Об особенностях учебно-воспитательной работы в среде детей с ограниченными возможностями здоровья
статья (10 класс)

Александрова Татьяна Вадиковна

Данная методическая разработка имеет целью выявление и краткое описание самых значимых особенностей учебно-воспитательного процесса в среде детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи методической разработки: уточнить представление о взаимосвязанных сторонах учебно-воспитательного процесса как единой системы;

ознакомить читателя с особенностями учебно-воспитательного процесса в среде детей с ОВЗ, которые призваны отвечать потребностям данной категории.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 607

ПУШКИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Методическая разработка

«Об особенностях учебно-воспитательной работы в среде детей с ограниченными возможностями здоровья»

в классах «Особый ребенок»

учитель:  Александрова Татьяна Вадиковна

г. Санкт-Петербург

 

Выявить и кратко описать самые значимые особенности учебно-воспитательного процесса в среде детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:

  • уточнить представление о взаимосвязанных сторонах учебно-воспитательного процесса как единой системы;
  • ознакомить читателя с особенностями учебно-воспитательного процесса в среде детей с ОВЗ, которые призваны отвечать потребностям данной категории учащихся.

Говоря об учебно-воспитательном процессе как о единстве двух взаимосвязанных систем обучения и воспитания, важно подчеркнуть, что они являются неотъемлемой частью современных стандартов государственной и социальной поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья. Любое общество, в котором пребывает и развивается каждый ребёнок (независимо от своих врождённых физиологических и умственных качеств) обладает как определёнными возможностями обучения, так и особенностями воспитания растущего поколения. Множество социальных институтов, социальная среда, средства массовой информации в наше время стремительно развивающихся технологий, так или иначе, воздействуют на каждого конкретного ребёнка. Но есть и другие, менее глобальные объекты, такие как семья, личное окружение, каждый конкретный человек, непосредственно взаимодействующий с ним. Всё это в совокупности также входит в сложную систему воспитания. Результатом её действия является взращивание в личности ребёнка многих важных качеств, таких, как гуманность, трудолюбие, патриотизм, эстетические идеалы, высокая нравственность, любовь к миру, терпимость (толерантность). В соответствии с идеалами воспитания, ребёнок, подрастая, растёт и как личность, обогащается умственно и духовно, становится ценителем культуры и традиций своего народа, научается быть неравнодушным к ближнему, отзывчивым, добросовестным, любознательным.                «Люди, люди - это самое главное, - писал Ф. М. Достоевский. - Люди дороже даже денег. Людей ни на каком рынке не купишь, потому что они не продаются и не покупаются, а только долгими веками выделываются… Человек идеи и науки,…человек самостоятельно деловой образуется лишь долгою самостоятельною жизнью нации, вековым многострадальным трудом ее». Очевидно, мысль Ф. М. Достоевского ясна: любое общество и государство веками взращивает новые и новые поколения людей, воспитывает их, а значит, и относиться должно к ним, как к собственным детям. У человека же возникают определенные обязанности перед обществом, государством, - его надо защищать, развивать, совершенствовать своим трудом и добрыми делами.                                                       Результатом же функционирования системы образования должен явиться высокообразованный человек, человек-специалист в той или иной области, активное участие в которой позволить ему ещё и стать социально-независимой и самостоятельной личностью. Каждое конкретное социальное общество на государственном уровне имеет представления о том, какие именно области культуры, технологии и науки нуждаются в развитии, в каких направлениях работать образовательной системе, кого и ради чего обучать. Но, следует отметить, что речь в данной статье идёт прежде всего о воспитании и обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья. Эти особенности влекут за собой особый характер их развития, столь непохожего на развитие обычных детей, чьи показатели физиологического здоровья и интеллекта соответствуют некой установленной норме. Таким образом, мы можем придти к выводу, что учебно-воспитательный процесс в данной среде детей с ОВЗ будет иметь свои собственные цели и задачи, свою структуру и свою специфику. Эта специфика не свойственна обычной, общепринятой в каждом данном обществе системе обучения и воспитания. И это главная особенность системы, имеющей непосредственное отношение к ребёнку с ограниченными возможностями здоровья.                                                                       В определении всех сторон развития, воспитания и образования ребёнка с ОВЗ следует, прежде всего, отталкиваться от характера и структуры физиологических и, возможно, умственных нарушений, имеющихся у каждого отдельно взятого ученика и у целой группы детей. Процесс обучения особой (коррекционной, вспомогательной) направленности имеет свои отличительные признаки и черты в пределах каждой данной школы определённого типа, и, более того, каждого из отдельно изучаемых классов детей. Если же говорить о воспитательной системе в школах особых типов, которые на территории РФ обозначаются видами от I до VIII, то здесь всё же преобладает уже выявленная нами устремлённость к воспитанию высоконравственного, разумного, терпимого, гуманного человека. Но во многих случаях, если речь идёт о детях с ограниченными возможностями здоровья, в их окружении с самого раннего возраста часто отсутствует важный элемент воспитательного воздействия, а именно – родительская опека,  любовь и внимание матери, отца. Эти дети, к сожалению, часто бывают лишены и того, и другого. А значит, воспитание данной категории детей с самого порога их жизни приобретает ещё одну, особую характеристику, тем самым имея тенденцию к усложнению, к преодолению некоторых специфических преград на пути становления личности.                                                                                                            