Статья:"Использование игр и игровых упражнений для развития познавательных процессов в обучении учащихся с интеллектуальной недостаточностью"
статья

Чернова Светлана Евгеньевна

 

В данной статье рассматривается значение и применение игр и игровых упражнений в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_igra._doc.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Использование игр  и игровых упражнений для развития познавательных процессов в обучении учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Ключевые слова:  игры и игровые упражнения; познавательные процессы; учащиеся  с интеллектуальной недостаточностью.

   В данной статье рассматривается  значение и применение игр и игровых упражнений в обучении детей  с интеллектуальной недостаточностью.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей и  обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

В школе обучаются  дети с интеллектуальной недостаточностью и дети-инвалиды с различными заболеваниями.У учащихся  разный уровень развития и   возможности усвоения учебного материала. Уроки проводятся при соблюдении принципов индивидуального и дифференцированного подходов в обучении. Условно  предполагается деление учащихся на три группы. К первой группе  относят учащихся наиболее успешно овладевающих программным материалом. Во вторую группу входят дети, которые достаточно успешно обучаются в классе, но без помощи учителя, обобщения и выводы сделать не в состоянии.К третьей группе относят учащихся, которые с трудом усваивают программный материал и нуждаются в разнообразных видах помощи(стимулирующей, нап-равляющей и обучающей).

Для детей с интеллектуальной недостаточностью наиболее характерными чертами являются: общее недоразвитие всей психики; инертность мышления, замедленность, трудности переключения, использование стереотипов. Мышление конкретное, ограниченное непосредственным опытом и необходимостью обеспечения своих сиюминутных потребностей; неустойчивость, отвлекаемость внимания, недостаточность процессов синтеза и анализа. Слабость мышления резко снижает качество памяти. Наиболее неразвитым оказывается логическое запоминание.  В то же время механическая память может оказаться сохранной. Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью обычно запоминают то, что привлекает их внимание, кажется интересным. Наблюдается достаточно низкий уровень учебной мотивации. 

Учитывая своеобразие умственного развития детей с нарушением интеллекта  перед учителем стоят сложные задачи: с одной стороны – обеспечить усвоение знаний, умений и навыков, заложенных в программах, с другой – обеспечить развитие познавательных процессов.  

Использование дидактических игр на уроках помогает снять  ряд трудностей, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что способствует в дальнейшем формированию познавательного интереса к  учебной деятельности. Дидактическая игра – это  средство обучения, потому что она является источником получения знаний, формирования умений. Игра  позволяет пробуждать и поддерживать познавательные интересы учащихся, улучшает наглядность учебного материала. Каждая дидактическая игра имеет правила, которые определяют порядок действий и поведение учащихся в процессе  игры, способствуют созданию на уроке рабочей обстановки. Правила игры воспитывают умение управлять своим поведением, подчиняться требованиям коллектива.

 Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении материала. Многие игры и упражнения строятся на материале различной трудности, это дает возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечивать участие в одной игре учащихся с разным уровнем знаний.

Существуют общие требования к подбору игр и игровых упражнений  в коррекционной школе: игры должны соответствовать определенным программным требованиям  и требованиям стандарта; игры должны соответствовать не только изучаемому материалу, но и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей.  

Игра активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В играх, особенно коллективных, формируются  нравственные качества ребенка. В ходе игры дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно. Увлекшись игрой,  учащиеся не замечают, что учатся: познают,  запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию.

Можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся:

1.Игры - путешествия.

2.Игры - поручения.

3.Игры - предположения.

4.Игры - беседы (игры-диалоги).

Игры - путешествия имеют сходство со сказкой, её развитием, чудесами. Игра - путешествие отражает реальные факты или события. Обычное раскрывает через необычное, простое - через загадочное, трудное - через преодолимое, необходимое - через интересное. Всё это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его.

Игры - поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.

Игры - предположения “Что было бы..?” или “Что бы я сделал...”, “Кем бы хотел быть и почему?”, “Кого бы выбрал в друзья?” и др. Иногда началом такой игры может послужить картинка или создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия, при этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.

Игры – беседы. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность анализировать, обобщать, формируется умение рассуждать, делать выводы.

Учитывая  особенности детей с интеллектуальной недостаточностью, учитель  вводит в урок игры и  игровые моменты: кроссворды, шарады, ребусы, скороговорки, загадки, математические цепочки. Интересным игровым упражнением для ребят являются магические квадраты, игровое упражнение «Примеры с зашифрованным словом».  На доске находятся таблицы с цифрами и буквами. Ученик решает примеры, а рядом с ответом записывает букву, ему соответствующую. Работу можно провести со всем классом, группой учащихся, индивидуально. Игра « Кто больше?» Учащимся предлагается из данного слова составить как можно больше слов.  Игра «Не ошибись»,  в которой необходимо расставить скобки, чтобы равенства были верными. Игра «Математическая грамматика» позволяет запомнить математическую терминологию. Для повторения и закрепления таблицы умножения используется игра «Лотерея Спринт». Учащиеся слушают задания, делают устные вычисления и вычеркивают в таблице-заготовке ответы. В результате из вычеркнутых чисел в таблице получается цифра, например, «5». Игра «Танграм» закрепляет знания учащихся о геометрических фигурах, размерах, развивается элемент творческого воображения при составлении новых фигур. Занимательные задачи в стихах тренируют память, развивают логическое мышление и поднимают настроение. В ходе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где они  сравнивают выполняют арифметические действия, тренируются в устном счете, решают задачи.

