Аналитический отчёт работы МО учителей, обучающих детей с нарушением интеллектуального развития за 2016/2017 учебный год
материал на тему

Варченко Екатерина Владимировна

Аналитический отчёт работы МО учителей, обучающих детей в условиях реабилитационно-образовательного центра

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ  ТРУДА  И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫУПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ТРОИЦКОГО И НОВОМОСКОВСКОГО АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОКРУГОВ ГОРОДА МОСКВЫГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ТРОИЦКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «СОЛНЫШКО»ул. Пушковых, д. 5, г. Троицк, Москва, 108840Телефон/ Факс:_8 (495) 851 13 05___8(495)851 50 03                               e-ail:_cenreab@dszn.ru_____

Аналитический отчёт  работы МО учителей, обучающих детей с нарушением интеллектуального развития

за 2016/2017 учебный год

Варченко Екатерина Владимировна

09.06.2017

 


         Методическая тема МО учителей, обучающих детей с нарушением интеллектуального развития:

«Развитие профессиональных компетентностей учителя как фактор максимального обеспечения образовательных потребностей детей с нарушением интеллектуального развития и их социализации в обществе».

         Цель работы МО: оказание методической и практической помощи учителям, работающим с детьми с особыми образовательными потребностями  в рамках внедрения ФГОС по адаптированной образовательной программе для детей с умственной отсталостью.

Работа  педагогов в рамках методического объединения  в течение года была направлена на решение следующих задач:

  • Обеспечить освоение и использование педагогами наиболее рациональных и эффективных методов и приёмов обучения и воспитания учащихся ГБОУ ТРОЦ «Солнышко» с нарушением интеллектуального развития.
  • Организация взаимодействия всех участников педагогического процесса, развитие профессиональных компетентностей педагогов в условиях внедрения ФГОС.
  • Обмен актуальным педагогическим опытом в рамках предложенной методической работы.
  • Коррекция компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития детей.
  • Организация учебно-воспитательного процесса на уровне реальных возможностей учащихся.

 

На протяжении всего учебного года велась методическая работа по следующим направлениям: 

       Обеспечение возможности непрерывного профессионального мастерства учителя.

       Оказание помощи учителям в работе по самообразованию.

       Информационное обеспечение образовательного процесса.

       Обеспечение условий для изучения, обобщения и распространения опыта.

    Работа  в рамках МО включала в себя деятельность 7 основных педагогов, 2 воспитателей, 1 специалиста доп. образования  и 11 внутренних совместителей, которые осуществляли учебно-воспитательный процесс в 1а,б,в, 2б, в, 3а, б, в, г, д, е,  4а, 5в, г, д, 6б, 7б, в, г, д, е, 8б, 9 б, в, классах.

     Всего в 2016/2017 учебном году в классах для детей с нарушением интеллектуального развития обучались 79 человек (без учёта сфо):

  • на начало года обучалось – 74 ребёнка,
  • на конец года обучалось – 79 детей.

При этом:

В начальном звене обучалось – 34 человека (38 человек);

В среднем и старшем звене – 40 человек (41 человек).

 По введённым с 01.09.2016 г. ФГОС для детей с ОВЗ обучалось 3 человека (вариант 2, СИПР 2).

Учебно-воспитательный процесс осуществляли педагоги (основные специалисты):

с высшей квалификационной категорией – 3 человека (Варченко Е.В., Савельева В.В., Черняева Т.В.);

с первой квалификационной категорией – 3 человека (Глазова Е.Н., Донских Е.В., Терехова Ю.А.);

с соответствием занимаемой должности – 2 человека (Рыбакова М.М., Седых С.Е. );

без категории – 1 человек (Гнусина Г.А.)

(внутренние совместители):

с первой квалификационной категорией – 4  человека  (Амелина О.А., Кандалова В.П., Кольченко Е.А., Константиниду М.В.)