Образовательная среда – ещё одна особенность в образовательно-воспитательном процессе в среде детей с ограниченными возможностями здоровья. Всё в ней сильно отличается от уже привычного нам и виденного нами в обыкновенной, «нормальной» школе. Дети погружены в особую обстановку. Мебель, освещение, даже цвета вокруг, и, конечно, обучающие пособия, игры и игрушки, вспомогательные дидактические материалы, музыка, звучащая на уроках и переменах здесь становятся особыми. Они подбираются с тщанием, с заботой обо всём то, что необходимо данной категории детей. Как правило, весь этот широкий спектр педагогических и обучающих средств (музыкальные композиции, сенсорные комнаты, особые дидактические разработки и многие достижения общемировой коррекционной (вспомогательной) системы обучения) призваны стимулировать, обогащать личный опыт каждого ребёнка, избавить его от умственных и нервных перегрузок. Часто в условиях детских домов и даже отдельных семей ребёнок с ОВЗ может стать лёгкой добычей разного типа деприваций. Цитируя небольшую часть статьи из «Национальной психологической энциклопедии» в сети Интернет, я могу пояснить характер данного явления: «Депривация традиционно рассматривается как родовое понятие, объединяющее целый класс психических состояний личности, возникающих в результате длительного ее отдаления от источников удовлетворения той или иной потребности. Несмотря на разнообразие видов депривации, их проявления в психологическом плане содержательно схожи. Как правило, психическое состояние депривированной личности обнаруживается в ее повышенной тревоге, страхе, чувстве глубокой, нередко необъяснимой для самого человека неудовлетворенности собой, своим окружением. Эти состояния находят свое выражение в потере жизненной активности, в устойчивой депрессии, прерываемой иногда всплесками неспровоцированной агрессии».  Не следует забывать, что дети с ОВЗ имеют потребности, схожие с потребностями обычных детей – они нуждаются не только в своевременном сне, приёмах пищи и медицинском уходе. Они так же интересуются окружающим миром и постигают его в соответствии со своими возможностями, они нуждаются в проявлении внимания и любви со стороны окружающих их взрослых людей. У них есть также образовательные потребности.                                      Система обучения и воспитания детей с ОВЗ складывалась и разрабатывалась многие десятки лет. Всё это время искались пути освоения этими детьми хотя бы самых важных, жизненно необходимых знаний, даже если серьёзное, всеобъемлющее развитие определённого ребёнка  затруднено. В работе с данными детьми педагогами используются не только специфические, неповторимые для каждой категории детей с ОВЗ средства и технологии. Уровень компетентности также должен соответствовать установленным параметрам. Не имея ни понятий, ни представления о нуждах и специфике определённой группы детей, учитель не сумеет продумать и выявить характер, направленность, цели и задачи их обучения. В конечном итоге опыт работы в кружении детей с ОВЗ помогает педагогу уметь чувствовать особенности их восприятия, поведения, степень утомляемости, интересы и возможности, но простое знание о том, чего не умеет данный ребёнок, не станет опорой для преодоления этого пробела в его развитии. Средства и способы, педагогические приёмы и особые техники служат цели обучения и воспитания каждой отдельно взятой группы детей в каждой специальной школе. Педагог должен заимствовать лучшее из того, что уже достигнуто наукой.                                                                                                                             Внимательный подход к каждому опредёлённому ребёнку, ученику класса не позволит учителю и воспитателю упустить что-то важное в его потребностях, заметить его самые маленькие (зачастую для ребёнка с ОВЗ – великие) успехи. Поэтому ещё одной особенностью является индивидуальный подход к специфике и нуждам каждого ребёнка, функционирование которого упрощает малая наполняемость в классах. Содержание программы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья зависит от вида образовательного учреждения. Если говорить о детях с диагнозами, соответствующими f71-f73, нужно заметить, что для них важным является постижение механизмов и целей многих предметных действий, которые обеспечивают им самостоятельное выполнение жизненно необходимых гигиенических и других операций.                                                        «Характерной особенностью освоения предметных действий учащихся с умеренной умственной отсталостью, воспитывающихся в детских домах, является дефицитарность непосредственно-эмоционального общения и мотивационного компонента предметной и предметно-игровой деятельности», - пишет Л.Б. Баряева.  Из этих слов можно сделать простой вывод – характерной особенностью обучения и воспитания определённой группы детей с ОВЗ является необходимость постоянной стимуляции их психической, эмоциональной и игровой активности. Ведь именно с игры начинается освоение человеком «большого мира», куда ведут его первые шаги. А значит, каждый ребёнок с ограниченными возможностями здоровья должен уметь и любить играть. Взаимодействие с чутким и компетентным педагогом, способным обеспечить этот компонент познавательной деятельности, обеспечит ребёнку с ОВЗ этот способ изучения социальной системы общества, не говоря уже о положительном эмоциональном фоне.                                                     Практически все дети данной категории имеют весьма заметные нарушения всех психических процессов, что часто является причиной отсутствия целенаправленных приёмов познавательной деятельности (анализа, синтеза, сравнения, применения адекватных методов действий и др.). Это и обуславливает, согласно Л.Б. Баряевой,  А.Н. Граборову, А.Р. Маллер столь хаотичный и неупорядоченный характер их деятельности. И это является причиной необходимости постоянного и неотрывного контроля активности ребят со стороны педагога и воспитателя – ещё одной особенности в учебно-воспитательном процессе. Учитель в большинстве случаев действительно не может пассивно наблюдать за действиями детей, полагая, что они так или иначе найдут способы решения поставленных пред ними задач. Как правило, детям с ограниченными возможностями здоровья данной категории необходима помощь педагога, его активное участие в образовательном  процессе, его абсолютная самоотдача.                                                                                                                                    Педагог обязан обеспечить безопасность процесса обучения детей, избавляя их от чрезмерного утомления, не позволяя детям той активности, которая может причинить вред здоровью, вредоносно повлиять на эмоциональное равновесие. Физиологическое и психическое состояние детей предполагает соблюдение режима питания и всей деятельности, усугубление охраны здоровья. Бережный подход к ребёнку с ОВЗ, к его самочувствию – важная особенность процесса обучения и воспитания. Неоспоримую важность здесь имеет реализация программы знаний по предметам «Социально-бытовая ориентировка» и «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности». При изучении данного материала важно стимулировать мыслительную активность учеников, так как знания в этих областях жизненно необходимы ребёнку с ОВЗ – не только обобщают его представления об опасности некоторых объектов окружающей среды, но и учат, как этой опасности избежать. Привитие ребёнку с ОВЗ умений самообслуживания это одна из педагогических задач, которая достигается только путём тесного взаимодействия с ребятами.                                                     И всё же главная особенность учебно-воспитательного процесса в среде детей с ОВЗ – гуманность самого учителя, его душевное равновесие, высокая нравственность его жизненных позиций, поиск путей совершенствования педагогических знаний и терпимость в отношении специфики контингента учащихся, отличающейся большим разнообразием и сложностью.

