Конспект индивидуального логопедического занятия с воспитанником подготовительной группы, имеющим ОНР "Автоматизация звука [л] в предложениях и тексте"
план-конспект

Артемова Мария Владимировна

Тема занятия.  Автоматизация звука [л] в предложениях и тексте.

Цель: Закреплять умение правильно произносить звук [л]  на уровне предложения и текста.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1. Формирование понятия о звуке [л], его акустических признаках

2. Формирование правильного артикуляционного образа звука [л]

            3. Формирование конструктивных умений: составления предложений по картинкам, по   вопросам, из предложенных слов.

            4.Формирование умения пересказывать текст с опорой на мнемотаблицу.

Коррекционно-развивающие:

1. Развитие мелкой моторики пальцев рук

2. Обогащение словарного запаса.

3. Развитие артикуляционной моторики

4. Развитие навыков звукового анализа и синтеза слов

5. Закрепление навыка правильного произношения звука [л]  в предложениях и тексте

6. Развитие фонематического восприятия

7.  Развитие памяти, внимания и зрительного восприятия

Коррекционно-воспитательные:

1.Привитие навыков самоконтроля за речью

2. Воспитание интереса к занятиям и стремления правильно произносить звук [л]

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_na_sayt.docx22.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия с воспитанником  подготовительной группы, имеющим ОНР

Тема занятия.  Автоматизация звука [л] в предложениях и тексте.

Цель: Закреплять умение правильно произносить звук [л]  на уровне предложения и текста.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1. Формирование понятия о звуке [л], его акустических признаках

2. Формирование правильного артикуляционного образа звука [л]

            3. Формирование конструктивных умений: составления предложений по картинкам, по   вопросам, из предложенных слов.

            4.Формирование умения пересказывать текст с опорой на мнемотаблицу.

Коррекционно-развивающие:

1. Развитие мелкой моторики пальцев рук

2. Обогащение словарного запаса.

3. Развитие артикуляционной моторики

4. Развитие навыков звукового анализа и синтеза слов

5. Закрепление навыка правильного произношения звука [л]  в предложениях и тексте

6. Развитие фонематического восприятия

7.  Развитие памяти, внимания и зрительного восприятия

Коррекционно-воспитательные:

1.Привитие навыков самоконтроля за речью

2. Воспитание интереса к занятиям и стремления правильно произносить звук [л]

Оборудование: зеркало, картинки для сопровождения артикуляционной гимнастики; картонная клавиатура пианино с разноцветными клавишами, плакат с прыгающими лягушатами и со слогами, картинка парохода;  предметные картинки со звуком [л]; игрушки: лошадка Лола, Лосяш, 2 куклы; компьютерная игра «В дупле у белки»; мяч, пластмассовая буква л;

Ход занятия

1.Организационный момент.

- Я рада встрече с тобой! Какое у тебя настроение?

-  С хорошим настроением начнем наше занятие.

2. Артикуляционная гимнастика 

- Сделаем зарядку для губ и языка, чтобы они были сильными и умелыми и могли справиться с любыми трудными звуками и сложными словами.

 - Переворачивай по очереди карточки по артикуляционной гимнастике, и будем выполнять эти упражнения.

З. Сообщение темы и целей занятия.

- Отгадай загадку и ты узнаешь, кто спещит к нам на занятие.

Кто там скачет по дорожке? Цок-цок-цок.
У кого так резвы ножки? Цок-цок-цок.
Шелковиста её грива,
Весела она, игрива.
У неё так шёрстка гладка,
Это к нам бежит … 
(лошадка.)

- Чтобы узнать, как зовут лошадку, назови картинки, выдели в каждом слове первый звук, и сложи из них слово. (Предлагаются картинки: ложка, осы, лук, арбуз)

- Какой звук повторяется в слове Лола?

-  Сегодня мы продолжим учиться правильно произносить звук [л] в предложениях и рассказе.

4. Характеристика акустических и артикуляционных признаков звука [л]

- Погудим: л-л-л-л-…

- Как мы произносим звук [л]? (кончик языка прижат за верхними зубами, воздух проходит по бокам)

- Язычок – это преграда, Какой же это звук: гласный или согласный? (Согласный)  

- Давай проверим, какой это звук: звонкий или глухой? Приложи ладошку тыльной стороной к горлышку, и произноси звук [л]. (Звонкий) Твердый или мягкий? (Твердый)  Каким цветом обозначим? (Синим)

5. Автоматизация звука в слогах.

    а) Автоматизация звука [л] в прямых слогах («играем» на картонной клавиатуре пианино)

- Покажем Лоле, как ты умеешь играть на пианино: ла-ла-ла, ло-ло-ло, лу-лу-лу, лы-лы-лы.

    б) Автоматизация звука [л] в обратных слогах (чтение слогов на плакате с лягушатами)

- Лошадка Лола приглашает на прогулку. Поскачем вместе с ней (щелкаем язычком- так лошадка цокает копытцами).

- Прискакали к озеру, покажем, как прыгают  веселые лягушата по кочкам и листочкам кувшинок: ал, ол, ул, ил, ыл, ел, ёл, юл, ял.

6. Автоматизация звука в словах и предложениях.

-  Продолжим прогулку, скачем на лошадке – щелкаем язычком.

 Вот домик, в котором живут непоседливые девочки Алла и Мила. Они все время чем-то заняты.

   а) Составление предложений по таблице « Что делала Алла?»

