Конспект урока по социально - бытовой ориентировке "Лекарственные растения", 7 класс
план-конспект урока

Позднякова Наталья Геннадьевна

Конспект урока по СБО "Лекарственные растения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lekarstvennye_rasteniya.rar2.26 МБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Зеленогорская  школа-интернат "

УРОК ПО СОЦИАЛЬНО - БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ

Тема: Лекарственные растения.

7 класс.

Разработала:

Позднякова Наталья Геннадьевна,

учитель СБО

Зеленогорск

Тема: Лекарственные растения (2 часа).

Цель: Познакомить воспитанников с простейшими видами лекарственных растений. 

Задачи: углубить и расширить знания учащихся о ценности и лечебных  свойствах   лекарственных растений, о правилах их сбора и хранения; формировать умение находить и разумно использовать дары природы на благо людей; развивать познавательную активность, расширять кругозор; воспитывать  бережное  отношение к природе родного края, экологическую  культуру.

Оборудование: презентация, таблицы, карточки.

Ход урока:

  1. Орг. момент (проверка готовности к уроку).
  2. Повторение.

- Какой раздел мы изучаем? (Медицина)

- О чем мы говорили на прошлом уроке? (Оказание первой медицинской помощи при травмах).

- Давайте вспомним, о каких травмах мы говорили, и какую можно оказать первую медицинскую помощь.

Я зачитываю определение, вы должны назвать, о чем речь и какая первая мед. помощь оказывается (слово – ответ вывешиваю на доску).

1. Частичный разрыв связок возникает при резких и сильных движениях в местах, где мышцы прикрепляются к костям. Возникает тогда, когда объем движений в том ли ином суставе превысит обычный, нормальный.

(Растяжение)

2. Бытовое название неглубокой и небольшой резаной раны: повреждение кожи и (иногда) подкожной клетчатки, образующееся в результате неосторожного обращения с режущими предметами, либо преднамеренного их использования с целью нанести повреждения. (Порез)

3. Может быть колотой, резаной, рубленой, ушибленной,  огнестрельной.

(Рана)

4. Смещение кости по отношению к ее нормальному положению в суставе. Он возникает при резких, несвойственных суставу движениях. При этом рвутся не только сосуды, но и связки, укрепляющие сустав. (Вывих)

5. Полное или частичное нарушение целостности кости при нагрузке, превышающей прочность травмируемого участка скелета. (Перелом)

6. Закрытое повреждение без нарушения целостности кожи, под которой происходит повреждение мелких сосудов и излияние крови (образуется гематома). (Ушиб)

7. Повреждение тканей организма, вызванное действием высокой температуры или действием некоторых химических веществ (щелочей, кислот, солей тяжёлых металлов и др.). (Ожог)

- Назовите одним словом ваши ответы. (Травма)

  1. Основная часть.  
  1. Сообщение темы и задач урока.

- Сегодня мы отправимся в удивительный мир лекарственных растений. Здесь нас ждут увлекательные истории, легенды, мифы,  связанные с этими растениями, задания. Вы узнаете о лекарственных  свойствах растений, которые  растут  рядом с нами,  как и когда растения нужно собирать,  чтобы оно не потеряло своих лекарственных свойств, как правильно хранить собранные растения, приготовить отвары и настои из лекарственных растений. Тема нашего урока: «Лекарственные растения».

- Запишите тему в тетрадь.

2.  Актуализация знаний.

- Как вы думаете, какое растение можно назвать лекарственным? Назовите их.      Лекарственные растения – это такие растения, части которых (цветы, плоды, листья, стебель, коренья)  применяются для лечения заболеваний людей или животных или же употребляются в качестве сырья для производства лекарственных препаратов. (Запись в тетрадь).

- Где можно встретить лекарственные растения?  (Ответы учащихся)                   

- Какие из названных вами растений произрастают в нашем городе? (Ответы учащихся)                   

        Физминутка.

3. Изложение нового материала (сопровождается показом презентации)

- Лекарственные растения были известны человеку с давних времён. Растения были не только источником питания человека.  Занимаясь сбором плодов, кореньев и трав, человек пытался с их помощью избавиться от страданий, которые причиняли ему различные болезни.

Из поколения в поколение передавались сведения о растениях-целителях, легенды и мифы об излечении болезней волшебными травами. Растения-целители исстари почитались и получили название «зелёной аптеки».

На Руси лекарственные растения применяли также давно, как и в других странах. Сбор дикорастущего сырья и выращивание лекарственных растений получили широкое развитие в период правления  Петра1, издавшего несколько указов, в том числе и об организации «аптекарских огородов» во всех крупных городах России при военных госпиталях. Впоследствии  из этих « огородов» были организованы прекрасные ботанические сады.  

       В настоящее время отечественная научная медицина имеет в своём арсенале приблизительно 300 видов лекарственных растений. А в народе используют более 500 видов.

      Лекарственные растения встречаются нам практически на каждом шагу  и  могут служить нам средством первой помощи. Мы часто их не замечаем, вытаптываем, а порой даже не знаем о том, что растение у нас под ногами – лекарственное. Каждое из этих растений обладает лечебными свойствами. И почти у каждого есть своя интересная история.

