Рабочая программа "Коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанной формы дисграфии и дислексии с учащимися 6 классов (VII вид)"
рабочая программа (6 класс)

Аверкина Галина Николаевна

 

Цель программы «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанной формы дисграфии и дислексии с учащимися 6 классов»: обучение грамотному письму посредством самостоятельного определения на письме орфограмм и решения, необходимых для этого орфографических, пространственно-временных, графических задач. «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанной формы дисграфии и дислексии с учащимися 6 классов» является модифицированной.  При разработке программы были использованы: Программы компенсирующего обучения по русскому языку в 5-9 классах, Типовая государственная программа «Русский язык 5-9 классы», Научно-методические разработки  логопедов Мазановой Е.В. «Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы: методическое пособие для учителей-логопедов», Садовниковой И.Н. «Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников», Елецкой О.В., Горбачевской Н.Ю. «Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи».

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_6_klass_7_vid_dlya_sayta.docx37.76 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по коррекционно-логопедической работе

по преодолению смешанной формы дисграфии и дислексии

с учащимися 6 классов (VII вид)

Составитель: Учитель-логопед        Аверкина Г. Н.

                                                 

2019-2020 учебный год

Содержание  программы

 «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению
смешанной формы дисграфии и дислексии с учащимися 6 классов»

  1. Пояснительная записка…………………………………………………3
  2. Содержание программы…………………………………………….....10
  3. Календарно-тематическое планирование…………………………….13
  4. Планируемые результаты ……………………………………………..18

Список литературы…………………………………………………………....19

  1. Пояснительная записка

«Коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанной формы дисграфии и дислексии с учащимися 6 классов» является модифицированной.  При разработке программы были использованы: Программы компенсирующего обучения по русскому языку в 5-9 классах, Типовая государственная программа «Русский язык 5-9 классы», Научно-методические разработки  логопедов Мазановой Е.В. «Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы: методическое пособие для учителей-логопедов», Садовниковой И.Н. «Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников», Елецкой О.В., Горбачевской Н.Ю. «Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи».

Цель программы «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанной формы дисграфии и дислексии с учащимися 6 классов»: обучение грамотному письму посредством самостоятельного определения на письме орфограмм и решения, необходимых для этого орфографических, пространственно-временных, графических задач.

Задачи:

  • Определить механизмы, лежащие в основе нарушения письма у каждого конкретного учащегося;
  • Отобрать необходимые методы для коррекционно-логопедического воздействия для каждого учащегося;
  • Развивать фонематический анализ и синтез и фонематические преставления;
  • Закреплять  функции  фонематического анализа, синтеза и представлений  на письме;
  • Развивать зрительный предметный и буквенный гнозис и мнезис;
  • Формировать представления о различных типах связи (согласовании и управлении) в словосочетаниях и предложениях;
  • Развивать пространственно-временные ориентации;
  • Развивать зрительное и слуховое восприятие;
  • Развивать связную речь;
  • Развивать процессы чтения и письма.
  • Развивать навык дифференцирования сходных по начертанию букв.
  • Закреплять полученные знания и навыки.
  • Переносить полученные знания на другие виды деятельности.

Актуальность

Письменная речь – это средство обучения и взаимодействия, в то же время это сложный акт произвольной психической деятельности, которой обеспечивается участием разных структурно-функциональных компонентов и психических функций. Исследования Р.Е. Левиной [2008] показали, что процесс письма тесно связан с устной речью и осуществляется на основании высокого уровня ее развития. В настоящее время проблема возникновения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей является одной из самых актуальных, так как в современных условиях модернизации образования навык грамотного письма расценивается как средство к достижению универсальных учебных умений  школьника, способности их успешному овладению основами базовых учебных дисциплин и социализации в целом. Нарушение письма оказывает неблагоприятное влияние на весь процесс обучения и на личные качества ученика. Своевременное выявление и разграничение дисграфических ошибок от ошибок иного характера  важно для определения направления логопедической коррекционной работы с детьми. 

