С. Михалков " Будь человеком"
план-конспект урока (5 класс)

Воробьёва Юлия Васильевна

Методическая разработка может быть использована на уроках чтения и развития речи и окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_mihalkov_bud_chelovekom_2.docx33.9 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ГБОУ Зилаирская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Конспект урока чтения и развития речи в 5 классе

на тему: С. Михалков « Будь человеком»

                                      Выполнила:

учитель русского языка и чтения

                                             Воробьёва Ю.В.

Зилаир- 2015

Конспект урока чтения и развития речи в 5 классе

Тема:С. В.  Михалков «Будь человеком»

Цель урока:познакомить со стихотворением С. В. Михалкова «Будь человеком».

Образовательные задачи:

- формировать навыки правильного, сознательного, выразительного чтения;

- совершенствовать технику правильного, беглого чтения;

- учить анализировать данное произведение;

- способствовать умению выражать своё   отношение к герою произведения через обсуждение поступков мальчика.

Коррекционно- развивающие задачи:

- коррекция и развитие связной устной речи через умение общаться на уроке: отвечать на вопросы, спрашивать о непонятных словах, делиться впечатлениями, рисовать словесные картинки;

- коррекция и развитие мыслительной деятельности через установление логических и причинно-следственных связей;

- коррекция и развитие памяти через обогащение и уточнение словарного запаса учащихся;

Воспитательные задачи:

- формировать личностные качества учащихся: наблюдательность, трудолюбие, доброжелательность, отзывчивость, духовную красоту посредством внимательного   знакомства с произведением; 

-  воспитывать нравственные и эстетические чувства, стремление бережного отношения к природе посредством понятия идейного смысла произведения;

- воспитывать интерес к предмету.

Оборудование:

Учебник чтения 5 класс, автор-составитель З.Ф.Малышева, проектор, компьютер, презентация, карточки с изображением животных для артикуляционных упражнений.

 Планируемые результаты. Учащиеся должны уметь:

- внимательно слушать стихотворение и понимать его смыл;

- выразительно читать стихотворение;

- по вопросам учителя рассказать о чем читали или слушали.

Ход урока

  1. Организационный момент

- Здравствуйте.

Я очень рада,  

Войти в приветливый ваш класс,

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

- Меня зовут Юлия Васильевна, и сегодня я у вас проведу урок чтения. Но прежде чем начать урок, я бы хотела немного рассказать о себе. Я приехала из живописного села под названием Зилаир, вот оно. Слайд 1.

Слайд 2. Если посмотреть на карту Башкортостана, то Зилаир находится здесь, а город Белорецк здесь. Расстояние между нашими населенными пунктами приблизительно 300 км.

Слайд 3. Вот школа, в которой я работаю учителем русского языка и чтения.

- Ну а теперь давайте познакомимся с вами... Как вас зовут (дети представляются)

- Вот мы и познакомились, пора начинать наш урок.

  1. Психологический настрой.

- Подарите мне свою улыбку.

- А теперь улыбнитесь друг другу.

- Улыбка поднимает настроение, открывает двери, приносит радость общения.

- И пусть на сегодняшнем уроке, на котором нас ждет много новых открытий, улыбка будет нашим верным спутником. Она, как путеводная звезда, поможет нам разобраться во всем и справиться с любой проблемой.

III. Речевая разминка

Артикуляционная гимнастика

- Чтобы говорить на уроке правильно, четко, красиво, чтобы читать выразительно- давайте подготовим наши губы и язычок. А для этого нам необходимо выполнить артикуляционную гимнастику.

- Повторяйте за мной (картинки с изображением животных).

Ловко прячут хомяки

Вкусный корм за две щеки (надуваем щеки и «лопаем» их).

Любит мишка угощенье, 

Очень вкусное варенье (высовываем язык и облизываем верхнюю губу, затем нижнюю губу).

Хоботок слонёнок тянет.

Он вот- вот банан достанет

Губки в трубочку сложи

И слоненку покажи (вытягиваем губы вперед, держим и расслабляем)

По степи лошадка мчится,

Громко цокают копытца (цокаем язычком).

Зубастый волк, 

Зубами щёлк, да щёлк (Открыть губки, показать зубки, пощёлкать зубами сильно откидывая нижнюю челюсть.)

- Подготовили наш ротик, ну а теперь давайте поговорим….

  1. Введение в тему урока

- Ребята, а какое сегодня число? (15 апреля- написано на доске и закрыто)

- А какой день недели?

- А какое сейчас время года?  (Весна)

- Какой месяц начинает весну? (Март)

- А за мартом какой месяц следует? (Апрель)

- Назовите последний месяц весны? (Май)

 - Ребята, вы правильно сказали, все эти месяцы весенние, а какие изменения происходят в природе весной? (появляются первые весенние цветы- слайд 4, ярче светит солнце- слайд 5 , прилетают птицы слайд 6, появляются проталины слайд 7).

- Мы  с вами сделали артикуляционную гимнастику, кто нам помогал её сделать? (лошадь, волк, слоненок и т.д.)

- Как мы можем назвать их всех, одним словом? (животные).

