Рабочая программа логопедического обучения по преодолению смешанной формы дисграфии у обучающихся 2—3 классов
рабочая программа на тему

Давыдова Юлия Владимировна

Рабочая программа логопедического обучения по преодолению смешанной формы дисграфии у обучающихся 2—3 классов  в  АНО СОШ «Димитриевская»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа логопедического обучения по преодолению смешанной формы дисграфии у обучающихся 2—3 классов  в  АНО СОШ «Димитриевская»

 Пояснительная записка.

За основу рабочей программы Давыдовой Ю.В. и Смирновой Н.Л.  взята программа Прокопьевой Т.И., составленная в соответствии с новыми федеральными государственными стандартами обучения чтению и русскому языку в начальной школе, на основе рекомендаций и разработок  специалистов в области коррекционной педагогики Л.Н.Ефименковой, А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой, Р.И.Лалаевой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Л.Н. Парамоновой, А.Н.Корневым, О.Н. Яворской.  

Рабочая программа рассчитана на 1 год обучения, 3 часа в неделю. Общее количество часов — 90.

Распределение часов по четвертям:

  1. четверть — 21 час        3 четверть — 28 часов
  2. четверть — 21 час        4 четверть — 20 часов

 Данная программа составлена для работы с обучающимися по коррекции смешанного вида дисграфии.

Нормативно-правовые основы разработки коррекционной программы:

  1. Закон «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.»
  3.  Базисным учебным планом  АНО СОШ «Димитриевская»
  4. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо  о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления    формирования предпосылок к продуктивному  усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). – М..: «Когито-Центр», 1996.

 

 Характеристика группы обучающихся, имеющих дисграфию.

По материалам И.Н.Садовниковой, учащиеся с нарушением письменной речи, обусловленной недостаточной сформированностью языкового анализа и синтеза, имеют следующую характеристику:

 

-уровень развития устной речи учащихся младших классов достаточен для бытового общения. При углубленном обследовании выявляются следующие нарушения развития устной речи.

-звукопроизношение не характеризуется грубыми искажениями, но могут наблюдаться замены и смешения оппозиционных звуков, смазанность речи, искажения слоговой структуры по причине артикуляторных, либо фонематических затруднений.

-словарный запас формируется замедленно и неполно. Это обусловлено их низкой любознательностью, недостаточньм развитием интеллектуальных интересов. Детей характеризует низкая осведомленность об окружающем мире. Они часто путают слова, имеющие сходный звуковой состав. У них с трудом формируются функции словообразования и словоизменения. Дети с трудом осознают обобщенные значения морфем в словах, не умея выделить их в слове, не узнают привычных предлогов и путают их с частью слова.

-трудности формирования грамматического строя речи проявляются в бедности синтаксических конструкций и аграмматизмах — ошибках согласования и управления.

-выявляется знание простых предлогов и отсутствие понимания и использования в речи сложных предлогов. Испытывают затруднения при установлении причинно-следственных связей в предложении.

При обследовании выявляется недостаточная сформированность фонематических процессов, навыков звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза. Дети не дифференцируют понятия «звук» — «буква», затрудняются при определении твердости-мягкости согласных, уменьшают количество звуков в слове из-за трудности анализа либо за счет неправильного проговаривания. Трудности формирования навыка письма проявляются в недостаточном владении навыками звуко-буквенного анализа слов сложной звуко-слоговой структуры. Особенно сложно детям установить соотношение между звуками и буквами в словах, имеющих несоответствие по количеству звуков и букв. Фонетический разбор слова делают с большим количеством ошибок.

Отмечается недостаточная сформированность функций речеслухового анализатора при сохранном физическом слухе, что вызывает трудности при воспроизведении и анализе услышанного. Допускаются ошибки в различении сходных и

оппозиционных слогов, что говорит о недостаточности фонематического восприятия.

Отмечается недостаточность четких связей между двигательной системой и слуховым анализатором (слухомоторная координация). При выполнении задания на воспроизведение ритмической структуры допускают множество ошибок.

Пространственные понятия и представления у большинства детей не сформированы либо не обобщены в достаточной степени, необходимой для использования в различных видах бытовой и учебной деятельности. Также отмечается недостаточное знание временных представлений и понятий. У более половины школьников, имеющих трудности в усвоении родного языка, затягивается процесс латерализации.

У детей с нарушениями письма наблюдаются истошаемость внимания, повышенная отвлекаемость и утомляемость, невысокая работоспособность, поверхностность речевого внимания.

