Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) обучающегося 2 класса
рабочая программа

Жигарина Ольга Николаевна

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями  (вариант 2) в соответствии с ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sipr_2_kl.doc626.5 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДЕНА

приказом директора

КОУ «Радужнинская школа для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья»

от___ _____ 2018 г. № ____

Рассмотрено:

на заседании шПМПк

Протокол от ____________ 2018 г. № __

Согласовано:

                                                                                         Родители_________________.

_________________________

_________________________

_________________________

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ

 ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

учащегося 2 класса

        _______________________________________


  1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕБЁНКЕ

 ФИО: ____________________________________________________

Дата рождения: ______________

Адрес проживания: ХМАО-Югра, город Радужный, ___ мкр., д. ___, кв. ____.

Класс: 2 класс

Откуда прибыл: из республики Дагестан, где обучался в первом классе общеобразовательной школы села ______

Родители:

 Мать: _________________________________________

Отец:__________________________________________

  1. СТРУКТУРА СИПР

Содержание

Стр.

1. Общие сведения о ребенке

2

2. Структура СИПР

2

3. Психолого-педагогическая характеристика

3

4. Индивидуальный учебный план

5

5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре

6

6. Содержание образования:

7

6.1. Базовые учебные действия

7

6.2. Содержание учебных предметов

9

6.3. Содержание коррекционных курсов

15

6.4. Нравственное развитие

18

6.5. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

18

6.6. Внеурочная деятельность

19

7. Специалисты, участвующие в реализации СИПР

19

8. Программа сотрудничества с семьей

20

9. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов

21

10. Средства мониторинга и оценки динамики обучения

22

Приложение 1   Задания для выполнения во время зимних каникул.

23

Приложение 2   Календарно-тематический план. Коррекционный курс «Альтернативная коммуникация».

24

Приложение 3   Календарно-тематический план. Коррекционный курс «Предметно-практические действия»

27

Приложение 4   Календарно-тематический план. Коррекционный курс «Двигательное развитие»

33

  1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

____________________ начал обучение в казенном общеобразовательном учреждении Ханты - Мансийского автономного округа-Югры «Радужнинская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» 1 сентября 2017 года во втором классе на надомном обучении. Прибыл: из республики Дагестан, где он обучался в первом классе общеобразовательной школы села _______.

Мальчик воспитывается в полной семье: мать: ___________________________; отец: __________________________; сестра:_______________________, МОУ СОШ №___, ___класс. Члены семьи с пониманием относятся к особенностям и проблемам ребенка. Уходом и присмотром в основном занимается мать мальчика (домохозяйка). Жилищные и материальные условия благоприятные. Внутрисемейный климат благоприятный.

По результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования от ___сентября 2017 года №___ подтвержден статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья – ребенок–инвалид. Подтверждены трудности в обучении обусловленные умственной отсталостью.

Ребенок нуждается в специальных образовательных условиях:

Обучение с 2017-2018 учебного года в 1 классе в образовательной организации по адаптированной общеобразовательной программе (ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 2. Форма обучения очно - заочная. Степень включенности: эпизодическая.

Посещение коррекционных занятий логопеда и психолога на базе БУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ОВЗ «Цветик-семицветик».

Физическое, двигательное и сенсорное развитие

Умеет ходить по комнате быстро, бегать, сидеть на корточках, прыгать. Общая моторика не нарушена. Но движения бессистемны и импульсивны. Сенсорные эталоны цвета, формы, размера и положения в пространстве не сформированы. Пространственно-временные эталоны не сформированы. Не ориентируется в размерах объектов, не ориентируется во времени (части суток, дни недели, время года и т.д.). Ориентировка на теле сформирована недостаточно (показывает и называет основные части тела). Ведущая рука – правая. Мелкая моторика нарушена. Группа здоровья v, физическая группа - подготовительная.

Характеристика поведенческих и эмоциональных реакций

 Контакт затруднен, во взаимодействии не заинтересован. Наблюдаются проявление негативизма и аффективные реакции. На похвалу не реагирует. Эмоциональная сфера устойчивая, наблюдается эмоциональное напряжение, тревожность вне дома, при появлении незнакомых людей. Сосредоточен на аффективно значимых действиях: ходит по комнате, сидит на корточках, прыгает и кричит. На поощрения не реагирует, уводит взгляд от взрослого, отворачивается, уходит в сторону. Контакт со взрослыми возможен, но интенсивность и длительность зависит от привыкания ребенка. В совместную деятельность включается на короткое время. На замечания реагирует, принимает их, но не всегда их выполняет.

Особенности проявления познавательных процессов

 Игровая деятельность сформирована на уровне манипуляции с игрушкой. Интерес к учебной деятельности не проявляет, учебная мотивация недоступна. Задания педагога не всегда принимает и не всегда понимает. Деятельность не целенаправленна, навыки самоконтроля не сформированы. Наблюдаются отказы от деятельности, проявления негативизма, уход. Работоспособность низкая. Не умеет контролировать и планировать свою деятельность.

Восприятие. Физический слух, зрение в норме. Восприятие окружающего мира затруднено. Все сенсорные эталоны не сформированы.

Внимание.  Истощаемое, отвлекаемое, рассеянное, концентрация и распределение внимания очень низкие. Не удерживает взгляд на объекте больше 1 минуты.

Память. Преобладает произвольная зрительная память. Память кратковременная, отражает низкую способность к произвольному и непроизвольному запоминанию, быстро истощается, сохранение информации затруднено.

Мышление. Наглядно-действенное мышление не сформировано. Действует с предметами механически, объяснение взрослого в основном не принимает. Обобщение недоступно. Складывает предметную картинку из 2-х частей с помощью учителя. Мыслительные операции сравнения, классификации, выделения не сформированы.

Сформированность экспрессивной и импрессивной речи. Системное недоразвитие тяжелой степени. Импрессивная речь развита недостаточно. Не всегда понимает обращенную речь на бытовом уровне. Инструкции часто не понимает и не принимает. Словарь резко ограничен. Ребенок пользуется звукокомплексами или короткими словами. Полиморфное нарушение звукопроизношения (искажение). Формы словоизменения и словообразования отсутствуют. Фразовая речь отсутствует полностью, говорит некоторые слова (дай, нет, здрвствуйте, до свидания).

Сформированность социально-значимых умений, навыков. 

Общая осведомленность не сформирована. Социально – бытовая ориентировка ребенка практически на бытовом уровне ниже среднего. Домашний адрес не знает. Во взаимоотношениях со сверстниками интереса не проявляет. В свободной самостоятельной деятельности интереса не проявляет ни к играм детей, ни к игрушкам. При возникновении трудностей начинает капризничать, отталкивает предложенный материал или просто встает и уходит. К незнакомой обстановке у ребенка возникает страх, он может расплакаться, тянет взрослого на выход.

Коммуникативные возможности очень низкие, интереса к общению не проявляет. Игровая и учебная деятельность не сформирована. Базовые учебные действия пока недоступны. Математические представления не сформированы. Представления об окружающем мире не сформированы. Самообслуживание сформировано недостаточно: самостоятельно принимает только сухую пищу, напитки, ложкой пользоваться не умеет (мама кормит с ложки), санитарно-гигиенические навыки не сформированы, туалетом пользуется с самостоятельно, но под контролем взрослого. Нуждается в присмотре и уходе со стороны взрослого. Предметно-практическая деятельность не сформирована (действия с материалами, предметами, инструментами, бытовая трудовая деятельность недоступны)

Потребность в уходе и присмотре. Мальчик нуждается в неполном объеме помощи со стороны окружающих.

