Особенности организации работы по здоровьесбережению для детей с нарушением интеллектуального развития
статья

Кудряшова Марина Александровна

Доклад посвящён особенностям организации здоровьесберегающей деятельности в образовательной организации для детей с нарушением интеллектуального развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lekanova_i.k._kudryashova_m.a._doklad.docx41.99 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Леканова И.К., Кудряшова М.А.

FEATURES OF THE ORGANIZATION OF WORK ON HEALTH PROTECTION FOR CHILDREN WITH INTELLECTUAL DISABILITIES

Lekanova I. K., Kudryashova M. A.

Аннотация. Доклад посвящён особенностям организации здоровьесберегающей деятельности в образовательной организации для детей с нарушением интеллектуального развития.

Annotation. The report is devoted to the peculiarities of the organization of health-saving activities in the educational organization for children with intellectual development disorders.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, дневник самоконтроля, паспорт здоровья и физического развития.

Keywords: healthy lifestyle, self-control diary, health and physical development passport.

Всё чаще и чаще задумываясь над вопросом, откуда эта отчётливая тенденция к росту у детей ожирения, близорукости, заболеваний простудного, нервно – психического и аллергического характера, приходишь к выводу, что причины не только в наследственности и окружающей нас среде, но и в образе жизни, в отсутствии культуры здорового образа жизни у обучающихся и родителей.

По статистике 75% учеников по всей стране имеют заболевания различного характера: страдают нарушением осанки, ослабленным зрением, слухом, начальными формами гипертонии, хроническими заболеваниями.

Формирование здорового образа жизни у обучающихся является важнейшей задачей в системе работы школы на протяжении многих лет. Для решения этой задачи в школе была разработана программа «Здоровье», призванная скоординировать совместную деятельность педагогов, воспитателей, семьи, медицинских, психолого - педагогических, социально – педагогических служб.

Программа «Здоровье» нацелена:

1. Создание оптимальных условий, благоприятной психологической атмосферы, способствующей раскрытию потенциала каждого ученика.

2. Сохранение и укрепление психофизического здоровья школьников, развитие физического потенциала детей с ОВЗ через реализацию двигательной активности, реализацию здоровьесберегающих технологий.

3. Формирование у детей с ОВЗ системы знаний и убеждений, обеспечивающих ценностное отношение к собственному здоровью, обучение основам здорового образа жизни.

4. Организация системы профилактических работ по предупреждению детского травматизма, предотвращение заболеваемости обучающихся школы.

5. Сохранение и приумножение школьных традиций в области физкультуры и спорта.

6. Планирование работы с семьёй по повышению положительной мотивации к ЗОЖ.

7. Расширение взаимодействия с различными учреждениями и организациями с целью увеличения возможностей для занятий физкультурой и спортом.

Дети с ограниченными возможностями здоровья, поступающие в специальную (коррекционную) общеобразовательную школу кроме нарушения интеллектуального развития имеют также многочисленные нарушения здоровья - это нарушения со стороны сердечно-сосудистой, дыхательной, костно - мышечной систем организма, нарушения физического развития, которые выражаются в отставании роста, веса, в значительной ослабленности мышц, в нарушении координации движений, ориентировки в пространстве. 29% детей в школе на данный момент являются детьми – инвалидами. Также в нашей школе обучаются дети с тяжёлыми множественными нарушениями, с расстройством аутистического спектра. Это свидетельствует о том, что укрепление здоровья воспитанников школы и пропаганда здорового образа жизни будут являться всегда актуальными, первоочередными задачами в системе развития школы. 

Важнейшая роль в системе работы по здоровьесбережению принадлежит классным руководителям.

Задача классных руководителей школы – организовать тесное взаимодействие учителей физической культуры, педагогов и медицинских работников. Это не только врачебно – педагогические наблюдения за здоровьем и физическим развитием обучающихся, за организацией и методикой проведения занятий, не только контроль за соблюдением санитарно – гигиенических норм, но и пропаганда здорового образа жизни, разъяснительная работа по различным вопросам физического воспитания, профилактики травм и оказания первой помощи.

Учебный год в нашей школе начинается с изучения классными руководителями и медицинским работником документации обучающихся: с личными делами, с данными медицинской документации, с заключениями о допуске обучающихся к занятиям физической культурой. На основании данных о здоровье ребёнка в школе ведётся мониторинг по показателям физического развития обучающихся и оформляется «Паспорт здоровья и физического развития», где отражены значимые и важные сведения о развитии ребёнка: показатели здоровья и динамика в овладении двигательными навыками. Динамика развития показателей отслеживается на начало и конец учебного года.

Оздоровительные мероприятия и адаптивная физическая нагрузка планируются для каждого обучающегося индивидуально в соответствии с рекомендациями специалистов и с учетом характера патологии и степени ограничений здоровья. Дети занимаются по индивидуальным программам, составленным врачом и педагогом по физическому воспитанию с учетом рекомендаций врачей-специалистов.