В результате имеющихся трудностей дети не овладевают навыками письма в том объеме, в каком требует программа первого класса общеобразовательной школы. В конце первого класса на письме выявляются специфические ошибки, преодоление которых возможно только на логопедических занятиях.

Учет ошибок письма проводится в соответствии с принципом поуровневого анализа речи, предложенного И.Н. Садовниковой, которая выделяет три основные группы специфических ошибок:

  • ошибки на уровне буквы и слога;
  • ошибки на уровне слова;
  • ошибки на уровне словосочетания, предложения, текста.

Ошибки на уровне буквы и слога связаны с трудностями формирования звукового анализа и фонематического восприятия (дифференциации) звуков.

Ошибки звукового анализа:

  • пропуск согласных и гласных букв, слогов: «снки» — санки, «девча» — девочка, «дужый» — дружный, «межата» — медвежата, «диктат — диктант, «работ» — работа;
  • вставка букв: ноябаръ — ноябрь, дружено — дружно;
  • перестановка букв: «деверня» — деревня, «фервалъ» — февраль, «куржок» — кружок;
  • персеверация (застревание): «магазим»— магазин, «за зашиной» — за машиной;
  • антиципация (предвосхищение): «на девевьях» — на деревьях, «жувавелъ» — журавль, «стутупали» — ступали.

Ошибки фонематического восприятия:

  • замена и смешение букв по акустико-артикуляционно- му сходству (ошибки фонематического восприятия):

звонкие и глухие: «таено» — давно, «бодарил» — подарил, «ёшик» — ёжик, «уколок» — уголок;

лабиализованные гласные О—У, Ё—Ю: «рочей» — ручей, «клёква» — клюква, «замюрзли» — замёрзли;

заднеязычные Г—К—X: «черёмука» — черёмуха, «голмы» — холмы;

сонорные Р—J1, Й—JI: «хородный» — холодный, «.лабота» — работа, «тут бывалет и солька» — тут бывает и сойка;

свистящие и шипящие С—Ш, 3—Ж, Щ—С: «тиски» — шишки, «скажал» — сказал, «сенок» — щенок;

аффрикаты Ч—Щ, Ч—Ц, Ч—Т, Ц—Т, Ц—С: «стущал» — стучал, «граци» — грачи, «девотъка» — девочка, «пцицы» — птицы, «улиса» — улица, «рельцы» — рельсы;

  • ошибки обозначения мягкости согласных на письме: «толко» — только, «метел» — метель, «конеки» — коньки;
  • смешение букв по кинетическому сходству: «бятел» — дятел, «прурода» — природа, «стешил» — спешил, «мохно» — можно, «жолодная» — холодная.

Искаженное написание букв, проявляющееся в:

  • неправильном соотношении элементов;
  • зеркальном написании;
  • недописывании элементов;
  • добавлении лишних элементов.

Ошибки на уровне слова:

  • раздельное написание частей слова: «и дут», «я-сный», «поп-росил», «у-шёл»',
  • слитное написание служебных слов с последующим словом: «кдому», «кругомтихо», «светитлуна»;
  • смещение границ слов: «у Дед Мроза» — у Деда Мороза;
  • контаминация: «лптбау» — лепят бабу, «блэм» — была зима;
  • морфемный аграмматизм (ошибки операции словообразования): «лёдик», «рукища», «поленой» цветок, «ветер- ный день», «меховная шапка».

Ошибки на уровне предложения:

  • отсутствие и ошибки в обозначении границ предложений: маша вышла издома подороге она в стретила. свою по другу Катю ипошли.
  • аграмматизмы (ошибки согласования и управления): «большая белая пятно», «на ветке деревьях», «упал с санкох», «показались на лесных полянок»',
  • употребление предлогов (их могут опускать, заменять, удваивать): «вызвал доске», «мой щенок збелом и сером», «упал из шкафа», «мы Шариком бегали».

Наряду с дисграфическими ошибками наблюдается значительное количество орфографических ошибок, связанных с неусвоением правил русского языка. В совокупности это резко снижает успеваемость ребенка по русскому языку, чтению и другим школьным предметам, в основе которых лежит необходимость получения информации путем чтения.

К концу первого класса дети с недостатками письменной речи не овладевают навыком чтения в полном объеме, предусмотренном учебной программой. Многие читают медленно, по слогам даже слова простой слоговой структуры, допускают многочисленные ошибки (пропуски и перестановки букв и слогов). Из-за нарушения внимания наблюдается потеря строки. При чтении отмечается наличие буквенных, иногда и словесных замен — угадывание слов, большая неуверенность при чтении. У детей быстро наступает утомление и увеличивается количество ошибок на письме. Диагностируется нарушение чтения — дислексия.