- На последних уроках вы говорили о животных, а о ком мы сегодня поговорим вам предстоит догадаться…

- Давайте с вами сыграем в игру «Четвертый лишний». Слайд 8

(кот, лошадка, муравей, обезьянка).

- Сколько всего слов на экране?

- Какое слово здесь лишнее? Почему? (Ответы детей.)

  1. Сообщение темы урока

- Посмотрите, ребята, вот о ком мы сегодня будем говорить(на экране появляется изображение муравья. Слайд 9

- Мы поговорим о жизни муравьев.

- Сегодня мы познакомимся с вами со стихотворением С.  В. Михалкова «Будь человеком». Посмотрите на портрет писателяСлайд10.

Сергей Владимирович написал очень много произведений для детей. Некоторые из них вам известны: Дядя Степа, Котята, Любимые вещи.

- Сегодня мы более подробно остановимся на стихотворении С. В. Михалкова «Будь человеком». Давайте вместе с вами прочтем с доски автора и название стихотворения (хором).

- Итак, как называется стихотворение мы знаем. Осталось прочитать его.

VI.Изучение нового материала

  1. Выразительное чтение текста учителем

 - Сядьте удобно, сейчас я вам прочту стихотворение, а вы внимательно послушайте.

2. Беседа на основе слухового восприятия.

- Понравилось ли вам прочитанное стихотворение?

- О ком оно?

- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? (Жалость, боль, злость, сочувствие, и т.д.). Почему?

-  А какие чувства присущи людям? Если не ответят, показать на себе различные чувства (радости, огорчения, печали, злости и т.д.)

3.Самостоятельноечтение учащимися стихотворения

- А теперь, давайте, откроем учебники на стр.192, найдем стихотворение, с которым познакомимся сегодня на уроке.

- Вам предстоит самостоятельно прочитать это стихотворение

4.Словарная работа

- Но прежде, чем вы приступите к чтению, давайте познакомимся со словарными словами

- Внимание на экран: слайд11

ОБЫЧАЙ – традиционно установившийся порядок поведения;

ЭГОИСТ - чёрствый, себялюбивый человек.

- Возьмите простые карандаши в руки, вы сейчас прочтёте стихотворение, в процессе чтения отметьте слова и выражения, значение которых вам непонятны.

- Индивидуальная работа (учитель читает совместно со слабым учащимся).

- Какие слова и выражения не понятные вам, встретились в тексте?

5. Сложные и непонятные слова для учащихся

атомный век – настоящее время кибернетики, компьютера

тлел лист - горел без пламени;

подпалил, предал огню – поджёг;

метались – бегали из стороны в сторону;

миролюбивые – любящие мир.

- Ребята, прослушав и прочитав, стихотворение, скажите, что плохого сделал мальчик?

6.Аналитическое чтение по частям, с последующим разбором содержания.

1  часть ( до  слов « в траве  и  под листом..:)

- Ребята, сейчас прочитаем стихотворение по частям.

- Кто желает прочитать 1 четверостишие и т.д.

Вопросы учителя:

Что значит «живут своим трудом»?  

Как вы понимаете выражение: «У них обычаи свои»?

- С чем сравнивает автор муравейник?

- Ребята, посмотрите внимательно на доску, какая картинка подходит к 1 четверостишию?

2 четверостишие

- Ребята, прочитайте, как автор называет муравьёв? (Миролюбивые жильцы)

- Как вы понимаете слово миролюбивые?

- Почему автор говорит мурашки-муравьи?

- Что он хочет сказать словами мурашки- муравьи?

- Автор, подчеркивает то, что насекомые очень маленькие, едва заметные, беззащитные. Но у каждого жителя муравейника есть свои обязанности, каждый что-то выполняет, без дела не сидит.

- Что делают муравьи?

- Давайте выберем картинку, которая относится ко 2 четверостишию (на доске размещаем картинки)

3 четверостишие

- Что значит «тропинкой трудовой»? (Постоянно трудится муравей).

- Осталось выбрать картинку, которая относится к 3 четверостишию ( на доске размещаем картинки последовательно)

- Ребята, а скажите мне еще раз, миролюбивые, это какие муравьи? (Дружные)

- Автор называет их миролюбивыми, потому что они дружные. У них в лесу очень много друзей. И эти друзья подготовили для вас подвижную физминутку. Вам необходимо встать и выполнить движения, которые вам покажут лесные друзья.

ФИЗМИНУТКА Слайд 12-22

2  часть – продолжаем читать по куплету и разбирать

4 четверостишие

- О ком идет речь в этом четверостишии? Кто ты?

- Что значит «расковырял дом»? «подпалил»?

- Давайте выберем картинку, которая относится к 4 четверостишию (на доске размещаем картинки последовательно)

5 четверостишие

- Что случилось с большой муравьиной семьей?

-  Как вы понимаете выражения «нарушила беда»? «Метались муравьи»?

- Какая из этих картинок соответствует прочитанному четверостишию? (на доске размещаем картинки последовательно)

6 четверостишие

- О чем эти строки? (о том,  как горит муравейник)

 Что автор описывает этими словами: «Трещала хвоя», «Тихо  тлел сухой опавший лист»?  

