Вариативные формы коррекционной работы учителя-дефектолога с учащимися с умеренной умственной отсталостью по формированию коммуникативных компетенций в условиях реализации ФГОС ОВЗ
материал

Жидовкина Светлана Анатольевна

Включение детей с F71 в образовательный процесс побуждает специалистов искать новые формы работы по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zhidovkina_s.a.docx28.99 КБ

Предварительный просмотр:

Жидовкина Светлана Анатольевна, учитель-дефектолог

Вариативные приемы коррекционной работы при формировании коммуникативных компетенций у учащихся с ОВЗ (с F 71).

Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа № 3 г. Тулуна»

Включение детей с F 71 в образовательный процесс побуждает специалистов искать новые формы работы по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация».

Познание окружающей действительности начинается с анализа той информации, которой ребенок получает при визуальном наблюдении, в звуках, запахах, разных вкусах. У детей с F 71 развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира отстает по срокам формирования и проходит неравномерно. Поэтому коррекционную работу необходимо начинать с формирования базовых представлений.

        Использование нетрадиционных форм в коррекционной работе   с  «безречевым»  ребенком  покажу на примере обучающейся  по индивидуальному учебному плану для детей с умеренной, тяжелой и глубокой  умственной отсталостью (ИН), (обучающихся на дому), (вариант 2)  3 класса.

Александра С. 12 лет. Обучается третий год. 

При подготовке к занятиям приходится использовать несколько методик для восприятия учащимся информации в максимальном объеме и  формирования мотивации к дальнейшему познанию.

Исходя их индивидуальных особенностей, определила вариативные пути и условия формирования коммуникативных компетенций с акцентированием приоритетных, разработала систему приёмов с поэтапным развитием механизмов компенсации, на основе которых развиваются межанализаторные ассоциации, создавая основу для успешного формирования коммуникативных умений. В рамках одного занятия старалась решать несколько разноплановых задач (интегративный характер занятий).

Содержание работы по формированию коммуникативных компетенций у учащейся с F 71

Первый  год обучения (1 класс) является начальным этапом, который решает задачи выработки языковых умений и сенсомоторных эталонов, необходимых для формирования общения. Важным является «закладка фундамента» предпосылок общения. На данном этапе проходит обогащение предметного словаря. На данном этапе используется:

  • Работа с символами и реальными предметами.
  • Обучение в соотнесении реальных предметов и их изображений на картинах, схемах, пиктограммах. Тем самым проходит активизация пассивного словаря и способность к коммуникации при помощи предметов.
  • Работа по развитию внимания и зрительного восприятия (рассматривание и деталей изображённых предметов (игры «Найди пару»).
  • Формирование представлений о схемах лица и тела (рассматривание себя в зеркале и формирование умения находить свои части тела по показу и по образцу).
  • Просмотр презентаций, рассматривание предметных картин по лексическим темам для расширения понятийного словаря.
  • Интерактивные игры, прослушивание аудиозаписей с узнаванием голосов животных и птиц, звуков природы.
  • Начальные попытки отвечать на вопросы и просьбы с помощью картинок или схем с использованием указательного жеста.
  • Узнавание эмоциональных состояний на картинках, имитация их с помощью собственной мимики, узнавание сходных. 
  • Изготовление и составление разрезных сюжетных и предметных картинок по пройденным лексическим темам.

На втором году обучения (2 класс) осуществляется расширение предметного словаря и работа с глаголами (предикативный словарь):

  • Слушание сказок и рассказов с рассматриванием сюжетных картин.
  • Рассматривание серий сюжетных картин с соотнесением рассказа педагога с определенной картиной и определение последовательности действий, раскрашивание новых сюжетов.
  • Составление разрезных предметных и сюжетных картин при  работе над произведением (формирование целостного восприятия  и наглядно-действенного мышления).
  • Использование заданий на развитие зрительно-моторной координации - мелкой моторики рук и артикуляционной моторики (рисование геометрических фигур, элементов букв и цифр).
  • Работа по имитации действий по сюжетным картинам и по карточкам PECS (воспроизведение движений, изображённых на сюжетной картинке).
  • Развитие тактильного восприятия (узнавание на ощупь различной фактуры предметов с использованием тактильных дощечек, объемных и плоскостных геометрических фигур «Найди такую», заданных игрушек по словесной инструкции).
  • Голосовые подражания голосам животных по картинкам «Как кричит» (собака, лошадь, корова и другие).
  • Изготовление книжек-малышек по прослушанным произведениям. 

