Конспект урока "Чтение и развитие речи"
план-конспект урока

Рак Галина Викторовна

Тема:«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»  А. С. Пушкин

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_i_razvitie_rechi.docx21.6 КБ

Предварительный просмотр:

Чтение и развитие речи.  7 класс.

1 четверть, урок № 22                        Дата: 07.10.2016г.

Тема:«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»  А. С. Пушкин

Задачи:

    1) учебно-коррекционная: познакомить с произведением А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановичеи о прекрасной царевне Лебеди»;

    2)  коррекционно-развивающая: развивать мышление, речь у обучающихся посредством составления полных ответов на вопросы, построения собственных высказываний;

    3) коррекционно-воспитательная: формировать умение слушать товарища, высказывать свое мнение;

Планируемые результаты:

  1. Предметные результаты:
  2. Формируемые БУД:

Познавательные (П): использовать логическиедействия(сравнение,анализ,синтез,обобщение,классификацию,установлениеаналогий,закономерностей, причинно-следственных связей) нанаглядном,доступном вербальномматериале,основепрактическойдеятельностивсосоответствии синдивидуальнымивозможностями

Регулятивные (Р): осуществлять самооценкуи самоконтрольвдеятельности,адекватнореагировать на внешний контрольи оценку,корректироватьвсоответствиис ней свою деятельность

Коммуникативные (К): слушатьсобеседника,вступатьвдиалоги поддерживать его,признаватьвозможность существованияразличныхточек зрения и права каждогоиметьсвою точку зрения, аргументироватьсвою позицию

Личностные(Л):  адекватно        эмоциональнооткликаться напроизведения литературы, музыки, живописии др.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: презентация,  иллюстрационный материал, учебник.

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

БУД:

Организационный

Приветствие учителя, проверка готовности обучающихся к уроку

Подготовка рабочих мест, рапорт дежурного.

Р

Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Плещеев А. Памяти Пушкина

Мы чтить тебя привыкли с детских лет,

И дорог нам твой образ благородный;

Ты рано смолк; но в памяти народной

Ты не умрешь, возлюбленный поэт!

Трудно найти человека, который бы не знал и не любил этого замечательного поэта. Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с произведением великого поэта и постараемся понять, за что любят Пушкина? Посмотрите на картинки и угадайте, что же это за произведение. («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановичеи о прекрасной царевне Лебеди»)

Постановка цели и задач урока.

Эмоциональное вхождение в урок.

Определяют тему урока, ставят индивидуальные задачи на урок.

К

Актуализация знаний.

-Назовите главных  героев этой сказки ( Царь Салтан, царица, Князь Гвидон, царевна- лебедь,  ткачиха с поварихой, сватьей бабой Бабарихой)

Работа с текстом.

Слайд №9  Прослушивание  отрывка (Три девицы под окном… до момента  В сени вышел царь – отец. Все пустились во дворец)

Анализ прослушенногоотрывка.

 1.Как вы думаете, можно определить по этому сюжету, кто из них положительный, а кто отрицательный герой сказки?  ( царь Гвидон,  третья сестрица, отрицательные обе сестрицы)

2. О чем мечтала каждая из них?  (соткать  полотно, приготовить пир, родить богатыря)

3.Сбылась ли их мечта?  (у всех)

4. Стали ли они счастливыми?

5. Какие строки доказывают, что они не обрели счастья? ( В кухне злится повариха, плачет у станка ткачиха.И завидуют оне государевой жене)

Работа в группах.

Работа с презентацией.

П, К

Первичное усвоение новых знаний.

6. Найдите строчки в которых , показаны как они добиваются того чего хотели?

