Статья "Формирование естественнонаучных знаний обучающихся коррекционной школы VIII вида"
статья

Зарипова Лариса Фаукатовна

Статья о формировании представлений и понятий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_formirovanie_estestvennonauchnyh_znaniy.docx218.32 КБ

Предварительный просмотр:

Зарипова Лариса Фаукатовна (zaripova.lara61@mail.ru)

казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ЗНАНИЙ  ОБУЧАЮЩИХСЯ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ YIII ВИДА

Естественнонаучные знания обучающихся в  коррекционной школе в основном формируются на материале предметной области естествознание. Такие как живой мир, окружающий природный мир, природоведение, география, биология. Поэтому возможно говорить лишь об элементах естественнонаучных представлений и понятий, формируемых у умственно отсталых школьников.

В соответствии с Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 Вариант, блок естественноведческих дисциплин  изучается с 5 по 9 классы. АООП - это общеобразовательная программа, адаптированная для категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

 Содержание предметной области естествознания в коррекционной школе существенно отличается от содержания и построения  предметной области естестсвознание массовой школы: сокращен объем получаемой учебной информации, уменьшено количество специальных терминов, номенклатура географических названий.

Адаптированная основная образовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

В основу АООП для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) заложены дифференцированный и деятельностный подходы.

Дифференцированный подход к построению АООП предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования.

Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом специфики развития личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно- практической и учебной).

Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно- практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержания образования.

АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Накопление естественнонаучных знаний у обучающихся коррекционной школы YIII вида невозможно без систематической работы по формированию представлений и понятий об окружающем мире. Методика и приемы формирования природоведческих знаний разрабатывались и совершенствовались в отечественной олигофренопедагогике в течение многих лет. В результате этой работы выделились основные этапы формирования понятий о природе у лиц с нарушениями интеллекта – восприятие объекта, формирование представлений и выработка понятия.

Первым этапом процесса усвоения знаний является восприятие отдельных природных объектов, явлений и фактов. Учитель руководит этим процессом: направляет внимание учащихся, организует их деятельность. Важным условием организации целенаправленного восприятия учащимися природоведческого объекта (в натуре или на картине) является сочетание показа объекта с пояснениями учителя. Это способствует установлению прочной связи между образом и словом. При демонстрации объекта в натуральном виде или его изображения на картине педагог должен привлекать детей к рассказу о том, что они видят. Такая активная познавательная деятельность школьников содействует упрочению связи «объект-слово», способствует становлению аналитико- синтетических операций, обеспечивает развитие связной устной речи умственно отсталых обучающихся.

Организация восприятия детьми изучаемого объекта должна соответствовать следующим требованиям:

- непосредственная близость обучающихся к наблюдаемому объекту

-краткая инструкция о цели предстоящей работы и способах ее выполнения

- выяснение, что видит каждый обучающийся, на чем сосредоточено его внимание

- направление внимания обучающегося на характерные признаки предмета или явления

- проверка того, что и как восприял каждый обучающийся

- связь объекта восприятия с точно отвечающим ему словом, названием.

Кроме того, необходимо учитывать, что процесс восприятия у умственно отсталых детей протекает медленнее, чем у обучающихся основной школы, поэтому необходимо дать время на восприятие объекта, не торопить детей. В случае необходимости отдельные этапы процесса восприятия могут разбираться несколько раз, при этом учитель обращает внимание детей на существенные признаки объекта, явления. В результате наблюдений за объектами и явлениями у обучающихся создается первичное представление о внешнем виде объекта или природного явления.

Представление – это образы тех предметов и явлений, которые воспринимались в прошлом.

Различаются представления памяти и представления воображения. Представления памяти образуются на основе непосредственного восприятия объекта (озеро, овраг, река, растение, животные)

Представления воображения – это образы, которые создаются без непосредственного восприятия объекта, но на основе которых лежит действительность. Такие представления возникают при чтении или слушании описаний предметов и самостоятельно у умственно отсталых детей не формируются.

Кроме представлений образов объектов (предметов) или явлений при изучении природных объектов и явлений формируются также и пространственные представления о величине объекта, его форме, о пространственных свойствах предмета, о движении (по отношению к собственному расположению, сторонам горизонта) и картографические представления о взаимном расположении объектов на географических картах.