Дисграфия –  частичное расстройство письма, не связанное с нарушением интеллектуального развития, нарушением слуха или  зрения, а так же с регулярностью получения обучения. Проявляется дисграфия  в виде стойких специфических ошибок. (И.Н.Садовникова [1997])

В русской орфографии существует три основных принципа написания слов:

  1. Фонетический:  то есть «как слышу, так и пишу» (например: рот, пол)

2.Морфологический: это ведущий принцип в русском языке, и он предполагает знания определенных правил написания. Сущность принципа в том, что  слова состоят из минимальных, но значимых частей - морфем, общих для всех родственных слов, которые почти всегда пишутся без изменения независимо от звучания при произношении (например: растение, растет)

3.Традиционный (исторический) принцип: грамотность написания слова не зависит от звучания слова или правила написания, а пишется в соответствии с традицией написания, сложившейся на протяжении длительного исторического промежутка времени (например: морковь, шипы)

Дизорфография – это стойкое нарушение в применении на письме правил орфографии, что объясняется несформированностью языковых операций, которые обеспечивают овладение орфографией.

На начальном этапе обучения письму дети испытывают естественные затруднения при освоении функции письма в связи со сложностью этого вида деятельности, поэтому специфические ошибки следует отделять от ошибок эволюционной дисграфии. Отмечают следующие признаки несформированного (незрелого) навыка письма могут быть: отсутствие границ предложения; слитное написание близстоящих слов; нетвердое знание начертания букв или забывание букв; смешения; зеркальное написание букв; смешение с буквой Й йотированных гласных; ошибки, допущенные при обозначении мягкости согласных. Если вышеперечисленные ошибки единичны и не имеют постоянный характер, то их наличие не доказывает наличия дисграфии у конкретного ребенка.

А.Р.Лурия выделяет следующие операции письма: замысел, звуковой анализ слова, превращение звуков в фонемы, перевод фонем в зрительно-графическую схему, воспроизведение движениями руки зрительного образа буквы, то есть превращение оптических знаков в необходимые графические начертания.

Итак, письменная речь выступает как функциональная система, которая включает множество операций, связанных между собой и имеющих сложную организацию. Выпадение отдельного звена из этой системы приводит к дезорганизации всех функций и требует коррекционных мероприятий. В случае данной дезорганизации возникает специфическое расстройство письменной речи – дисграфия.

В настоящее время специалистами предложено множество различных подходов к данной проблеме. На современном этапе одной из действующих классификаций является классификация психолого-педагогического подхода, разработанная сотрудниками кафедры логопедии ЛГПИ им.А.И.Герцена. В основе лежит учет несформированности языковых операций. Итак, выделяют  пять видов дисграфии:

1. Дисграфия на почве нарушения фонемного распознавания (акустическая) - в основе лежат трудности слуховой дифференциации звуков речи  (выражается в заменах (смешениях) звуков, близких по акустическим параметрам).

2. Артикуляторно-акустическая дисграфия - дефекты звукопроизношения находят свое отражение на письме  (замены, смешения, пропуски).

3. Дисграфия на почве несформированности анализа и синтеза речевого потока - затруднения в определении количества и последовательности звуков в слове, места каждого звука по отношению к другим звукам слова  (выражается в пропусках, перестановках, добавлениях букв в слове, вставки слогов, слитное написание слов в предложении).

4. Аграмматическая дисграфия обусловленная несформированностью у ребенка лексико-граматического строя речи (выражается в нарушениях смысловых и грамматических связей, искажениях предложно-падежных конструкций, пропусках членов предложения).

5. Оптическая  дисграфия связана с недоразвитием зрительного мнезиса и гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений  (на письме проявляется в виде замен графически сходных букв, зеркального написания, пропусков элементов букв, особенно при соединении букв, включающих одинаковые элементы, приписывании лишних элементов, неправильного расположения элементов.

     Все вышеперечисленные виды дисграфии в различных сочетаниях могут присутствовать у одного ребенка и представляют смешанную дисграфию. 

В основе данной классификации лежит несформированность определенных операций процесса письма.

Коррекция дисграфии производится по определенному плану, который учитывает механизм нарушений и их соответствие какой-либо форме дисграфии.

Часто дисграфия сочетается с дислексией. Дислексия – специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное недоразвитием ВПФ, задействованных в процессе чтения. В соответствии с нарушенными механизмами принято выделять следующие формы нарушения чтения:

  1. Фонематическую дислексию (вследствие недоразвития фонематического восприятия, анализа и синтеза)
  2. Семантическую дислексию (вследствие несформированности слогового синтеза, бедности словаря, непонимания синтаксических связей в структуре предложения).
  3. Аграмматическую дислексию (вследствие недоразвития грамматического строя речи, морфологических и функциональных обобщений)
  4. Мнестическую дислексию (вследствие нарушения речевой памяти, затруднения соотнесения буквы и звука)
  5. Оптическую дислексию (вследствие неcформированности зрительно-пространственных представлений)
  6. Тактильную дислексию (вследствие нечеткости тактильного восприятия у слабовидящих).