"Делать нечего: бояре,

Потужив о государе

И царице молодой,

В спальню к ней пришли толпой

Объявили царску волю

Ей и сыну злую долю,

Прочитали вслух указ,

И царицу в тот же час

В бочку с сыном посадили,

Засмолили, покатили

И пустили в Окиян -... "

6.  За какие черты характера автор их наказал в сказке? ( зависть, обидчивость, злопамятность, мстительность)

7.  К каким героям можно отнести сестер и их мать? ( к отрицательным)

Знакомство с произведениями.

Работа с презентацией, учебником:

  • метод объяснительного чтения
  • метод  выборочного чтения.

Отработка произносительных навыков, интонации;

Упражнения в выразительном чтении;

П, Л

Первичная проверка понимания

Скажите, антоним отрицательным героям -( положительные герои)

Есть в сказке положительные герои? ( Да, первый -князь Гвидон.)

- Дайте характеристику этому герою (князь Гвидон отважный,  смелый, настойчивый, гостеприимный)

- Подтвердите строчками из сказки свои слова.  ( К морю лишь подходит он, вот и слышит будто стон…), 4 подтверждения

Следующий герой, героиня царевна- лебедь.

 Какие черты характера подойдут ей? царевна – Лебедь благородная, мудрая

( Век тебя я не забуду, Ты найдешь меня повсюду…) и другие.

- Вспомните,  как Лебедь отблагодарила князя Гвидона?

Первичное восприятие текста. 

Читают ученики.

Обсуждение первого впечатления от прослушанного рассказа.

К, Л

Физпауза

(гимнастика для глаз, осанки).

Р

Первичное закрепление

Дети зачитывают отрывки о 3 чудесах

- О каком числе идет речь? Как можно назвать данное число? ( магическим)  Назовите сказки в которых встречается число 3 .

Слайд №13 Сейчас мы прослушаем музыкальное произведение  “Три чуда” Римского-Корсакова. А вы постарайтесь определить характер музыки:

1) белочка;

2) тридцать три богатыря;

3) Царевна-Лебедь.

-Какая музыка была у белки?

–Почему у белки такая музыка? Композитор взял за основу мелодии белки русскую народную песню “Во саду ли, в огороде”.

- О каком чуде говорится во втором отрывке ( 33 богатыря)

- Какая музыка была самая нежная?

– Какого персонажа нам она показала?

– Почему она такая?

Знакомство с художником Михаилом Александровичем Врубелем.

На экране слайд “Великий русский художник Михаил Александрович Врубель”

Великий русский художник М.А.Врубель(1856-1910) специально к этой сказке написал прекрасную картину “Царевна-Лебедь”.

Творческое задание

Коллективное задание

Беседа

Составление ответов на вопросы.

Проблемное задание.

П, Р

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Подведение итогов занятия

Беседа

П, К

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Читать, отвечать на вопросы по учебнику, кратко пересказывать.

Обсуждение  выполнения домашнего задания

Р

Рефлексия

- Что нового Вы сегодня узнали на уроке?

- Какой фрагмент урока Вам больше всего понравился?

- Что хотели бы узнать ещё?

Рефлексия: «На уроке я узнал …»

«Мне было интересно …»,  «Я должен поработать над …»

Р, Л


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по развитию речи в 1 классе школы 1,2 вида

Обучение разговорной речи осуществляется на всех уроках  по всем учебным дисциплинам и во  внеурочное время.В соответствии с ведущими принципами обучения произношению и развития речив школах...

Конспект занятия по развитию речи для детей с ОНР на тему « Зимующие птицы»

Конспект данного занятия разработан для старшей группы логопедического сопровождения  детей с ОНР....

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе "Где моя мама?"

Методическая разработка занятия по развитию речи в  младшей группе....

конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с.

Упражнение в сравнении и различении, правильном произношении звуков в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического слуха и логического мышления и внимания. Упражнение  в звуковом ...

План- конспект урока по развитию речи"Что такое тип речи".

План- конспект урока по развитию речи " Что такое ти речи"....

Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".

Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...

Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста 5 - 6 лет «Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч»

Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста 5 -6 лет «Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч»...