без категории – 7 человек (Дубцова О.Р., Ефименко Н.Б., Забирова Г.А., Колягин А.В., Максименко Т.Е., Сидорова Н.Н.. Смирнова О.С. )

       В течение учебного года осуществлялся мониторинг качества образования обучающихся 3-9 классов. Эта работа продолжается на протяжении всех лет существования ОУ. При этом ежегодно возникают вопросы оценивания результатов работы учащихся. С одной стороны отсутствие цензовости образования таких детей разрешает производить индивидуальный подход к оценке их работы, с другой стороны учителя, опираясь на программные требования к предметам и предметным областям, вынуждены ставить оценки не конкретным достижениям детей, а их диагнозу, так как уровень развития многих из них не позволяет достигнуть положительной оценки в обучении. Таким образом, возникает прецедент, когда при 100% успеваемости всего контингента детей, в отчётах педагогов появляются нулевые значения качества образования за триместр, так как в расчёт не берутся удовлетворительные оценки, а родители детей начинают предъявлять необоснованные требования к педагогам по вопросам оценивания результатов учёбы детей: кто-то считает, что оценка занижена, кто-то, наоборот, что результат завышен.

Анализ уровня качества образования обучающихся воспитанников ГБОУ ТРОЦ «Солнышко» за 2016\ 2017 учебный год

Начальное звено:                                                                                                               Таблица № 1

класс

письмо и развитие речи

чтение и развитие речи

развитие речи …

матема

тика

ИЗО

музыка

ручной труд

ритмика

физкультура

29%

14%

57%

29%

100%

100%

100%

86%

86%

0%

0%

0%

0%

0%

0%

0%

0%

0%

0%

0%

0%

0%

0%

0%

0%

22%

33%

68%

44,4%

100%

100%

87,5%

89%

100%

0%

0%

0%

0%

Среднее звено:                                                                                                                    Таблица № 2

класс

письмо и развитие речи

чтение и развитие речи

матема

тика

природо

ведение/ биология

география

история

общест

вознание

ИЗО

музыка

ПТО

СБО

физкультура

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

0%

0%

0%

0%

0%

0%

0%

0%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

44,4%

66,7%

55,6%

55,6%

55,6%

55,6%

100%

100%

55,6%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

80%

80%

40%

100%

100%

100%

100%

42,9%

57,1%

42,9%

71,4%

71,4%

57,1%

85,7%

85,7%

85,7%

71,4%

0%

0%

0%

0%

0%

0%

 Вывод: в связи с несоответствием существующей балльной оценки  учебной деятельности учащихся реабилитационно-образовательного центра в очередной раз поднять вопрос на уровне администрации ОУ о пересмотре критериев оценки результатов деятельности и достижений детей в образовательном процессе. Поднять вопрос о возвращении 5-тибальной шкалы оценивания результатов работы (при оставлении балловой системы), так как оценивание работ учащихся неудовлетворительной оценкой 2 при полном выполнении работы одним из них, но с большим количеством ошибок и невыполнение этой работы совсем другим заведомо ставят учеников в неравное положение. В данном случае возвращение оценки единица будет служить единственно верным критерием и показателем отрицательного отношения участников образовательного процесса к учебной деятельности.

Всего за 2016/2017 учебный год 

Проведено заседаний МО – 6

Основные вопросы, рассматриваемые на заседаниях:

  1. Организация работы МО:
  • Согласование плана работы ШМО на 2016/17 учебный год.
  • Утверждение рабочих программ, календарно - тематического планирования, графиков открытых уроков, тем самообразования на 2016/2017 учебный год
  • Планирование межсекционной работы педагогов на учебный год
  • Подготовка кабинетов к началу учебного года
  • Разное
  1. Методические рекомендации по вопросам внедрения  ФГОС обучающихся  с ОВЗ:
  • Основные термины.
  • Законодательные основы образования обучающихся с ОВЗ в РФ.
  • Категория детей с ОВЗ.
  • Требования к организации временного режима обучения.
  • Программно-методическое обеспечение внедрения ФГОС обучающихся с умственной отсталостью.
  • Проведение психолого-педагогического обследования и оценка состояния развития ребёнка.
  • Разработка специальной индивидуальной программы развития.
  • Перевод обучающихся в следующий класс (на ступень).
  • Три типологические группы обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой степенью умственной отсталости.
  • Наполняемость класса/группы по второму варианту АООП образования детей с интеллектуальными нарушениями.
  • Форма проведения  уроков.
  • Продолжительность пребывания ребёнка в организации.
  • ПМПк в вопросах оказания ребёнку комплексной помощи.
  • Мониторинг педагогического процесса.
  • Совместная работа членов МО, администрации и других служб по организации учебного процесса (предложения, пожелания).
  • Разное (расписание на следующий учебный модуль).
  1. Модели взаимодействия педагогов с учащимися с различным уровнем нарушений интеллектуального развития в образовательном пространстве уроков, занятий, во внеурочной деятельности.
  • Обмен опытом: «Модели взаимодействия педагогов с учащимися с различным уровнем нарушений интеллектуального развития в образовательном пространстве уроков, занятий, во внеурочной деятельности».
  • Методические рекомендации: «Написание аналитических бумаг сопровождения учебно-воспитательного процесса, характеристик обучающихся, воспитанников ГБОУ ТРОЦ «Солнышко»
  • Обмен опытом: «Основные трудности организации УВП при обучении на дому».
  • Анализ качества образования учащихся 1-9 классов за I триместр учебного года.
  • Разное.
  1. Обучение детей с расстройствами аутистического спектра. Профстандарты педагогов 2017 году.
  • Обучение детей с расстройствами аутистического спектра:

варианты аутистических расстройств;

атипичный аутизм (искажением когнитивной сферы);

особые образовательные потребности детей с аутистическими расстройствами;

примерный образовательный маршрут детей с аутистическими расстройствами;

адаптация программного материала.

  • Доклад: «Социальная адаптация детей с аутизмом».
  • Обмен опытом: «Дидактические приёмы обучения детей с РАС, коммуникации в условиях образовательного пространства».
  • Анализ качества образования учащихся 1-9 классов за II триместр учебного года
  • Профстандарты педагогов 2017 году.
  1. Адаптация учащихся 1-го класса в условиях реализации ФГОС развитие профессиональных компетентностей педагогов, обучающих детей с нарушением интеллектуального развития;
  • Доклад: «Актуальные вопросы создания СИПР»
  • Обмен опытом: «Взаимодействие педагогов и родителей в процессе получения академических знаний учащимися 1-ых классов и группы «Особый ребёнок» в условиях реализации ФГОС»
  • Анализ открытых уроков за год.
  • Методические рекомендации: «Актуальность выбора темы самообразования педагогов в рамках работы МО»
  1. Итоги работы МО за 2016/2017 учебный год, задачи на 2017/2018 учебный год. Аналитическая работ
  • Анализ работы за учебный год.
  • Определение задач на новый учебный год.
  • Анализ работы с учащимися за III триместр и год
  • Методические рекомендации по написанию  рабочих программ  на новый учебный год

Велась межсекционная работа:                                                                           Таблица № 3

Месяц

Вид деятельности

Исполнители

сентябрь

- уточнение календарно-тематического планирования;

- подготовка материалов входной диагностики: тестов, контрольных работ;

- проведение входящей диагностики и анализ её результатов (внутри образовательного процесса);

- совещание для специалистов «Методические рекомендации по организации обучения на дому» (отв. Максименко Т.Е., Варченко Е.В.)

- открытый урок по математике в 5 в классе

- написание характеристик обучающихся на ВТЭК; ЦПМПК; в органы СЗН и т.п.

- взаимопосещение уроков, занятий, мероприятий и пр.