Обучаемость на низком уровне. Самостоятельно за помощью не обращается. В процессе обучения требуются следующие виды помощи: организующая, обучающая. Стимулирующая и направляющая помощь для него не актуальны. Способность переноса на аналогичные задания низкая. Интереса к продуктивным видам деятельности не проявляет. Мотивация к обучению не сформирована. На уроках наблюдается эмоциональная отстраненность, выступает в роли наблюдателя.

Выводы по итогам оценки: Приоритетные образовательные области:

«Язык и речевая практика», «Окружающий мир», коррекционные курсы.        


  1. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Образовательные области

Учебные предметы

Количество часов в неделю

Класс 2

Обязательная часть

Язык и речевая практика

Речь и альтернативная коммуникация

3

Математика

Математическиe представления

2

Естествознание

Окружающий природный мир

2

Окружающий мир

Человек

3

Окружающий социальный мир

1

Искусство

Музыка и движение

2

Изобразительная деятельность

3

Физическая культура

Адаптивная физкультура

2

Коррекционно-развивающие занятия

2

Итого:

20

Коррекционные курсы

Сенсорное развитие

3

Альтернативная коммуникация

2

Предметно - практические действия

1

Двигательное развитие

2

Итого коррекционные курсы:

8

Всего часов:

 

28


  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПОТРЕБНОСТИ В УХОДЕ И ПРИСМОТРЕ

_____________ нуждается в постоянном контроле и помощи со стороны взрослых во время учебного процесса. Мальчику требуется помощь при выполнении гигиенических процедур (мытье и вытирание рук, туалет, прием пищи и напитков). Навыки самообслуживания сформированы недостаточно, он не способен выполнять их самостоятельно. Ребёнок не способен самостоятельно принимать пищу, принимать правильную позу, держать ложку. Требуется помощь взрослого при одевании и раздевании мальчика. Также необходим постоянный контроль поведения ребенка, так как мальчик может убежать, начать проявлять свои эмоции криком, иногда может заплакать. Он не способен сам подойти к взрослому и просить помощь. Мальчику требуется постоянный контроль правильной позы на уроках, так как он может убежать, сесть на корточки, просто встать и ходить без цели, смотреть по сторонам.

Нормы и правила поведения во время учебного процесса не сформированы. Он не может сконцентрироваться на любом виде деятельности.

Уроки и учебные занятия проводятся в школе. ___________ приводят в школу родители с целью социализации мальчика и проведения уроков и коррекционных занятий.


6. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

6.1 Базовые учебные действия

Содержание

1 полугодие

2 полугодие

Умение обучающегося контактировать со взрослыми и сверстниками в знакомой ситуации взаимодействия доступными средствами коммуникации (включая альтернативные): 

  • использовать невербальные и вербальные средства коммуникации в соответствии с общепринятыми нормами коммуникативного поведения;
  • готовность к положительным формам взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • выражение собственных потребностей и желаний доступными средствами коммуникации в разных ситуациях взаимодействия со знакомыми взрослыми,
  • проявление коммуникативной активности в знакомых ситуациях.

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- организовывать рабочее место;

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Формирование учебного поведения:

направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):

- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;

- фиксирует взгляд на яркой игрушке;

- фиксирует взгляд на движущей игрушке;

- переключает взгляд с одного предмета на другой;

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;

- фиксирует взгляд на изображении;

- фиксирует взгляд на экране монитора.

умение выполнять инструкции педагога:

- понимает жестовую инструкцию;

- понимает инструкцию по инструкционным картам;

- понимает инструкцию по пиктограммам;

- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).

использование по назначению учебных материалов:

- бумаги;

- цветной бумаги;

- пластилина.

умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

- выполняет действие способом «рука в руке»;

- подражает действиям, выполняем педагогом;

- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;

- выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога.

Формирование умения выполнять задание:

в течение определенного периода времени:

- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

 от начала до конца:

- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.

с заданными качественными параметрами:

- ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предмету, коррекционному курсу.

Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д:

- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;

- выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.


6.2 Содержание учебных предметов

Содержание

1 полугодие

2 полугодие

Речь и альтернативная коммуникация

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.

  • Умение реагировать на собственное имя. Умение привлечь к себе внимание, приветствовать и прощаться с собеседником звуком (словом, предложением).
  • Умение выразить свои желания, просьбу звуком (словом), жестом.

Коммуникация с использованием невербальных средств:

  • Умение пользоваться помощью партнера при формулировании высказывания. Независимая коммуникация: самостоятельно формулируемое сообщение.
  • Умение продуцировать мануальные знаки с помощью движений собственного тела.
  • Умение пользоваться системой мануальных знаков
  • Умение пользоваться системой графических символов.
  • Умение пользоваться предметами, для выражения сообщения.

Импрессивная речь:

  • Понимание обращенной речи, понимание смысл рисунков, фотографий, других графических символов.
  • Понимание предложений. Понимание содержания элементарного текста.

Экспрессивная речь:

  • Умение употреблять отдельные звуки, звукоподражания, звуковые комплексы в соответствии с коммуникативной ситуацией.
  • Умение употреблять:

-простые по звуковому составу слов: мама, папа,  дядя

-собственное имя

-называние имён членов семьи

-называние слов, обозначающих предмет

Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации:

  • Умение сообщить собственное имя, имена членов семьи посредством зависимой или независимой коммуникации.
  • Использование графического, предметного символа или мануального знака для обозначения предметов и объектов, действия предмета.

Чтение и письмо:

Предпосылки к осмысленному чтению и письму.

  • Умение узнавать (различать) образы графем (букв).
  • Умение производить графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).

Начальные навыки чтения и письма.

  • Узнавание звука в слоге (слове).
  • Соотнесение звука с буквой.
  • Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове).
  • Называние буквы.
  • Написание буквы.

Математическиe представления

Количественные представления

  • Объединение предметов в различные множества ориентируясь на признак цвета (красный и желтый) предметов.
  • Объединение предметов в различные множества ориентируясь на признак формы (куб, шар, квадрат, круг) предметов.
  • Объединение предметов в различные множества ориентируясь на признак величины (большой, маленький) предметов.
  • Узнавание и выделение цифры 1.
  • Выделение одного предмета из множества и группировка предметов в  множества.
  • Соотнесение цифры 1 с соответствующим количеством пальцев и предметов.

Представления о величине

  • Определение величины большой-маленький.
  • Раскрашивание, штриховка, обводка по трафаретам, по опорным точкам изображений различной величины.

Представление о форме

  • Выбор шара, куба, круга, квадрата.
  • Объединение фигур в группы по форме.
  • Соотнесение плоскостных и объемных фигур.
  • Обводка по трафаретам, по опорным точкам, штриховка круга, квадрата.
  • Вырезанию круга, квадрата по контурам.

Пространственные представления

  • Перемещение в пространстве комнаты.
  • Показ на себе основных частей тела и лица.
  • Показ частей тела и лица на кукле.
  • Перемещение в пространстве, изменение положений частей тела.
  • Сопровождать речью или жестовыми указаниями свои действия.

Временные представления

  • Различие частей суток (день и ночь).