Большое внимание уделяем обучению навыкам самоконтроля обучающихся. Для каждого ребёнка оформлен «Дневник самоконтроля», в котором учитываются субъективные данные: самочувствие, сон, аппетит, настроение, желание заниматься физическими упражнениями и объективные данные: рост, масса тела, частота пульса и дыхания. Дневники самоконтроля помогают правильно распределять и индивидуализировать нагрузку. Классный руководитель вместе с педагогами и учителями физической культуры должны уметь наблюдать своих воспитанников, отмечая внешние признаки утомления, а также умело пользоваться самооценкой обучающихся.

Учитель физкультуры совместно с врачом (медицинской сестрой) составляют физиологическую (пульсовую) кривую урока, она необходима для определения величины нагрузки на уроке. С помощью кривой оценивается влияние физических упражнений на организм занимающихся.

Каждый школьник самостоятельно подсчитывает пульс до начала урока и в конце его каждой части. Этот метод свидетельствует о величине и о переносимости нагрузки. На графике по горизонтали отмечается продолжительность каждой части урока или время выполнения сложных упражнений, по вертикали величину частоты сердечных сокращений в минуту. В основной части урока кривая поднимается, что соответствует интенсивным нагрузкам и заметно снижается к концу урока. Резкое учащение пульса и отсутствие тенденции к снижению в конце урока говорит о чрезмерной нагрузке.

Данные мониторинги позволяют оценить новые упражнения, исключить те из них, которые оказались пока непосильными для обучающихся. Совместная работа учителя физкультуры и врача в оценке показателей физиологической кривой урока, самочувствия, степени утомления обучающихся позволяют отметить неадекватность физических нагрузок и своевременно вносить необходимые коррективы в планирование и методику проведения уроков.

Дети с хроническими заболеваниями, с отклонениями в физическом развитии, выздоравливающие после перенесённых, даже непродолжительных болезней, также нуждаются в уменьшении общей нагрузки, в индивидуальном подходе при занятии физическими упражнениями. Каждый классный руководитель отслеживает начало занятий физкультурой после заболеваний, поскольку преждевременное начало занятий физкультурой после заболеваний и травм может вызвать обострение процесса, привести к осложнениям, более тяжёлым и опасным, чем само заболевание. Нужно помнить, что, разрешая ребёнку с ОВЗ преждевременно заниматься вместе со всеми на уроке физкультуры, учитель берёт на себя ответственность за его здоровье, на которую не имеет права.

Успешность, эффективность восстановления физической работоспособности после длительного перерыва в занятиях физкультурой находятся в прямой зависимости от соответствия средств и методов физического воспитания функциональным возможностям организма человека.

Уже несколько лет в школьном расписании есть ежедневная динамическая пауза продолжительностью 40 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно - активных видов деятельности обучающихся в школе и на свежем воздухе: флеш - мобы, танцевальные разминки, подвижные и спортивные игры, упражнения лечебной физической культуры.

С каждым годом увеличивается количество детей охваченных спортивной работой, что является результатом совместной работы всех участников образовательного процесса. Обучающиеся с большим удовольствием занимаются спортом, принимают участие в соревнованиях самого разного уровня. Побед и достижений в спорте у ребят нашей школы много. Из самых значимых, хотелось бы отметить:

2005 год – Всероссийские летние Специальные Олимпийские соревнования г.Омск Жукова Крестина 1 место по прыжкам в высоту, 2 место по прыжкам в длину, Коптелов Владимир 1 место по прыжкам в высоту, 2 место в метании ядра.

2005 год – Чемпионат Европы по лёгкой атлетике. Чехия, г.Оломоуц Владимир Коптелов 1 золотая медаль по прыжкам в длину, 1 золотая медаль в эстафете 4 по 100м.

2006 год - Всероссийские соревнования Специальной Олимпиады по спортивной гимнастике. г.Воронеж Суслов Николай - серебряный призёр.

2006 год – Летние Специальные Европейские игры по лёгкой атлетике –Италия, г.Рим Жукова Крестина - 3 золотые медали (прыжки в высоту, прыжки в длину, эстафета 4 по100м).

2006 год – Всероссийские соревнования по волейболу по программе Специальных летних Олимпийских игр г.Смоленск. Команда девушек -чемпионки России по волейболу

2006 год – Специальные летние Олимпийские игры г.Кострома, Сыроегина Анна 3 золотых, 1 серебряная медали по пауэрлифтингу, Коптелов Владимир – 3 золотых, 1 серебряная медали. Ребята завоевали право ехать на Олимпийские игры в Китай, г.Шанхай.