- повышение квалификации

члены МО

Седых С.Е

Варченко Е.В., члены МО

члены МО

члены МО

октябрь

- написание СИПР

- изучение письма Министерства образования и науки РФ от 11.03.2016 г. № ВК -452/07 « О введении ФГОС ОВЗ»;

- открытый урок-викторина по чтению и развитию речи в 9б классе;

- открытое занятие во 2в классе;

- подготовка к заседанию МО «Модели взаимодействия педагогов с учащимися с различным уровнем нарушений интеллектуального развития в образовательном пространстве уроков, занятий, во внеурочной деятельности». Работа с методической литературой.

- подготовка кабинетов к учебному модулю;

- написание характеристик обучающихся на ВТЭК; ЦПМПК; в органы СЗН и т.п.

- взаимопосещение уроков, занятий, мероприятий и пр.

- повышение квалификации

Глазова Е.Н., Седых С.Е., Терехова Ю.А.

члены МО

Варченко Е.В.

Глазова Е.Н.

члены МО

члены МО

Варченко Е.В., члены МО

ноябрь

- открытый урок по математике в 3б классе;

- осенний бал обучающихся начального звена (совместно с классами для детей с ЗПР)

- анализ обучения в I триместре учебного года;

- написание характеристик обучающихся на ВТЭК; ЦПМПК; в органы СЗН и т.п.

- подготовка кабинетов к учебному модулю;

- взаимопосещение уроков, занятий, мероприятий и пр.

- повышение квалификации

Черняева Т.В.

члены МО

Седых С.Е

члены МО

Варченко Е.В., 

члены МО

декабрь

- открытый урок по биологии в 7б классе;

- подготовка к заседанию МО «Обучение детей с расстройствами аутистического спектра», изучение методической литературы;

- написание характеристик обучающихся на ВТЭК; ЦПМПК; в органы СЗН и т.п.

- подготовка кабинетов к учебному модулю;

- взаимопосещение уроков, занятий, мероприятий и пр.

- повышение квалификации

Донских Е.В.

члены МО

члены МО

члены МО

январь

- открытый урок по математике в 8б классе;

- подготовка к заседанию МО «Обучение детей с расстройствами аутистического спектра», изучение методической литературы;

- написание характеристик обучающихся на ВТЭК; ЦПМПК; в органы СЗН и т.п.

- повышение квалификации

Кандалова В.П.

члены МО

члены МО

члены МО

февраль

- открытое занятие по ИЗО деятельности

- мониторинг результатов УВП за II триместр учебного года;

- написание характеристик обучающихся на ВТЭК; ЦПМПК; в органы СЗН и т.п.

- подготовка кабинетов к учебному модулю;

- взаимопосещение уроков, занятий, мероприятий и пр.

- повышение квалификации

Савельева С.Е.

члены МО

члены МО

члены МО

члены МО

члены МО

март

- открытый урок  по окружающему миру в 4а в классе;

- посещение уроков физической культуры, занятий ЛФК, ритмики, музыки;

- написание характеристик обучающихся на ВТЭК; ЦПМПК; в органы СЗН и т.п.

- подготовка к заседанию МО «Адаптация учащихся 1-го класса в условиях реализации ФГОС»

- взаимопосещение уроков, занятий, мероприятий и пр.

- повышение квалификации

Амелина О.А.

Максименко Т.Е., Варченко Е.В.

члены МО

Глазова Е.Н., Седых С.Е., Терехова Ю.А.

члены МО

члены МО

апрель

- открытый урок по географии в 6б классе;

- написание характеристик обучающихся на ВТЭК; ЦПМПК; в органы СЗН и т.п.

- подготовка кабинетов к учебному модулю;

- взаимопосещение уроков, занятий, мероприятий и пр.

- повышение квалификации

Кольченко Е.А.

члены МО

члены МО

члены МО

члены МО

май

- подготовка к анализу работы: результаты УВП, диагностик, участие  в конкурсах и пр.;

- анализ результатов УВП за III триместр учебного года;

- рассмотрение и корректировка тем по самообразованию на следующий учебный год;

- подготовка предложений по планированию работы на следующий  учебный год;

- написание характеристик обучающихся на ВТЭК; ЦПМПК; в органы СЗН и т.п.

- взаимопосещение уроков, занятий, мероприятий и пр.

