Творческий проект " Там на ведомых дорожках..."
материал по теме

Танаева Оксана Вячеславовна

 

Одно из направлений  воспитательной работы негосударственного общеобразовательного  учреждения  «Школа–интернат № 29» среднего (полного) общего образования ОАО «РЖД» – экологическое образование.

Учитывая потребность детей в игре, общении, приключениях, романтике мной был предложен для реализации творческий проект для  школьников младшего и среднего звена «Там, на неведомых дорожках…»

В основе разработки – сюжетно – ролевая игра «Экологическое путешествие по Дальнему Востоку».

Для того чтобы детский коллектив легко включился в игру, разучивались песни, проводились коллективно творческие дела, игры, беседы – диалоги, конкурсы, бала организованна творческая мастерская.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon leo.ppt2.98 МБ
Microsoft Office document icon otchet_po_proektu.doc56 КБ
Microsoft Office document icon polozhenie_o_tvorcheskoy_gruppe.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Проект «Экологическое путешествие по Дальнему Востоку»

     Реформа  общеобразовательной школы ориентирует школьную практику и педагогическую науку на поиск путей интеграции теоретических знаний, усиление связи обучения с жизнью. В наши дни особое значение приобретает ответственное отношение человека к природе. Из-за неразумного отношения к окружающей среде, к её ресурсам, из-за неправильного понимания своего места и положения во Вселенной, из-за экологического кризиса появилась потребность формирования экологической культуры, которую необходимо начинать с детей, сосредоточив усилия на формировании экологической культуры у школьников.

     Мы рассматриваем экологическую культуру как систему знаний и умений, ценностных отношений к живой природе, которые формируют экологическую ответственность и активность.

  1.  Если вы думаете на год вперёд – сейте зёрна.
  1. Если вы думаете на 10 лет вперёд – сажайте деревья.
  1. Если вы думаете на 100 лет вперёд – воспитывайте человека.

                                                                            Китайская мудрость

Так, одно из направлений  воспитательной работы негосударственного общеобразовательного  учреждения  «Школа–интернат № 29» среднего (полного) общего образования ОАО «РЖД» – экологическое образование.

Учитывая потребность детей в игре, общении, приключениях, романтике мной была предложена для реализации методическая разработка  для  школьников среднего звена «Там на неведомых дорожках…»

В основе разработки – сюжетно – ролевая игра «Экологическое путешествие по Дальнему Востоку».

Для того чтобы детский коллектив легко включился в игру, разучивались песни, проводились коллективно творческие дела, игры, беседы – диалоги, конкурсы, бала организованна творческая мастерская.

     Вся работа была разбита на этапы.

Подготовительный этап

     В период подготовительного этапа создавалась творческая группа детей и педагогов, распределялись обязанности, составлялся  план деятельности, разрабатывалась сюжетная линия, сценарии.

Цель: 

Формировать в поведении  школьника ценностное отношение к субъектам и объектам окружающего мира, которое вырабатывается в ходе взаимодействия с миром и педагогом как представителем мира взрослых.

Задачи:

  1. Расширять кругозор учащихся по биологии, географии, экологии.
  2. Воспитывать любовь к природе.
  3. Развивать коммуникативные качества.
  4. Научить давать оценку морально – нравственной стороне поведения людей по отношению к природе и животному миру.

      В формировании отношений школьников к живой природе главными стали требования к  развитию трех каналов:

перцептивно-аффективный, определяющий умение созерцать красоту и видеть прекрасное в природе;

когнитивный, благодаря которому у школьников возникает желание постигать новое в мире природы, понимать сущность её процессов и влияний;

практический, который определяет стремление школьников к целесообразному экологическому взаимодействию – как прагматическому, так и не прагматическому.

В этой системе все полученные знания помогают и позволяют личности понимать процессы и явления – как природные, так и связанные с деятельностью человека в социоприродной среде.

Основной этап

     На следующем этапе было важно предусмотреть формирование ценностного отношения к природной среде, которое должно стимулировать личность поступать экологически целесообразно. Для этого формируются навыки и умения взаимодействия с социоприродной средой, которые позволяют личности с готовностью, мотивированно, активно и творчески применять их в практической деятельности.

    В системе внеурочного школьного образования используется многообразные формы работы по экологическому воспитанию, я совместно с педагогами школы  организовала игровую деятельность, которая строилась на умениях и способностях видеть, осознавать и сопереживать экологические проблемы, создавать идеи по их решению.

