задачи:1.     Формировать экологическое сознание и чувство уважение к планете Земля.2.     Вызвать беспокойство за экологическое состояние планеты, и желание со...

Театрализованное музыкальное представление по сказкам А.С. Пушкина «Там на неведомых дорожках»

Мероприятие  представлено в виде соревнования. Перед ребятами  разворачиваетчся действие многих сказок А.С. Пушкина. Очень интересное зрелищное представление.Может проводиться как обобщающий...

"Там, на неведомых дорожках" (итоговый урок по фольклору)

Урок проходит в форме путешествия со встречей сказочных персонажей, которые и будут предлагать различные задания. Ребята должны будут собрать лото с фольклорными жанрами, угадать сказку по иллюстрации...

Методическое пособие своими руками "Логопедические дорожки"

Из практики работы с детьми речевой группы, возможно, проследить прямую зависимость между уровнем сформированости речи и развитием моторики пальцев рук у воспитанников. На занятиях по коррекции речевы...