Представления возникают у обучающихся в виде наглядных образов и носят конкретный характер, но все же эти образы являются более обобщенными, чем те, которые формируются при простом восприятии. Для углубления и расширения представлений учитель ставит перед учениками вопросы, выявляющие основные свойства предметов.

Работа по формированию представлений проводится (с опорой на конкретный материал) по следующим направлениям:

- выделение  в предметах или явлениях их признаков или свойств, например, при формировании представлений о реке важно обратить внимание школьников на общие признаки, характерные для реки (исток, устье, русло, течение, притоки, берега).

-сравнение признаков нескольких предметов, например, сравниваются различные реки по следующим параметрам: местность, по которой они протекают, характер течения, русло (его ширина), притоки, берега. Обучающиеся отмечая общие признаки (строение) выделяют главное различие- характер течения.

- выделение существенных признаков, например, реки имеют одинаковое строение, но могут различаться характером течения, шириной, протяженностью и т.п.

Установление сходства и различия имеет большое значение для умственно отсталых школьников. При правильно организованном сравнении, с использование различного предметного материала ученик приобретает:

- большее количество фактических знаний об изучаемом объекте или явлении

-постепенно, путем сравнения изучаемых объектов (сходство и различие) приобретает навык обнаружения и установления в рассматриваемых предметах и явлениях существенного и несущественного (т.е. общего и различного)

- учиться в отдельном, единичном явлении находить общее

- постепенно учиться производить простые обобщения и формулировать несложные понятия.

Далее учитель подводит обучающихся к пониманию того, что изменение несущественных признаков (различных) не влияет на принадлежность к определенной группе, например, дети рассматривают картинки с дикими и домашними животными, сортируют их и объясняют свои действия.

Распознавание предметов по существенным признакам (общим). На данном этапе важно сформировать знания о существенных признаках предмета, т.е. о тех, которые присущи всем предметам данной группы. Называя существенные признаки объекта или явления, например, полезного ископаемого, учитель предлагает  вопрос: «О чем идет речь?». Знание существенных признаков объектов или явлений поможет обучающимся  правильно их определить.

Формирование пространственных представлений о расстоянии, величине, направлениях, сторонах горизонта требует проведения соответствующих практических работ в разных условиях, как в классе, так и на пришкольном участке.

Картографические представления формируются в старшей школе во время выполнения разнообразных упражнений по ориентированию по карте, чтению карты, а также с помощью заполнения контурных карт.

Следующий этап -формирование понятий.

При формировании природоведческих понятий у умственно отсталых  необходимо учитывать, что:

- обучающиеся должны обладать элементарными, но вполне четкими представлениями, лежащими в основе данных понятий

- формирование понятий у обучающихся с нарушениями интеллекта- процесс длительный.

В содержание понятия входят существенные признаки предмета или явления природы, отличающие его от других. Понятие является более «общим» по сравнению с представлением. Представление всегда имеет в виду какой-нибудь конкретный объект определенной величины, размера, четкой характеристикой. В термин «понятие» входит существенные признаки, отличающего его от других, это образ собирательный всех предметов, например, горы, животные, полезные ископаемые, животные, птицы).

Большинство методистов, при формировании природоведческих понятий предлагают использовать синтетические и аналитические приемы работы.

Правильно организованный процесс формирования понятия предполагает последовательность:

- выявление у обучающихся запаса понятий и связанных с ними представлений, например, при формировании понятия «река» можно задать вопросы: «Что изображено на картине?», «Какие реки ты знаешь?», «Какие бывают берега у реки?».

- организация целенаправленного восприятия предметов или объектов, их лучше наблюдать в живой природе (формы поверхности земли, реки, жизнь растений).

- организация восприятия тех предметов, которые не могут быть восприняты в натуре, например, строение человека.

- применение наглядного материала, например, коллекции, муляжи, карты и вычленение существенных признаков, общих для объектов данного вида (река).

В результате формируются определенные понятия, в которые включены только существенные признаки.

Итак, успешное усвоение обучающимися с умственной отсталостью естествоведческих знаний, зависит от правильного подбора содержания учебного материала, точного его структурирования, адекватного выбора методов и приемов обучения, опоры на личный чувственный опыт обучающихся, связь обучения с жизнью, а также от того, как педагог учитывает интеллектуальные и психические особенности детей, осуществляет коррекционно-развивающую направленность обучения, соблюдает основные этапы формирования представлений и понятий.