Кроме того, через игру развивается творческий потенциал личности, который важен потому, что  каждый из воспитанников закончив обучение, столкнётся с необходимостью самостоятельно решать биологические и экологические задачи. Задачи сохранения и укрепления здоровья своего и людей, формировать умения вести здоровый образ жизни.  Эти знания и умения имеют личностный смысл и обеспечат творчество и успешность в дальнейшем обучении.

    На этом этапе был дан старт  экологическому путешествию по Дальнему Востоку.

Основополагающий вопрос:

Кто же он, будущий гражданин?

Человек, живущий по принципу «Взять у природы её богатства – наша задача»?

Или истинный гражданин и патриот своей родины, заботливый и внимательный хозяин, видящий неполадки в своём доме и пытающийся их устранить?

План маршрута

  1. Заповедные места.
  2.  А кто такая Флора?
  3. Фауна.
  4. Океания приглашает.
  5. Экология.

       Во время проведения мероприятия  использовались разные виды деятельности: творческая, практическая, подготовка домашних заданий, поисковая.

       Формы работы также разнообразны: беседы – диалоги, экскурсии, выставки, конкурсы, презентации, концерты, встречи со специалистами, спортивные эстафеты.

Маршрут №1

Задачи:

  1. развитие познавательного интереса к заповедникам Дальнего Востока в целом;
  2. развитие навыков работы в группах, коммуникативных способностей
  3. Формирование основ экологической грамотности.

Для участия в этом маршруте всем  классам было дано домашнее задание, которое заключалось в подготовке сообщений о том или ином заповеднике. Выбор тем осуществлялся путём жеребьёвки.

Для успешного выполнения данного задания  в школьной библиотеке был создан уголок под названием «Заповедная страна», где дети могли не только читать, но и играть, разгадывать кроссворды, рисовать.

Маршрут №2

Задачи:

  1. углубить знания учащихся по природоведению;
  2. помочь найти ответы на вопросы:

    А кто такая Флора?

    А где она живёт?

План маршрута

  1. Ведение:

         А кто такая Флора? Где живет Фауна?

  1. Путешествие по цветочной поляне.
  2. Загадки «Старичка – лесовичка».
  3. Калейдоскоп поделок.

В ходе прохождения второго маршрута дети познакомились с героем русских сказок – «Старичком – лесовиком». Дети от него узнали ответ на вопрос: «А кто такая Флора? Где живет Фауна?» Совершили путешествие по цветочным и лесным полянам, узнали много нового и показали свои знания.

С большим интересом дети приняли участие в творческой мастерской «Старичка – лесовичка», где они учились изготавливать поделки из природного материала.

В заключение своего маршрута школьники показали мини – концерт с песнями, танцами и чтением стихотворений собственного сочинения.

Маршрут №3

План маршрута:

1.Решить следующие задачи:

    - развивать познавательный интерес учащихся;

    - формировать бережное отношение к природе;

    - развивать в игровой форме  творческие способности учащихся.

2. Для удачного завершения маршрута провести и организовать:

     - беседы – диалоги «Тайны природы» и «Кто в лесу живёт? Что в лесу растет?»

      - игру – путешествие «Экологические забеги»

      -  выставка – путешествие «Край мой дальневосточный»  

       

     В работе с детьми учитывались их возрастные особенности.  Детям среднего школьного возраста свойственны доброта, и любознательность. Занятия с этой возрастной категорией дают желаемый результат лишь в том случае, если они интересны, привлекательны и содержат занимательный игровой материал. Поэтому для них мы использовали разные виды деятельности: игра – путешествие «Зоологические забеги». Участники игры смогли побывать «в шкуре», какого – либо зверя и познакомиться с их повадками. Активную помощь при подготовке к игре оказали родители. Они шили костюмы, готовили атрибуты, рисовали маски, помогали в подборе музыкального оформления.

     Параллельно с  мероприятием была организована и оформлена выставка рисунков учащихся и родителей «Край мой Дальневосточный». Лучшие работы по решению творческой группы отправлены в Красноармейский район, для участи в конкурсе рисунков и поделок из природного материала. В этом конкурсе была отмечена особенная активность.

Не зря рисование  - одно из самых увлекательных и любимых занятий, как детей, так и взрослых. Здесь они отображают свои впечатления об окружающем мире. Рисуя, учатся чувствовать природу, осознавать свою связь с ней.

     В реальной педагогической практике система уроков дополнялась  различными формами внеклассной работы. Внеклассная работа в развитии способностей и удовлетворении всесторонних интересов школьников играет большую роль. И приносит ожидаемые результаты, если построена на плановой основе, целенаправленно.