      Особую  помощь оказывают лекарственные растения в походе, на прогулке, вдали от дома, когда нет  таблеток, нельзя сделать уколы.

     - Сегодня мы поговорим о некоторых распространенных лекарственных растениях. А работать будем следующим образом: у вас на столах таблица, в которой вы должны будете написать название лекарственного растения после моего рассказа (Приложение 1), и карточки с названиями растений  (Приложение 2), которые будете  прикреплять на доску.

(Зачитываю информацию про растение, после того, как дети скажут правильный ответ, открываю слайд. Дети в свою таблицу вписывают название и прикрепляют карточку на доску (выходит тот, у кого соответствующая каточка).

 -  Итак, начинаем

- Это растение встречается везде: в саду, огороде, на лугу, вдоль дорог и тропинок. Отсюда произошло и его название.  Незаменим в походе. Его прикладывают  при ссадинах, порезах, укусах насекомых, ожогах. (Подорожник).

- В народе  ее ещё называют  жгучка,  стрекучка, костырка, жигалка. Используется как лекарственное и пищевое растение. Настои из этого растения применяют при кожных болезнях, для полоскания горла при ангине, а также для укрепления волос. Листья  годятся для щей и салатов. (Крапива).

- Правильно, у кого карточка с этим названием? Выходи, прикрепляй. Записываем название в свои таблицы. (Показ слайда. И так с каждым изучаемым растением).

- Эти цветы, словно снежинки, разбросаны  на зелёном лугу. Широко применяется в косметических целях. В народной медицине применяют от  простуды и кашля, настоем промывают раны, поласкают горло при ангине. (Ромашка).

- В народе это растение называют «заячьим маком», «невестой лета». Из-за необычной формы семян, они похожи на коготки кошки,  имеет ещё одно название – ноготки. Это растение – настоящий кладезь здоровья и красоты.   Настойка из него помогает при ангине, ушибах, хорошо очищает лицо, обладает сильными  противовоспалительными и противомикробными свойствами. (Календула).

- Существует много легенд об этом растении. Вот одна из них. Он был всеобщим любимцем, ибо давал мёд пчёлам, девушкам  - свои цветы на веночки. Корни его лечили больных. Ночью золотистые цветки освещали путь путнику. Но однажды небо нахмурилось, в степи появились злые наездники, сеявшие повсюду смерть и разруху. Растение спрятало свои лепестки, наклонило голову, сжалось, не желая служить злым людям. Прошло время, сгинуло чёрное племя, но он ничего не забыл. В ясную погоду приносит он радость, но только появляется туча, он закрывает свои цветки, предупреждая о ненастье.  

Это из самых распространённых на земле растений, растёт вдоль дорог, в полях и лугах. В народной медицине Руси его считали «жизненным эликсиром». Для лечения используют корни и листья растения. Корни используют при хронических заболеваниях печени, почек, при кожных заболеваниях. Из листьев готовят салаты. (Одуванчик).

- Это яркий жёлтый цветок на мохнатом стебельке. Появляется он весной вместе с подснежниками. Он так торопится, что не успевает выпустить листья. Но вот проходит время цветов и наступает пора больших зелёных листьев. С изнанки они мягкие, светлые, бархатные, потрёшь о щёку – и станет тепло. Это мать – говорят люди. Зато снаружи листья твёрдые, скользкие, приложишь к щеке – почувствуешь холод. Это - ______.  Люди варят из этих цветов отвары и лечатся от кашля. Понюхав его, вы почувствуете запах мёда. (Мать-и-мачеха).

- Нет дерева милее и роднее! Чувства, которые оно вызывает, созвучны щедрой, отзывчивой и доброй душе русского человека. Много веков служит это дерево верой и правдой, принося пользу не только душе, но и телу. Это и знаменитый ______________ веник в бане, и  дёготь. Лечит кожные  заболевания, раны, язвы, ожоги (мазь Вишневского). (Береза).

- Это растение – частый гость приусадебных участков, и с ним приходится вести борьбу, как и с сорняками. Но он не зря проявляет такую навязчивость, ведь это растение – настоящий природный целитель, и лечебные свойства "ласточкиной травы" – так его часто называют в народе – наши предки применяли еще с незапамятных времен.

Назначается народными целителями для лечения широкого спектра заболеваний, а именно:
болезни и проблемы кожи. Сюда относят папилломы (бородавки, шпоры), мозолистые наросты, грибковые заболевания, в том числе и лишаи.

Если травку ты сорвешь,
Руки, знай, не ототрешь.
Доктор всех аптечных дел,
Кто лечит ранки? (Чистотел).

Ценное пряно-ароматическое растение, обладающее лечебными свойствами. Нередко можно встретить на приусадебных участках, как правило, в палисадниках вблизи дома, чтобы она всегда была "под рукой" для заварки ароматического чая.