Цель: восполнение пробелов в развитии средств языка и функций речи, коррекция нарушений письменной речи и формирование предпосылок для успешного освоения основной образовательной программы начального общего образования.

 

    Задачи

Образовательные:

  1. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза слова.
  2. Усвоение правил построения и написания предложения.
  3. Развитие связной речи на основе обогащения и активизации словарного запаса и накопления представлений об окружающем мире.
  4. Формирование орфографической зоркости и усвоение орфографических правил.

Коррекционные:

  1. Развитие фонематических процессов и навыков языкового анализа и синтеза.
  2. Дифференциация смешиваемых на письме букв, обозначающих близкие по акустико-артикуляционному сходству звуки и дифференциация букв по оптическому и кинетическому признаку.
  3. Развитие навыков словообразования и построения связного высказывания, уточнение грамматического строя речи.
  4. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
  • устойчивость внимания, восприятия (фонематического, пространственного, зрительного);
  • наблюдательность, особенно к языковым явлениям;
  • способность к запоминанию, переключению, произвольность;
  • познавательная активность;
  • навыки и приемы самоконтроля, взаимоконтроля.
  1. Формирование регулирующей и коммуникативной деятельности:
  • планирование предстоящей деятельности, проговаривание последовательности действий, контроль за ходом своей деятельности;
  • учить делать выводы, слушать и понимать других, учиться работать в паре, группе;
  • работа в определенном режиме и темпе;
  • применение полученных знаний в новых ситуациях;
  • анализ и оценка продуктивности собственной деятельности.

Воспитательные:

  1. Формирование чувства ответственности, уверенности в себе, чувства собственного достоинства.
  2. Формирование личностных качеств (организованность, воспитанность, взаимоуважение).
  3. Воспитание позитивного отношения и познавательного интереса к русскому языку, стремление совершенствовать свою речь.
  4. Воспитание чувства уважения к взрослым, умение общаться с педагогом и детьми в коллективе.

Основные методы работы:

  • наглядно-демонстрационные (наблюдение, просмотр, прослушивание);
  • словесные (рассказ, пересказ, чтение, беседа);
  • практические (упражнения, задания на орфографические правила, графические диктанты, развивающие и логические игры и др.).

Принципы работы:

Логопедическая работа базируется на общедидактических принципах обучения и специальных принципах логопедии:

  • этиопатогенетический принцип;
  • системность учета структуры речевого нарушения;
  • доступность;
  • комплексность;
  • дифференцированный подход обучения;
  • поэтапность;
  • учет личностных особенностей;
  • использование обходных путей;
  • деятельностный подход.
  • организации коррекционных занятий:
  • групповые (фронтальные);
  • под групповые;
  • индивидуальные.

Контроль реализации программы:

  • мониторинг:
  • стартовая диагностика устной и письменной речи (Т.А. Фотекова);
  • промежуточная диагностика (проверочные работы, тесты, анализ письменных работ в классных тетрадях);
  • итоговая диагностика (диктант, анализ письменных работ);
  • самоконтроль и взаимоконтроль выполненных заданий.

Контрольно-измерительный материал:

  • графические, зрительные диктанты;
  • слуховые диктанты, контрольные списывания;
  • грамматические задания, тесты.

      Содержание программы

Программа групповых занятий включает 4 раздела:

  1. раздел. Совершенствование произносительной стороны речи.
  2. раздел. Восполнение пробелов в развитии навыков языкового анализа и синтеза.
  3. раздел. Дифференциация звуков, имеющих акустико- артикуляционное сходство.
  4. раздел. Совершенствование лексико-грамматических средств языка и связной речи.

Раздел 1. Совершенствование произносительной стороны речи

  1. Развитие осознанного звукового анализа и навыка контроля за произношением звуков, имеющихся в речи детей. Формирование артикуляторной базы.
  2. Коррекция дефектов произношения. Автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, во фразах.
  3. Употребление поставленных звуков во всех ситуациях общения.
  4. Формирование умения дифференцировать звуки на слухи в речи с опорой на акустические и артикуляционные признаки (звонкие — глухие, твердые — мягкие, свистящие — шипящие и др.).
  5. Развитие фонематического восприятия и фонематических представлений, навыков произношения слов сложного слогового состава.