        Мною  экологическая культура  рассматривалась как система знаний и умений, ценностных отношений к живой природе, которые формируют экологическую ответственность и активность.

Ребята справились со всеми заданиями. В результате этого заняли первое место в  экологической акции «Марша парков – 2008».

 В экологической игре в среднем и старшем звене особый интерес был вызван интеллектуальным турниром, в котором предусматривалось решение системы творческих задач. В процессе игры они узнали. Как леопард приспосабливается к  определённым условиям обитания. Рассуждали о взаимосвязи человека с природой. Коллективно – творческая деятельность по решению этих задач показала способности у частников: видение проблем, а анализ турнира позволил определить характер и степень их развития.

     При такой постановке решения всех задач требовали от учащихся мыслительных и практических действий, направленных на овладение биологическими и экологическими знаниями, на развитие умений применять их на практике.

       В процессе их решения у школьников формируются: чувствительность к проблеме, умение теоретического анализа задачи, опыт творческого мышления, развитие личностного потенциала ученика, развивается способность находить нужную информацию и обрабатывать её.

        Большая часть конкурсных работ, представленных во время проведения экологической акции, носила поисковый характер, что свидетельствует об интересе школьников к данному вопросу.

Параллельно с  мероприятиями была организована и оформлена выставка рисунков учащихся и родителей.

       Результатом работы стали подготовленные ребятами сообщения с электронными сопровождениями, которые они защищали на общешкольном конкурсе. При подведении итогов педагоги и сами участники конкурса сделали вывод, что они узнали много нового не только о леопарде, но и задумались над поступками людей, их поведением.

     Вывод: процессу воспитания экологической грамотности принадлежит заглавная роль, поскольку тот или иной уровень культуры человека – общий или экологический – есть результат воспитания, показатель человеческого в человеке. Школа в этом вопросе воспитания занимает особое место, так как её воспитательное воздействие длительное и целенаправленное.



Предварительный просмотр:

   Положение о работе творческой группы педагогов по обобщению опыта организации внеклассной работы.

Направление: экологическое воспитание.

1.Общее положения

  1. Данное положение составлено на основе внутришкольного положения о временных творческих и проблемных группах педагогов и отвечает целям и задачам деятельности группы.
  2. Временная творческая группа  педагогов создаётся для реализации мероприятий в рамках
  3. Состав группы:
  1. В состав группы входят на добровольных началах педагоги, заинтересованные в данной проблеме.
  2. В состав группы включены: Танаева О. В., Дёмина Л.Г.,, С Пилипенко Е.Б.
  1. Цели работы творческой группы:  

1.4.1.Пробудить в сознании подрастающего  поколения чувство ответственности за природные богатства

1.4.2.Расширить кругозор о флоре и фауне  Приморского края;

          1.4.3.Обобщения, систематизации и расширения                        

                    приобретённого ранее опыта школьников по вопросам    

                    природоохраны и экологии.

2. Организация работы

    2.1. Распределение обязанностей:

    Руководителем группы -  Танаева Оксана Вячеславовна -     намечает основные направления работы группы, является      координатором деятельности членов творческого союза, осуществляет     связь с природоохранными организациями, организовывает встречи,      отвечает за связь с представителями прессы, отвечает за подготовку и проведение встреч   для   младших школьников, с участием представителей природоохранных организаций.

Пилипенко Елена Борисовна проводит внутришкольный конкурс рисунков на тему «Земля наш дом»,организует работу творческой мастерской, помогает в проведении мероприятий, отвечает за подготовку и оформление фотоматериалов.

Дёмина Людмила Григорьевна отвечает за создание и работу центра экологического образования при школьной библиотеке.

2.2 Творческая группа разрабатывает план мероприятий и предлагает для реализации на педсовете.

2.3. Заседание творческой группы проходят не реже 1 раза в две недели.

3. Документация и отчётность

3.1.  Все рабочие материалы группы фиксируются в специальной папке. 

    3.2.  План работы утверждается на Методсовете.

3.3. Анализ и результаты деятельности творческой группы представляются на педсоветах, годовом отчёте школы, конкурсе экоцентра «Уссурийский эндемик» при Уссурийском заповеднике.

 

4. Обязанности и права творческой группы

4.1.Обязанности:

        4.1.1. разработка нормативно – правовых документов для работы (положений);

        4.1.2. составление аналитических материалов  и отчётов по работе группы;

        4.1.3. ознакомление педагогов, учащихся и родителей с результатами своей работы.

    4.2. Права:

         4.2.1. вносить коррективы в план мероприятий;

         

         4.2.2. представлять свой опыт для использования другим

                   педагогами;

         4.2.3. выставлять свои работы и работы детей для участия в

                   конкурсах различного уровня. 