Листья используются для ароматизации уксуса и в качестве добавки к чаю.
Ее используют для лечения заболеваний: ангины, фарингита, бронхита, бронхоспазма, ринита,  туберкулеза, гипертонии, стенокардии, бессонницы, депрессии, нервного возбуждения, стресса.

Вкусен чай и ароматен,
С ней он легок и приятен:
Листочки сорваны, помяты.
Что ты вдыхаешь? - Запах… (Мяты)

Физминутка.

- Название травы с латинского языка переводится как «тысяча листков», хотя наличие листьев на кусте не составляет такого огромного количества. А вот цветков в соцветиях на одном растении может быть намного больше. Для пчеловодов такая трава очень ценна, так как является прекрасным медоносом.

В основном же растение используется в следующих случаях: различные кровотечения, кишечные инфекции, ожирение, царапины, раны, ссадины, экзема, диатез, ожоги, воспаления десен, горла, угревая сыпь, фурункулы,  выпадение волос. (Тысячелистник).

   - Одно из самых почитаемых деревьев у славян. Славяне почитали ее не только как священное дерево, но и как дерево-мать. Она и накормит и обует и вылечит. Ложка, чашка, ковш, поднос и другие предметы обихода, вырезались из этого растения. А ещё она -  хороший медонос.

Отвар применяют при простудных заболеваниях, кашле, ангине. Свежие измельчённые листья прикладывали к ранам и ожогам. (Липа).

  - Это растение на Руси считали священным, у славян под ним проходили собрания, судилища, свадебные обряды.

Великан осенний рад

бурый свой надеть наряд.

С веток, словно для затей,

набросает желудей.

Настои применяют  в виде ванн как ранозаживляющее средство, при обморожении. Кору добавляют в состав зубных паст и эликсиров. (Дуб).

   - Это растение - дикорастущая роза. Распространён по всему миру, его густые колючие заросли можно встретить в лесу и на лугу, по берегам рек и в горах, в садах и парках. Весной эти заросли покрываются нежно розовыми цветами, наполняя воздух благоухающим ароматом.

    Это богатейшая копилка различных витаминов. Выпьешь полстакана отвара - запасешься бодростью на целый день. Замечательное растение, которое помогает укрепить весь организм.

   Если пить витаминный чай регулярно, грипп, ангина и другие болезни не смогут к вам подобраться. (Шиповник).

    - В Европе издавна это растение считалось одним из лучших для плетения венков.  В Швеции венок из него входит даже в изображение государственного герба. У русских во время праздника урожая первый сноп, украшенный этими цветами, ставили в красный угол дома.

   Венки  из этого растения крестьяне развешивали  в избах, чтобы не водились сверчки.                                                                                                                                                                                                    

Прекрасный медонос. А ещё люди из этого растения научились  делать краску. Помогает излечивать простуду и глазные болезни, болезни почек.

Назван он ласково именем мальчика, 
Дружит с ромашкою и с одуванчиком 
Строен и крепок его стебелёк, 
В поле растёт этот синий цветок. 
Как же прозвали его?.... (Василек).

        - Сегодня на уроке мы познакомились лишь с небольшим количеством лекарственных растений, существует ещё очень много других.

Все лекарственные растения охраняются государством, некоторые занесены в Красную книгу. Категорически запрещается собирать растения, занесённые в Красную книгу.

Многие лекарственные растения можно посадить возле жилых домов, на пришкольном участке. Это: календула, ландыш, земляника, чабрец, шиповник, берёза.

- Кто знает, где можно собирать, а где нельзя лекарственные растения и почему?

- А теперь поговорим, как правильно приготовить настой.

 1. Собери нужную траву в лесу.

 2. Высуши траву в прохладном, темном месте.

             3. Положи в стакан 1 ст. л. высушенной травы.

             4. Вскипяти воду.

 5. Залей кипятком.

 6. Настаивай 15-20 минут.

  1. Закрепление.

- Какие лекарственные растения вы сегодня узнали?

- Почему их надо охранять?

1. Задания на 17, 18 слайде.

2. Отгадывание кроссворда. (Приложение 3)

  1. Обобщение.

  1. Итог. 

- Молодцы. Вы все сегодня поработали хорошо. Замечательно справились с заданиями. За урок я поставила следующие оценки……


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по социально-бытовой ориентации в 9 классе по теме:"Трудоустройство. Выбор профессии".

Конспект урока по социально- бытовой ориетации в 9 классе по теме: "Трудоустройство. Выбор профессии"....

Конспект урока по социально-бытовой ориентировке 9 класс по теме "Моя семья" при надомной форме обучения.

Выбор темы урока "Моя семья" не случаен.  Роль семьи, при надомном обучении ребенка с ограниченными возможностями, очень велика. Только во взаимопонимании, поддержки и любви между...

Конспект урока по социально-бытовой ориентации "Бюджет семьи. Источники дохода", 10 класс

Конспект урока по СБО "Бюджет семьи. Источники дохода" для обучающихся 10 класса...

Конспект урока по социально-бытовой ориентировке "Приготовление первых блюд", 7 класс

Конспект урока по социально-бытовой ориентировке для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, 7 класс...