Особенности деятельности учителя по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
статья

Денисенко Наталья Ивановна

Задержка психического развития (ЗПР) – нарушение нормального темпа психического развития, проявляющееся в замедленном темпе созревания познавательной и эмоционально-волевой сферы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности деятельности учителя по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

ДЕТИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Специфика работы.

Задержка психического развития (ЗПР) – нарушение нормального темпа психического развития, проявляющееся в замедленном темпе созревания познавательной и эмоционально-волевой сферы. Это самая распространенная причина неуспеваемости: около 50% неуспевающих школьников – дети с ЗПР. Для детей с ЗПР характерны:

  • недостаточность общего запаса знаний, ограниченность представлений;
  • незрелость мышления, преобладание игровых интересов;
  • низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость при    интеллектуальной нагрузке;
  • замедленная включаемость в работу;
  • неумение подчиняться правилам дисциплины;
  • замедленное развитие активных форм деятельности;
  • неумение тормозить свои эмоции и желания, импульсивность;
  • полное отсутствие чувства долга и ответственности;
  • неспособность к волевому усилию и труду;
  • жестокость, стремление к разрушительству, неспособность сопереживать;
  • неадекватность выхода из конфликтных ситуаций.

Важным отличием детей с ЗПР от умственно отсталых является то, что стимуляция деятельности этих детей, оказание им своевременной коррекционной помощи позволяют выделить у них зону ближайшего развития, которая в несколько раз превышает потенциальные возможности умственно отсталых детей этого же возраста.

Существенное значение для коррекционного учебно-воспитательного процесса имеет реализация специфических приемов и методов обучения и воспитания с учетом индивидуального подхода к учащимся, привлечение к работе логопедов, психологов, уменьшение наполняемости классов, а также, сочетание учебно-воспитательной работы с системой лечебно-профилактических мероприятий.

При организации обучения необходимо адаптировать содержание учебного материала, выделяя в каждой теме базовый материал, подлежащий многократному закреплению, дифференцировать задания в зависимости от коррекционных задач. Обучающемуся с ЗПР необходим хорошо структурированный материал.

Необходимо тщательно отбирать и комбинировать методы и приемы обучения с целью смены видов деятельности детей, изменения доминантного анализатора, включения вработу большинства анализаторов; использовать ориентировочную основу действий (опорных сигналов, алгоритмов, образцов выполнения задания).

Для детей с ЗПР важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. Важно, чтобы школьники через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно ориентированных заданий поверили в свои возможности, испытали чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться.

При организации учебного процесса следует исходить из возможностей ребёнка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективные переживания успеха на фоне определённой затраты усилий. В дальнейшем трудность заданий следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребёнка.

Учителю необходимо следить за успеваемостью обучающихся - после каждой части нового учебного материала:

  • проверять, понял ли его ребенок;
  • посадить ребенка на первые парты, как можно ближе к учителю, так как контакт глаз усиливает внимание;
  • поддерживать детей, развивать в них положительную самооценку, корректно делаязамечание, если что-то делают неправильно;
  • разрешать обучающимся при выполнении упражнений записывать различные шаги. Это является для них опорой, а для учителя это вспомогательное средство, чтобы понять, где именно произошла ошибка в процессе мышления;
  • требовать структурирования действий при делении и умножении чисел. Повторение таблицы умножения остается хорошим упражнением для слабых в счете обучающихся.

Условия эффективности обучения детей с ЗПР.

 1. Организация работы по ликвидации пробелов в знаниях, которая заключается в следующем:

  • коррекционная направленность обучения;
  • повторение на каждом уроке (четко спланированное и логически обоснованное);
  • формирование обобщенных представлений;
  • постоянная работа над развитием речи;
  • всестороннее развитие учащихся.

 2. Формирование у детей желания учиться, возрождение утраченной веры в свои возможности.

 3. Индивидуальный и дифференцированный подход.

 4. Соблюдение требований, предъявляемых к наглядности:

  • на стене, где расположена классная доска, никакой наглядности быть не должно;
  • справочный материал должен быть четко сгруппирован по предметам;
  • наглядность должна вести от конкретного к общему;
  • наглядность должна быть избавлена от лишних деталей и помещена на контрастном фоне, что облегчает восприятие;
  • не использовать больше 2-3 цветов одновременно, с осторожностью использовать красный цвет;
  • наглядность должна соответствовать эстетическим требованиям.

Наиболее распространенные ошибки в применении наглядности:

  • неоправданное изобилие наглядности на уроке;
  • недостаточное для усвоения материала количество наглядности;
  • формальный подход к наглядности; отсутствие повторного использования наглядности;
  • неоправданно длительное использование наглядности, что тормозит переход к абстрактному мышлению.

 5. Не создавать стрессовых ситуаций (не позволять срабатывать педагогическим стереотипам).

 6. Стимулировать, а не заставлять.

 7. Не указывать на отрицательные стороны характера – это провоцирует еще большее их проявление.

 8. Оценивать по критерию относительной успешности: сравнивают успехи конкретного ребенка в динамике, а не с успехами других детей. 10. Обеспечивать условия для постоянной деятельности самих учащихся. Установлено, что человек усваивает 10% информации, если слышит, 40%, если видит и 90%, если делает сам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Статья об особенностях обучения детей с ограниченными возможностями здоровья....

Рекомендации родителям по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Материал статьи направлен на повышение педагогической компетентности родителей, которые воспитывают детей с ограниченными возможностями здоровья, за счет обучения навыкам взаимодействия и общения со с...

Возможна ли организация проектной деятельности на уроках СБО для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)?

Проектная деятельность на уроках СБО с детьми с ограниченными возможностями здоровья....

Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого- медико-педагогической комиссией и преп...

Доклад на тему:"Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении"

Статус ребенок с ОВЗ, нормативно-правовая база, инклюзивное образование, аттестация обучающихся с ОВЗ....

Особенности работы специалистов в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цель педагогического взаимодействия с детьми   с ограниченным развитием –  сохранение здоровья, ненанесение вреда ребёнку, активизация желания посещать школу, стимуляция  акт...

Запись вебинара для участия в областной методической неделе Челябинской области «Создание условий для эффективной организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в современной системе образования».

В записи вебинара «Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной программы, как средство обеспечения эффективного коррекционно-педа...