На третьем  году обучения (3класс) проходит расширение и уточнение пассивного словаря признаков и глаголов:

  • Развитие слухового восприятия (выполнение музыкальных имитационных игр Железновых, узнавание сходных по звучанию шумовых коробочек, музыкальных игрушек, узнавание бытовых шумов и соотнесение их с изображенными предметами).
  • Выполнение подражательных движений - действий по сюжетным картинкам.
  • Развитие зрительно-моторной координации (поиск предметов на ощупь в песочном бассейне, крупе, в мешочке; вышивание).
  • Работа по простейших  классификаций (игры «Накорми животных», «Детеныши», «Птицы-животные-рыбы»).
  • Выработка устойчивости, переключаемости, увеличения объёма зрительного внимания и памяти (расположение предметов по памяти на плоскости вверху, внизу, справа, слева, запоминание предметных картинок из карточки «Лото» по памяти, нахождение названных наложенных изображений, корректурные пробы по образцу с четкой последовательностью нахождения заданных символов букв, слогов, слов, фигур и знаков); конструирование предметов по схеме «Танграм», «Узоры из треугольников», из строительного материала по образцу.
  • Работа по совершенствованию графических навыков: копирование узоров (коррекция оптической дисграфии).
  • Уточнение слухового образа звуков «Найди букву».
  • Глобальное письмо по лексическим темам (названия продуктов, животных, цвета), письмо имени и фамилии.
  • Изготовление карточек, книг по глобальному чтению (предметная картинка и название предмета).
  • Расширение словаря по лексическим темам (изготовление лепбука по теме «Профессии»).
  • Составление предложений по «Говорящим картинкам» (И.Н.Ананьевой) по словесной инструкции педагога.

        На всех этапах работы привлечение внимания   к заданиям проходило через сформированный у учащейся интерес к продуктивным видам деятельности: процессу рисования, лепке, аппликации. Учащаяся включается во внеурочную жизнь класса и школы. Участвует в школьных конкурсах рисунков, в акциях, в школьных праздниках.  

Определяя содержание развивающих занятий, необходимо акцентировать внимание на выборе посильных требований к учащейся. Интерес к занятию учащаяся проявляла только тогда, когда использовались яркие новые игровые задания или  при частой смене видов деятельности. Только вариативность и интегрированный подход в использовании учебного материала помогает   активизировать речевую активность и помогает сохранить познавательный интерес.

Организовывая педагогический процесс с использованием разнообразных форм воздействия, безусловно, исходим от интересов и возможностей детей. Такие формы являются перспективными в коррекционно - развивающей работе с «безречевыми» детьми с F 71.

Эффективность описанных приемов работы возможна только при систематическом использовании в условиях коррекционной работы, при терпеливом и внимательном отношении к «безречевому» ребенку.

Проводимая работа способствует  формированию коммуникативных компетенций и формированию желания использовать вербальные средства общения. Какие бы формы работы не использовались в работе с учащимися, важно дать возможность неговорящему ребенку быть услышанным окружающими людьми.

Сложно сказать, научатся ли некоторые из этих детей читать, писать, как в дальнейшем сложится жизнь каждого ребенка, будут ли находиться рядом люди, которые смогут помочь им. Важно на каждом этапе обучения создавать условия для того, чтобы ребенок обрел уверенность в себе, стал самостоятельным и независимым.

Использованная литература:

  1. Кириллова  Е.В., Мамаева  А.В. Формирование коммуникации у безречевых детей 7—9 лет со сложной структурой дефекта // Детская и подростковая реабилитация. 2007 № 2
  2. Лынская М.И. неговорящих детей с использованием инновационных технологий: [пособие для учителя-дефектолога] /М.И. Лынская; под ред. С.Н. Шаховской. — М.: ПАРАДИГМА, 2012
  3. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010
  4. Штягинова  Е.А. Альтернативная коммуникация. Методический сборник. Новосибирск: Городская общественная организация инвалидов «Общество ДАУН СИНДРОМ», 2012

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-ориентированный подход как важнейший фактор повышения эффективности и качества обучения, а также формирования общих компетенций в условиях реализации ФГОС .

В данной статье обоснована актуальность практико-ориентированного обучения и намечены цели и задачи педагога по раализации данного подхода в образовательном процессе....

мастер-класс по теме "Формирование коммуникативных УУД в условиях реализации ФГОС"

данная работа содержит материал на тему "Формирование коммуникативных  УУДв условиях реализации ФГОС", где освещаются вопросы новых требований, предъявляемых к современному уроку и ученику, рассм...

Внедрение современных педагогических технологий, применение системно-деятельностного подхода в практику основной школы с целью формирования ключевых компетенций как условия реализации ФГОС второго поколения.

Цель: показать значимость внедрения современных педагогических технологий и применения системно-деятельностного подхода в практику основной школы с целью формирования ключевых компетенций как условия ...

" Использование технологии критического мышления на уроках иностранного языка для формирования коммуникативной компетенции в условиях реализации ФГОС нового поколения.

Использование технологии критического мышления на уроках иностранного языка для формирования коммуникативной компетенции в условиях реализации ФГОС нового поколения....

Изучение опыта работы российских и зарубежных специалистов по теме: «Пути повышения эффективности учебного процесса по развитию коммуникативных функций учащихся с умеренной умственной отсталостью»

Изучение опыта работы российских и зарубежных специалистов по теме:«Пути повышения эффективности учебного процесса по развитиюкоммуникативных функции учащихся с умеренной умственнойотсталостью&r...

Статья "СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ."

В статье описаны особенности адаптаци в школе детей с УИН. А также приемы работы, которые я успешно использовала в своей практике....