Окружающий природный мир

Сезонные изменения

  • Признаки осени
  • Признаки зимы
  • Признаки весны
  • Признаки лета

Живая природа

  • Различать животных, птиц. Домашних и диких животных

Неживая природа

  • Признаки дня
  • Признаки ночи
  • Иметь представления о неживой природе

Человек

Представления о себе

  • Различать части тела
  • Называть своё имя

Гигиена тела

  • Соблюдать правила гигиены

Обращение с одеждой и обувью

  • Уметь одеться и раздеться самостоятельно

Туалет

  • Знать значение туалетной комнаты

Приём пищи

  • Уметь пользоваться приборами за столом

Семья

  • Знать имёна членов семьи

Окружающий социальный мир

Школа

  • Узнавание школьных принадлежностей:
  • школьная доска
  • парта
  • портфель
  • мел
  • учебник
  • дневник
  • тетрадь
  • карандаш
  • краски

Квартира, дом, двор

  • Ориентироваться в квартире.
  • Узнавать дом, двор.

Предметы быта

  • Узнавание (различение) электробытовых приборов
  • телевизор
  • утюг
  • лампа
  • обогреватель
  •  микроволновая печь
  • электрический чайник
  • Узнавание предметов интерьера
  • светильник
  • зеркало
  • штора
  • ваза
  • ковер

Продукты питания

  • Узнавание (различение) напитков по внешнему виду
  • вода
  • чай
  • сок
  • какао
  • компот
  • Узнавание (различение) молочных продуктов  по внешнему виду
  • молоко
  • творог
  • сметана
  • кефир
  • масло

Предметы и материалы, изготовленные человеком.

  • Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с бумагой
  • ножницы

Город

  • Узнавание (различение) частей территории улицы

- проезжая часть

- тротуар

Транспорт.

  • Узнавание (различение) транспорта
  •  наземного
  •  воздушного
  •  водного
  •  специального

Традиции, обычаи.

- Узнавание по картинкам праздников

- Новый Год

- День Победы

- День рождения

Страна.

  • Узнавание государственной символики

- герб

- флаг

- гимн

Музыка и движение

1. Развитие слуховых и двигательных восприятий, танцевальных, певческих, хоровых умений, освоение игре на доступных музыкальных инструментах, эмоциональное и практическое обогащение опыта в процессе музыкальных занятий, игр, музыкально-танцевальных, вокальных и инструментальных выступлений:

  • интерес к различным видам музыкальной деятельности (слушание, пение, движение под музыку, игра на музыкальных инструментах);
  • умение слушать музыку и выполнять простейшие танцевальные движения;
  • освоение приемов игры на музыкальных инструментах, сопровождение мелодии игрой на музыкальных инструментах;
  • умение узнавать знакомые песни, музыку.

2. Готовность к участию в совместных музыкальных мероприятиях:

  • умение проявлять адекватные эмоциональные реакции от совместной и самостоятельной музыкальной деятельности;
  • стремление к совместной и самостоятельной музыкальной деятельности.

Изобразительное искусство

Рисование.  

  • Приемы работы с карандашом и кистью

соблюдение последовательности действий при работе с красками

  • опускание кисти в баночку с водой
  • снятие лишней воды с кисти
  • опускание ворса кисти в краску
  • снятие лишней краски о край баночки
  •  самостоятельное рисование на листе бумаги
  • смывание краски с кисти при смене цвета краски
  • Рисование основных элементов
  • рисование точек
  • рисование вертикальных линий
  • рисование горизонтальных линий
  • рисование по контурным линиям
  • рисование по опорным точкам
  • Выполнение работы в контуре
  • закрашивание внутри контура

Лепка

  • Подготовка материала к работе
  • Разминание материала
  • Деление на части
  • Отрывание кусочка материала от целого куска
  • Откручивание кусочка материала от целого куска
  • Придание формы
  • катание шарика
  • катание колбаски
  • выделение формы формочками
  • Видоизменение формы
  • сгибание колбаски в кольцо

Аппликация

  • Работа с бумагой
  • сминание бумаги
  • разрывание бумаги
  • Работа с клеем
  • намазывание всей поверхности клеем
  • Работа с ножницами
  • вырезание по контуру
  • разрезание листа бумаги
  •  выполнение надреза
  • Составление аппликации
  • сборка изображения объекта из нескольких деталей

Адаптивная физкультура

Восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений.

  • Освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться (в т.ч. с использованием технических средств).
  • Освоение двигательных навыков, последовательности движений, развитие координационных способностей.
  • Совершенствование физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости.
  • Умение радоваться успехам: выше прыгнул, быстрее пробежал и др.

Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью.

  • Умение определять свое самочувствие в связи с физической нагрузкой: усталость, болевые ощущения, др.

Освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности.

  • Интерес к определенным видам физкультурно-спортивной деятельности: езда на велосипеде, спортивные и подвижные игры, физическая подготовка.
  • Умение ездить на велосипеде, кататься на санках, играть в подвижные игры.

Коррекционно-развивающие занятия

Владение письменными принадлежностями.

Вырезание ножницами по контору предметных изображений.

Раскатывание пластилина, теста в шар, «колбаску».

Сравнение предметов по двум ярко выраженным признакам.

Составление предмета из мелких деталей.

Раскрашивание картинок по контуру различными движениями.

Наматывание пряжи в клубок, шнуровка по образцу.

Обводка, штриховка картинок.

Выкладывание мозаикой простых предметов.

Имитация движений животных.

Ориентировка на собственном теле (показ частей тела) и в пространстве, показывая направление в соответствии с речевой инструкцией педагога (вверх, вниз, в стороны, вперёд, назад).

Простейшая ориентация на листе бумаги и парте.

Отстукивание ритма (быстро-медленно).

6.3 Содержание коррекционных курсов

Содержание

1 полугодие

2 полугодие

Альтернативная коммуникация

Умение принимать партнера по коммуникации.

Умение воспринимать обращения через тактильные, зрительные, слуховые раздражители.

Умение здороваться при встрече и прощаться при расставании.

Умение выразить свои желания, просьбу звуком (словом).

Умение выполнять задания по словесной инструкции педагога.

Умение пользоваться помощью партнера при формулировании высказывания.

Умение понимать обращенную речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм и т.д.

Умение использовать средства альтернативной коммуникации: жесты, взгляд, мимику, графические изображения, пиктограммы.

Умение использовать вербальные средства общения (звуки, звукоподражания, звуковые комплексы, слова) в соответствии с коммуникативной ситуацией.

Умение различать звуки окружающей действительности.

Умение подражать речевым звукам.

Умение выполнять артикуляционные и дыхательные упражнения.

Умение выполнять графические упражнения.

Умение использовать усвоенный словарный материал в коммуникативных ситуациях.