Стойкие и специфические нарушения в овладении письмом и процессом чтения отмечаются не только в начальной школе, но и в средних и старших классах. Нарушения в усвоении процесса письма и чтения оказывает отрицательное влияние на речевое развитие детей, на развитие познавательной деятельности, затрагивает эмоционально-ролевую сферу, затрудняет процесс их школьной и социальной адаптации в целом.

Процесс коррекции дисграфии и дислексии  тесно связан с обучением ребенка русскому языку. Взаимосвязь коррекционного и обучающего процессов способствует успешному усвоению учащимися правил грамматики. Учитель-логопед проводит работу: по развитию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, сопоставление; по развитию внимания, памяти, активизации словарного запаса; по коррекции почерка.

Логопед осуществляет работу совместно с психологом на снятие у ребёнка «страха письма», неуверенности, нервозности, склонности к негативным реакциям.

Важным условием для успешного усвоения материала является разнообразие видов работы, включение игровых моментов, использование дидактического и раздаточного материала, включение физминуток. Программа построена с учетом возрастных особенностей детей. Логопедическая работа ведется по единой для всех возрастных категорий системе. Разница заключается в подборе лексического материала, который соответствует  всем программным требованиям по русскому языку, предъявляемым к  школе.

Коррекционно-логопедическая работа по преодолению ошибок письма проводится на уровне:

1. Звука, буквы;

2. Слога;

3. Слова;

4. Словосочетания;

5. Предложения;

6. Текста.

Курс коррекционного обучения содержит дополнительные сведения по всем разделам русского языка (фонетике, лексике, грамматике, развитию речи).

Дети, зачисленные на занятия к логопеду, наряду с «логопедическими» темами, изучаемыми на коррекционных занятиях, закрепляют знания, полученные в классе.

При подборе лексического материала учитывается знание детьми таких понятий как «часть речи», «грамматические формы рода, числа, падежа» и т.д. Кроме того, дети изучают различные по цели высказывания предложения; знакомятся со строением и основными признаками текста; изучают морфологическое строение слова; строят словосочетания и предложения и т.д.

  1. Содержание программы

Программа состоит из четырех этапов, реализующих задачи по преодолению дизграфии, дизорфографии и дислексии обучающихся 6-х классов.

Программа опирается на ЗНУ, приобретенных обучающимся в начальной школе и взаимосвязана с программой «Русский язык в 5-6 классах». Программа направлена на коррекцию и развитие пространственно-временных представлений и ликвидации пробелов в знаниях обучающихся, которые проходили коррекционно-логопедическое обучение в начальной школе и для вновь прибывших обучающихся 6 классов, имеющих ЗПР, СПЗ, хронические соматические заболевания.

Программа включает  68  часа, при проведении занятий 2 раза в неделю по 40 минут.

Программа состоит из этапов:

  1. Диагностический этап.

В 6 классе проводится экспресс-диагностика  (Е.В.Мазанова, [2009]).

Задачи:

  • проводить анализ письменных работ и процесса чтения,
  •  определить состояние звукопроизношения, языкового анализа и синтеза, языковых представлений, фонематического восприятия (дифференциация фонем),
  • проводить состояние лексико-грамматического строя, состояние связной речи,
  •  выявлять индивидуальные особенности таких психических процессов, как: мышление, внимание, память,
  •  выявлять наличие мотивации к коррекционной работе по устранению дефекта.

На данном этапе при проведении диагностики следует подключать школьного психолога.

 Диагностика проводится в период с 1 по 15 сентября или при необходимости (вновь прибывшие дети) в течение учебного года.

Длительность этапа - 4 часа.

  1. Коррекционный этап.

Задачи:

  • преодоление дизорфографических нарушений. (Работа проводится на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях по направлениям, соответствующим основным видам ошибок).
  •  параллельное проведение работы, направленной на устранение нарушений звукопроизношения и чтения.

 Длительность этапа – 54 часа.

  1. Этап повторения и закрепления.

Задачи:

  • Повторение знаний и умений, выработка навыков (ЗУН), приобретенных в период коррекционно-логопедических занятий,
  • Закрепление ЗУН в различных видах деятельности.

Длительность этапа – 4 часа.

  1. Оценочный этап.

Задачи:

  • Проводить проверку навыков письма и чтения,
  • Анализировать  различные виды письменных работ детей.