-Как С.Михалков назвалгероя произведения? ЭГОИСТ

- Почему?

- Какая картинка подходит к этому четверостишию? (на доске размещаем картинки последовательно)

7 четверостишие

- Что автор говорит о непристойном поведении мальчика?

-Как вы понимаете выражение:

«Ведь ты того не создавал,

Что предавал огню»?

- Обратите внимание на то, что С.В. Михалков никак не называет этого мальчика, кроме, как ТЫ, ЭГОИСТ. Мало того, автор даже не извиняется за это, так как он думает только о себе.

-  Какая картинка подходит к прочитанным строкам? (на доске размещаем картинки последовательно)

8 четверостишие

-Ребята,  как  вы  понимаете  выражение  «атомный век»?

-Атомный  век - это  время  умного  человека,  который  создаёт  сложные  машины,  решает  трудные  задачи.  Но  не  всегда  этот  человек  совершает  правильные  поступки,  достойные  звания  человека.

С  какой  буквы  написано  слово  человек? Почему?

Человек – самое  разумное  существо  на  земле.  И  вести  себя  он  должен по-человечески,  не  нанося  вреда  окружающему  миру. С вниманием, пониманием и добротой мы должны относится ко всему, что нас окружает.

- Давайтехором прочитаем 2 последние строчки еще раз

- К чему призывает С.Михалков  всех  читающих стихотворение?

- Какая из картинок подходит к концу стихотворения? (на доске размещаем картинки последовательно)

7. Работа над логической партитурой стихотворения

- Ребята, на сколько частей можно разделить это стихотворение?    Посмотрите на доску, на картинки и ответьте (Спокойная и мирная жизнь муравьёв в муравейнике; разрушение муравейника мальчиком, метание. )

- Давайте еще раз прочтем это стихотворение, отражая голосом все происходящее (сначала спокойно, размеренно, потом тревожно, и грозно)

8. Хоровое чтение стихотворения (учитель читает совместно с учениками, делая акцент на голос)

- Давайте составим «Кластер, характеризующий муравьев» - выбрать слова, которые характеризуют муравьёв (прикрепить слова под изображением «муравейника»)

Трудолюбивые, работящие

самолюбивый, бессердечные

миролюбивые, жестокие

злые, заботливые

исполнительные

равнодушный

Проверка:

Трудолюбивые, работящие, миролюбивые, исполнительные, заботливые.

-Наш урок подходит к концу: запишите домашнее задание.

V. Домашнее задание

- Наш урок подходит к концу, запишите домашнее задание

- Научиться читать это стихотворение с выражением, повышая и понижая интонацию.

VII. Итог урока

- Заканчивая наш урок, давайте повторим

- С каким произведением мы познакомились сегодня на уроке?

 - Ребята, стихотворение о жизни муравьев называется «Будь человеком». Почему?

- Давайте вновь прочтем слова, в которых звучит главная мысль произведения (последнее четверостишие)

- Обратите внимание на то, что слово Человеком, вопреки правилам русского языка, в середине предложения написано с большой буквы. Почему?

- Что же значит выражение: «Быть человеком с большой буквы»?

- Что значит быть Человеком? Быть каким?

- Каким человеком хотел бы стать каждый из вас?

- Автор обращаясь к нам, к чему призывает?  (Беречь природу)

- Чтобы беречь природу, нужно ее понимать, оберегать, охранять. Да и не только на природе, а везде, мы должны отвечать за свое поведение, свои поступки.

Урок сегодня был удачный,

 Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?

IIX. Выставление оценок за урок

- Ребята, мне очень понравилось работать с вами. Слайд 23

- Спасибо вам за урок. На память о себе и сегодняшнем уроке, я бы хотела подарить вам вот такие блокнотики, чтобы в них у вас было записано слово Человек с большой буквы.  

- Чтобы вы всегда отвечали за свое поведение и свои поступки!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТКРЫТЫЙ УРОК. С МИХАЛКОВ "БУДЬ ЧЕЛОВЕКОМ"

Открытый урок чтения, 6 класс...

Урок чтения в 6 классе коррекционной школы VIII вида С.В. Михалков «Будь человеком!»

Познакомить детей с произведением С.В. Михалкова «Будь человеком!».Учить понимать образный смысл произведения и развивать внимание к художественному слову через  детальное  знакомство  ...

"Человек, будь человеком "

Урок -диалог по произведениям Алексина на тему; для чего живет человек? 11 класс...

Урок чтения в 6 классе С.В. Михалков «Будь человеком!»

Способствовать умению выражать своё отношение к герою произведения через обсуждение поступков мальчика. Коррекционно-развивающие:  развивать навыки правильного, сознательного, беглого чтения по...

Михалков "Баранкин, будь человеком"

Конспект урока чтения...

Урок чтения в 5 классе по теме С.Михалков "Будь человеком"

Урок чтения в 5 классе  по теме  С.Михалков "Будь человеком"...

Конспект урока чтения и развития речи в 5 «б» классе на тему: С. Михалков « Будь человеком»

Конспект урока чтения и развития речи в 5 «б» классе в специальной (коррекционной) школе 8 вида...