Двигательное развитие

- удержание головы: в положении лежа на спине в положении лежа на животе в положении на боку (правом, левом) в положении сидя

- выполнение движений головой:

наклоны (вправо, влево, вперед в положении лежа на спине/животе, стоя или сидя)

повороты (вправо, влево в положении лежа на спине/животе, стоя или сидя)

«круговые» движения (по часовой стрелке и против часовой стрелки)

- выполнение движений руками:

вперед

назад

вверх

в стороны

«круговые»

- выполнение движений пальцами рук: сгибать фаланги пальцев разгибать фаланги пальцев сгибать пальцы в кулак разгибать пальцы

- выполнение движений плечами:

вверх

вперед

назад

«круговые»

-опора: на предплечья на кисти рук 

- ловля мяча на уровне груди

- изменение позы в положении лежа:

поворот со спины на живот

поворот с живота на спину

  • изменение позы в положении сидя:

поворот (вправо, влево)

наклон (вперед, назад, вправо, влево)

  • вставание на четвереньки

  • ползание:

 на животе

на четвереньках

  • сидение:

сидение на полу без опоры посадка из положения «лежа на спине»

сидение на стуле

- стояние на коленях

  • стояние с опорой

Предметно-практические действия

Действия с материалами

- сминание материала (бумага): одной рукой двумя руками

- разрывание материала (бумага)

- размазывание материала (краска, клейстер): одной рукой двумя руками

- пересыпание материала (крупа, песок, мелкие предметы)

- переливание материала (вода)

-разминание материала (соленое тесто, пластилин): одной рукой двумя руками

Действия с предметами

- захват, удержание, отпускание предметов

- вынимание предметов (из коробки)

- складывание предметов (в коробку)

- перекладывание предметов (из коробки в коробку)

- встряхивание предмета (шумящие и звенящие предметы)

- нажимание на предмет всей рукой

- вставление предметов (стаканчиков) друг в друга

- вставление в отверстия:

шариков

мозаики

- нанизывание предметов (кольца, шарики, крупные бусины):

на стержень

на нить с наконечником

- вращение предмета (вентиль крана, крышка пластиковой бутылки)

- сжимание предмета (резиновые игрушки, губка, прищепки): одной рукой двумя руками пальцами

- открывание предмета: коробка банка с капроновой крышкой

- закрывание предмета: коробка банка с капроновой крышкой

- катание игрушки на колесиках

- толкание предмета (ящик шкафа, входная дверь): от себя к себе


  1.  Нравственное развитие

Способность запоминать происходящее, радоваться новому дню, неделе, месяцу, замечая, какие события, встречи, изменения происходят в жизни; осознавать на доступном уровне значимость этих событий для каждого по отдельности и для всех людей.

Доброжелательное отношение к окружающим; умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с детьми и взрослыми с использованием общепринятых форм общения.

Умение выражать свои желания, умение принимать на себя посильную ответственность и понимать результаты своих действий; умение предвидеть последствия своих действий, понимать, насколько его действия соотносятся с нормами и правилами жизни людей; контроль своих эмоций и поведения.

Усвоение правил совместной деятельности в общении, в игре, учебе, работе, досуге.

Ориентация в религиозных ценностях с учетом желания и вероисповедания обучающегося и его семьи.

  1.  Формирование экологической культуры,

здорового и безопасного образа жизни

Представления об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды.

Осознанное отношение к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровьесбережения,  режима дня.

Негативное отношение к факторам, нарушающим здоровье: сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики, инфекционные заболевания, нарушение правил гигиены, правильного питания.

Умение вести себя в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях (доступными средствами обратиться за помощью, привлечь к себе внимание).


  1. ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

На основании заявления мамы посещает традиционные мероприятия школы.

Название

мероприятия

Планируемая деятельность ребенка в мероприятии

Участие ребенка в мероприятии

День инвалидов

Посещение мероприятия

Новый год

Участие в новогоднем празднике

Масленица

Подготовка к мероприятию: знакомство с атрибутами праздника, участие в мероприятии

8 Марта

Подготовка к мероприятию: знакомство с атрибутами праздника, участие в мероприятии

Пасха

Подготовка к мероприятию: покраска яиц, изготовление украшений; участие в мероприятии

Последний учебный день

Присутствие на торжественной линейке

Спортивные соревнования

Присутствие на мероприятии

Игра

Коммуникативные игры (пальчиковые игры, массаж), настольные дидактические игры, сенсорные игры, игры с мячом

Прогулки на улице

Прогулка в лес, подвижные игры, экскурсия в лес, парк

Участие в школьном лагере

Участие в летнем лагере

  1. СПЕЦИАЛИСТЫ, УЧАСТВУЮЩИЕ В РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ СИПР

Классный руководитель: _____________________

Учитель-дефектолог: Жигарина Ольга Николаевна

Учитель-логопед: ___________________________

Педагог-психолог: ____________________________

Медицинский работник: _____________________________

Педагог дополнительного образования: Бурлакова Алла Борисовна


  1. ПРОГРАММА СОТРУДНИЧЕСТВА С СЕМЬЕЙ

Ноябрь:

  • Приглашение родителей на заседание шПМПк для рассмотрения и согласования специальной индивидуальной программы развития.
  • Индивидуальные консультации с родителями о правилах поведения и технике безопасности во время осенних каникул.

- Индивидуальные консультации с родителями об отдельных методах и средствах развития мелкой моторики и зрительного восприятия ребенка.

Декабрь:

  • Родительское собрание «Электронный журнал»
  • Новогодний утренник с детьми и родителями
  • индивидуальные консультации с родителями о правилах поведения и технике безопасности в период новогодних праздников и зимних каникул.

Январь:

  • Консультация: «Роль родителей в развитии речи детей»

(знакомство с упражнениями, обучение выполнению упражнений по развитию артикуляционной моторики)

- Консультация: «Играйте вместе с детьми» - о значении участия взрослых в играх детей, для развития речевой активности ребенка.

Февраль:

  • Индивидуальные консультации с родителями.
  • дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»

Март:

  • Индивидуальные консультации с родителями о правилах поведения и технике безопасности на водоемах в весеннее время.
  • Консультация – практикум: «Воспитание самостоятельности у детей»
  • дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»

Апрель:

  • Индивидуальные консультации с родителями.
  • Консультация: «Взрослые и дети»
  • Семинар – практикум: «Организация здорового образа жизни в семье»
  • Общешкольное родительское собрание.

Май:

  • Индивидуальные консультации с родителями.
  • Родительское собрание «Чему мы научились за год» – итог. Как организовать ребенку каникулярное время, знакомство с детскими площадками и дневными пришкольными лагерями.
  • Оформление стенда «Здравствуй, лето!».

Постоянное общение по телефону с родителями (законными представителями) обучающегося.


  1. ПЕРЕЧЕНЬ НЕОБХОДИМЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ

        Материально – техническое обеспечение реализации СИПР соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам.

        Учебное место создано с учётом его индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей.

В классе для обучающегося создано место как для индивидуального обучения, так и для группового. В кабинете имеется место для отдыха и проведения свободного времени.