Источники информации и литература:

  1. http://www.p-lib.ru/pedagogika/baturina_kuzina/vvedeniye_v_pedagogiku12.html
  2. http://vocabulary.ru/dictionary/894/word/deprivacija
  3. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлева  «Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью», СПб, ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011.

Автор: учитель класса «Особый ребёнок» Александрова Татьяна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья

Презентация заседания круглого стола для педагогов, работающих со школьниками с ОВЗ и их родителями....

Работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье широко представлен материал о работе с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья, который включает в себя организационные формы работы с родителями и перспективный план совместн...

IX республиканский конкурс музыки и искусства среди детей с ограниченными возможностями здоровья «Мы все можем!».

      29 марта 2016 года в МАУДО «Городской дворец творчества детей и молодежи №1» города Набережные Челны проходил  IX республиканский конкурс  музыки и ис...

Особенности организации логопедической помощи родителям, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения

Главной целью этой деятельности является обеспечение доступности получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и в...

Презентация выступления к городскому онлайн - семинару "Особенности организации логопедической помощи родителям, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения"

Главной целью этой деятельности является обеспечение доступности получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и в...

Особенности деятельности учителя по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

Задержка психического развития (ЗПР) – нарушение нормального темпа психического развития, проявляющееся в замедленном темпе созревания познавательной и эмоционально-волевой сферы....