2007 год Соболева Екатерина - стипендиат именной стипендии Правительства Нижегородской области для одаренных детей – инвалидов в сфере физической культуры и спорта.

2007 год - Всемирные летние игры Специальной олимпиады Китай, г.Шанхай. Команда девушек победительницы по волейболу. Сыроегина Анна 3 золотых, 1серебряная медали по пауэрлифтингу.

2007 год - Всероссийская летняя Специальная Олимпиада по лёгкой атлетике г.Самара: Соболева Екатерина серебряный призёр Жукова Крестина - золото в беге на 60м, золото по прыжкам в длину, бронза в эстафете 2 по100м.

2010 год Сорокин Саша стипендиат именной стипендии Правительства Нижегородской области для одарённых детей – инвалидов в сфере физической культуры и спорта.

2010 год - Всероссийские соревнований в Костроме по пауэрлифтингу. Настя Шишкина заняла 1 место, кандидат на Специальные олимпийские игры в Афины (Греция). Смирнова Тамара и Сорокин Саша - серебряные призёры и кандидаты в сборную России на Специальные Олимпийские игры. Вадим Рожнов - серебряный призёр.

2012 год - Всероссийские соревнования по лыжным гонкам в г.Мурманск, ученик СКОШИ Сорокин Александр в составе сборной Нижегородской области занимает 1 место в эстафете, 2 место в гонке на 3 км, 3 место в гонке на 10км.

2012 год - Всероссийский турнир «Кубок союза инвалидов России» г.Сочи. Ученик школы Сорокин Александр в составе сборной Нижегородской области по футболу - 3 место.

2012 год – выпускница школы Жукова Крестина завоевала серебряную медаль на Паралимпийских играх в Лондоне в составе сборной России от Нижегородской области. Теперь Крестина заслуженный мастер спорта. В.В.Путин вручил ей медаль – орден 2 степени «За заслуги перед Отечеством».

2015 год – выпускник школы Суслов Николай занял 1 и 2 места в прыжках в высоту и прыжках в длину на Чемпионате России по лёгкой атлетике г.Йошкар – Ола.

Отдельно хотелось бы отметить учеников нашей школы Дюльдина Владимира и Сорокина Александра.

Дюльдин Владимир завоевал 2 золотые медали в специальной олимпиаде РФ по велоспорту г.Нерехта 2014г., 3 золотые медали в чемпионате России по велоспорту –шоссе 2015г., 1 золотая, 1 серебряная, 1 бронзовая медали в чемпионате России в 2017г. г.Кострома и 2 золотых медали в 2018г. в г.Нижний Тагил.

Сорокин Александр занял 1 место по мини-футболу на чемпионате России в г.Санкт – Петербург в 2014г., завоевал золотую медаль на Чемпионате России по велоспорту – шоссе в 2016г., 2 бронзовые медали в лыжных гонках на Чемпионате России в г.Саранск в 2017г., золотую и бронзовую медали по лыжным гонкам среди лиц с интеллектуальными нарушениями на мировом турнире в Польше город Закопан в 2018г. Российскую Федерацию представляли 8 спортсменов – Сорокин Александр был единственным представителем Нижегородской области.

И пусть на данный момент эти ребята - чемпионы уже не являются учениками нашей школы, мы знаем, что победы, которые они одерживают сейчас, есть результат и нашей многолетней работы.

Литература

  1. Дереклеева Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. М. : Вако, 2004. 152 с.
  2. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе: 1-4 классы. М. : Вако, 2004. 295с.
  3. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе :  метод. рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / сост. Менчинская Е.А.. М. : Вентана-Граф, 2008. 112 с.
  4. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М. : АПК ПРО, 2002. 121 с.
  5. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М. : АРКТИ, 2006. 320с.
  6. Похлебин В. П. Уроки здоровья. М. : Просвещение, 1992. 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольные работы по математике за I, II четверти. 7 класс, для детей с нарушением интеллектуального развития.

Данная контрольная работа по математике предназначена обучающихся с нарешениями интеллектуального развития. Предлагаются 2 варианта....

Аналитический отчёт работы МО учителей, обучающих детей с нарушением интеллектуального развития за 2016/2017 учебный год

Аналитический отчёт работы МО учителей, обучающих детей в условиях реабилитационно-образовательного центра...

План работы ШМО учителей, обучающих детей с нарушением интеллектуального развития на 2015/2016 учебный год

План работы ШМО учителей, обучающих детей с нарушением интеллектуального развития...

Тезисы выступления на научно-практической конференции «Особенности организации инклюзивного образовательного процесса для детей, имеющих нарушение речи, опорно-двигательного аппарата, задержку психического развития, в ДОУ и ОУ в соответствии с нормативно-

Материал содержит тезисы выступления на научно-практической конференции «Особенности организации инклюзивного образовательного процесса для детей, имеющих нарушение речи, опорно-двигательного ап...