- повышение квалификации

члены МО

члены МО

члены МО

члены МО

члены МО

члены МО

члены МО

июнь

- анализ работы МО за 2016-2017 учебный год;

- написание рабочих программ, КТП и СИПР на 2017/2018 учебный год

руководитель МО

члены МО

     В течение учебного года члены МО повышали квалификацию на курсах повышения квалификации, курсах профессиональной переподготовки, участвовали в работе НПК, НПС и т.п.

                                     Повышение квалификации членами МО                                 Таблица № 4

Ф.И.О.

категория спец-та*

курсы

Участие в НПК, НПС

ПК

профпереподготовки

Название курсов**

кол-во часов

дата

название

дата

название

дата

1

Амелина О.А.

в.с.

«Клиника интеллектуальных нарушений» (МСГИ)

1

72

36

декабрь 2016

1

2

Варченко Е.В.

о.с.

1

36

1

2

май 2017

3

Глазова Е.Н.

о.с.

1

36

1

4

Гнусина Г.А.

о.с.

1

36

1

5

Донских Е.В.

о.с.

1

36

1

2

май 2017

6

Дубцова О.Р.

в.с.

1

36

1

7

Ефименко Н.Б.

в.с.

1

36

1

8

Забирова Г.А.

в.с.

1

36

1

+

весна 2017

9

Кандалова В.П.

в.с.

1

36

1

10

Колягин А.В.

в.с.

11

Кольченко Е.А.

в.с.

1

36

1

12

Константиниду М.В.

в.с.

1

36

1

+

весна 2017

13

Максименко Т.Е.

в.с.

1

36

1

14

Рыбакова М.М.

о.с.

1

«Предоставление соц-псих. и соц.пед семьям с детьми в ТЖС»

(ИДПОРСС)

36

72

1

лето 2016

15

Савельева В.В.

о.с.

1

36

1

+

осень 2016

16

Седых С.Е.

о.с.

1

36

1

17

Сидорова Н.Н.

в.с.

36

18

Смирнова О.С.

в.с.

1

36

1

19

Терехова Ю.А.

о.с.

1

36

1

2

май 2017

20

Черняева Т.В.

о.с.

1

36

1

*   о.с. – основной специалист;

     в.с. – внутренний совместитель

**  при прохождении специалистами одних и тех же КПК, посещение семинаров несколькими специалистами их название будет вынесено ниже, а в таблице проставлен соответствующий номер:

  1. КПК «Обучение пед.работников навыкам оказания I мед помощи» (ИДПОРСС), 36 часов, апрель 2017;
  2. НПС «Обучение детей с ТМНР. СИПР.»

Участие специалистов МО в работе школьного отделения

в течение 2016/2017 учебного года

                                                                                                                                         Таблица № 5

Ф.И.О.

Заседания МО

Педсоветы

Производственные совещания

1

Амелина О.А.

Доклад –презентация «Дидактические приёмы обучения детей с РАС коммуникативным навыкам»

Доклад «Оценивание достижений учащихся в рамках ФГОС»

2

Варченко Е.В.

Организация работы МО;

Методические рекомендации по вопросам внедрения  ФГОС обучающихся  с ОВЗ;

Доклад «Обучение детей с РАС». Сообщение «Профстандарты педагогов 2017 году».

Методические рекомендации: «Актуальность выбора темы самообразования педагогов в рамках работы МО»

Участие в прениях всех заседаний

Доклад: «Результаты НПС «Обучение детей С ТМНР. СИПР.»

3

Глазова Е.Н.

Доклад «Атипичный аутизм»

Обмен опытом: «Взаимодействие педагогов и родителей в процессе получения академических знаний учащимися 1-ых классов и группы «Особый ребёнок» в условиях реализации ФГОС»

Доклад: «Система оценивания достижений (СИПР)»

4

Гнусина Г.А.

5

Донских Е.В.

6

Дубцова О.Р.

7

Ефименко Н.Б.

8

Забирова Г.А.