Этапы работы творческой группы

     

          Этапы

              Организация работы

       Сроки

Подготовительный

1.создание творческой группы;

2.разработка положения о творческой группе;

3.постановка целей, задач;

4.составление плана мероприятий, распределение обязанностей

ноябрь 2007г.

       

        Основной

Индивидуальная работа членов группы в соответствии с планом работы. Реализация мероприятий.

ноябрь-май

 2007/2008 г.

    Заключительный

1. Составление аналитических материалов и отчетов по работе группы;

2. Ознакомление педагогов, учащихся и родителей с результатами работы.

3. Награждение по итогам конкурсов и мероприятий, рассылка благодарственных писем.

     май

    2008г.

Цель

Пробудить в сознании подрастающего поколения чувство ответственности за наши природные богатства.

Первоначальная задача

Обобщения, систематизации и расширения приобретённого ранее опыта школьников по вопросам природоохраны и экологии

Пути решения

  1. Расширять, углублять и дополнять базовые знания школьников в области экологии
  2. Развивать коммуникативные качества
  3. Учить давать оценку морально – нравственной стороне поведения людей по отношению к природе и животному миру

Форма проведения

экологическая экспедиция

« Там на неведомых  дорожках…»

Основополагающий вопрос

«Кто же я?»

Человек, живущий

по принципу

«Взять у природы её богатства – наша задача?»

или

Заботливый и внимательный хозяин, видящий неполадки в своём доме и пытающийся их устранить?

План работы творческой группы

 

Мероприятие

Сроки

Ответственный

1.

2.

3.

4.

5.

6.

     

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

Организации творческих мастерских

-Юные художники

- Мастерская природы

Выставка книг

«Природы храм»

    Игра

«Путешествие по страницам Красной книги»

 Выставка – путешествие «Край мой Дальневосточный»

 

  Викторина

« Истории заповедных мест»

Посещение заповедных мест Уссурийского района

Выступления агитбригады клуба «Олимп»

- В гости к доктору Чистый воздух

- Встреча с доктором Чистая вода

- Путешествие в страну «Здоровячков»

Познавательные занятия

-Кто такая Флора?

- Где  живёт Фауна?

Карнавал цветов

Участие в экологической акции «Марш парков 2008»

«Сохраним леопарда вместе»

Участие в конкурсе детского творчества, организованного государственным природным заказником краевого значения «Таёжный»

Конкурс рисунков и поделок из природного материала

Проведение школьной линейки с награждением победителей конкурсов

В течение проекта

ноябрь

декабрь

январь

февраль

В течение проекта

В течение проекта

февраль

март

Апрель

Май

Май

Май

ПилипенкоЕ.Б.

ДёминаЛ.Г

ТанаеваО.В.

ТанаеваО.В.

ПилипенкоЕ.Б.

ПилипенкоЕ.Б.

Танаева О.В.

Пилипенко Е.Б.

Пилипенко Е.Б.

Танаева О.В.

Цель

Пробудить в сознании

                    подрастающего поколения чувство

ответственности за наши

природные богатства.

                                                   

Развитие коммуникативных качеств

 

 Обобщение, систематизация

   и расширение ранее

   приобретённого ранее опыта

   школьников по вопросам

    природоохраны и экологии

Научить давать оценку

морально – нравственной

стороне поведения людей

      по отношению к природе

и животному миру

-

Форма проведения

экологическая экспедиция

«Там на неведомых     дорожках…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над творческим проектом. Творческий проект - "Игрушки - подушки"

Проект выполнен в программе паур- поинт. Этот материал мне помогает в работе над проектами. Проект был представлен на районе и занял 1 место. Затем на городе и занял 2 место. Если кому -то подойдет и...

Проблемный урок по теме: «Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта», автор Матвеева Н.А., МАОУ лицей № 2, г. Балаково

Учащиеся не должны, подобно ремесленникам, научиться делать ограниченный круг вещей или работ, как это традиционно было на уроках технического, обслуживающего или сельскохозяйственного труда. От них п...

Требования к творческому проекту по технологии. Тематика творческих проектов для 5-7 классов.

Проект – это самостоятельная творческая работа учащихся, выполненная под методическим руководством учителя и опираясь на поддержку близких, а также специалистов. Он может быть и коллективным. Темой тв...

Проект: "Там, на неведомых дорожках..."

Материал адресован педагогам, специалистам ДОУ...

Занятие «Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта»

Занятие на тему: «Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта»...