С помощью игры можно сформировать у учащихся  качества, необходимые для становления учебной деятельности: положительное отношение к учебному предмету; постоянное развитие способностей; осознание способов учебной деятельности, в том числе способов самоконтроля и самооценки.

В  работе  с учащимися используются игровые задания и упражнения, которые способствуют развитию и уточнению пространственно-временных представлений: «Чего не хватает на рисунках?», «Какие предметы спрятаны на рисунках?», «Лабиринты», «Корректор», «Установи последовательность», «Чья тень?», «Найти осколок», «Весёлый мим», «Из каких чисел состоит человечек».

Упражнения, которые способствуют развитию памяти: «Заучивание 10 слов», «Ряд знаков, предметов», «Что изменилось?».

Упражнения, направленные на развитие мыслительных процессов: «Разрезные картинки», «Исключение лишнего», «Найди сходство и различия», «Четвёртое  лишнее», «Назови противоположные признаки», «Какая буква спряталась в рисунках», «Сравнение предметов», «Сравнение сюжетных картинок», «Определение ошибок художника», «Формирование умозаключений» (какой фигуры не хватает в ряду).

Упражнения, которые способствуют развитию внимания: «Найди 10 различий», «Найди фрагмент рисунка», «Разгадай послание», «Найти одинаковые предметы», «Выделить изображения предметов среди геометрических фигур», «Определить, чей силуэт», «Найти аналогичное изображение», «Разложить предметы по своим местам».

Интерес  у детей вызывают  задания,  требующие активной мыслительной деятельности и длительного  сосредоточения внимания.  Например,  раскрасить рисунок с предварительным решением примеров, раскрасить рисунок в соответствии с цветовым обозначением,  сложить  картинку из фрагментов, выполнить рисунок из геометрических фигур с опорой на образец. Такие задания учащиеся  выполняют с желанием и интересом.

Использование на уроках игр и игровых упражнений для каждого ученика ежедневно создает ситуацию успеха. Опираясь на индивидуальный уровень развития ребенка, отмечается каждое его достижение.

Дидактическая игра и игровые упражнения  - это эффективные формы проведения уроков, поскольку наиболее прочны те знания, которые приобретаются с заинтересованностью. Благодаря использованию игр и коррекционно-развивающих упражнений повышается мотивация к обучению,   наблюдается положительная динамика обучаемости детей, улучшается память, речь, мышление.

Литература

1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: кн.для учителя. - М.:Просвещение,1987.44 с.

2.АндрущенкоТ.Ю., Карабекова Н.В. Коррекционные и развивающие игры для млаших школьников: учеб.-метод. Пособие для школьных психологв. Волгоград: Перемена, 1993. 60с.

3.Газман О. С., Харитонова Н.Е. В школу -  с игрой. В помощь родителям. М.:Просвещение, 1991. 96с.

4.Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения: популяр. Пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития,1997. 237с.

5.Минскин Е.М. От игры к знаниям: Развивающие и познавательные игры младших школьников. - М.: Просвещение, 1982. 192с.

6.Степанова О.А., Рыдзе О.А. Дидактические игры на уроках в начальной школе: метод. пособие. - М.: Сфера,2005. 96с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Технология дифференцированного (разноуровневого) подхода в обучении учащихся с интеллектуальной недостаточностью»

Доклад «Технология дифференцированного (разноуровневого) подхода в обучении учащихся  с интеллектуальной  недостаточностью»...

Использование технологий игровой деятельности в развитии познавательных интересов слепых и слабовидящих учащихся

Использование технологий игровой деятельности в развитии познавательных интересов слепых и слабовидящих учащихся...

Играем вместе "Игры, игровые упражнения для развития речи детей дошкольников в домашних условиях"

игры, игровые упражнения на развитие мелкой моторики и закрепление различных речевых навыков...

Игровые упражнения в развитии познавательных процессов у детей с ОВЗ

Игровые упражнения в развитиипознавательных процессов у детей с ОВЗ...

Коррекционно – развивающие игры и упражнения на развитие познавательных процессов

Необходимо принимать и использовать отдельные психолого-педагогические приемы, повышающие эффективность коррекции и развития познавательных процессов как по отдельности, так и вместе. Так же коррекцио...