В образовательном процессе используется специальный учебный и дидактический материал: наглядные пособия, ПК (мультимедийные презентации, фильмы, музыкальные композиции), настольные игры, раздаточные материалы:

  • Наглядный и дидактический (демонстрационный и индивидуальный) материал по темам: «Времена года», «Праздники», «Деревья», «Птицы», «Человек и его тело», «Древесина», «Огонь», «Воздух», «Мальчики и девочки», «Рыбы», «Насекомые», «Ягоды», «Грибы», «Садовые цветочно-декоративные растения», «Дикорастущие цветочно-декоративные растения», «Комнатные растения», «Календарь», «Погода», «Средства гигиены», «Одежда и обувь», «Дом и двор», «Объекты и явления природы», «Транспорт», «Посуда», «Бытовая техника», «Город», «Музыкальные инструменты»; муляжи внутренних органов человека, пособие «Скелет человека».
  • Предметы для нанизывания на стержень (кольца, шары, бусины), предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра), вставления (стаканчики одинаковой величины), конструкторы, пазлы.
  • Набор        геометрических фигур (треугольник, квадрат, круг,         прямоугольник);         игровые наборы «Нумикон»,
  • Логические блоки Дьенеша, цветные счетные палочки Кюизенера, конструктор «Лего», счетный материал; настольный калькулятор, оснащенный крупными клавишами и дисплеем большего размера; циркуль, линейка без шкалы, линейка.
  • Набор инструментов для ухода за комнатными растениями.
  • Набор посуды для занятий по приготовлению пищи.
  • Гимнастические мячи большого и среднего размера, маты, кегли, теннисные мячи, футбольный мяч, баскетбольный мяч, трехколесный велосипед, батут, шариковый бассейн, подвесные качели.
  • Музыкальные инструменты (бубенцы, барабан, маракас, румба), музыкальный центр, аудиозаписи.
  • Канцелярские принадлежности: цветные карандаши, пластилин, краски, кисти, гуашь, альбомы, раскраски, прописи, цветная бумага, клей, ножницы.


  1. СРЕДСТВА МОНИТОРИНГА И ОЦЕНКИ ДИНАМИКИ ОБУЧЕНИЯ

Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Например, «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; представление: «узнает объект», «не всегда узнает объект» (ситуативно), «не узнает объект».

Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.

Уровни освоения (выполнения) действий/операций

1. Пассивное участие/соучастие

действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним)

_

2. Активное участие действие выполняется ребенком:

- со значительной помощью взрослого

дд

- с частичной помощью взрослого

д

- по последовательной инструкции (изображения или вербально)

пи

- по подражанию или по образцу

до

- самостоятельно с ошибками

сш

- самостоятельно

с

Сформированность представлений

1. Представление отсутствует

-

2. Не выявить наличие представлений

?

3. Представление на уровне:

- использования по прямой подсказке

пп

- использования с косвенной подсказкой (изображение)

п

- самостоятельного использования

+


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Задание для учащегося во время зимних каникул.

На время зимних каникул обучающемуся предоставляются задания, рекомендованные для их выполнения:

  • рисование по трафарету;
  • выполнение работ с пластилином;
  • раскрашивание картин;
  • задания типа «Проложи дорожку»;
  • проговаривание звуков, букв, слогов.
  • задания на нахождение и называние частей тела человека;
  • задания на определение вида транспорта;
  • задания на запоминание названий диких и домашних животных.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Календарно-тематический план.

Коррекционный курс «Сенсорное развитие»

(102 часа 3 раза в неделю)

Раздел, тема занятия

Количество часов

Дата

план

факт

Обследование 

Обследование учащегося.

6

01.09.

06.09.

07.09.

08.09.

13.09.

14.09.

Предпосылки восприятия

10

Восприятие тактильных раздражителей,

вестибулярных/кинестетических.

2

15.09.

20.09

Восприятие раздражителей.

2

21.09.

22.09.

Восприятие вкусовых и обонятельных раздражителей.

2

27.09

28.09.

Восприятие акустических раздражителей.

2

29.09.

04.10.

Восприятие и фиксация визуальных раздражителей.

2

05.10.

06.10.

Реагирование на раздражители

9

Рефлекторное реагирование.

2

11.10.

12.10.

Выражение согласия/несогласия.

1

13.10.

Выражение ощущений.

2

18.10.

19.10.

Выражение предпочтений.

1

20.10.

Закрепление реакции на известный раздражитель.

1

25.10.

Узнавание известного материала в новом виде.

2

26.10.

27.10.

Взаимодействие между органами чувств

7

Связь прикосновения с хватанием.

1

08.11.

Акустически-моторная координация.

2

09.11.

10.11.

Зрительно-моторная координация.

2

15.11.

16.11.

Зрительно-акустически-моторная координация.

2

17.11.

22.11.

Повторение. Воздействия раздражителей

2

Подражание собственным звукам и движениям.

1

23.11.

Повторение действий с объектом.

1

24.11.

Ожидание и создание раздражителей

4

Поисковое поведение.

1

29.11.

Умение ожидать.

1

30.11.

Установление причинно-следственных связей.

2

01.12.

06.12

Зрительный контроль

4

Зрительный контроль за действиями.

2

07.12.

08.12.

Зрительный контроль движений крупной моторики.

2

13.12.

14.12.

Узнавание людей, предметов, ситуаций

11

Узнавание собственных вещей.

2

15.12.

20.12.

Узнавание людей.

2

21.12.

22.12.

Узнавание людей и предметов на расстоянии.

2

10.01.

11.01

Узнавание объекта по его части.

1

12.01.

Узнавание ситуаций.

2

17.01.

18.01.

Узнавание объектов, которые демонстрируются с помощью технических средств.

2

19.01.

24.01.

Узнавание изображенного объекта

8

Восприятие отражения в зеркале.

2

25.01.

26.01.

Восприятие фотографии.

2

31.01.

01.02.

Восприятие теней.

2

02.02.

07.02.

Восприятие изображения на картинке.

2

08.02.

09.02.

Связь восприятия и речи

4

Активизация восприятия речью.

2

14.02.

15.02.

Активная речь.

2

16.02.

21.02.

Восприятие формы, цвета, величины

15

Восприятие формы.

2

22.02.

28.02.

Различение форм.

2

01.03.

02.03.

Воспроизведение формы.

2

07.03.

09.03.

Восприятие цвета.

2

14.03.

15.03.

Различение цветов.

2

16.03.

21.03.

Цветовые предпочтения.

2

22.03.

23.03.

Категории «большой – маленький».

3

24.03.

05.04.

06.04

Улучшение качества восприятия

8

Объем восприятия.

2

11.04.

12.04.

Точность восприятия.

2

13.04.

18.04.

Скорость восприятия.

2

19.04.

2004.

Длительность восприятия.

2

25.04.

26.04.

Управление восприятием

8

Знание своих потребностей.

2

27.04.

02.05.

Выбор раздражителей.

2

03.05.

04.05.

Предпочтения.

2

10.05.

11.05.

Влияние на восприятие на основе причинно-следственных связей.

2

13.05.

16.05.

Обследование 

Обследование учащегося.

6

17.05.

18.05.

23.05.

24.05.

25.05.

30.05

ВСЕГО: 102 ч.


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Календарно-тематический план.

Коррекционный курс «Альтернативная коммуникация»

(68 часов 2 часа в неделю)

1 четверть - 18 часов

п/п

Тема

занятия

Часы

Направления

работы

Дата по плану

Дата по факту

1.

Обследование речевого развития учащегося

4

1.Изучение сведений о семье ребенка, данных о раннем речевом развитии.

2.Обслелдование речи.

3. Психомоторное развитие:

-мелкая моторика рук.

-общая координация движений.

-мимика.

04.09

05.09

11.09

12.09

2.

Ребенок и семья

10

1.Повторение жестов и символов «дом», «мама», «папа», «брат», «сестра», «бабушка», «дедушка», «дядя», «тетя».

18.09

19.09

25.09

26.09

02.10

03.10

09.10

10.10

16.10

17.10

2. Развитие слухового внимания и восприятия.

3.Развитие функции голоса и речевого дыхания.

4.  Развитие артикуляционной моторики.

5. Развитие графо-моторных навыков и мелкой моторики рук.

6. Формирование импрессивной и экспрессивной речи.

3.