Длительность этапа – 6 часа.

Опираясь на материалы обследования и мониторинг ученики делятся, в зависимости от вида дисграфии, на подгруппы. В каждой подгруппе логопед делает акцент на коррекционно-логопедическую работу по преодолению ведущего вида дисграфии. Цель такого планирования — распределить намеченные темы в течение учебного года, определить объем изучаемого материала по каждой теме, лексический материал в зависимости от речевого дефекта и возрастных особенностей детей.

Календарно-тематическое планирование логопедической работы по преодолению смешанных форм дисграфии и  дислексии с учащимися 6 класса

2019/2020 уч.год

п/п

Тема занятия

Содержание работы

Кол-во

часов

дата

I.

Диагностический этап

4

Обследование устной и письменной речи.

Речевая карта.

Проведение диагностических работ: Списывание с печатного текста,

Списывание с рукописного текста,

Диктант.

Изложение.

Проверка техники чтения.

Пересказ.

II.

Коррекционный этап

54

1.

Звуки речи и буквы.

Введение.

Знакомство с речевыми звуками. Характеристика всех речевых звуков и их артикуляция. Образование гласных и согласных звуков. Дифференциация гласных и согласных звуков. Соотнесение звуков с буквами.

1

2.

Звуки речи и буквы.

Дифференциация гласных звуков.

Выделение гласных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Роль гласных II ряда при смягчении согласных.

Дифференциация гласных I и II ряда.

Дифференциация гласных [а-я]

Дифференциация гласных [у-ю]

Дифференциация гласных [о-ё]

Дифференциация гласных [ы-и]

4

3.

Звуки речи и буквы.

Дифференциация согласных звуков.

Выделение согласных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте.  

Дифференциация согласных [в-ф], [в’-ф’]

Дифференциация согласных [п-б], [п’-б’]

Дифференциация согласных [д-т], [д’-т’]

Дифференциация согласных [с-з], [с’-з’]

Дифференциация согласных [к-г], [к’-г’]

Дифференциация согласных [ш-ж]

Дифференциация согласных [с-ш]

Дифференциация согласных [з-ж]

Дифференциация согласных [с-ц]

Дифференциация согласных  [ч’-т’]

Дифференциация согласных [ч’-щ’]

Дифференциация согласных [ч’-ц]

6

4.

Звуки речи и буквы.

Дифференциация гласных букв.

Дифференциация гласных букв: а-о, и-у

1

5.

Звуки речи и буквы.

Дифференциация согласных букв.

Дифференциация согласных букв: л-м, п-т, б-д, ц-щ.

3

Звуки речи и буквы.

Дифференциация гласных и  согласных букв.

Дифференциация гласных и согласных букв: и-ш

1

6.

Звуки речи и буквы. Закрепление.

Развитие звукового анализа и синтеза. Определение места изучаемых букв и звуков в слове.

Дифференциация оптически сходных букв на уровне слова , предложения, текста.

1

7.

Мягкий знак.

Роль мягкого знака. Знакомство с разделительным мягким знаком.

Мягкий знак на конце и в середине числительных.

Закрепление знаний орфографии.

Соотнесение слов со схемой.

Развитие зрительного восприятия, внимания, логического мышления.

Обогащение словаря.

Работа по звукобуквенному анализу и синтезу.

 Фонетический разбор слова.

2

8.

Слог. Слоговой анализ и синтез.

Знакомство со слогом.

Понятия «открытый слог», «закрытый слог». Выделение определенного слога в ряду слов. Знакомство с одно-, дву-, трех- и четырехсложными словами.

 Дифференциация слога и слова.

Слоговой анализ и синтез слов.

 Слогораздел и перенос слов.

Знакомство с ударением. Выделение ударной гласной, ударного слога в словах. Работа над ритмическим оформлением слова. Соотношение слов со схемой. Подбор ритмических схем слова к словам.

Знакомство с безударными гласными. Выделение безударных гласных в словах. Закрепление знаний орфографии.

Подбор родственных слов.

Обогащение словаря. Работа со схемами слов.

3

9.

Слово.

Корень.

Однокоренные (родственные слова)

Знакомство со строением слова. Знакомство с понятием «родственные слова». Подбор родственных слов. Выделение двух основных признаков родственных слов: единый корень, близость значения. Закрепление знаний о безударных гласных. Обогащение словаря. Подготовительная работа по словообразованию.

Выделение корня в словах.