Раздел 2. Восполнение пробелов в развитии навыков языкового анализа и синтеза

(71ч)

2.1 Слово. Предложение. Текст (14 ч)

Дифференциация понятий «звук», «буква», «слог», «слово», «словосочетание», «предложение», «текст». Понятие о предложении. Деление текста на предложения. Интонационная законченность предложения. Знаки препинания. Правила написания предложения.Заглавная буква в начале предложения, именах собственных и кличках животных. Заглавная буква в географических названиях.

2.2 Гласные звуки и буквы (32 ч)

Гласные звуки. Признаки и символы гласных звуков. Буквы гласных звуков. Гласные буквы Я, Ё, Ю. Е. Сходство и различие гласных I и II ряда. Обозначение мягкости согласных гласными II ряда. Гласные буквы: А—Я, О—Ё, У—Ю, Ы—И, Э—Е в слогах, словах, предложениях. Правописание буквосочетаний «жи—ши, ча—ща, чу—щу».

2.3 Согласные звуки (7 ч)

Признаки согласных звуков. Различение гласных и согласных звуков. Буквы согласных звуков. Согласные твердые и мягкие. Согласные звонкие и глухие. Парные и непарные согласные. Характеристика согласных звуков.

2.4 Звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез слов

(7 ч)

Звуко-буквенный анализ и синтез слов. Фонетический разбор слова.

Слоговой анализ и синтез слов. Ударение. Слогообразующая роль гласных. Смыслоразличительная роль ударения. Слого-ритмическая схема слова. Деление слов на слоги. Деление слов для переноса. Слова сложной слоговой структуры.

Ударные и безударные гласные. Проверка безударной гласной в корне слова. Понятие об однокоренных родственных словах. Ознакомление с морфемным составом слова.

2.5 Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство

(Темы данного подраздела включаются в календарно- тематический план при наличии специфических ошибок в письменных работах обучающихся.)

Дифференциация букв по оптическому и кинетическому сходству: О—А, И-У, Б-Д, П-Т, Л-М, И-Ш, Ш-Щ, Ж-Х, И-Й, Э-Е, 3-Э, 3-Е, К-Н, И-Ц, Ц-Щ.

2.6 Буква мягкий знак (11 ч)

Обозначение мягкости согласных буквой мягкий знак в конце и середине слова. Два способа обозначения мягкости согласных на письме.

Понятие о разделительном мягком знаке. Разделительный мягкий знак в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Дифференциация мягкого знака и разделительного мягкого знака. Фонетический разбор слов с мягким знаком.

Раздел 3. Дифференциация звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство (13 ч)

Сходство и различие парных согласных. Обозначение звуков соответствующей буквой. Дифференциация парных согласных: Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, 3—С в слогах, словах, предложениях, текстах. Оглушение парных звонких согласных в слове. Способы проверки парных согласных.

Нижеперечисленные темы раздела включаются в кален- дарно-тематический план при наличии специфических ошибок в письменных работах обучающихся.

Непарные глухие согласные X, Ц, Ч, Щ. Дифференциация звуков, обозначающихся буквами Ч, Щ, Ц. Дифференциация звуков [Ч'—Т']. Дифференциация звуков [Ц—С']. Дифференциация звуков [Ш'—С']. Дифференциация звуков [Й'-Л']. Буквы Й-Л.

Раздел 4. Совершенствование

лексико-грамматических средств языка и связной речи

(6 ч)

Расширение и уточнение словарного запаса по темам «Фрукты, ягоды», «Овощи», «Осень», «Деревья», «Грибы», «Человек», «Домашние животные», «Домашние птицы», «Зима», «Времена и месяцы года», «Время», «Дикие животные», «Зимующие птицы», «Зоопарк», «Одежда», «Головные уборы», «Обувь», «Продукты питания», «Посуда», «Мебель», «Весна», «Перелётные птицы», «Насекомые», «Цветы».

Развитие и уточнение пространственных представлений. Закрепление и активизация в речи предлогов: В—ИЗ, НА—С (СО), НАД, ПОД, ИЗ-ПОД, ЗА, ИЗ-ЗА, МЕЖДУ. Схемы предлогов. Предложно-падежное управление. Различение приставок и предлогов. Ознакомление с морфемным составом слова.

Обогащение и закрепление словаря разными частями речи. Антонимы. Синонимы. Многозначные слова. Развитие обобщающих понятий , классификация предметов.

Словообразование. Образование качественных, относительных, притяжательных прилагательных.

Приставочный и суффиксальный способы образования слов.