Конструкт урока по предмету «Живой мир» в 6 классе коррекционной школы VIII вида

        Описание: урок предназначен для учащихся 6 класса коррекционной школы VIII вида. Данный материал может быть использован при проведении внеклассных мероприятий по экологическому воспитанию.

Цель: продолжить расширить представления обучающихся о разнообразии жителей леса, формирование представлений при простом (наглядном) восприятии о диких животных – лось и медведь, выделение существенных признаков (общие: дикие животные, живущие в лесу), установление различий травоядные, всеядные, хищники.

Задачи: 
Образовательные
: 

- познакомить учащихся с особенностями внешнего вида и образом жизни типичных представителей лесной зоны.

Коррекционно-развивающие: 

- развивать умение устанавливать простейшие взаимосвязи между многообразием  животного мира

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к животным леса.
Тип урока: комбинированный
Ход урока:

I Организационный момент
Приветствие обучающихся.  Дидактическая игра «Третий лишний» 
Задание: исключите лишнее.
Хвойные леса: ель, 
осина, кедр
Смешанные леса: берёза, сосна, 
дуб
Широколистные леса: 
пихта, дуб, клён.
II. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня на уроке продолжим знакомство с лесной зоной нашей страны. Познакомимся с обитателями леса их особенностями внешнего вида и узнаем, места их обитания. Тема урока «Животный мир лесной зоны».
III. Изучение нового материала.
Проблемный вопрос: ребята, как вы думаете, в какой природной зоне животный мир многообразнее: в зоне тундры или в лесной зоне? Почему? (Ответы детей.)
Рассказ учителя:
        Природные условия лесной зоны благоприятны для жизни многих животных. Лес предоставляет им корм и убежище. Пищи здесь больше и добывать её можно круглый год. Чем малодоступнее лес, тем лучше сохранился животный мир. Многие из животных питаются сочными травами, хвоей, побегами кустарников, ягодами, грибами.
Особое значение в питании животных имеют орехи и семена хвойных деревьев. Так, в урожайные годы кедр своими орехами кормит всех обитателей тайги, даже медведей. Кроме того, в лесах животные могут хорошо спрятаться от врагов. Зимой в лесу теплее, чем на открытых местах, поэтому животный мир лесов богат и разнообразен. В лесной зоне водятся травоядные животные. 
Словарное слово: 
травоядные животные – это животные, которые питаются растительной пищей.
Здесь обитают и хищники. 
Словарное слово: 
хищники - это звери, которые питаются животной пищей травоядными животными и грызунами. 
В лесной зоне обитают и всеядные животные, которые питаются как растительной, так и мясной пищей – всеядные. 
Словарное слово: 
всеядные – это животные, которые питаются как растительной, так и мясной пищей.
Словарная работа: словарные слова читаем хором и индивидуально повторяем. 
Задание: распределить животных по группам.
Лоси, кабаны, косули, лисица, белки, олени, рысь, черный медведь, бурый медведь, тигр, волк, зубры. 
(Травоядные - лоси, олени, косули, зубры, зайцы, белки. 
Хищники - волк, тигр, рысь, лисица. 
Всеядные - чёрный и бурые медведи, кабаны.)

О некоторых животных лесной зоны мы узнаем из подготовленных вами сообщений. 
(Сообщения учащихся)
Послушайте, первое сообщение о животном, для которого лучшим лакомством является: трава, грибы. Что это за животное? 
(Лось)

       Самым крупным животным зоны лесов является лось. В Сибири его называют сохатым. Уши у лося большие, заостренные. У сохатого хороший слух, он быстро улавливает шорохи леса и, услышав подозрительный шум, уходит в заросли. Он питается листьями и побегами деревьев, а также мхом и лишайниками. Копыта лося широко раздвигаются и помогают ему хорошо передвигаться не только по топким лесным болотам, но и по глубокому снегу.
В настоящее время лосей разводят на фермах и в заповедниках.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/28800_d3ee8b8f4559958d4ebbc0d09c877248.jpg.jpg

