Коррекционная работа учителя-дефектолога
методическая разработка

Статья в методическом сборнике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korr_rabota_ud.docx18.67 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционная работа учителя-дефектолога

с младшими школьниками с задержкой психического развития.

Для успешного систематического обучения и усвоения необходимого объема знаний, умений и навыков ребенок должен достичь определенного уровня физического и психического развития: знаний и представлений об окружающем мире; умственных операций, действий и навыков; речевого развития; познавательной активности; регуляции поведения.

В последнее время значительную часть неуспевающих младших школьников составляют дети с задержкой психического развития. Задержка психического развития (ЗПР) - нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (внимание, восприятие, память, мышление, эмоционально-волевая сфера, моторика) отстают в своем развитии от психологических норм для данного возраста.

Особенности внимания характерные для детей с ЗПР:

- недостаточная целенаправленность и организованность внимания,

- низкая концентрация внимания, неспособность ребенка долго сосредоточиться на задании, на какой-либо деятельности,

- быстрая отвлекаемость внимания, истощаемость и утомляемость,

- низкий уровень устойчивости внимания, дети не могут длительно заниматься одной и той же деятельностью.

Особенности восприятия детей с ЗПР:

- недостаточная полнота и точность восприятия связана с нарушением внимания,

- замедленность восприятия и переработки информации для полноценного восприятия,

- низкий уровень аналитического восприятия, ребенок не обдумывает информацию, которую воспринимает,

- наиболее грубо нарушены более сложные формы восприятия, требующие участия нескольких анализаторов и имеющих сложный характер (зрительно - моторная координация).

Специфические особенности памяти детей с ЗПР:

- снижение объема памяти и скорости запоминания,

- трудности при воспроизведении информации,

- преобладание наглядной памяти над словесной.

Общие недостатки мышления и речи детей с ЗПР:

- недостаточная сформированность познавательной мотивации (отказ выполнять трудную задачу, подмена задачи более легкой, игровой);

- отсутствие выраженного ориентировочного этапа при решении мыслительных задач, дети начинают действовать сразу;

- недостаточное развитие способности к сравнению, сложности при классификации и сериации, трудности при анализе (синтезе) и обобщении материала;

- шаблонность деятельности, стереотипность действий, неумение мыслить абстрактными категориями;

- уровень наглядно - образного мышления довольно высок, а абстрактно - логический уровень мышления оказывается недостаточным;

- ограниченность и неточность словарного запаса, аграмматизмы, недостаточное развитие связной речи.

Данные особенности приводят к тому, что оказываемая педагогами индивидуальная помощь в большинстве случаев не ведет к преодолению отставания. Из-за накапливающихся пробелов в знаниях, поведенческих проблем младшие школьники все в меньшей мере усваивают новый материал и фактически выпадают из учебного процесса. Такие дети нуждаются в коррекционной помощи специалиста.

Дефектолог - специалист, занимающийся развитием, обучением и воспитанием детей с умственными, психическими и физическими нарушениями. Основными направлениями работы дефектолога являются:

- сенсорное и сенсомоторное развитие; коррекция пространственно - временных понятий и ориентировки;

- развитие и коррекция познавательных процессов (внимание, восприятие, память, мышление, воображение);

- формирование разносторонних знаний и представлений о предметах и явлениях окружающего мира;    

- формирование математических представлений (количественных, порядковых,  пространственных, временных), умение решать задачи;

- развитие речи (обогащение и уточнение словаря, коррекция недостатков лексико - грамматического строя речи; развитие связной речи);

- умственное развитие (формирование соответствующих возрасту интеллектуальных умений, приемов умственной деятельности).

Коррекционная работа проводятся дефектологом в соответствии с образовательной  программой по специально разработанной программе. Цели и задачи, структура и содержание, демонстрационные и раздаточные материалы подбираются  в соответствии с темой занятия и видом нарушения, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. На занятиях используются словесные, наглядные и практические методы и приемы. Из-за особенностей развития познавательных процессов детей необходимо активно применять наглядность (демонстрационный и раздаточный материал) в сочетании со словом и разнообразные задания для закрепления материала.

Эффективно использование в коррекционной работе дефектологом различных дидактических игр, помогающих сделать учебный материал привлекательным, облегчающих процесс усвоения знаний, позволяющих индивидуализировать работу с учетом возможностей младших школьников с задержкой психического развития в соответствии с программными требованиями; учащих детей проявлять самостоятельность, преодолевать трудности для достижения результата, работать в коллективе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ-ДЕФЕКТОЛОГОВ В СТАРШИХ КЛАССАХ ШКОЛЫ VIII вида

В своей работе учителя-дефектологи опираются как на общепедагогические принципы организации образовательного процесса в условиях школы, так и на специфические принципы специальной педагогики, которые ...

Коррекционная работа учителя - дефектолога и взаимодействие с семьёй.

В данной статье обсуждается роль дефектологов в комбинированных садах и формы работы в смешанных группах, где воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья. Также рассмотрена система взамо...

«Средства занимательной математики в коррекционной работе учителя – дефектолога с детьми с ДЦП (младший дошкольный возраст)»

quot;Средства занимательной математики в коррекционной работе учителя - дефектолога с детьми с ДЦП (младший дошкольный возраст)"...

Вариативные формы коррекционной работы учителя-дефектолога с учащимися с умеренной умственной отсталостью по формированию коммуникативных компетенций в условиях реализации ФГОС ОВЗ

Включение детей с F71 в образовательный процесс побуждает специалистов искать новые формы работы по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация»....

Статья "Методы и технологии коррекционной работы учителя-дефектолога"

В статье представлены методы и технологии, используемые в работе учителя-дефектолога....

«Сенсорное развитие, как одно из направлений коррекционной работы учителя- дефектолога»

Цель коррекционной работы учителя-дефектолога по развитию сенсорной сферы обучающихся – усилить, сбалансировать и развить обработку сенсорных стимулов центральной нервной системы. Учитель-дефект...

«Использование лэпбука в коррекционной работе учителя – дефектолога с детьми с ОВЗ»

Лэпбук – это современное доступное средство обучения, способствующее взаимодействию участников коррекционно-развивающего процесса и отвечающее требованиям ФГОС к предметно-развивающей среде....