Ребенок и игрушки

4

1.Развитие способности к использованию невербальных (альтернативных) компонентов коммуникации.

23.10

24.10

30.10

31.10

2. Развитие слухового внимания и восприятия.

3.Развитие функции голоса и речевого дыхания.

4.  Развитие артикуляционной моторики.

5. Развитие графо-моторных навыков и мелкой моторики рук.

6. Формирование импрессивной и экспрессивной речи.

2 четверть - 14 часов

п/п

Тема

занятия

Часы

Направления

работы

Дата по плану

Дата по факту

1.

Ребенок и игрушки

4

1.Развитие способности к использованию невербальных (альтернативных) компонентов коммуникации.

13.11

14.11

20.11

21.11

2. Развитие слухового внимания и восприятия.

3.Развитие функции голоса и речевого дыхания.

4.  Развитие артикуляционной моторики.

5. Развитие графо моторных навыков и мелкой моторики рук.

6. Формирование импрессивной и экспрессивной речи.

2.

Ребенок и домашние животные

6

1.Развитие способности к использованию невербальных (альтернативных) компонентов коммуникации.

27.11

28.11

04.12

05.12

11.12

12.12

2. Развитие слухового внимания и восприятия.

3.Развитие функции голоса и речевого дыхания.

4.  Развитие артикуляционной моторики.

5. Развитие графо моторных навыков и мелкой моторики рук.

6. Формирование импрессивной и экспрессивной речи.

3.

Привычное окружение

4

1. Развитие способности к использованию невербальных (альтернативных) компонентов коммуникации.

18.12

19.12

25.12

26.12

2. Развитие слухового внимания и восприятия.

3.Развитие функции голоса и речевого дыхания.

4.  Развитие артикуляционной моторики.

5. Развитие графо моторных навыков и мелкой моторики рук.

6. Формирование импрессивной и экспрессивной речи.

3 четверть - 20 часов

п/п

Тема

занятия

Часы

Направления

работы

Дата по плану

Дата по факту

1.

Еда

7

1.Развитие способности к использованию невербальных (альтернативных) компонентов коммуникации.

15.01

16.01

22.01

23.01

29.01

30.01

05.02

2. Развитие слухового внимания и восприятия.

3.Развитие функции голоса и речевого дыхания.

4.  Развитие артикуляционной моторики.

5. Развитие графо моторных навыков и мелкой моторики рук.

6. Формирование импрессивной и экспрессивной речи.

2.

В столовой

7

1.Развитие способности к использованию невербальных (альтернативных) компонентов коммуникации.

06.02

12.02

13.02

19.02

20.02

26.02

27.02

2. Развитие слухового внимания и восприятия.

3.Развитие функции голоса и речевого дыхания.

4.  Развитие артикуляционной моторики.

5. Развитие графо моторных навыков и мелкой моторики рук.

6. Формирование импрессивной и экспрессивной речи.

3.

Привычное окружение

6

1.Развитие способности к использованию невербальных (альтернативных) компонентов коммуникации.

05.03

06.03

12.03

13.03

19.03

20.03

2. Развитие слухового внимания и восприятия.

3.Развитие функции голоса и речевого дыхания.

4.  Развитие артикуляционной моторики.

5. Развитие графо моторных навыков и мелкой моторики рук.

6. Формирование импрессивной и экспрессивной речи.

4 четверть - 16 часов

п/п

Тема

занятия

Часы

Направления

работы

Дата по плану

Дата по факту

1.

В школе

6

1. Развитие способности к использованию невербальных (альтернативных) компонентов коммуникации.

02.04

03.04

09.04

10.04

16.04

17.04

2. Развитие слухового внимания и восприятия.

3.Развитие функции голоса и речевого дыхания.

4.  Развитие артикуляционной моторики.

5. Развитие графо моторных навыков и мелкой моторики рук.

6. Формирование импрессивной и экспрессивной речи.

2.

Свойства объектов

6

1.Развитие способности к использованию невербальных (альтернативных) компонентов коммуникации.

23.04

24.04

07.05

08.05

14.05

15.05

2. Развитие слухового внимания и восприятия.

3.Развитие функции голоса и речевого дыхания.

4.  Развитие артикуляционной моторики.

5. Развитие графо моторных навыков и мелкой моторики рук.

6. Формирование импрессивной и экспрессивной речи.

3.

Обследование учащихся.

4

1.Обслелдование речи:

-понимание обращенной речи.

- внятность речи.

-лексический строй речи.    

2. Психомоторное развитие:

-мелкая моторика рук.

-общая координация движений.

- артикуляционная моторика;

-мимика.

3. Понимание и использование альтернативных средств коммуникации.

21.05

22.05

28.05

29.05

Всего: 68 часов

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Календарно-тематическое планирование

2 класс

Предметно-практическая деятельность.

 (1 час в неделю)

I ЧЕТВЕРТЬ

урока

Дата проведения

Тема урока

Цели урока

Тип урока

Методы

и приемы

Формируемые

БУД (личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные)

Словарь

план

факт

1

05.09

07.09

08.09

12.09

14.09

15.09

Наблюдение за движущимися заводными игрушками.

Развитие зрительного восприятия и зрительно-моторной координации.

получения нового знания, закрепления новых знаний, коррекции знаний

Рассматривание игрушек. Называние. Показ ключика и способа завести игрушку.

Наблюдение за движением игрушек.

Словарная работа: катится, прыгает, бегает, едет.

Личностные, регулятивные, познавательные

2

19.0921.0922.0926.09

28.09

29.09

Перекладывание бобов из банки.

Развитие способности к подражанию, развитие крупной моторики, зрительно-моторной координации.

получения нового знания, закрепле-ния новых знаний, коррекции знаний

Поможем маме сварить бобы.

Перекладывание из банки в кастрюлю.

Словарная работа: мало положили, много положили.

3

03.10

05.1006.10

10.1012.10

13.10

Прослеживание движений предмета.

Отработка навыка захвата круглых и квадратных предметов, обучение правильным действиям с предметами.

получения нового знания, закрепления новых знаний, коррекции знаний

Внесение игрушек би-ба-бо.

Игра «Куда идет игрушка».

Упражнение с колокольчиком, бубном.

4

17.10

19.10

20.1024.10

26.10

27.10

Выполнение совместных движений (стучим, гладим).

Обучение навыку захвата предмета по заданию учителя, перекладывание из одной ёмкости в другую

получения нового знания, закрепления новых знаний, коррекции знаний

Рассматривание молоточка, постучим молоточком: гвозди заколачивает, кулачком стучим в дверь.

Погладим ладошкой стол, подушку.

Словарная работа: мягкий, твердый.

5

31.10

02.1103.11

Открывание баночек.

Обучение навыку действий с предметом по заданию учителя

получения нового знания, закрепления новых знаний, коррекции знаний

Рассматривание баночек. Называние цвета, формы. Будем открывать баночки и посмотрим, что там внутри (совместная деятельность).

Личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные

         II ЧЕТВЕРТЬ                

14.11

16.11

17.11

21.11

23.11.24.11

Выбор предметов по образцу.

Развитие соотносящих действий, развитие двуручной деятельности.

получения нового знания, закрепле-ния новых знаний, коррекции знаний

Рассматривание матрешки.

Игра «Что внутри». Расставим матрешек – их много. Возьмем самую маленькую, самую большую.