9

Кандалова В.П.

10

Колягин А.В.

11

Кольченко Е.А.

12

Константиниду М.В.

13

Максименко Т.Е.

Сообщение «Совместная работа членов МО, администрации, других служб по организации учебного процесса»

Метод.рекомендации

«Написание аналитических бумаг сопровождения УВП»

Участие во всех заседаниях педагогического совета

14

Рыбакова М.М.

15

Савельева В.В.

16

Седых С.Е.

17

Сидорова Н.Н.

Обучение детей с расстройствами аутистического спектра:

варианты аутистических расстройств;

18

Смирнова О.С.

19

Терехова Ю.А.

Доклад «Актуальные вопросы создания СИПР»

Доклад: «Система оценивания достижений (СИПР)»

20

Черняева Т.В.

Доклад «Социальная адаптпция детей с аутизмом»

Итого:

  • Посещали КПК –  5 человек;
  • Презентация педагогической деятельности –1 человек;
  • Посещение уроков в рамках межсекционной работы МО – 7;
  • Проведено открытых уроков – 7;
  • Проведено открытых занятий – 1;
  • Посещение дополнительных занятий в рамках межсекционной работы МО – 1;
  • Прошли проф.переподготовку – 3 человека;
  • Участие в работе МО – 7 человек;
  • Участие в работе педсоветов – 5 человек;
  •  Участие в семинарах, круглых столах за пределами ОУ – 3 человека;
  • Участие в производственных совещаниях по методическому сопровождению УВП – 1 человек.

Методическая тема МО учителей, обучающих детей с нарушением интеллектуального развития на 2017/2018 учебный год:

«Развитие профессиональных компетентностей учителя в условиях внедрения ФГОС для детей с ОВЗ».

         Цель работы МО: оказание методической и практической помощи учителям, работающим с детьми с особыми образовательными потребностями  в рамках внедрения ФГОС по адаптированной образовательной программе для детей с умственной отсталостью.

         Задачи на 2017/2018 учебный год:

  • Обеспечить освоение и использование педагогами наиболее рациональных и эффективных методов и приёмов обучения и воспитания учащихся ГБОУ ТРОЦ «Солнышко» с нарушением интеллектуального развития на уровне реальных возможностей учащихся.
  • Организация взаимодействия всех участников педагогического процесса, развитие профессиональных компетентностей педагогов в условиях внедрения ФГОС.
  • Обмен актуальным педагогическим опытом в рамках внедрения ФГОС.
  • Совершенствование системы оценивания результатов обучения и достижений, обучающихся ГБОУ ТРОЦ «Солнышко».
  • Совершенствование педагогического мастерства, повышение квалификации специалистами МО.

 «   9  »  июня _           2017 г.              Руководитель  МО _________________________Варченко Е.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольные работы по математике за I, II четверти. 7 класс, для детей с нарушением интеллектуального развития.

Данная контрольная работа по математике предназначена обучающихся с нарешениями интеллектуального развития. Предлагаются 2 варианта....

План работы ШМО учителей, обучающих детей с нарушением интеллектуального развития на 2015/2016 учебный год

План работы ШМО учителей, обучающих детей с нарушением интеллектуального развития...

Особенности организации работы по здоровьесбережению для детей с нарушением интеллектуального развития

Доклад посвящён особенностям организации здоровьесберегающей деятельности в образовательной организации для детей с нарушением интеллектуального развития....

План работы научного общества обучающихся «МОЗГ: молодость + опыт = законы + гипотезы» на 2016-2017 учебный год

План работы научного общества обучающихся «МОЗГ: молодость + опыт = законы + гипотезы»на 2016-2017 учебный год...

ПЛАН РАБОТЫ МО УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ, ФИЗИКИ И ИНФОРМАТИКИ и ИКТ НА 2016 – 2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

ПЛАН РАБОТЫ МО УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ, ФИЗИКИ И ИНФОРМАТИКИ и ИКТНА 2016 – 2017 УЧЕБНЫЙ ГОД...