Словоизменение имен существительных в единственном и множественном числе. Развитие понимания логико-грамматических оборотов речи, связанных с падежными формами. Отработка согласования прилагательных с существительными в роде, числе. Согласование существительных с глаголами.

Практическое освоение диалогической формы речи. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей.

Составление предложений по картинкам. Составление полных ответов на вопросы. Работа с деформированным предложением. Конструирование предложений по опорным словам, заданным схемам. Распространение предложений за счет введения имен прилагательных и однородных членов.

Пересказ текста. Последовательный пересказ. Пересказ описательного текста. Выборочный пересказ.

Составление описательного рассказа. Составление повествовательного рассказа с опорой на картинно-графические планы и по вопросам. Составление повествовательного рассказа на основе событий заданной последовательности.

                             Планируемые результаты

К концу учебного года дети должны знать и уметь:

  • дифференцировать звуки, имеющие акустико-артику-ляционное сходство;
  • выполнять звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез слов;
  • обозначать мягкость согласных звуков на письме двумя способами;
  • правильно писать в словах разделительный мягкий знак;
  • соблюдать правила написания предложения и заглавной буквы в словах;
  • иметь представление об ударных и безударных гласных. Иметь навык проверки безударных гласных в корне слова;
  • иметь представление о морфемном составе слова;
  • активно пользоваться различными способами словообразования;
  • уметь выделять опасные места в словах и применять на письме изученные орфографические правила, находить и исправлять собственные ошибки;
  • иметь пространственно-временные представления и пользоваться речевыми средствами, отражающими их.

Кроме того, наблюдается:

  • значительное улучшение успеваемости по русскому языку, чтению и другим предметам;
  • повышение самооценки и положительная мотивация к учебной деятельности;
  • улучшение социальной адаптации;
  • повышение познавательной активности.

Итоги логопедического обучения:

— преодоление имеющихся нарушений устной и письменной речи у обучающихся начальных классов при первично сохран-

ном интеллекте, нормальном слухе, зрении и отсутствии задержки психического развития;

— полноценное включение школьников в учебно-познавательную деятельность.

Календарно-тематические планы на каждую группу составляются после углубленного логопедического обследования обучающихся, т.е. во второй половине сентября.

Планирование коррекционной работы характеризуется гибкостью и не может быть жестко регламентированным ввиду сложности прогнозирования с точностью до занятия возможной результативности коррекционной работы.  

Учебно-методическое обеспечение

-учебно-наглядный материал (раздаточный материал, схемы, плакаты, развивающие игры);

-логопедический альбом Прокопьевой Т.И. по коррекции нарушений письма и чтения у младших школьников;

-цифровые образовательные ресурсы;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа логопедического обучения по преодолению общего недоразвития речи у обучающихся 1-х классов

Рабочая программа логопедического обучения по преодолению общего недоразвития речи у обучающихся 1-х классов АНО СОШ «Димитриевская»...

Рабочая программа коррекционно-развивающего обучения по преодолению смешанной формы дисграфии и дизорфографии у школьников 3—6 классов

Рабочая программа коррекционно-развивающего обучения по преодолению смешанной формы дисграфии и дизорфографии у школьников 3—6 классов в АНО СОШ «Димитриевская»...

Рабочая программа логопедического обучения по преодолению общего недоразвития речи у обучающихся 1-х классов

Рабочая программа логопедического обучения по преодолению общего недоразвития речи у обучающихся 1-х классов АНО СОШ «Димитриевская»...

Рабочая программа логопедического обучения по преодолению смешанной формы дисграфии у обучающихся 2—3 классов в АНО СОШ «Димитриевская»

Рабочая программа логопедического обучения по преодолению смешанной формы дисграфии у обучающихся 2—3 классов  в  АНО СОШ «Димитриевская»...

Рабочая программа "Коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанной формы дисграфии и дислексии с учащимися 6 классов (VII вид)"

Цель программы «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанной формы дисграфии и дислексии с учащимися 6 классов»: обучение грамотному письму посредством самостоятельног...

Рабочая программа «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанной формы дисграфии и дислексии с учащимися 6 классов(VII вид )»

Программа «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанной формы дисграфии и дислексии с учащимися 6 классов» является модифицированной.  При разработке программы были исп...

Рабочая программа «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанных форм дисграфии и дислексии у учащихся 5 классов (VII вид)»

Программа «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанных форм дисграфии и дислексии у учащихся 5 классов» является модифицированной.  При разработке программы были испол...