Личностные, регулятивные, познавательные

28.11

30.11

01.12

05.12

07.12

08.12

Развитие соотносящих действий: разрезные фрукты

Развитие соотносящих действий, развитие двуручной деятельности

. получения нового знания, закрепления новых знаний, коррекции знаний

Беседа о фруктах. Показ фруктов по заданию учителя. Соединение 2-х частей игрушки по показу учителя.

12.12

14.12

15.12

19.12

21.12

22.12

Смена подражательных действий.

Обучение сбору и разбору пирамидки, матрёшки

получения нового знания, закрепления новых знаний, коррекции знаний

Игра «Катаем» - катание мяча, машинки.

Бросим мяч в корзину, поставим машинку в коробку.

26.12

28.12

29.12

Складывание предметов в коробку.

Обучение практическим действиям на соотнесение фигур

получения нового знания, закрепления новых знаний, коррекции знаний

«Все игрушки рассыпались, будем собирать».

Складывание в коробку мелких игрушек.

        III ЧЕТВЕРТЬ

12.01

16.01

17.01

19.01

23.01

24.01

Катание шаров в определенном направлении.

Закрепление основных геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат).

получения нового зна-ния, закреп-ления новых знаний, кор-рекции зна-ний

Рассматривание иллюстрации клоуна с шарами.

У нас тоже много шаров, будем их катать. Называние цвета, смена направления движения шаров.

Личностные, регулятивные, по-знавательные

26.01

30.01

31.01

02.02

06.02

07.02

Группировка предметов по цвету (по коробкам).

Закрепление основных геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат). Закрепление основных цветов (красный, синий, жёлтый).

получения нового знания, закрепления новых знаний, коррекции знаний

Рассматривание цветных коробок. Называние цвета.

Рассматривание предметов, называние их цветов.

Игра «Разложи по цвету».

09.02

13.02

14.02

16.02

20.02

21.02

Бросание шаров.

Повторение понятий «большой»-«маленький», «длинный»-«короткий», «широкий»-«узкий», закрепление умения сравнивать предметы.

получения нового знания, закрепления новых знаний, коррекции знаний

Будем играть шарами: катать, толкать, кидать.

Совместная деятельность.

Словарная работа: укатился, далеко, упал.

27.02

28.02

02.03

06.03

07.03

Заполнение отверстий грибочками.

Развитие зрительного соотнесения частей картинки.

получения нового знания, закрепления новых знаний, коррекции знаний

Рассматривание игрушек-грибочков. Называние размера.

Рассматривание коробочки с отверстиями: маленькие, большие.

Игра «Разложи грибы».

13.03

14.03

16.03

10.03

21.03

23.03

Сталкивание предметов палкой со стола.

Закрепление названий геометрических фигур и цветов. Развитие внимания.

получения нового знания, закрепления новых знаний, коррекции знаний

Достанем игрушки, не получается, они далеко. Будем сталкивать их палкой.

Совместная деятельность.

        IV ЧЕТВЕРТЬ                                                                                                        

03.04

04.04

06.04

10.04

11.04

13.04

Раскладывание плоских предметов.

Развитие двуручной деятельности.

получения но-вого знания, закрепления новых знаний, коррекции зна-ний

Складывание разрезной картинки.

Совместная деятельность: работа с мозаикой.

Личностные, регулятивные, по-знавательные

17.04

18.04

20.04

24.04

25.04

27.04

Группировка предметов по цвету.

Развитие двуручной деятельности.

получения нового знания, закрепления новых знаний, коррекции знаний

Рассматривание ведерок и предметов.

Называние цветов и размеров.

Раскладывание предметов по ведеркам соответствующего цвета.

04.05

08.05

11.05

15.05

16.06

17.05

Дидактическая игра «Шароброс»

Развитие двуручной деятельности.

получения нового знания, закрепления новых знаний, коррекции знаний

Совместная деятельность.

Игра с шарами: катать, толкать, кидать.

Словарная работа: укатился, далеко, упал.

22.05

23.05

25.05

29.05

30.05

Группировка предметов по форме.

Развитие двуручной деятельности.

получения нового знания, закрепления новых знаний, коррекции знаний

Рассматривание коробок разных форм: круглая, овальная прямоугольная и квадратная.

Рассматривание предметов разных форм.

Игр «Разложи».

ВСЕГО: 34 часа

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Календарно - тематический план

Коррекционный курс «Двигательное развитие».

Кол-во

занятий

Дата

Дата факт

Тема занятия

Основные элементы содержания образования

1

04.09

Вводное занятие.

 В положении лежа на спине в положении лежа на животе в положении на боку (правом, левом) в положении сидя

1

06.09

Удержание головы.

1

11.09

Выполнение движений головой:

наклоны

Вправо, влево, вперед в положении лежа на спине/животе, стоя или сидя вправо, влево в положении лежа на спине/животе, стоя или сидя)

«круговые» движения (по часовой стрелке и против часовой стрелки

1

13.09

Повороты головы

1

18.09

Дыхательные упражнения со звуковым сопровождением.

Гимнастические упражнения, с произвольным видоизменением характера или продолжительности дыхательного цикла, сочетание статических и динамических нюхательных упражнений

1

20.09

Дыхательные упражнения со звуковым сопровождением.

1

25.09

Гимнастика для мышц глаз.

Упражнений на укрепление мышц глаз повороты глазных яблок вправо-влево, вверх-вниз (без изменения положения головы);

сфокусировать взгляд на кончики носа, на пальце вытянутой руки, на удаленном предмете;

произвести вращательные движения глазными яблоками;

попеременно то закрывать, то открывать глаза на 10-15

1

27.09

Гимнастика для мышц глаз.

1

02.10

Выполнение движений руками.

вперед

назад

вверх

в стороны

«круговые»

1

04.10

Выполнение движений руками.

1

09.10

 Упражнения для рук  и мышц плечевого

пояса.

Захват и метание  мяча одной или двумя руками, метание летающих тарелочек в цель, перекладывания предмета из руки в руку (перед собой, за спиной, над головой), перехватывание палки («кулак догоняет кулак»)

1

11.10

Упражнения для рук  и мышц плечевого пояса.

1

16.10

Дыхательные упражнения

Упражнения для тренировки дыхательных мышц, для восстановления дыхания.

1

18.10

Упражнения для расслабления мышц.

Упражнения в И.П. лежа, используя образные сравнения типа : «рука отдыхает», «нога спит», «тело мягкое, как вата», «живот чужой», также представляя тяжесть и тепло в мышцах.

1

23.10

Корригирующие упражнения

Комплекс упражнений пальчиковой гимнастики.

1

25.10

Упражнения для профилактики плоскостопия

Ходьба на носках, на наружных сводах стоп, по ребристой доске, по песку, по камешкам. Упражнения с активным вытягиванием носков, подошвенные сгибания стоп и пальцев с захватом ими разных мелких предметов ( мячей, палочек, кубиков); подниматься и опускаться на носках.

1

30.10

 Упражнения для пальцев

Сгибание и разгибание фаланг, соединение и разъединение пальцев противопоставление большого пальца остальным, прикосновением кончиков пальцев левой и правой руки, игры с пальчиками («Лесенка», «Гребешок», «Гонки двуногих», «Веер», «Заводные машинки», «Пропеллер» и др.)