- Буквы о и а в корне -кос кас-
- Буквы
о и а в корне -гор гар- 

Общеупотребительные слова и профессионализмы.

3

10.

Слово.

Образование слов при помощи суффиксов.

Выделение суффиксов в словах. Закрепление знаний о правописании суффиксов:

- Буквы ч и щ в суффиксе -чик(-щик) 
- Гласные в суффиксах существительных
-ек и -ик 
- Гласные
о и е после шипящих в суффиксах существительных

- Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя

- Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных
- Одна и две буквы
н в суффиксах прилагательных

- Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-

- Правописание гласных в суффиксах глаголов

Работа по развитию и обогащению словаря по темам «Профессии», «Детеныши» (с использованием суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением)

Диалектизм.

Жаргонизмы.

3

11.

Слово.

Сложные слова.

Соединительные о и е в сложных словах

Устаревшие слова и новые слова (неологизмы).

Сложносокращённые слова


1

12.

Слово.

Словообразование слов при помощи приставок.

Знакомство с приставками. Закрепление знаний об их значении и правописании (в — из, под — над, из — под, с — со, на — над ...). Развитие временных и пространственных отношений. Развитие оптических представлений. Работа на морфологическом уровне. Работа с антонимами и синонимами.

Буквы ы и и после приставок

3

13.

Слово.

Основа слова.

Окончание.

Закрепление знаний об окончании и основе слова.

Орфограммы в окончаниях слов.
Исконно русские и заимствованные слова.

1

14.

Слово.

Морфемный и словообразовательный разбор слова.

Выделение корня, приставки, суффикса и окончания, основы.

1

15.

Приставки и предлоги

Закрепление знаний о приставках и предлогах. Дифференциация предлогов и приставок. Развитие временных и пространственных отношений. Развитие оптических представлений. Работа на морфологическом уровне. Работа с антонимами и синонимами. Работа с графическими схемами слов.

Гласные в приставках пре- и при-

2

16.

Предлоги и частицы

Закрепление знаний о предлогах и частицах. Дифференциация предлогов и частиц.

Не с существительными.

Не  с прилагательными.

Не с глаголами.

1

17.

Словосочетание.

Закрепление знаний о словосочетании. Согласование в числе. Согласование в роде.

Фразеологизмы.

1

18.

Предложение.

Выделение слов в составе предложения. Определение количества слов. Работа со схемами предложения и словосочетания. Языковой анализ и синтез словосочетания и предложения. Работа над деформированным предложением.

Синтаксический разбор.

- Простое предложение. Знаки препинания в конце и внутри простого предложения.

-Сложное предложение. Запятые в сложном предложении.

- Синтаксический и пунктуационный разбор предложений.
- Прямая речь. Диалог. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью.

6

19.

Связная речь.

Знакомство со структурой текста. Закрепление знаний о построении текста. Знакомство с деформированным текстом. Составление рассказа по плану. Восстановление рассказа. Составление описания по опорным словам. Работа над деформированным текстом. Закрепление навыка использования в речи межфразовых связей. Составление рассказов по серии картин (состоящей из 2, 3 и 4 картинок)

Стили речи.

Официально-деловой стиль речи.

10

III.

Этап повторения и закрепления.

4

1.

Повторение и закрепление ЗУН

Повторение и закрепление полученных знаний, умений и навыков через выполнение игровых, тестовых заданий.

4

IV.

Оценочный этап.

6

1.

Оценочный этап.

Проведение итоговых диагностических работ: Списывание с печатного текста,

Списывание с рукописного текста,

Диктант.

Изложение.

Проверка техники чтения.

Пересказ.

5

2.

Работа над ошибками.

Анализ ошибок, выполнение упражнений.

1

Итого:

68

  1. Планируемые результаты

К концу года обучения учащиеся должны знать:

  • Гласные и согласные звуки и буквы;
  • Артикуляторные и акустические характеристики звуков;
  • Графическое обозначение слогов, звуков и слов, границ предложения, предлогов и приставок;
  • Определения понятий: звук, буква, слог, слово, словосочетание, предложение, текст, предлог, приставка, ударная гласная, ударный слог, безударная гласная, безударный слог.
  • Стили речи.
  • Фонетический, синтаксический, морфемный, морфологический разборы.