Алла вязала шерстяной шарф для мамы.

Алла читала интересную книгу.

Алла вышивала цветок.

Алла гладила белое платье для младшей сестры.

    б) Автоматизация звука [л] в чистоговорках. Пальчиковое упражнение.

- Мила тоже не сидела без дела. Она помогала маме. Вспомним наши чистоговорки.

(Ребенок повторяет чистоговорки и движения пальцев рук: произнося слоги, последовательно соединяет  с большим пальцем указательный, средний , безымянный и мизинец; произнося предложение, сжимает и разжимает кулачки)

ЛА-ЛА-ЛА-ЛА – Мила маме помогла.

ЛО-ЛО-ЛО-ЛО – Ловко вымыла стекло.

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ – Мила вымыла полы.

ЛУ-ЛУ-ЛУ-ЛУ – Милочка полола лук.

в)  Составление предложений по образцу «Что растет на клумбе?»

- Мила и Алла посеяли на клумбе цветы, в названии которых есть звук  [л]. Какие это цветы?

- Составь предложения о том, какие цветы растут на клумбе, чтобы было понятно, какого они цвета.

На клумбе растут синие колокольчики.

На клумбе растут красные гладиолусы.

 На клумбе растут розовые флоксы.

На клумбе растут сиреневые фиалки.

- Понюхаем цветы. Сделаем вдох носом и произнесем: «Ах, какой аромат!»

г) Редактирование предложений. Игра с мячом.

- Скачем с лошадкой Лолой дальше к её другу, которого зовут Лосяш.

- Лосяш любит пошутить. Он придумал смешные, неправильные предложения. Давай их исправим.

Голубь ловил Павла.

Стол сел за Михаила.

Полка поставила бутылку на Володю.

Велосипед сел на Михаила и поехал на футбол.

Жук долбил кору и искал дятла.

 Гол играл в ворота и забил в футбол Володю.

д) Автоматизация звука [л] в скороговорках.

- Ой, что это за  стук, кто барабанит по дереву?  Да это же дятел!

Выучим скороговорку про дятла:

Дятел сидел на ёлке и долбил щёлки.

(Повторяем три раза, ускоряя темп, сопровождая хлопками в ладоши).

е) Компьютерная игра «Что в дупле у белки?»

- Однажды дятел выдолбил дупло. В нем поселилась запасливая белка.

- Что же находится в дупле у белки? Ответь на вопросы полными предложениями.

Что принесла белка в дупло? Что спрятала белка в дупле? И др.

7. Гимнастика для глаз.

Мы гимнастику для глаз

С тобой выполним сейчас!

Белка по деревьям скачет,

И в дупле орехи прячет.

(движение глазами вверх - вниз по дорожке)

Пчёлки летают вперёд и назад,

Мёд принести они в улья спешат!

( движения глаз вправо-влево)

Посмотри, над цветущим лужком

Бабочки летают кругом!

(Круговые движения глаз)

Это что за чудеса?

Зайца хочет съесть лиса.

Но он убежит от беды,

Запутает умело следы.

(рисовать глазами восьмёрку по горизонтали)

А сейчас зажмурим глазки,

Поморгаем много раз,

Весёлая гимнастика

Сохранит здоровье глаз!

8. Физкультминутка.

Бабочка

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз – росой она умылась.

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела.

На четыре -  полетела.

9. Автоматизация звука [л] в тексте.

- А теперь познакомимся с умной галкой. Послушай, что однажды было.

Умная галка

Хотела галка пить. Увидела кувшин, а вода в нем на самом дне. Галка скакала, скакала – не смогла достать воду. Стала галка кидать камешки в кувшин. Вода поднялась высоко и галка напилась. Вот какая умная галка!

-Отвечай на вопросы по тексту полными предложениями. В этом тебе поможет мнемотаблица.

- Чего хотела галка?  (Галка хотела пить)(В первой клетке нарисована галка).

- Что увидела галка? Сколько в нем воды? (В следующей клетке нарисован кувшин и стрелочкой сбоку показано, что в нем мало воды).

- Что стала делать галка? (Нарисованы камешки)

- Что случилось с водой? (В следующей клетке нарисован кувшин и стрелочкой сбоку показано, что вода в нем поднялась высоко).

- Теперь смогла галка напиться? (Нарисована галка)

- Какая ж галка? Почему так назвали рассказ?

- Дома с помощью таблицы расскажешь маме про умную галку.

10.  Итог занятия. 

-Молодец, сегодня ты очень хорошо работал, красиво и правильно произносил звук [л] в предложениях и рассказе.

- Что тебе на занятии понравилось?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: "Путешествие в зоопарк." Звук [Р]

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: "Путешествие в зоопарк"Звук[Р]...

Конспект индивидуального логопедического занятия с учащимся 1 класса ,, Постановка звука ш,,

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком 1 класса. Будет полезен начинающим учителям-логопедам, а так же родителям тех детей, которые неправильно произносят шипящие звуки. Даётся оп...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе на тему "Звук и буква М"

Цель данного занятия: Знакомство детей старшего дошкольного возраста со звуком "М"....

Конспект индивидуального логопедического занятия с воспитанником подготовительной группы, имеющим ФФНР. Автоматизация звука Ш в словах и фразах

Конспект индивидуального логопедического занятия с воспитанником подготовительной группы,  имеющим  ФФНР.   Автоматизация звука Ш в словах и фразах...