1

01.11

Упражнения для пальцев

1

13.11

 Упражнения для формирования естественного мышечного корсета

Упражнения на  развитие и укрепление мышц спины

(с мячами)

1

15.11

Упражнения для формирования естественного мышечного корсета

 Упр. для растягивания мышц груди в положении сидя.

1

20.11

 Упражнения для кисти.

«Борьба ладошек», «Ладушки», «Ежик», «Волны», «Моляр», «Цветок», «Бабочка и рыбка».

1

22.11

Игры на внимание

«Два сигнала», «Самолет-пелемет»

1

27.11

Корригирующая  гимнастика с предметами.

Упражнения с гимнастической палкой.

1

29.11

Упражнения для развития подвижности во всех отделах позвоночника

Упражнения в самовытяжении

1

04.12

Упражнения на укрепления мышц спины

(«Авторалли», «Кольцо на палочку»).

1

06.12

Упражнения на координацию движений

Наклоны туловища вперед назад, повороты туловища вправо и влево, а также вращение туловища содействуют развитию гибкости позвоночника.

1

11.12

Дыхательная гимнастика

Упражнения для тренировки дыхательных мышц, для восстановления дыхания.

1

13.12

Дыхательная гимнастика

1

18.12

Подбрасывание мяча на разную высоту. Бросание мяча в цель

Метание мячей кегли, кубики

1

20.12

Упражнения для формирования естественного мышечного корсета

 Упражнения с гантелями.

1

25.12

Упражнения для формирования естественного мышечного корсета

Упражнения с набивными мячами.

1

27.12

Корригирующие упражнения

Упражнения лежа на спине с легкими гантелями, с резиновым бинтом, лежа на животе прогибы спины с отрывом от пола верхних и нижних конечностей.

1

15.01

Корригирующие упражнения

Перекладывание мяча из руки в руку, катание мяча. Игра «Прокати мяч».

1

17.01

Гимнастика для глаз

Комплексы упражнений для профилактики близорукости. Игры: «Внимательные глазки», «Жмурки».

1

22.01

Комплекс упражнений для укрепления мышц плечевого пояса

Комплекс упражнений с гимнастики с кубиком.

1

24.01

Комплекс упражнений для укрепления мышц плечевого пояса

Исходное положение на животе, руки под подбородком. Поочерёдное поднимание прямых ног, не отрывая таза от пола. Темп медленный.

1

29.01

Игры с пальчиками

«Лесенка», «Гребешок», «Гонки двуногих»,

1

31.01

Игры с пальчиками

«Веер», «Заводные машинки», «Пропеллер» .

1

05.02

Элементы игры бадминтон

Стать в определенную поз, взять в руки ракетку, отвести руку назад, вывести руку в перед, имитирую удар по мячу;  повторять движение, отражая мяч, который может оказаться с лева, справа выше, ниже

1

07.02

Комплекс упражнений  на осанку  

 Упражнения с гимнастической палкой.

1

12.02

Комплекс упражнений  на осанку  

Упражнения с гимнастической палкой.

1

14.02

Ловля мяча на уровне груди

Передача меча, ловля мяча.

1

19.02

Дыхательная гимнастика

 Упражнения (жуки, насос, паровоз)

1

21.02

Упражнения для профилактики плоскостопия.

Упражнения с активным вытягиванием носков, подошвенные сгибания стоп и пальцев с захватом ими разных мелких предметов ( мячей, палочек, кубиков); подниматься и опускаться на носках.

1

26.02

Коррекционные  игры.

 Игра «Не урони мешочек».

1

28.02

Упражнения с применением предметов

Катание палки двумя ногами

1

05.03

Упражнения для профилактики плоскостопия.

Хождение по сенсорной тропе.

1

07.03

Упражнения в расслаблении, элементы дыхательной гимнастики

Упражнения в И.П. лежа, используя образные сравнения типа : «рука отдыхает», «нога спит», «тело мягкое, как вата», «живот чужой», также представляя тяжесть и тепло в мышцах.

1

12.03

Упражнения для коррекции плоскостопия

Массаж стоп

Постукивание по ступне одним пальцем.

Поглаживание ступни.

Разминание руками ступни.

Постукивание по ступне 4 пальцами.

Поглаживание ступни.

Разминание ступни  руками.

Тоже с другой ногой.

1

14.03

Комплекс пальчиковых игр и упражнений

«Ромашка» (соединить обе руки прямые пальцы, развести в сторону)

«Тюльпан» (полусогнутые пальцы обеих рук соединить, образуя чашечку цветка)

Сжимая разжимая кисти рук на счёт: раз-два.

1

19.03

 Упражнения для рук  и мышц плечевого

пояса.

Захват и метание  мяча одной или двумя руками, метание летающих тарелочек в цель, перекладывания предмета из руки в руку (перед собой, за спиной, над головой), перехватывание палки («кулак догоняет кулак»)

1

21.04

 Упражнения для рук  и мышц плечевого

пояса.

1

02.04

Дыхательная гимнастика

Упражнения Вдох – через рот, на выдохе произносим: у-у-у

Дружно нюхаем цветочки

И зелёные листочки

Имитация движения:  вдох - через нос, выдох - через рот, на выдохе произносим: а-а-а

1

04.04

Релаксация

Хождение по сенсорной тропе.

1

09.04

Ползание.

 

на животе

на четвереньках

1

11.04

Гимнастика для глаз

Комплексы упражнений для профилактики близорукости. Игры: «Внимательные глазки», «Жмурки».

1

16.04

Работа с дидактическим пособием «Черепашка»

Обучить работе с дидактическим пособием «Черепашка». Научить раскладывать детали по форме.

1

18.04

Выполнение движений плечами.

Вверх, вперед, назад

«круговые»

1

23.04

Упражнение для координации движений

Подбрасывание мяча вверх, ловля мяча

1

25.04

Упражнение для координации движений

1

07.05

Выполнение движений ногами

подъем ноги вверх

отведение ноги в сторону

отведение ноги назад

1

14.05

Выполнение движений ногами

1

16.05

Дыхательная гимнастика

 Упражнения для развития носового дыхания.

1

21.05

Релаксация

Включается интерактивная панель «Бесконечный тоннель».  

1

23.05

Коррекционные  игры

Игра «Собери шарики»

1

28.05

Коррекционные  игры

Игра «Сложи картинку»

1

30.05

Изменение позы в положении лежа

Поворот со спины на живот

поворот с живота на спину

1

31.05

Составление индивидуального комплекса утренней гимнастики.

Комплексы упражнений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностическая карта для специальной индивидуальной программы развития (СИПР)

Диагностика развития познавательной деятельности, социализации, эмоционально- волевой сферы, коммуникативных навыков....

«Специальная индивидуальная программа развития» (СИПР)

Адаптированная образовательная программа образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразова...

Контрольно-измерительные материалы для обучающегося 2 класса по специальной индивидуальной программе развития (СИПР, вариант 2)

Контрольно-измерительные материалы по предметам «Математические представления», «Речь и альтернативная коммуникация».  Материалы разработаны  в рамках  специальн...

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР)

Специальная индивидуальная программа развития составлена для обучающегося с тяжелыми множественными нарушениями развития в соответствиии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интелл...

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) вариант 9.2

Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности...

Контрольно-измерительные материалы для обучающегося 1 (доп) класса по специальной индивидуальной программе развития (СИПР, вариант 2)

Контрольно-измерительные материалы по предметам «Математические представления», «Речь и альтернативная коммуникация».  Материалы разработаны  в рамках  специальн...