К концу обучения учащиеся  должны уметь:

  • Различать гласные и согласные звуки;
  • Различать звуки и буквы, слоги и слова, словосочетания и предложения, набор отдельных предложений и текст;
  • Определять ударные и безударные гласные, слоги;
  • Определять в словах место и последовательность заданного звука: гласных и согласных звуков;
  • Определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов в предложениях, предложений в тексте;
  • Производить звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез слов, а также языковой анализ и синтез предложений;
  • Применять правописание предлогов и приставок, частиц;
  • Запоминать ряды и последовательности цвета, формы, размера и величины; 
  • Дифференцировать расположение элементов букв, воспроизводить по памяти серии букв, слов, предметов;
  • Дифференцировать сходные по начертанию буквы;
  • Переносить полученные знания на другие виды деятельности.

Список литературы

  1. Ананьев, Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом / Б.Г.Ананьев // Известия АПН РСФСР. – Вып.70, 1955. – с.104-148.
  2. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования: методическое пособие / О.Е.Грибова. - М.:Айрис-пресс, 2008. – 96 с.
  3. Гурьянов, Е.В. Психология обучения письму. Формирование графических навыков письма /Е.В.Гурьянов. – М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1959. – 264 с. 
  4. Елецкая О.В, Горбачевская Н.Ю. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи: Формирование представлений о пространстве и времени / О.В.Елецкая, Н.Ю.Горбачевская.  – СПб.: Речь, 2005. – 180 с.
  5. Ефименкова, Л.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей / Л.Н. Ефименкова, И.Н. Садовникова. – М.: Просвещение, 1972. – 205 с.
  6. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей / А.Н.Корнев.-СПб.:Речь,1997. -  286с.
  7. Лалаева, Р.И. Нарушения письменной речи. Дисграфия. / Р.И.Лалаева // Методическое наследие. Логопедия. Книга IV. - М., 1989. - с. 304.
  8. Мазанова, Е.В. Школьный логопункт. Документация,планирование и организация коррекционной работы:методическое пособие для логопедов.-М.: ГНОМ и Д, 2009.
  9. Мазанова,Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов / Е.В.Мазанова.  -  М.: ГНОМ,  2007. – 128 с.
  10. Мазанова, Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов / Е.В.Мазанова. – М.: ГНОМ,  2014. – 184 с.
  11. Мазанова, Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов / Е.В.Мазанова. – М.: ГНОМ,  2014. – 96 с.
  12. Мазанова, Е. В. Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза и аграмматическая дисграфия /Е. В.Мазанова.-М.:Аквариум-Принт.2006.– 56с.
  13. Мазанова,Е.В.Учусь работать со словом:альбом упражнений по коррекции аграмматической дисграфии / Е.В. Мазанова.  –М.:ГНОМ,  2007. – 48с.
  14. Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. / И.Н.Садовникова.  - М.: Владос, 1997. - 256с.
  15. Садовникова, И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма: пособие для логопедов, учителей, психологов / И.Н.Садовникова.  – М.: АРКТИ, 2005. - 140 с.
  16. Ястребова,А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы / А.В. Ястребова. – М.: Просвещение, 1978. – 159с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа логопедического обучения по преодолению смешанной формы дисграфии у обучающихся 2—3 классов

Рабочая программа логопедического обучения по преодолению смешанной формы дисграфии у обучающихся 2—3 классов  в  АНО СОШ «Димитриевская»...

Рабочая программа коррекционно-развивающего обучения по преодолению смешанной формы дисграфии и дизорфографии у школьников 3—6 классов

Рабочая программа коррекционно-развивающего обучения по преодолению смешанной формы дисграфии и дизорфографии у школьников 3—6 классов в АНО СОШ «Димитриевская»...

Рабочая программа логопедического обучения по преодолению смешанной формы дисграфии у обучающихся 2—3 классов в АНО СОШ «Димитриевская»

Рабочая программа логопедического обучения по преодолению смешанной формы дисграфии у обучающихся 2—3 классов  в  АНО СОШ «Димитриевская»...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ занятий с учащимися 3-6 классов по преодолению смешанной формы дисграфии и дизорфографии.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ занятий с  учащимися  3-6 классов по преодолению  смешанной формы дисграфии и дизорфографии....

Рабочая программа «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанной формы дисграфии и дислексии с учащимися 6 классов(VII вид )»

Программа «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанной формы дисграфии и дислексии с учащимися 6 классов» является модифицированной.  При разработке программы были исп...

Рабочая программа «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанных форм дисграфии и дислексии у учащихся 5 классов (VII вид)»

Программа «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанных форм дисграфии и дислексии у учащихся 5 классов» является модифицированной.  При разработке программы были испол...