Следующее сообщение, о медведе. Его часто называют косолапый.
Мишка косолапый 
По лесу идет,
Шишки собирает, песенки поет.
Догадались – это бурый медведь. 
       В лесной зоне европейской части России, Сибири, Дальнего Востока обитает бурый медведь. С виду он неуклюж, хотя на самом деле очень подвижен и ловок: может быстро бегать, делать большие прыжки, влезать на деревья и даже плавать. Ходит по лесу он осторожно, почти бесшумно. Название «медведь» связано с тем, что зверь очень любит мед и ведает (знает), где его искать. За ним он залезает на высокие деревья, в дупла, где расположены соты диких пчел, нередко совершает набеги на пасеки.
Днем медведь скрывается в глухих местах тайги и только вечером выходит на поиски корма. Он ест молодые побеги, коренья, луковицы, грибы, ягоды, желуди, орехи. В поисках корма он разоряет муравейники, отдирает кору со старых пней и добывает жуков – короедов и других насекомых. Не откажется медведь и от птичьих яиц и птенцов, мелких грызунов, лягушек. В таежных реках (на Камчатке и Дальнем Востоке) он ловит рыбу.
В прошлом медведи были широко распространены в лесной зоне, но из –за большой вырубки леса, распашки полей и неумеренной охоты в настоящее время их в России сохранилось немного.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/28800_044b12534d4602f645aef2274234d580.jpg.jpg

        Физминутка. Упражнение «Хлопаем-топаем»  
Услышав в стихотворении названия животных лесной зоны – хлопаем в ладоши, другой зоны – топаем.
Заглянули мы в леса,
Что за чудо – чудеса.
Белка скачет по деревьям,
Под кустом сидит лиса.
На ветвях сидят пингвины,
Льву большому чешут гриву,
Мышь гоняет кенгуру, 
А медведь дерёт кору.
Вот такой весёлый лес,
В нём полным – полно чудес.
Ты за партой не зевай,
Животных леса называй.

Слова для справок: дикие животные, лось, медведь.

 Итог урока: 
Природу необходимо не только хорошо знать, но и любить, охранять.
Любите родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с вами,
Навеки родная земля.
На ней мы с вами родились,
Живем мы с вами на ней.
Так будем же люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.

Сформировано представление о группировке животных по общим признакам – дикие животные: лось и медведь - дикие животные, живущие в лесу.

Обратная связь:

Что особенно запомнилось вам на уроке?
Знания, полученные сегодня, пригодятся вам в жизни? 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-целевая программа «Развитие системы социально-трудовой адаптация обучающихся коррекционной школы VIII вида»

Программа объединяет систему социальных, экономических, медицинских, психологических, педагогических и других мер, направленных на максимальную социальную и трудовую адаптацию учащихся специальной (ко...

Комплексно-целевая программа «Развитие системы социально-трудовой адаптация обучающихся коррекционной школы VIII вида»

Программа объединяет систему социальных, экономических, медицинских, психологических, педагогических и других мер, направленных на максимальную социальную и трудовую адаптацию учащихся специальной (ко...

Занятие для обучающихся коррекционной школы VIII вида по теме "Восприятие мира. Наши органы чувств"

Занятие для обучающихся начальных классов коррекционной школы VIII видаТема: Восприятие мира. Наши органы чувств.Цель: знакомство с различными каналами восприятияЗадачи:- актуализация зрительног...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Осенний бал" для обучающихся коррекционных школ VIII вида.5-9 классы

Целью внеклассного мероприятия является  развитие творческой активности учащихся, сплоченности классного   коллектива,  развитие коммуникативных компетенций.Оборудование...

Работа по формированию морально-нравственных ценностей с обучающимися коррекционной школы VIII вида.

В презентации показана работа учителя индивидуального обучения по привитию детям с глубокой умственной отсталостью моральных качеств: любви к близким, к родному дому, школе, к своей малой родине....

Мониторинг воспитанности и социального становления личности обучающегося коррекционной школы VIII вида

Данный материал позволяет определить уровень воспитанности и социального становления личности у обучающихся и в целом по классу...

Развитие и коррекция навыков коммуникативного общения обучающихся коррекционной школы VIII вида на уроках математики

Развитие и коррекция навыков коммуникативного общения обучающихся коррекционной школы VIII вида на уроках математики...